Студия декоративно —прикладного творчества «Медуница»
Работа студии по дополнительной общеобразовательной программе «Природа и фантазия» направлена на изучение теоретических и практических основ фитодизайна: основных понятий, законов, принципов, техник и технологий.
Творческая мастерская студии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная образовательная программа объединения «Природа и фантазия» | 268.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Оричевский районный Дом детского творчества
пгт. Оричи Кировской области
Принята методическим советом Утверждаю:
Оричевского Дома творчества Директор Оричевского
«26» сентября 2003 г. Дома творчества
Протокол № 1 Т.Ю.Соколова
«26» сентября 2003 г.
Дополнительная образовательная программа
объединения «Природа и фантазия»
Направленность: эколого – биологическая
Возраст детей: 7-15 лет
Срок реализации: 4 года
Руководитель объединения и
автор – составитель программы
Симанова Галина Владимировна
педагог дополнительного
образования
пгт Оричи
2003 г.
Пояснительная записка
В.А. Сухомлинский писал: «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть же перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких трепетных звуках, в сказках, в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям через неповторимое творчество – верная дорога к сердцу ребенка».
Для успешного вхождения в новый неизведанный мир прекрасного и продвижения в нем к желанной цели у человека должен быть развит эстетический вкус, художественные потребности.
На это и направлена программа дополнительного образования «Природа и фантазия», которая не только расширяет знания экологии, биологии, природоведения, но и дополняет их.
Программой предусматривается изучение теоретических основ фитодизайна: основных понятий, законов, принципов, техник и технологий.
Фитодизайн – это жанр декоративно-прикладного искусства, связанный с растительным материалом и композициями из него, подразделяется по видам материалов и объемом работ.
Фитодизайн в разных его формах появился на земле одновременно с человеком разумным. В России он имеет глубокие корни в народном творчестве, традициях и обрядах. Вятский край всегда имел и имеет сейчас своих мастеров поделок – из капо-корня, плетения из соломки, лозы и бересты, любителей букетов из живых и засушенных цветов.
Творческая работа с природным материалом, ребенок приобретает как бы второе зрение: в каждом цветке, травинке он учиться видеть неповторимую красоту, художественный образ. На занятиях дети знакомятся с историей древнего искусства аранжировки цветов: учатся составлять композиции из растительного пуха и плоско засушенных растений.
Новизна программы:
- Вариативность программы (взаимозаменяемость разделов).
- Комплексность – освоение одновременно нескольких видов деятельности.
- Самореализация каждого ребенка.
- Возможность самоутвердиться в том виде творчества, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности.
- Формирование познавательных интересов и потребностей через многообразие и доступность материалов.
- Формирование способностей работать в разновозрастном коллективе.
- Решение проблемы утилизации отходов, что позволяет осуществлять экологическое воспитание детей.
Классификация программы
- По направленности деятельности – эколого-биологическая.
- По образовательным областям – предпрофильная.
- По форме реализации – стационарная.
- По возрасту воспитанников - 7-15 лет.
- По форме обучения – групповая.
- По продолжительности реализации – 4-х годичная.
- По типовому признаку – модифицированная.
Основная цель программы – формирование экологической культуры детей и подростков через работу с природным материалом.
Задачи обучения:
Образовательные:
- сформировать основы экологический знаний о растительности родного края;
- углубить знания по ботанике, экологии, истории, народному творчеству;
- формировать умения и навыки по заготовке растений в соответствии с принципами охраны природы и природопользования;
- сформировать умения и навыки работы с различными материалами.
Воспитательные:
- формировать эстетическую и экологическую культуру воспитанников;
- воспитывать творческую, социально-активную личность, сознательно развивающую свои способности для успешной в дальнейшем жизнедеятельности;
- воспитывать потребность в самоопределении и самовыражении воспитанника посредством выбранной сферы деятельности, в самоутверждении посредством участия в массовых мероприятиях и выставках, конкурсах разного уровня, самореализации в своих творческих работах;
- формировать эмоционально-ценностные отношения к миру, себе, к природе;
- воспитывать бережное отношение к природе и культурным ценностям, экологии окружающей среды.
Развивающие:
- способствовать развитию и совершенствованию основных психологических процессов личности воспитанников (внимание, воля, чувства, память, мышление, воображение);
- способствовать развитию направленности личности воспитанника (познавательные интересы, убежденность, мировоззрение) через содержание учебного материала, деятельности воспитанников на занятиях, общение;
- развивать творческие способности при выполнении заданий различного уровня сложности с целью формирования знаний, умений и навыков в системе.
Теоретической базой программы являются идеи:
- Осипова Н.В. – «Аранжировка цветов – это творчество, которому нужно посвятить все свободное время».
- Быгородского Л.С. – «Вне деятельности нет развития».
