Студия декоративно —прикладного творчества «Медуница»

Симонова Галина Владимировна

Работа студии по дополнительной общеобразовательной программе «Природа и фантазия» направлена на изучение теоретических и практических основ фитодизайна: основных понятий, законов, принципов, техник и технологий.

Творческая мастерская студии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Оричевский  районный Дом детского творчества

пгт. Оричи Кировской области

Принята методическим советом                         Утверждаю:

Оричевского Дома творчества                            Директор Оричевского

«26» сентября 2003 г.                                           Дома творчества

Протокол № 1                                                       Т.Ю.Соколова

                                                                               «26» сентября 2003 г.

Дополнительная образовательная программа

объединения  «Природа и фантазия»

Направленность: эколого – биологическая

Возраст детей: 7-15 лет  

Срок реализации: 4 года

                                                                   Руководитель объединения и

                                                                        автор – составитель программы

Симанова Галина Владимировна

                                                             педагог дополнительного

                                        образования

пгт Оричи  

2003 г.


Пояснительная записка

В.А. Сухомлинский писал: «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть же перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких трепетных звуках, в сказках, в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям через неповторимое творчество – верная дорога к сердцу ребенка».

Для успешного вхождения в новый неизведанный мир прекрасного и продвижения в нем к желанной цели у человека должен быть развит эстетический вкус, художественные потребности.

На это и направлена программа дополнительного образования «Природа и фантазия», которая не только расширяет знания экологии, биологии, природоведения, но и дополняет их.

Программой предусматривается изучение теоретических основ фитодизайна: основных понятий, законов, принципов, техник и технологий.

Фитодизайн – это жанр декоративно-прикладного искусства, связанный с растительным материалом и композициями из него, подразделяется по видам материалов и объемом работ.

Фитодизайн в разных его формах появился на земле одновременно с человеком разумным. В России он имеет глубокие корни в народном творчестве, традициях и обрядах. Вятский край всегда имел и имеет сейчас своих мастеров поделок – из капо-корня, плетения из соломки, лозы и бересты, любителей букетов из живых и засушенных цветов.

Творческая работа с природным материалом, ребенок приобретает как бы второе зрение: в каждом цветке, травинке он учиться видеть неповторимую красоту, художественный образ. На занятиях дети знакомятся с историей древнего искусства аранжировки цветов: учатся составлять композиции из растительного пуха и плоско засушенных растений.

Новизна программы:

  1. Вариативность программы (взаимозаменяемость разделов).
  2. Комплексность – освоение одновременно нескольких видов деятельности.
  3. Самореализация каждого ребенка.
  4. Возможность самоутвердиться в том виде творчества, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности.
  5. Формирование познавательных интересов и потребностей через многообразие и доступность материалов.
  6. Формирование способностей работать в разновозрастном коллективе.
  7. Решение проблемы утилизации отходов, что позволяет осуществлять экологическое воспитание детей.

Классификация программы

  1. По направленности деятельности – эколого-биологическая.
  2. По образовательным областям – предпрофильная.
  3. По форме реализации – стационарная.
  4. По возрасту воспитанников - 7-15 лет.
  5. По форме обучения – групповая.
  6. По продолжительности реализации – 4-х годичная.
  7. По типовому признаку – модифицированная.

Основная цель программы – формирование экологической культуры детей и подростков через работу с природным материалом.

Задачи обучения:

Образовательные:

- сформировать основы экологический знаний о растительности родного края;

- углубить знания по ботанике, экологии, истории, народному творчеству;

- формировать умения и навыки по заготовке растений в соответствии с принципами охраны природы и природопользования;

- сформировать умения и навыки работы с различными материалами.

Воспитательные:

- формировать эстетическую и экологическую культуру воспитанников;

- воспитывать творческую, социально-активную личность, сознательно развивающую свои способности для успешной в дальнейшем жизнедеятельности;

- воспитывать потребность в самоопределении и самовыражении воспитанника посредством выбранной сферы деятельности, в самоутверждении посредством участия в массовых мероприятиях и выставках, конкурсах разного уровня, самореализации в своих творческих работах;

- формировать эмоционально-ценностные отношения к миру, себе, к природе;

- воспитывать бережное отношение к природе и культурным ценностям, экологии окружающей среды.

Развивающие:

- способствовать развитию и совершенствованию основных психологических процессов личности воспитанников (внимание, воля, чувства, память, мышление, воображение);

- способствовать развитию направленности личности воспитанника (познавательные интересы, убежденность, мировоззрение) через содержание учебного материала, деятельности воспитанников на занятиях, общение;

- развивать творческие способности при выполнении заданий различного уровня сложности с целью формирования знаний, умений и навыков в системе.

Теоретической базой программы являются идеи:

  1. Осипова Н.В. – «Аранжировка цветов – это творчество, которому нужно посвятить все свободное время».
  2. Быгородского Л.С. – «Вне деятельности нет развития».

