«Повышение познавательной активности и раскрытие творческих способностей у учащихся на занятиях биологии и экологии Отделений Дополнительного Образования Детей ( ОДОД)"

Смородина Янина Валентиновна

«Повышение познавательной активности и раскрытие творческих способностей у учащихся на занятиях  биологии  и экологии Отделений Дополнительного Образования Детей»

                                Из опыта работы педагога ОДОД   Смородиной Я.В.

•         Формально работа в ОДОД  не является  большой нагрузкой , да и  по документам ее не приравнивают к учительской работе, хотя педагоги ОДОД вкладывают  в ребенка ни чуть не меньше чем  учитель. Хочу поделиться своим опытом работы в новой области педагогических достижений- использование мультимедийных технологий и компьютера на занятии  объединения «Экологический отряд»

•         Моя методическая тема: «Повышение познавательной активности и раскрытие творческих способностей у детей  в объединениях ОДОД  биолога - экологического направления » позволяет раскрывать основную цель современного биологического образования- подготовка биологически и экологически грамотной, свободной  гармонично развитой творческой личности. В современном мире педагог  постоянно  ищет ответы на вопросы: как повысить интерес к предмету, интеллектуальный потенциал, приобщить их к современной культуре? Каким образом на занятиях  объединения   организовать поиск новых знаний, раскрыть  творческие способности детей , сделать знания целостными, действенными, сформировать у детей  стройную картину мира  и эволюцию жизни, связать с пониманием истины, добра, красоты, справедливости  и  свободы. Организационные формы и средства биологического образования  ориентированы в основном на усвоение готовых знаний. В результате такого  образования  уровень оказывается невысоким.  Познание должно начинаться с вещей и явлений, доступных восприятию органами чувств, состоять в выяснении (причинных связей и быть упорядоченным  и естественным: от знакомого - к общему, от легкого - к трудному, от конкретного - к абстрактному

•         Цели  работы  :                                                                                           

•         1 Развития и  повышение  интереса и мотивации к обучению  в объединении естественнонаучной направленности и   биологии, экологии.

•         2 Обучение и развитие у детей навыков   самостоятельной работы.

•         3  Воспитание  у детей  потребности  участвовать в творческой деятельности , укреплять и сохранять  здоровье  в современном мире.

•         4 Воспитание позитивного эмоционально- целостного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуре, патриотических чувств у обучающихся

•         Задачи:

•         1 Стимулировать различными способами познавательный интерес детей к объединениям  естественнонаучного  цикла :биологии, экологии .

•         2 Раскрытие творческих  способностей , формирований умений и навыков самооценки , самоанализа  у детей  в рамках объединений  естественнонаучного  цикла .

•         3 Формирование у  детей  на осознанном и подсознательном уровне потребности в  здоровом образе жизни .

•         4 Продолжить  экологическое  образование  для формирования  творческой личности  и  повышения экологической культуры  детей .

•         Этапы работ:

•         1 Подготовительный  этап

•         Включает в себя : повышение мотивации , приобретение  знаний, развитие умений и навыков .

•          

•         2Этап

•         Действия, развития критического мышления,  умений принимать решение, развития способности к осознанному выбору и самоанализу , личный опыт .

•         3 Этап

•         Создание творческих работ и выступление на базе полученных данных на олимпиадах и разных конкурсах.

•         Подготовительный этап:

•         Для осуществления  этого этапа на занятиях  проводилась следующая работа:

•         1 Главный вопрос, который волнует всех педагогов  - как привлечь интерес ребят  к изучаемому материалу  и удержать внимание, иными словами, как обеспечить мотивацию детей к  обучению ,  развитию и творчеству.  При обычном же построении урока, инициатива, как правило, исходит от учителя, а  детям  остается принимать предполагаемый им материал и вопросы. В работе объединений дополнительного образования  есть возможность  поставить  себя на место ученика, создать условия для партнерского взаимоотношения . Детям  предлагается самостоятельный поиск изучаемого материала из различных источников, планирование своей деятельности, творческий подход к работе.

•         2 Стимулировался различными способами познавательный интерес у детей, использование ассоциаций ,всех видов памяти , использование не традиционных форм работы  : кроссворд, игра  , написание рефератов , создание проверочных заданий для других ребят  - взаимоконтроль  .

•          3 Приобретение умений и навыков работы в малой  группе , с лабораторным оборудованием и натуральными объектами, работы в паре.

•         4 Приобретение знаний  в смежных областях с эколого-биологическими  объединениями : художественно-прикладной направленности, химии,  истории , калькуляции питания, медицинской генетики, практической психологии и медицине.

•         2 этап:

•         Включает в себя:

•         1 Формирование умений критически оценивать свои работы  и   знания, оценивать  ответы своих товарищей.