Ведущими идеями являются:
- Идея интеграции, предполагающая объединение всех воспитательных сил (педагог ДТ – школа - общество) в единый педагогический процесс.
- Идея личностно-ориентированного подхода, т.е. развитие личностных особенностей ребенка в процессе обучения и воспитания.
- Идея сотрудничества, предполагающая совместную деятельность всех участников образовательного процесса (дети – родители – педагог).
- Идея сотрудничества – создание основной системы взаимоотношений в группе, в результате которой каждый раскрывается и совершенствует творческие способности.
Авторский вклад в программу заключается в разработке и составлении учебно – методического комплекса программы, авторских идей использования природного материала, его заготовки и технологий хранения. Основу данной программы составляет практическое освоение разных техник работы с природным материалом и поэтапное освоение теоретических знаний и терминологии.
Принципы обучения:
- индивидуальный подход к каждому воспитаннику и дифференциация процесса обучения;
- гуманизм и демократизация педагогических отношений;
- педагогическая любовь к детям, заинтересованность в судьбе ребенка, вера в ребенка, сотрудничество, положительная стимуляция, право ребенка на свой выбор, соблюдение конвенции о правах ребенка;
- личностная ориентация педагогического процесса;
- сохранение физического, психического, социального здоровья всех участников образовательного процесса.
Обучаться по программе могут все желающие дети в возрасте 7-15 лет.
Полный курс обучения состоит из двух разделов:
- «Развитие творческих способностей» - 1 год обучения.
- «Флористика» - 3 года обучения.
Программа рассчитана на 792 часа.
1 год обучения 4 часа в неделю 144 часа в год
2 год обучения 6 часов в неделю 216 часов в год
3 год обучения 6 часов в неделю 216 часов в год
4 год обучения 6 часов в неделю 216 часов в год
Наполняемость групп:
15 человек – 1 год обучения
12 человек – 2 год обучения
10 человек – 3 год обучения, 4 год обучения
Данная программа позволяет сочетать индивидуальную форму познавательной деятельности воспитанников с групповой.
Программой предусматривается разнообразие форм обучения:
- учебное занятие;
- игра;
- познавательные игры;
- видеозанятие;
- викторины;
- защита творческих проектов;
- путешествие;
- экскурсия;
- творческие выставки.
Основной формой обучения является учебное занятие.
Программой предусмотрены также формы воспитательной работы:
- мероприятие – события, занятия;
- дела – общая работа, важные события коллектива, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самому себе;
- игры.
Типы учебных занятий:
- изучение нового материала;
- самостоятельная работа;
- обобщающее повторение;
- контрольно-учетное занятие;
- комбинированное.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- проблемный;
- частично-поисковый;
- творческий.
Приемы обучения:
- словесные – рассказ, беседа;
- наглядные – таблицы, схемы, видеофильмы;
- практические – самостоятельная, практическая работы.
Работа с родителями:
- открытые занятия для родителей;
- собрания родительские;
- совместное проведение мероприятий;
- помощь детям в использовании поделок.
Психологические особенности детей подросткового возраста
(с 7 до 15 лет)
Это период, когда на первое место выходит установление взаимоотношений с окружающими, идет бурное психическое и половое развитие, повышается возбудимость нервной системы – повышенная раздражительность, чрезмерная обидчивость, резкость. Велика ценность дружбы, коллектива, сверстников. Общественно-полезная деятельность удовлетворяет потребность взрослеющего подростка в общении со сверстниками, самоутверждении.
Усвоение различных внешних признаков взрослости делает ребят взрослыми в собственных глазах. Поэтому важно, чтоб они видели стоящий пример для подражания.
Если подросток занят только учебой, не имеет серьезных обязанностей, находиться под постоянной опекой родителей и общества – это тормозит его взросление. Поэтому необходимо: увеличивать, разнообразить информацию, получаемую подростком, способствовать самостоятельности детей и их общению с товарищами – это ускоряет взросление.
Общение с природой и искусством, воспитание чувства прекрасного помогает снять отрицательные эмоции воспитанника, которому он подвергается в этом периоде развития. Конкурсы и выставки работ, их обсуждение и интерес к предмету дает подростку стимул к поиску новой информации. Он ходит на выставки, в музеи, посещает библиотеку. Так формируется мотивация и большой интерес к предмету «Флористика», а также самоутверждение воспитанника.
Программа является средством социальной адаптации личности, где в течение 4-х лет предусмотрены совместные мероприятия и выставки для воспитанников разных возрастов. В программе предусмотрены элементы спортивно-оздоровительные экскурсии и походы на природу.
Программа развивает художественную одаренность детей при составлении композиций эскизов к ним. В ней так же присутствуют элементы учебного исследования при заготовке природного материала.
Прогнозируемый результат
К концу обучения выпускник должен владеть знаниями, умениями, навыками в области экологической культуры, уметь самостоятельно выполнять работы, запланированные программой: уметь работать с природным материалом, знать правила заготовки природного материала, составлять композицию венок к новому году, уметь работать с инструментами и материалами.