Ведущими идеями являются:

  1. Идея интеграции, предполагающая объединение всех воспитательных сил (педагог ДТ – школа - общество) в единый педагогический процесс.
  2. Идея личностно-ориентированного подхода, т.е. развитие личностных особенностей ребенка в процессе обучения и воспитания.
  3. Идея сотрудничества, предполагающая совместную деятельность всех участников образовательного процесса (дети – родители – педагог).
  4. Идея сотрудничества – создание основной системы взаимоотношений в группе, в результате которой каждый раскрывается и совершенствует творческие способности.

Авторский вклад в программу заключается в разработке и составлении учебно – методического комплекса программы, авторских идей использования природного материала, его заготовки и технологий хранения. Основу данной программы составляет практическое освоение разных техник работы с природным материалом и поэтапное освоение теоретических знаний и терминологии.

Принципы обучения:

- индивидуальный подход к каждому воспитаннику и дифференциация процесса обучения;

- гуманизм и демократизация педагогических отношений;

- педагогическая любовь к детям, заинтересованность в судьбе ребенка, вера в ребенка, сотрудничество, положительная стимуляция, право ребенка на свой выбор, соблюдение конвенции о правах ребенка;

- личностная ориентация педагогического процесса;

- сохранение физического, психического, социального здоровья всех участников образовательного процесса.

Обучаться по программе могут все желающие дети в возрасте 7-15 лет.

Полный курс обучения состоит из двух разделов:

  1. «Развитие творческих способностей» - 1 год обучения.
  2. «Флористика» - 3 года обучения.

Программа рассчитана на 792 часа.

1 год обучения 4 часа в неделю 144 часа в год

2 год обучения 6 часов в неделю 216 часов в год

3 год обучения 6 часов в неделю 216 часов в год

4 год обучения 6 часов в неделю 216 часов в год

Наполняемость групп:

15 человек – 1 год обучения

12 человек – 2 год обучения

10 человек – 3 год обучения, 4 год обучения

Данная программа позволяет сочетать индивидуальную форму познавательной деятельности воспитанников с групповой.

Программой предусматривается разнообразие форм обучения:

- учебное занятие;

- игра;

- познавательные игры;

- видеозанятие;

- викторины;

- защита творческих проектов;

- путешествие;

- экскурсия;

- творческие выставки.

Основной формой обучения является учебное занятие.

Программой предусмотрены также формы воспитательной работы:

- мероприятие – события, занятия;

- дела – общая работа, важные события коллектива, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самому себе;

- игры.

Типы учебных занятий:

- изучение нового материала;

- самостоятельная работа;

- обобщающее повторение;

- контрольно-учетное занятие;

- комбинированное.

Методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный;

- репродуктивный;

- проблемный;

- частично-поисковый;

- творческий.

Приемы обучения:

- словесные – рассказ, беседа;

- наглядные – таблицы, схемы, видеофильмы;

- практические – самостоятельная, практическая работы.

Работа с родителями:

- открытые занятия для родителей;

- собрания родительские;

- совместное проведение мероприятий;

- помощь детям в использовании поделок.

Психологические особенности детей подросткового возраста

(с 7 до 15 лет)

Это период, когда на первое место выходит установление взаимоотношений с окружающими, идет бурное психическое и половое развитие, повышается возбудимость нервной системы – повышенная раздражительность, чрезмерная обидчивость, резкость. Велика ценность дружбы, коллектива, сверстников. Общественно-полезная деятельность удовлетворяет потребность взрослеющего подростка в общении со сверстниками, самоутверждении.

Усвоение различных внешних признаков взрослости делает ребят взрослыми в собственных глазах. Поэтому важно, чтоб они видели стоящий пример для подражания.

Если подросток занят только учебой, не имеет серьезных обязанностей, находиться под постоянной опекой родителей и общества – это тормозит его взросление. Поэтому необходимо: увеличивать, разнообразить информацию, получаемую подростком, способствовать самостоятельности детей и их общению с товарищами – это ускоряет взросление.

Общение с природой и искусством, воспитание чувства прекрасного помогает снять отрицательные эмоции воспитанника, которому он подвергается в этом периоде развития. Конкурсы и выставки работ, их обсуждение и интерес к предмету дает подростку стимул к поиску новой информации. Он ходит на выставки, в музеи, посещает библиотеку. Так формируется мотивация и большой интерес к предмету «Флористика», а также самоутверждение воспитанника.

Программа является средством социальной адаптации личности, где в течение 4-х лет предусмотрены совместные мероприятия и выставки для воспитанников разных возрастов. В программе предусмотрены элементы спортивно-оздоровительные экскурсии и походы на природу.

Программа развивает художественную одаренность детей при составлении композиций эскизов к ним. В ней так же присутствуют элементы учебного исследования при заготовке природного материала.