•         2 Развитие способностей к самоанализу ,осознанному выбору здорового образа жизни , экологического мышления , действий по оценке экологического состояния местности ,своего здоровья.   Одним из главных условий  этого является активность и  самостоятельность учащегося в изучении материала, умение думать, ставить вопросы, планировать ход решения, проверять и оценивать полученные данные и результаты, использовать знания и опыт в самых разных условиях (сведения по математике в биологических задачах; знания о климатических зонах на уроках по экологии.). Таким умениям несомненно сам ребенок вдруг обучиться не может , и задача педагога а первых этапах помочь ребенку, научить его как оценивать свою работу, а в дальнейшем развить  эти умения и навыки.  Кроме того, ребенок   способен осознать ход своих мыслей, выявить моменты, вызывающие затруднения,  научиться  обнаруживать  проблемы.

•          Формы и методы обучения в объединении  должны способствовать воспитанию необходимых качеств ,веры в успех, настойчивости и усердия, сноровки.

•          Если мы попытаемся определить, что отличает думающего человека от обычного:

•          то, прежде  всего это активное отношение к работе (решению задачи, проблемы), а не пассивное ожидание готовых знаний.

•         3Этап

•         В настоящее время доказано, что мыслительным умениям, как и творчеству надо обучать. Одним из удачных способов реализации процесса  творчества  являются  « ролевые игры» , создание проектов , исследовательская деятельность . Часто эта работа детей   служит логическим продолжением урока.

•         От  правильной организации выполнения творческих заданий  зависит успешное освоение ребятами  биологических знаний,  развитие их   мышления.

•         Создание творческих работ и выступлений на базе полученных данных часто является лишь этапом обучения и развития творческих способностей.

•         Написание реферата или проекта  на основе использования научной литературы и практической деятельности значительно увеличивает объем кругозора , так как увеличивает объем полезной  переработанной информации из разных областей  на его выполнение. Создание групп упрощает работу.  Для  этого используем помощников из младших , старших классов и организуем работу в нескольких группах  параллельно.

•         В связи с этим использование средств и возможностей мультимедиа и компьютера как нельзя лучше подходят для этой цели. Реализация принципа наглядности, комплексного воздействия на все анализаторы           ( способ получения информации из вне)повышение интереса детей к занятиям , экономичность – вот только небольшой перечень достоинств мультимедиа и компьютера. В целях лучшего и быстрого овладения детьми  основными знаниями и умениями предлагается использование компьютерных технологий. Созданы программы для учащихся Biosyntd, 'Dtosyntm , Btosyntr и программы для педагога  Bioteach, Открытая биология версия 2.5 автор д.и. Мамонтов ,компьютерной экологическо-биологической лаборатории.

•         . Новая ориентация эколого-биологического образования предполагает развитие  у детей  творческих  способностей, хотя научить творчеству нельзя, но можно создать условия, способствующие формированию творческой личности. Процесс обучения должен создать условия, способствующие возникновению  «изобретений» или «открытий». 

•         Творчество как открытие, изобретение.

Творчество как открытие  ( изобретение) совместная работа ума, сердца, рук. Только на пересечении этих частей возможно появление совершенно нового для ребенка  и закрепление этого в виде творчества( творческой работы). Выполнение творческих заданий способствует формированию таких необходимых качеств  как добросовестность,  аккуратность, точность, работоспособность, инициативность, фантазия, любознательность, рациональность.

Часто выполнение творческих заданий требует от ребенка времени больше, чем отпущено на занятие объединения. Особенно  если задание требует от детей  проведения обобщения, систематизации учебного материала в виде составления таблиц, то  время работы  затягивается до 240  минут и более. Поэтому выполнение необычных творческих заданий с помощью компьютера  не только вызывает интерес, но и способствует использования подсознания для усвоения материала, выполняется охотнее и быстрее, а значит, усвоение материала осуществляется лучше. Результатами творчества могут стать разнообразные работы, разные по уровню исполнения,  но очень значимые для ребенка как досуговая деятельность; как социально направленная деятельность.

В дополнительном образовании и  в детских общественных организациях проектная деятельность детей и подростков используется:  как один из вариантов их творчества;  как проектно-исследовательская деятельность; как средство профессионального самоопределения; Получившиеся в процессе работы объединения проекты  это доказывают. В заключении  напомню, что работа педагогов  дополнительного образования  так же многообразна и интересна, как  работа первооткрывателя или исследователя и требует от педагога не меньше усилий и подготовки, чем от учителя, а иногда  большей отдачи.

 Я.В. Смородина  учитель биологии,

 педагог дополнительного образования 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._iz_opyta_raboty_v_odod_microsoft_office_word.docx103.82 КБ

Предварительный просмотр:

«Повышение познавательной активности и раскрытие творческих способностей у учащихся на занятиях  биологии  и экологии Отделений Дополнительного Образования Детей»

                                Из опыта работы педагога ОДОД   Смородиной Я.В.