1 год обучения
Задачи:
- овладеть основами знаний и умений, необходимыми для рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;
- формировать творческое мышление;
- развивать наблюдательность, память, воображение;
- обучить основам технологии и техники работы с природным материалом;
- воспитывать коммуникабельность, культуру взаимоотношений.
Учебно-тематический план 1 года обучения
Количество часов – 144
Наименование темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | |
1. Введение в предмет | 4 | 4 | - |
2. Страна Листопандия | 28 | 4 | 24 |
3. Королевство спелых ягод, фруктов, овощей | 8 | 2 | 6 |
4. Лесное царство | 22 | 4 | 18 |
5. Соломенное царство | 28 | 10 | 18 |
6. Снесла курочка яичко | 16 | 4 | 12 |
7. Цветочная страна | 16 | 4 | 12 |
8. Зачетная работа по пройденному материалу за год | 12 | - | 12 |
9. Массовые мероприятия | 8 | - | 8 |
10. Итоговое занятие | 2 | 2 | |
Итого: | 144 ч. | 32 | 112 |
Содержание программы 1 года обучения
- Введение в предмет
Теория: Знакомство с детьми. Предъявляемые требования к кружковцам. Запись в группы. Знакомство с терминами. Путешествие в мир природы:
- знакомство с природным материалом;
- показ поделок из природного материала.
Инструменты и правила работы с ними: ножницы, шило, пинцет (Приложение № 1).
Дополнительные материалы: клей, цветная бумага, кисточки, картон, гуашь, лак мебельный, красители, плита ДВП.
- Страна «Листопандия» («Золотая осень»)
Теория: Знакомство со страной, где живут листья. Роль растений в жизни человека. Охрана природы. Правила сбора растений и природного материала. Их засушивание и хранение. Техника безопасности при работе с природным материалом (Приложение № 2).
Чтение стихов, рассказов о древних кустарниках. Загадки. Знакомство с осенними явлениями в жизни растений. Составление композиций по способу аппликации из засушенного растительного материала.
Аппликация – способ создания художественных работ путем наклеивания кусочков различного материала. Виды аппликации: предметная, декоративная, сюжетно-тематическая.
Цветоведение. Палитра красок в различные времена года. Символика цвета.
Практика: Экскурсия в парк, сад, сбор осенних листьев и трав. Экологические игры «С какого дерева листок», «1,2,3. Это дерево найди».
Аппликация из засушенных растений (Приложение № 3).
Предметная аппликация: «Грибы», «Птицы», «Мое любимое животное», «Подводный мир», «Бабочки», «Сказочная птица», «Человечки из листьев».
Сюжетная аппликация: «Осенний пейзаж», «Звери в лесу», «Цветы в вазе», «На морском дне».
Декоративная аппликация: Декоративная тарелка, салфетка.
- Королевство спелых ягод, фруктов, овощей
Теория: Разнообразие овощей и фруктов. Загадки, стихи об овощах и фруктах. Что можно сделать из овощей и фруктов.
Практика: Поделки из овощей и фруктов «Чудо с огорода», викторина, кроссворд «Овощи. Фрукты».
Поделки из ягод: бижутерия: бусы, браслет.
- Лесное царство
Теория: Знакомство с лесным царством (Приложение № 4). Хвойные растения. Шишки. Корни. Желуди. Орехи. Гриб-Трутовик. Стихи, загадки, кроссворды.
Вторая жизнь дерева. Техника заготовки опила. Техника составления миниатюр из перечисленных материалов.
Практика: Экскурсия в лес. Изготовление каждым учеником по одной миниатюре из шишек, желудей, скорлупы грецких орехов. Составление композиции из цветного опила по самостоятельному сюжету. Новогодние композиции.
- Соломенное царство
Теория: Необыкновенная соломка (Приложение № 5). Использование соломы злаковых растений. Заготовка. Простейшие приемы обработки соломы. Тонирование. Инструктаж по технике безопасности.
Практика. Составление композиций по способу аппликаций.
- Снесла курочка яичко
Теория: Скорлупа плюс фантазия. Техника обработки яичной скорлупы (Приложение № 8). Изделия из яиц и скорлупы. Пасха. Обряды и обычаи. Пасхальные атрибуты (Приложение № 6, 7).
Практика: Изготовление изделий из яиц. Пасхальные композиции. Писанки.
- Цветочная страна
Теория: Знакомство с сухоцветами (Приложение № 9). Правила сбора растений. Их хранение.
Практика: Составление букетов из сухоцветов. Фантазийные цветы.
- Зачет по пройденному материалу за год
Выполнение творческих работ по изученным темам: страна листопадия, соломенное царство. Оформление и проведение выставки: зеркало природы, выставки декоративно прикладного творчества.