Прогнозируемый результат

К концу обучения выпускник должен владеть знаниями, умениями, навыками в области экологической культуры, уметь самостоятельно выполнять работы, запланированные программой: уметь работать с природным материалом, знать правила заготовки природного материала, составлять композицию венок к новому году, уметь работать с инструментами и материалами.  


1 год обучения

Задачи:

- овладеть основами знаний и умений, необходимыми для рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;

- формировать творческое мышление;

- развивать наблюдательность, память, воображение;

- обучить основам технологии и техники работы с природным материалом;

- воспитывать коммуникабельность, культуру взаимоотношений.

Учебно-тематический план 1 года обучения

Количество часов – 144

Наименование темы

Количество часов

всего

теория

практика

1. Введение в предмет

4

4

-

2. Страна Листопандия

28

4

24

3. Королевство спелых ягод, фруктов, овощей

8

2

6

4. Лесное царство

22

4

18

5. Соломенное царство

28

10

18

6. Снесла курочка яичко

16

4

12

7. Цветочная страна

16

4

12

8. Зачетная работа по пройденному материалу за год

12

-

12

9. Массовые мероприятия

8

-

8

10. Итоговое  занятие

2

2

Итого:

144 ч.

32

112


Содержание программы 1 года обучения

  1. Введение в предмет

Теория: Знакомство с детьми. Предъявляемые требования к кружковцам. Запись в группы. Знакомство с терминами. Путешествие в мир природы:

- знакомство с природным материалом;

- показ поделок из природного материала.

Инструменты и правила работы с ними: ножницы, шило, пинцет (Приложение № 1).

Дополнительные материалы: клей, цветная бумага, кисточки, картон, гуашь, лак мебельный, красители, плита ДВП.

  1. Страна «Листопандия»  («Золотая осень»)

Теория: Знакомство со страной, где живут листья. Роль растений в жизни человека. Охрана природы. Правила сбора растений и природного материала. Их засушивание и хранение. Техника безопасности при работе с природным материалом (Приложение № 2).

Чтение стихов, рассказов о древних кустарниках. Загадки. Знакомство с осенними явлениями в жизни растений. Составление композиций по способу аппликации из засушенного растительного материала.

Аппликация – способ создания художественных работ путем наклеивания кусочков различного материала. Виды аппликации: предметная, декоративная, сюжетно-тематическая.

Цветоведение. Палитра красок в различные времена года. Символика цвета.

Практика: Экскурсия в парк, сад, сбор осенних листьев и трав. Экологические игры «С какого дерева листок», «1,2,3. Это дерево найди».

Аппликация из засушенных растений (Приложение № 3).

Предметная аппликация: «Грибы», «Птицы», «Мое любимое животное», «Подводный мир», «Бабочки», «Сказочная птица», «Человечки из листьев».

Сюжетная аппликация: «Осенний пейзаж», «Звери в лесу», «Цветы в вазе», «На морском дне».

Декоративная аппликация: Декоративная тарелка, салфетка.

  1. Королевство спелых ягод, фруктов, овощей

Теория: Разнообразие овощей и фруктов. Загадки, стихи об овощах и фруктах. Что можно сделать из овощей и фруктов.

Практика: Поделки из овощей и фруктов «Чудо с огорода», викторина, кроссворд «Овощи. Фрукты».

Поделки из ягод: бижутерия: бусы, браслет.

  1. Лесное царство

Теория: Знакомство с лесным царством (Приложение № 4). Хвойные растения. Шишки. Корни. Желуди. Орехи. Гриб-Трутовик. Стихи, загадки, кроссворды.

Вторая жизнь дерева. Техника заготовки опила. Техника составления миниатюр из перечисленных материалов.

Практика: Экскурсия в лес. Изготовление каждым учеником по одной миниатюре из шишек, желудей, скорлупы грецких орехов. Составление композиции из цветного опила по самостоятельному сюжету. Новогодние композиции.

  1. Соломенное царство

Теория: Необыкновенная соломка (Приложение № 5). Использование соломы злаковых растений. Заготовка. Простейшие приемы обработки соломы. Тонирование. Инструктаж  по технике безопасности.

Практика. Составление композиций по способу аппликаций.

  1. Снесла курочка яичко

Теория: Скорлупа плюс фантазия. Техника обработки яичной скорлупы (Приложение № 8). Изделия из яиц и скорлупы. Пасха. Обряды и обычаи. Пасхальные атрибуты (Приложение № 6, 7).

Практика: Изготовление изделий из яиц. Пасхальные композиции. Писанки.

  1. Цветочная страна

Теория: Знакомство с сухоцветами (Приложение № 9). Правила сбора растений. Их хранение.

Практика: Составление букетов из сухоцветов. Фантазийные цветы.

  1. Зачет по пройденному материалу за год

Выполнение творческих работ по изученным темам: страна листопадия, соломенное царство.   Оформление и проведение выставки: зеркало природы, выставки декоративно прикладного творчества.

  1. Массовые мероприятия

Кружковцы участвуют во внутрикружковых мероприятиях и мероприятиях, проводимых в Доме творчества. День здоровья, новогодняя елка, чаепития, в районных и областных выставках.  

  1. Итоговое занятие. Подведение итогов за год, задание на лето. Чаепитие.

Ожидаемый результат 1-го года обучения

К концу изучения 1 раздела программы воспитанники должны знать:

- особенности работы с природным материалом;

- инструменты, правила работы с ними;

- растения родного края, различать деревья, кустарники, плоды;

- правила заготовки природного материала;

- методику установки новогодних композиций, аксессуаров к ним;

- понятие о цвете: теплые, холодные.

К концу изучения 1 раздела воспитанники должны уметь:

- работать с инструментами и материалами;

- засушивать растения;

- составлять композиции к новогодним праздникам;

- правильно организовывать рабочее место.


2 год обучения

Задачи:

- дать основы знаний по флористике;

- овладеть знаниями и умениями по заготовке растительного материала и выполнение простейших работ из растений;

- углубить знания воспитанников по ботанике, народному творчеству;

- развивать память, фантазию, наблюдательность;

- формировать основы эстетической и экологической культуры;

- воспитывать творческую личность, развивать самостоятельность.

 

Учебно-тематический план 2 года обучения

Количество часов – 216

Наименование темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1. Введение во флористику

2

2

-

2. Заготовка растительного материала

15

3

12

3. Оформление флористических картин.

20

3

17

4. Составление флористических композиций из засушенного материала

35

3

32

5. Аранжировка

3

3

-

6. Заготовка растительного материала. Аксессуары для букета.

15

3

12

7. Рождественские композиции

20

3

17

8. Составление композиции из соломки

35

3

32

9. Изделия из вербы

15

1

14

10. Опил

18

3

15

11. Творческие работы

20

-

20

12. Массовые мероприятия

3

-

3

13. Итоговое занятие

15

-

15

Итого:

216

27

189

Содержание программы 2 года обучения

  1. Введение во флористику

Теория: Ознакомление с терминами «Флора», «Флористика» (Приложение № 10). Инструменты и материалы, необходимые для занятий флористикой (Приложение №1).

  1. Заготовка растительного материала

Теория: Знакомство с методами и способами заготовки растительного материала (Приложение № 2):

А) гербарный – плоскостной метод;

Б) сохранение объема – объемный.

Практика:  Организуются экскурсии в лес, парк для сбора растительного материала. Дается задание на дом для самостоятельной заготовки растений гербарным способом. Сбор соломки. Первичная обработка для хранения.

  1. Оформление флористических картин

Теория: Порядок оформления готовой флористической картины. Материалы для основы. Техника изготовления петель. Материал для фона. Застекление, окантовка, написание паспорта.

Практика Изготовление петелек. Оформление паспарту с прямоугольным, овальным и круглым вырезом.

  1. Составление флористических композиций из засушенного материала

Теория:. Техника выполнения работ из цельного засушенного материала (художественный гербарий, панно). Композиция из цельных лепестков и цветов. Использование растительной крошки (Приложение № 11).

Практика: Выполнение композиций по сюжетам. Оформление готовых работ.

  1. Аранжировка

Теория. Особенности работы с природным материалом, правила работы с инструментами и материалами. Техника безопасности.

Практика. Знакомство с инструментами и материалами, работа с ними (Приложение №1).

  1. Заготовка растительного материала. Аксессуары для букета.

 Теория: Способы засушивания цветов на воздухе – в пучках, вертикально, горизонтально, в десикантах (Приложение № 2). Консервирование. Банты для букетов. Методика изготовления бантов. Модификация растений.

Практика: Размещение цветов для засушивания на воздухе. Изготовление ваз из банок. Изготовление фантазийных цветов. Изготовление цветов из декоративной ленты.

  1. Рождественские композиции

Теория: Методика установки новогодних композиций, знакомство с основными правилами построения композиций и их основными типами – настенные, настольные (Приложение № 12). Основные цвета и аксессуары новогодних композиций. Теория венка.

Практика: Изготовление новогодних аксессуаров. Изготовление венка. Изготовление рождественской композиции: настенной, настольной. Оформление выставки.

  1. Составление композиции из соломки

Теория: Виды соломки. Сроки заготовки, приемы обработки, тонирование соломки, хранение соломенных лент. Изображение элементов композиции в технике аппликации. Пейзаж. Оформление неба, водоема, земли, деревьев. Проработка элементов. Составление композиции (Приложение № 5). Оформление готовой работы.

Практика: Изображение растений. Творческие работы в жанре пейзаж.