- Массовые мероприятия
Кружковцы участвуют во внутрикружковых мероприятиях и мероприятиях, проводимых в Доме творчества. День здоровья, новогодняя елка, чаепития, в районных и областных выставках.
- Итоговое занятие. Подведение итогов за год, задание на лето. Чаепитие.
Ожидаемый результат 1-го года обучения
К концу изучения 1 раздела программы воспитанники должны знать:
- особенности работы с природным материалом;
- инструменты, правила работы с ними;
- растения родного края, различать деревья, кустарники, плоды;
- правила заготовки природного материала;
- методику установки новогодних композиций, аксессуаров к ним;
- понятие о цвете: теплые, холодные.
К концу изучения 1 раздела воспитанники должны уметь:
- работать с инструментами и материалами;
- засушивать растения;
- составлять композиции к новогодним праздникам;
- правильно организовывать рабочее место.
2 год обучения
Задачи:
- дать основы знаний по флористике;
- овладеть знаниями и умениями по заготовке растительного материала и выполнение простейших работ из растений;
- углубить знания воспитанников по ботанике, народному творчеству;
- развивать память, фантазию, наблюдательность;
- формировать основы эстетической и экологической культуры;
- воспитывать творческую личность, развивать самостоятельность.
Учебно-тематический план 2 года обучения
Количество часов – 216
Наименование темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | |
1. Введение во флористику | 2 | 2 | - |
2. Заготовка растительного материала | 15 | 3 | 12 |
3. Оформление флористических картин. | 20 | 3 | 17 |
4. Составление флористических композиций из засушенного материала | 35 | 3 | 32 |
5. Аранжировка | 3 | 3 | - |
6. Заготовка растительного материала. Аксессуары для букета. | 15 | 3 | 12 |
7. Рождественские композиции | 20 | 3 | 17 |
8. Составление композиции из соломки | 35 | 3 | 32 |
9. Изделия из вербы | 15 | 1 | 14 |
10. Опил | 18 | 3 | 15 |
11. Творческие работы | 20 | - | 20 |
12. Массовые мероприятия | 3 | - | 3 |
13. Итоговое занятие | 15 | - | 15 |
Итого: | 216 | 27 | 189 |
Содержание программы 2 года обучения
- Введение во флористику
Теория: Ознакомление с терминами «Флора», «Флористика» (Приложение № 10). Инструменты и материалы, необходимые для занятий флористикой (Приложение №1).
- Заготовка растительного материала
Теория: Знакомство с методами и способами заготовки растительного материала (Приложение № 2):
А) гербарный – плоскостной метод;
Б) сохранение объема – объемный.
Практика: Организуются экскурсии в лес, парк для сбора растительного материала. Дается задание на дом для самостоятельной заготовки растений гербарным способом. Сбор соломки. Первичная обработка для хранения.
- Оформление флористических картин
Теория: Порядок оформления готовой флористической картины. Материалы для основы. Техника изготовления петель. Материал для фона. Застекление, окантовка, написание паспорта.
Практика Изготовление петелек. Оформление паспарту с прямоугольным, овальным и круглым вырезом.
- Составление флористических композиций из засушенного материала
Теория:. Техника выполнения работ из цельного засушенного материала (художественный гербарий, панно). Композиция из цельных лепестков и цветов. Использование растительной крошки (Приложение № 11).
Практика: Выполнение композиций по сюжетам. Оформление готовых работ.
- Аранжировка
Теория. Особенности работы с природным материалом, правила работы с инструментами и материалами. Техника безопасности.
Практика. Знакомство с инструментами и материалами, работа с ними (Приложение №1).
- Заготовка растительного материала. Аксессуары для букета.
Теория: Способы засушивания цветов на воздухе – в пучках, вертикально, горизонтально, в десикантах (Приложение № 2). Консервирование. Банты для букетов. Методика изготовления бантов. Модификация растений.
Практика: Размещение цветов для засушивания на воздухе. Изготовление ваз из банок. Изготовление фантазийных цветов. Изготовление цветов из декоративной ленты.
- Рождественские композиции
Теория: Методика установки новогодних композиций, знакомство с основными правилами построения композиций и их основными типами – настенные, настольные (Приложение № 12). Основные цвета и аксессуары новогодних композиций. Теория венка.
Практика: Изготовление новогодних аксессуаров. Изготовление венка. Изготовление рождественской композиции: настенной, настольной. Оформление выставки.
- Составление композиции из соломки
Теория: Виды соломки. Сроки заготовки, приемы обработки, тонирование соломки, хранение соломенных лент. Изображение элементов композиции в технике аппликации. Пейзаж. Оформление неба, водоема, земли, деревьев. Проработка элементов. Составление композиции (Приложение № 5). Оформление готовой работы.
Практика: Изображение растений. Творческие работы в жанре пейзаж.
- Изделия из вербы
Теория: Сбор и хранение вербы. Изготовление поделок из вербы (Приложение № 13).
Практика: Изготовление панно из вербы: «Цыпленок», «Зайчик», мини-композиции из вербы.
- Опил
Теория: Техника составления композиций из опила. Покраска опила. Просеивание. Сушка. Подготовка опила для работы.
Практика: Подготовка опила к работе: просеивание, покраска, сушка. Композиции из опила (Приложение № 14)
- Творческие работы
Теория: Определение вида растительного материала для выполнения самостоятельной работы. Правила и требования выполнения самостоятельной работы.
Практика: Выполнение работы по самостоятельному сюжету со всеми требованиями. Застекление. Рамка. Паспорт.
- Массовые мероприятия
Кружковцы участвуют во всех массовых мероприятиях, проводимых в Доме творчества и в кружке: день здоровья, новогодний бал, выставка декор. Прикладного творчества, зеркало природы.
- Итоговое занятие
Подведение итогов за год. Задание на лето. Чаепитие.
Ожидаемый результат 2 года обучения
Воспитанники должны знать:
- историю флоризма в России;
- значение терминов флора и флоризм;
- перечень необходимых инструментов и материалов;
- способы и методы заготовки растительного материала;
- особенности при высушивании растений гербарным способом;
- строение флористической картины;
- понятие о цвете – цветовой спектр;
- приемы составления плоских композиций из цельно засушенного растительного материала в жанрах «Художественный гербарий», «Пейзаж», «Панно»;
- разнообразие видов соломки, сроки заготовки, обработки;
- приемы изображения растений, пейзажных композиций соломки;
- правила работы с инструментами;
- способы засушивания на воздухе, в десикантах;
- методику изготовления новогодней настольной композиции и аксессуары к ней.
- атрибуты, аксессуары и правила построения пасхальных композиций;
- основные русские языческие праздники.
Воспитанники должны уметь:
- заготавливать растительный материал гербарным способом, обеспечить правильное хранение его;
- оформлять флористическую картину под стекло;
- владеть основами построения композиций;
- ориентироваться в разнообразии жанров: портрет, пейзаж, натюрморт;
- сопоставлять простые композиции из цельно засушенного материала (художественный гербарий, панно);
- обрабатывать соломку, тонировать при помощи утюга;
- выполнять аппликации из соломки;
- работать с инструментами и материалами флориста;
- засушивать растения для зимних букетов различными способами (в пучках, на воздухе, в десикантах);
- составлять композиции к праздникам Рождество, Пасха;
- составлять новогодние композиции.
3 год обучения
Задачи:
- закрепить знания, полученные на 1 и 2 годах обучения. Развить гибкость мышления путем создания условий творческого выбора на занятиях;
- продолжать формирование нравственных, эстетических и экологических качеств. Помочь самоутвердиться в творческой деятельности;
- формирование мировоззрения на основе традиций русской и мировой культуры;
- прививать устойчивый интерес к собственному творчеству.
Учебно - тематический план 3 года обучения
Количество часов – 216
Наименование темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | |
1. Составление композиций из растительного материала | 39 | 3 | 36 |
2. Составление композиций из соломки | 66 | 3 | 63 |
3. Современные новые композиции | 30 | 6 | 24 |
4. Работа с сухоцветами | 24 | 6 | 18 |
5. История искусства цветов | 39 | 15 | 24 |
6. Массовое мероприятия | 3 | - | 3 |
7. Итоговое занятие | 15 | - | 15 |
Итого: | 216 | 33 | 183 |
Содержание программы 3 года обучения
- Составление композиций из засушенного растительного материала.
Повышение знаний и умений.
Теория: Приемы работы в жанрах «Натюрморт», «Анималистика». Правила и требования к выполнению (Приложение № 2).
Практика: Составление композиций «Натюрморт», «Букет». Выполнение работы по самостоятельному сюжету учащихся.
Защита работы.
- Составление композиций из соломки
Теория: Приемы работы в анималистическом жанре при изображении животных, птиц. Архитектурные сооружения. Работа над эскизом. Оформление стен, деталей, здания. Правила и требования к выполнению (Приложение № 5).
Практика: Составление композиций а анималистическом жанре. Проработка элементов. Составление композиций архитектурного сооружения. Оформление отдельных деталей, элементов.
Выполнение самостоятельной работы. Сюжет авторский. Защита творческой работы.
- Современные новогодние композиции
Теория: Разнообразие новогодних композиций: настенные, настольные и подвесные. Современные аксессуары, приемы работы (Приложение № 12, 14).
Практика: Выполнение композиций 1 из 4, представленных композиций: настенные, настольные.