  1. Изделия из вербы

Теория: Сбор и хранение вербы. Изготовление поделок из вербы (Приложение № 13).

Практика:  Изготовление панно из вербы: «Цыпленок», «Зайчик», мини-композиции из вербы.

  1. Опил

Теория: Техника составления композиций из опила. Покраска опила. Просеивание. Сушка. Подготовка опила для работы.

Практика: Подготовка опила к работе: просеивание, покраска, сушка. Композиции из опила (Приложение № 14)

  1. Творческие работы

Теория: Определение вида растительного материала для выполнения самостоятельной работы. Правила и требования выполнения самостоятельной работы.

Практика: Выполнение работы по самостоятельному сюжету со всеми требованиями. Застекление. Рамка. Паспорт.

  1. Массовые мероприятия

Кружковцы участвуют во всех массовых мероприятиях, проводимых в Доме творчества и в кружке: день здоровья, новогодний бал, выставка декор. Прикладного творчества, зеркало природы.

  1. Итоговое занятие

Подведение итогов за год. Задание на лето. Чаепитие.

Ожидаемый результат 2 года обучения

Воспитанники должны знать:

- историю флоризма в России;

- значение терминов флора и флоризм;

- перечень необходимых инструментов и материалов;

- способы и методы заготовки растительного материала;

- особенности при высушивании растений гербарным способом;

- строение флористической картины;

- понятие о цвете – цветовой спектр;

- приемы составления плоских композиций из цельно засушенного растительного материала в жанрах «Художественный гербарий», «Пейзаж», «Панно»;

- разнообразие видов соломки, сроки заготовки, обработки;

- приемы изображения растений, пейзажных композиций соломки;

- правила работы с инструментами;

- способы засушивания на воздухе, в десикантах;

- методику изготовления новогодней настольной композиции и аксессуары к ней.

- атрибуты, аксессуары и правила построения пасхальных композиций;

- основные русские языческие праздники.

Воспитанники должны уметь:

- заготавливать растительный материал гербарным способом, обеспечить правильное хранение его;

- оформлять флористическую картину под стекло;

- владеть основами построения композиций;

- ориентироваться в разнообразии жанров: портрет, пейзаж, натюрморт;

- сопоставлять простые композиции из цельно засушенного материала (художественный гербарий, панно);

- обрабатывать соломку, тонировать при помощи утюга;

- выполнять аппликации из соломки;

-  работать с инструментами и материалами флориста;

- засушивать растения для зимних букетов различными способами (в пучках, на воздухе, в десикантах);

- составлять композиции к праздникам Рождество, Пасха;

- составлять новогодние композиции.


3 год обучения

Задачи:

- закрепить знания, полученные на 1 и 2 годах обучения. Развить гибкость мышления путем создания условий творческого выбора на занятиях;

- продолжать формирование нравственных, эстетических и экологических качеств. Помочь самоутвердиться в творческой деятельности;

- формирование мировоззрения на основе традиций русской и мировой культуры;

- прививать устойчивый интерес к собственному творчеству.

Учебно - тематический план 3 года обучения

Количество часов – 216

Наименование темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1. Составление композиций из растительного материала

39

3

36

2. Составление композиций из соломки

66

3

63

3. Современные новые композиции

30

6

24

4. Работа с сухоцветами

24

6

18

5. История искусства цветов

39

15

24

6. Массовое мероприятия

3

-

3

7. Итоговое занятие

15

-

15

Итого:

216

33

183

Содержание программы 3 года обучения

  1. Составление композиций из засушенного растительного материала.

Повышение знаний и умений.

Теория: Приемы работы в жанрах «Натюрморт», «Анималистика». Правила и требования к выполнению (Приложение № 2).

Практика: Составление композиций «Натюрморт», «Букет». Выполнение работы по самостоятельному сюжету учащихся.

Защита работы.

  1. Составление композиций из соломки

Теория: Приемы работы в анималистическом жанре при изображении животных, птиц. Архитектурные сооружения. Работа над эскизом. Оформление стен, деталей, здания. Правила и требования к выполнению (Приложение № 5).

Практика: Составление композиций а анималистическом жанре. Проработка элементов. Составление композиций архитектурного сооружения. Оформление отдельных деталей, элементов.

Выполнение самостоятельной работы. Сюжет авторский. Защита творческой работы.

  1. Современные новогодние композиции

Теория: Разнообразие новогодних композиций: настенные, настольные и подвесные.  Современные аксессуары, приемы работы (Приложение № 12, 14).

Практика: Выполнение композиций 1 из 4, представленных композиций: настенные, настольные.

  1. Работа с сухоцветами

Теория: Виды сухоцветов (Приложение № 9). Правила работы с сухоцветами (Приложение № 15). Способы крепления (Приложение № 16). Разновидности композиций. Особенности выполнения европейского дерева. Бутоньерка. История возникновения (Приложение № 17, 18, 19). Принципы изготовления бутоньерок. Искусственный бонсай (Приложение № 20). История бонсая. Техника изготовления искусственного бонсая. Стили бонсая. Искусственные вазы.