- Работа с сухоцветами
Теория: Виды сухоцветов (Приложение № 9). Правила работы с сухоцветами (Приложение № 15). Способы крепления (Приложение № 16). Разновидности композиций. Особенности выполнения европейского дерева. Бутоньерка. История возникновения (Приложение № 17, 18, 19). Принципы изготовления бутоньерок. Искусственный бонсай (Приложение № 20). История бонсая. Техника изготовления искусственного бонсая. Стили бонсая. Искусственные вазы.
Практика: Изготовление бутоньерки, европейского дерева – искусственного бонсая. Выставка – зачет.
- История искусства цветов (Приложение № 17). Изготовление искусственных ваз из подручного материала: различные банки, бутылки. Украшение их семенами, плодами, опилом, декоративными лентами. Русские народные праздники. Их история, обряды, традиции. Языческие праздники: святки, коляда, вербная неделя.
Рождественские праздники.
Теория: Составление композиций и оформление в традициях Нового года, Рождества, святок.
Практика: Массовые мероприятия.
Букеты по поводу.
Теория: Праздник Святого Валентина.
Практика: Изготовление сувениров к Дню Святого Валентина.
Пасха (Приложение № 6,7).
Теория: История. Обряды. Обычаи. Значение праздника в православной религии. Смысл атрибутов. Игры, обряды.
Практика: Массовые мероприятия. Изготовление пасхальных композиций. Расписные яйца «крашенки».
Травы.
Лечение травами в народе.
Практика: Чаепитие. Подведение итогов, анализ.
- Массовые мероприятия
Кружковцы участвуют во всех мероприятиях ДТ и кружка: день здоровья, новогодний бал, выставка декор. прикладного творчества, поездка в город Киров на выставки «зимних и рождественских композиций, зеркало природы».
Ожидаемый результат 3-его года обучения
Воспитанники должны знать:
- приемы изображения архитектурных сооружений, животных, птиц. Приемы работы с соломкой;
- приемы работы из засушенного материала в жанре «Натюрморт», «Цветочная миниатюра», «Анималистика»;
- атрибуты, аксессуары и правила построения пасхальных композиций;
- методику, установки новогодних композиций, типы новогодних композиций и аксессуары к ним;
- правила и приемы работы с сухоцветами;
- традиции и подношения цветов;
- особенности постановки композиций в стилях «Европейской дерево», искусственный бонсай: особенности формы бонсая;
- языческие праздники, обряды, обычаи;
- свойства некоторых трав и их использование народом;
- основные часто употребляемые термины в флористике.
Воспитанники должны уметь:
- выполнять композиции из засушенного растительного материала в жанре «Натюрморт», «Анималистика»;
- составлять композиции по самостоятельному сюжету, включая все изученные приемы и методы;
- составлять композиции к различным праздникам: «Рождество», «Пасха»;
- составлять композиции для оформления жилища цветами, травами;
- изготовлять композиции в стиле «Европейское дерево», «Искусственный бонсай».
Четвертый год обучения
Дети 4 года обучения в течение всего учебного процесса работают самостоятельно, в режиме мастерской, опираясь на свои знания, умения, навыки, опыт и индивидуальное творчество.
Создают работы оригинальные по замыслу и качественные по выполнению.
Развитие творческого воображения предполагает формирование умения отражать реальную действительность в новых непривычных сочетаниях, видеть новое в старом, знакомом, привычном.
Творческое воображение дает возможность для новых идей, является основным процессом мышления.
Задачи:
- развитие целеустремленности и настойчивости в поиске решения проблемы;
- формирование способности видеть собственные недостатки в работе и уметь найти альтернативное решение проблемы;
Работы должны соответствовать следующим критериям:
- точность соответствия эскизу;
- аккуратность;
- чистота;
- правильное оформление флористических работ (петельки, окантовка, паспорт).
Учебно - тематический план 4 года обучения
Количество часов: 216
Наименование темы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | |
1. Вводное занятие | 3 | - | 3 |
2. Заготовка природного материала | 2 | 10 | 12 |
3.Соломка. Индивидуальные творческие проекты оформление. | 3 | 33 | 36 |
4. Новогодние композиции | 3 | 39 | 42 |
5. Растительный материал. Реализация творческих проектов. Оформление. | 3 | 27 | 30 |
6. Смешанный растительный материал. Индивидуальный проекты. Оформление. | 3 | 27 | 30 |
7. Бонсай. Работа, оформление и реализация творческих проектов. | 3 | 12 | 15 |
8. Аранжировка из сухоцветов. | 2 | 10 | 12 |
9. Обереги. | 3 | 18 | 21 |
10. Массовые мероприятия. | - | 12 | 12 |
11. Заключительное занятие. | - | 3 | 3 |
Итого: | 24 | 192 | 216 |
Содержание занятий 4 года обучения
- Вводное занятие
Теория: Ознакомление с работой кружка. Техника безопасности. Требования предъявляемые к кружковцам.