Практика: Изготовление бутоньерки, европейского дерева – искусственного бонсая. Выставка – зачет.

  1. История искусства цветов (Приложение № 17). Изготовление искусственных ваз из подручного материала: различные банки, бутылки. Украшение их семенами, плодами, опилом, декоративными лентами. Русские народные праздники. Их история, обряды, традиции. Языческие праздники: святки, коляда, вербная неделя.

Рождественские праздники.

Теория: Составление композиций и оформление в традициях Нового года, Рождества, святок.

Практика: Массовые мероприятия.

Букеты по поводу.

Теория: Праздник Святого Валентина.

Практика: Изготовление сувениров к Дню Святого Валентина.

Пасха (Приложение № 6,7).

Теория: История. Обряды. Обычаи. Значение праздника в православной религии. Смысл атрибутов. Игры, обряды.

Практика: Массовые мероприятия. Изготовление пасхальных композиций. Расписные яйца «крашенки».

Травы.

Лечение травами в народе.

Практика: Чаепитие. Подведение итогов, анализ.

  1. Массовые мероприятия

Кружковцы участвуют во всех мероприятиях ДТ и кружка: день здоровья, новогодний бал, выставка декор. прикладного творчества, поездка в город Киров на выставки «зимних и рождественских композиций, зеркало природы».

Ожидаемый результат 3-его года обучения

Воспитанники должны знать:

- приемы изображения архитектурных сооружений, животных, птиц. Приемы работы с соломкой;

- приемы работы из засушенного материала в жанре «Натюрморт», «Цветочная миниатюра», «Анималистика»;

- атрибуты, аксессуары и правила построения пасхальных композиций;

- методику, установки новогодних композиций, типы новогодних композиций и аксессуары к ним;

- правила и приемы работы с сухоцветами;

- традиции и подношения цветов;

- особенности постановки композиций в стилях «Европейской дерево», искусственный бонсай: особенности формы бонсая;

- языческие праздники, обряды, обычаи;

- свойства некоторых трав и их использование народом;

- основные часто употребляемые термины в флористике.

Воспитанники должны уметь:

- выполнять композиции из засушенного растительного материала в жанре «Натюрморт», «Анималистика»;

- составлять композиции по самостоятельному сюжету, включая все изученные приемы и методы;

- составлять композиции к различным праздникам: «Рождество», «Пасха»;

- составлять композиции для оформления жилища цветами, травами;

- изготовлять композиции в стиле «Европейское дерево», «Искусственный бонсай».


Четвертый год обучения

Дети 4 года обучения в течение всего учебного процесса работают самостоятельно, в режиме мастерской, опираясь на свои знания, умения, навыки, опыт и индивидуальное творчество.

Создают работы оригинальные по замыслу и качественные по выполнению.

Развитие творческого воображения предполагает формирование умения отражать реальную действительность в новых непривычных сочетаниях, видеть новое в старом, знакомом, привычном.

Творческое воображение дает возможность для новых идей, является основным процессом мышления.

Задачи:

- развитие целеустремленности и настойчивости в поиске решения проблемы;

-  формирование способности видеть собственные недостатки в работе и уметь найти альтернативное решение проблемы;

Работы должны соответствовать следующим критериям:

- точность соответствия эскизу;

- аккуратность;

- чистота;

- правильное оформление флористических работ (петельки, окантовка, паспорт).

Учебно - тематический план 4 года обучения

Количество часов: 216

Наименование темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1. Вводное занятие

3

-

3

2. Заготовка природного материала

2

10

12

3.Соломка. Индивидуальные творческие проекты оформление.

3

33

36

4. Новогодние композиции

3

39

42

5. Растительный материал. Реализация творческих проектов. Оформление.

3

27

30

6. Смешанный растительный материал. Индивидуальный проекты. Оформление.

3

27

30

7. Бонсай. Работа, оформление и реализация творческих проектов.

3

12

15

8. Аранжировка из сухоцветов.

2

10

12

9. Обереги.

3

18

21

10. Массовые мероприятия.

-

12

12

11. Заключительное занятие.

-

3

3

Итого:

24

192

216

Содержание занятий 4 года обучения

  1. Вводное занятие

Теория: Ознакомление с работой кружка. Техника безопасности. Требования предъявляемые к кружковцам.

  1. Заготовка природного материала

Теория: Техника засушивания растений в плоскости. Засушивание цветов, листьев, стеблей. Заготовка прочего растительного материала: обертки початков кукурузы, плоды – коробочки, шелуха лука, чеснока, желудей, семян сорных трав (Приложение № 2).

Практика: Экскурсия в парк за растительным материалом. Сбор коры, коряг, оригинальных веток, шишек, мха. Рассортировка материала.

  1. Соломка

Теория: Использование соломки в работе. Виды соломки. Народные промыслы. Применение соломки. Тонирование соломки. Выполнение композиций из соломки по самостоятельным сюжетам (Приложение № 5).

Практика: Тонирование соломки утюгом, глажка. Выполнение композиций из соломки по самостоятельным сюжетам. Оформление работы: основа, петелька, застекление, окантовка, паспорт. Материал для фона.

  1. Новогодние композиции

Теория: Техника выполнения новогодних композиций, основные цвета. Виды новогодних композиций: напольные, настенные, настольные, свэг (приложение № 12,14) .

Практика: Выполнение новогодних композиций. Компоновка, аксессуары к новогодней композиции. Разнообразие форм основ. Крепление.

  1. Растительный материал

Теория:Теоретическая часть для четвертого года обучения дается более углубленно (Приложение № 11). Ребята самостоятельно работают по созданию картин из засушенного растительного материала (букет, натюрморт, пейзаж) композиций из цельных лепестков и цветов. Использование листьев, крошки растительного материала. Подбор материала под основу.

Практика: Составление композиций из засушенного растительного материала. Оформление готовых работ: основа, фон, изготовление петель, оформление: паспарту, застекление и окантовка, петельки. Паспорт.

  1. Смешанный растительный материал

Теория: Самостоятельная работа из засушенного смешанного растительного материала в жанре (букет, натюрморт, пейзаж) (приложение № 11). Художественные приемы. Повторение.

Практика: Выбор сюжета, эскиз. Оформление картины: петельки, поспарту окантовка, застекление. Паспорт картины.

  1. Бонсай

Теория: История. Виды. Техника выполнения (Приложение № 20).

Практика: Выбор формы бонсая. Выбор контейнера, коряги, ветки. Крепление. Оформление кроны.

  1. Аранжировка сухоцветов

Теория: Основы цветочной аранжировки из сухоцветов (Приложение    № 15).  Разнообразие форм, основ (Приложение № 11). Закрепление материала (Приложение № 16). Компоновка растительного материала (Приложение № 18,19). Ассортимент сухоцветов (Приложение № 9). Демонстрация фотографий, открыток.

Практика: Составить композицию из сухоцветов (Приложение № 23,24). Составить эскиз, подобрать материалы. Закрепить растения (Приложение № 16). Оформить работу.

  1. Обереги

Теория: Традиции украшения дома оберегами. Виды оберегов (Приложение № 21,22).

Практика: Оберег – плетень. Аксессуары к оберегу: новые прутья, кусочки древесной коры, сухие ягоды, фасоль, искусственные цветы и листья, колоски.

  1. Массовые мероприятия

Посещение выставок, выезд в г. Киров, участие в массовых мероприятиях Дома детского творчества.

  1. Итоговое занятие 

Подведение итогов за год. Чаепитие.

Ожидаемый результат

Воспитанники должны знать:

- историю флористики, правила заготовки природного материала, оформлять флористические композиции, знать художественные приемы и особенности при составлении композиций, составлять композиции разными видами растительного материала. При проведении выставок могут давать разъяснения гостям и родителям по интересующим их вопросам.

Воспитанники должны уметь:

- собирать, обрабатывать и высушивать растительный материал;

- составлять композиции из соломки;

- составлять рабочую картину;

- основные свойства соломки;

- обрабатывать соломку: тонировать, гладить, хранить соломенные ленты;

- составлять композицию из соломки по заданному сюжету;

- оформлять картину;

- окантовать работу: сделать навесные петли, паспорт;

- составлять пейзажную флористическую композицию из смешанного растительного материала;

- составлять пейзажную флористическую композицию из смешанного растительного материала;

- составлять пейзажную флористическую композицию из растительного материала;

- составлять новогоднюю, пасхальную композицию, аранжировать композицию из сухоцветов;

- подобрать эскиз;

- выбирать сюжет;

- компоновать материал;

- закреплять материал на основу;

- составлять аранжировочные композиции;

- закреплять материал;

- подбирать флористический материал;

- оформлять работу;

- выбирать форму бонсая;

- выбирать контейнер, корягу;

- правильно делать крепление;

- оформлять крону бонсая;

- подобрать материал;

- сплести плетень из ивовых прутьев4

- наклеить аксессуары на плетень – оберег.

Показатели результативности

Сроки

Форма

Участники

ноябрь

Выставка районная

Все кружковцы

декабрь

Областная выставка

Выборочно, лучшие работы

апрель

Областная выставка

Выборочно, лучшие работы

май

Отчетная итоговая выставка

Все кружковцы

Критерии оценки работ

Высокая: работа выполнена аккуратно, нет следов клея, крепко закреплена, качественная окантовка, петли. Работа составлялась по придуманному эскизу, учитывались законы и правила построения композиций, качественно обработан растительный материал.