- Заготовка природного материала
Теория: Техника засушивания растений в плоскости. Засушивание цветов, листьев, стеблей. Заготовка прочего растительного материала: обертки початков кукурузы, плоды – коробочки, шелуха лука, чеснока, желудей, семян сорных трав (Приложение № 2).
Практика: Экскурсия в парк за растительным материалом. Сбор коры, коряг, оригинальных веток, шишек, мха. Рассортировка материала.
- Соломка
Теория: Использование соломки в работе. Виды соломки. Народные промыслы. Применение соломки. Тонирование соломки. Выполнение композиций из соломки по самостоятельным сюжетам (Приложение № 5).
Практика: Тонирование соломки утюгом, глажка. Выполнение композиций из соломки по самостоятельным сюжетам. Оформление работы: основа, петелька, застекление, окантовка, паспорт. Материал для фона.
- Новогодние композиции
Теория: Техника выполнения новогодних композиций, основные цвета. Виды новогодних композиций: напольные, настенные, настольные, свэг (приложение № 12,14) .
Практика: Выполнение новогодних композиций. Компоновка, аксессуары к новогодней композиции. Разнообразие форм основ. Крепление.
- Растительный материал
Теория:Теоретическая часть для четвертого года обучения дается более углубленно (Приложение № 11). Ребята самостоятельно работают по созданию картин из засушенного растительного материала (букет, натюрморт, пейзаж) композиций из цельных лепестков и цветов. Использование листьев, крошки растительного материала. Подбор материала под основу.
Практика: Составление композиций из засушенного растительного материала. Оформление готовых работ: основа, фон, изготовление петель, оформление: паспарту, застекление и окантовка, петельки. Паспорт.
- Смешанный растительный материал
Теория: Самостоятельная работа из засушенного смешанного растительного материала в жанре (букет, натюрморт, пейзаж) (приложение № 11). Художественные приемы. Повторение.
Практика: Выбор сюжета, эскиз. Оформление картины: петельки, поспарту окантовка, застекление. Паспорт картины.
- Бонсай
Теория: История. Виды. Техника выполнения (Приложение № 20).
Практика: Выбор формы бонсая. Выбор контейнера, коряги, ветки. Крепление. Оформление кроны.
- Аранжировка сухоцветов
Теория: Основы цветочной аранжировки из сухоцветов (Приложение № 15). Разнообразие форм, основ (Приложение № 11). Закрепление материала (Приложение № 16). Компоновка растительного материала (Приложение № 18,19). Ассортимент сухоцветов (Приложение № 9). Демонстрация фотографий, открыток.
Практика: Составить композицию из сухоцветов (Приложение № 23,24). Составить эскиз, подобрать материалы. Закрепить растения (Приложение № 16). Оформить работу.
- Обереги
Теория: Традиции украшения дома оберегами. Виды оберегов (Приложение № 21,22).
Практика: Оберег – плетень. Аксессуары к оберегу: новые прутья, кусочки древесной коры, сухие ягоды, фасоль, искусственные цветы и листья, колоски.
- Массовые мероприятия
Посещение выставок, выезд в г. Киров, участие в массовых мероприятиях Дома детского творчества.
- Итоговое занятие
Подведение итогов за год. Чаепитие.
Ожидаемый результат
Воспитанники должны знать:
- историю флористики, правила заготовки природного материала, оформлять флористические композиции, знать художественные приемы и особенности при составлении композиций, составлять композиции разными видами растительного материала. При проведении выставок могут давать разъяснения гостям и родителям по интересующим их вопросам.
Воспитанники должны уметь:
- собирать, обрабатывать и высушивать растительный материал;
- составлять композиции из соломки;
- составлять рабочую картину;
- основные свойства соломки;
- обрабатывать соломку: тонировать, гладить, хранить соломенные ленты;
- составлять композицию из соломки по заданному сюжету;
- оформлять картину;
- окантовать работу: сделать навесные петли, паспорт;
- составлять пейзажную флористическую композицию из смешанного растительного материала;
- составлять пейзажную флористическую композицию из смешанного растительного материала;
- составлять пейзажную флористическую композицию из растительного материала;
- составлять новогоднюю, пасхальную композицию, аранжировать композицию из сухоцветов;
- подобрать эскиз;
- выбирать сюжет;
- компоновать материал;
- закреплять материал на основу;
- составлять аранжировочные композиции;
- закреплять материал;
- подбирать флористический материал;
- оформлять работу;
- выбирать форму бонсая;
- выбирать контейнер, корягу;
- правильно делать крепление;
- оформлять крону бонсая;
- подобрать материал;
- сплести плетень из ивовых прутьев4
- наклеить аксессуары на плетень – оберег.
Показатели результативности
Сроки | Форма | Участники |
ноябрь | Выставка районная | Все кружковцы |
декабрь | Областная выставка | Выборочно, лучшие работы |
апрель | Областная выставка | Выборочно, лучшие работы |
май | Отчетная итоговая выставка | Все кружковцы |
Критерии оценки работ
Высокая: работа выполнена аккуратно, нет следов клея, крепко закреплена, качественная окантовка, петли. Работа составлялась по придуманному эскизу, учитывались законы и правила построения композиций, качественно обработан растительный материал.
Средняя: на работе видны не значительные следы клея, есть ошибки в выполнении окантовки, есть ошибки в построении композиции.
Низкая: на работе есть следы клея, ошибки в выполнении окантовки, работа выполнялась по предложенному педагогом эскизу, материал деформирован, законы и правила не соблюдались.
Перечень учебно-методического обеспечения
Видеоматериалы.
- Материалы с выставки «Зеркало природы».
- Демонстрационный материал.
Иллюстрации по темам: фотографии, кроссворды, схемы, алгоритмы.
Необходимые материалы и оборудование на группу учащихся 15 человек.
Ножницы – 15 шт.
Секатор – 15 шт.
Кусачки – 15 шт.
Нож – 10 шт.
Проволока – 100 м.
Перечень инструментов и подсобный материал
- Столярные, слесарные инструменты: тиски, шило, пилка, молоток, напильник, плоскогубцы.
- Гладкая деревянная доска 15*20 см. для обработки растительного материала.
- Толстое стекло или оргстекло 15*20 см, 20*30 см для выполнения аппликаций из соломки и растительного пуха.
- Скальпель или острый складной нож.
- Ножницы: хозяйственные, маникюрные, прямые и изогнутые.
- Электроутюг.
- Аппарат для выжигания по дереву.
- Металлическая линейка.
- Материал для основы композиций: плотный картон, гофрированный картон, тонкая фанера, плита ДВП.
- Материал для фона: черная упаковочная бумага, бархатная бумага, однотонная ткань (шелк, бархат, сукно, фланель, сатин, мешковина, холст), кора сосны, березы и других деревьев, декоративный картон, плита ДВП.
- Материал для окантовки картин: черная упаковочная бумага, плотная бумага серого, темно-коричневого цвета, декоративная бумага, кожа, щелк неярких цветов, тонкая кожа.
- Калька, копировальная бумага, плотная белая бумага.
- Клей: БФ-2, БФ-6, резиновый, ПВА, «Морс», «Феникс», козеиновый, «Контактол», «Момент».
- Кисти для клея.
- короткие вязальные спицы для нанесения клея на растительный материал.
- Стекла для застекления композиций.
- Бельевая резинка.
- Крючки брючные или одежные крупные стекла.
- Бульки – металлические шарики на стержне. Их используют для придания лепесткам формы.
- Дрель – ручная машина для сверления отверстий.
- Инструмент – орудие человеческого труда или исполнительный механизм машины.
- Клеевой пистолет – быстросохнущая склейка.
- Кусачки – щипцы с острыми губками для откусывания проволоки.
- Линейка – инструмент для проведения прямых линий на плоскости и для линейных измерений.
- Ножи-резцы – инструмент для гофрировки лепестков.
- Ножницы – ручной инструмент для разрезания тонких листовых материалов.
- Пассатижи – ручной инструмент, объединяющий плоскогубцы, кусачки, отвертку и другие инструменты.
- Пила – ручной режущий инструмент, служащий для распиливания или нарезки материалов.
Список литературы для педагога
- Мранович Л. Удивительное рядом. - Москва, 2010 г.
- Гульяну Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала. – Москва: Просвещение, 2006 г.
- Ерлыкин Л. Пионер-умелец.- Москва, 1977.
- Красота – это так просто. Москва: ВДНХ СССР, 1990.
- Рисует тополиный пух: приложение к журналу «Юный техник» № 6, 1989
- Рукоделие: модно и просто, № 1-3, 2013 г.
Список литературы для родителей
- Пасловский О.М. Природа, фантазия, творчество: альбом самоделок- Второй выпуск I, 2 часть.
- Первушина О.М., Столбова В.Г. Природа и творчество. - Пермь, 2012г.
- Рукоделие: модно и просто, журнал, № 1 – 12, 2012 г.
- Цветоводство, журнал, 2011 - 2012 гг.
Список литературы для воспитанников
- Лыкова И.А. Листопад в ладошках. – М: КАРАПУЗ, 2008 г.
- Шкицкая И.О. Картинки из сухих цветов. - М: Феникс, 2010 г.
- Стецюк В. Картинки из сухих цветов. - М: АСТ – ПРЕСС, 2002 г.
Комментарии
Студия декоративно —прикладного творчества «Медуница»
Работа студии по дополнительной общеобразовательной программе «Природа и фантазия» направлена на изучение теоретических и практических основ фитодизайна: основных понятий, законов, принципов, техник и технологий.
На занятиях дети знакомятся с историей древнего искусства аранжировки цветов: учатся составлять композиции из растительного пуха и плоско засушенных растений.