Средняя: на работе видны не значительные следы клея, есть ошибки в выполнении окантовки, есть ошибки в построении композиции.

Низкая: на работе есть следы клея, ошибки в выполнении окантовки, работа выполнялась по предложенному педагогом эскизу, материал деформирован, законы и правила не соблюдались.

Перечень учебно-методического обеспечения

Видеоматериалы.

  1. Материалы с выставки «Зеркало природы».
  2. Демонстрационный материал.

Иллюстрации по темам: фотографии, кроссворды, схемы, алгоритмы.

Необходимые материалы и оборудование на группу учащихся 15 человек.

Ножницы – 15 шт.

Секатор – 15 шт.

Кусачки – 15 шт.

Нож – 10 шт.

Проволока – 100 м.

Перечень инструментов и подсобный материал

  1. Столярные, слесарные инструменты: тиски, шило, пилка, молоток, напильник, плоскогубцы.
  2. Гладкая деревянная доска 15*20 см. для обработки растительного материала.
  3. Толстое стекло или оргстекло 15*20 см, 20*30 см для выполнения аппликаций из соломки и растительного пуха.
  4. Скальпель или острый складной нож.
  5. Ножницы: хозяйственные, маникюрные, прямые и изогнутые.
  6. Электроутюг.
  7. Аппарат для выжигания по дереву.
  8. Металлическая линейка.
  9. Материал для основы композиций: плотный картон, гофрированный картон, тонкая фанера, плита ДВП.
  10. Материал для фона: черная упаковочная бумага, бархатная бумага, однотонная ткань (шелк, бархат, сукно, фланель, сатин, мешковина, холст), кора сосны, березы и других деревьев, декоративный картон, плита ДВП.
  11. Материал для окантовки картин: черная упаковочная бумага, плотная бумага серого, темно-коричневого цвета, декоративная бумага, кожа, щелк неярких цветов, тонкая кожа.
  12. Калька, копировальная бумага, плотная белая бумага.
  13. Клей: БФ-2, БФ-6, резиновый, ПВА, «Морс», «Феникс», козеиновый, «Контактол», «Момент».
  14. Кисти для клея.
  15. короткие вязальные спицы для нанесения клея на растительный материал.
  16. Стекла для застекления композиций.
  17. Бельевая резинка.
  18. Крючки брючные или одежные крупные стекла.
  19. Бульки – металлические шарики на стержне. Их используют для придания лепесткам формы.
  20. Дрель – ручная машина для сверления отверстий.
  21. Инструмент – орудие человеческого труда или исполнительный механизм машины.
  22. Клеевой пистолет – быстросохнущая склейка.
  23. Кусачки – щипцы с острыми губками для откусывания проволоки.
  24. Линейка – инструмент для проведения прямых линий на плоскости и для линейных измерений.
  25. Ножи-резцы – инструмент для гофрировки лепестков.
  26. Ножницы – ручной инструмент для разрезания тонких листовых материалов.
  27. Пассатижи – ручной инструмент, объединяющий плоскогубцы, кусачки, отвертку и другие инструменты.
  28. Пила – ручной режущий инструмент, служащий для распиливания или нарезки материалов.


Список литературы для педагога

  1. Мранович Л. Удивительное рядом. -  Москва, 2010 г.
  2. Гульяну Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала. – Москва: Просвещение, 2006 г.
  3. Ерлыкин Л. Пионер-умелец.-  Москва, 1977.
  4. Красота – это так просто. Москва: ВДНХ СССР, 1990.
  5. Рисует тополиный пух: приложение к журналу «Юный техник» № 6, 1989
  6. Рукоделие: модно и просто, № 1-3, 2013 г.

Список литературы для родителей

  1. Пасловский О.М. Природа, фантазия, творчество: альбом самоделок-  Второй выпуск I, 2 часть.
  2. Первушина О.М., Столбова В.Г. Природа и творчество. -  Пермь, 2012г.
  3. Рукоделие: модно и просто,  журнал, № 1 – 12, 2012 г.
  4. Цветоводство, журнал, 2011 - 2012 гг.

Список литературы для воспитанников

  1. Лыкова И.А. Листопад в ладошках. – М: КАРАПУЗ, 2008 г.
  2. Шкицкая И.О. Картинки из сухих цветов. - М: Феникс, 2010 г.
  3. Стецюк В. Картинки из сухих цветов. - М: АСТ – ПРЕСС, 2002 г.

 


 

Комментарии

Симонова Галина Владимировна

Работа студии по дополнительной общеобразовательной программе «Природа и фантазия» направлена на изучение теоретических и практических основ фитодизайна: основных понятий, законов, принципов, техник и технологий.
На занятиях дети знакомятся с историей древнего искусства аранжировки цветов: учатся составлять композиции из растительного пуха и плоско засушенных растений.