  • Формально работа в ОДОД  не является  большой нагрузкой , да и  по документам ее не приравнивают к учительской работе, хотя педагоги ОДОД вкладывают  в ребенка ни чуть не меньше чем  учитель. Хочу поделиться своим опытом работы в новой области педагогических достижений- использование мультимедийных технологий и компьютера на занятии  объединения «Экологический отряд»
  • Моя методическая тема: «Повышение познавательной активности и раскрытие творческих способностей у детей  в объединениях ОДОД  биолога - экологического направления » позволяет раскрывать основную цель современного биологического образования- подготовка биологически и экологически грамотной, свободной  гармонично развитой творческой личности. В современном мире педагог  постоянно  ищет ответы на вопросы: как повысить интерес к предмету, интеллектуальный потенциал, приобщить их к современной культуре? Каким образом на занятиях  объединения   организовать поиск новых знаний, раскрыть  творческие способности детей , сделать знания целостными, действенными, сформировать у детей  стройную картину мира  и эволюцию жизни, связать с пониманием истины, добра, красоты, справедливости  и  свободы. Организационные формы и средства биологического образования  ориентированы в основном на усвоение готовых знаний. В результате такого  образования  уровень оказывается невысоким.  Познание должно начинаться с вещей и явлений, доступных восприятию органами чувств, состоять в выяснении (причинных связей и быть упорядоченным  и естественным: от знакомого - к общему, от легкого - к трудному, от конкретного - к абстрактному
  • Цели  работы  :                                                                                            
  • 1 Развития и  повышение  интереса и мотивации к обучению  в объединении естественнонаучной направленности и   биологии, экологии.
  • 2 Обучение и развитие у детей навыков   самостоятельной работы.
  • 3  Воспитание  у детей  потребности  участвовать в творческой деятельности , укреплять и сохранять  здоровье  в современном мире.
  • 4 Воспитание позитивного эмоционально- целостного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуре, патриотических чувств у обучающихся
  • Задачи:
  • 1 Стимулировать различными способами познавательный интерес детей к объединениям  естественнонаучного  цикла :биологии, экологии .
  • 2 Раскрытие творческих  способностей , формирований умений и навыков самооценки , самоанализа  у детей  в рамках объединений  естественнонаучного  цикла .
  • 3 Формирование у  детей  на осознанном и подсознательном уровне потребности в  здоровом образе жизни .
  • 4 Продолжить  экологическое  образование  для формирования  творческой личности  и  повышения экологической культуры  детей .
  • Этапы работ:
  • 1 Подготовительный  этап
  • Включает в себя : повышение мотивации , приобретение  знаний, развитие умений и навыков .
  •  
  • 2Этап
  • Действия, развития критического мышления,  умений принимать решение, развития способности к осознанному выбору и самоанализу , личный опыт .
  • 3 Этап
  • Создание творческих работ и выступление на базе полученных данных на олимпиадах и разных конкурсах.
  • Подготовительный этап:
  • Для осуществления  этого этапа на занятиях  проводилась следующая работа:
  • 1 Главный вопрос, который волнует всех педагогов  - как привлечь интерес ребят  к изучаемому материалу  и удержать внимание, иными словами, как обеспечить мотивацию детей к  обучению ,  развитию и творчеству.  При обычном же построении урока, инициатива, как правило, исходит от учителя, а  детям  остается принимать предполагаемый им материал и вопросы. В работе объединений дополнительного образования  есть возможность  поставить  себя на место ученика, создать условия для партнерского взаимоотношения . Детям  предлагается самостоятельный поиск изучаемого материала из различных источников, планирование своей деятельности, творческий подход к работе.
  • 2 Стимулировался различными способами познавательный интерес у детей, использование ассоциаций ,всех видов памяти , использование не традиционных форм работы  : кроссворд, игра  , написание рефератов , создание проверочных заданий для других ребят  - взаимоконтроль  .
  •  3 Приобретение умений и навыков работы в малой  группе , с лабораторным оборудованием и натуральными объектами, работы в паре.
  • 4 Приобретение знаний  в смежных областях с эколого-биологическими  объединениями : художественно-прикладной направленности, химии,  истории , калькуляции питания, медицинской генетики, практической психологии и медицине.
  • 2 этап:
  • Включает в себя:
  • 1 Формирование умений критически оценивать свои работы  и   знания, оценивать  ответы своих товарищей.
  • 2 Развитие способностей к самоанализу ,осознанному выбору здорового образа жизни , экологического мышления , действий по оценке экологического состояния местности ,своего здоровья.   Одним из главных условий  этого является активность и  самостоятельность учащегося в изучении материала, умение думать, ставить вопросы, планировать ход решения, проверять и оценивать полученные данные и результаты, использовать знания и опыт в самых разных условиях (сведения по математике в биологических задачах; знания о климатических зонах на уроках по экологии.). Таким умениям несомненно сам ребенок вдруг обучиться не может , и задача педагога а первых этапах помочь ребенку, научить его как оценивать свою работу, а в дальнейшем развить  эти умения и навыки.  Кроме того, ребенок   способен осознать ход своих мыслей, выявить моменты, вызывающие затруднения,  научиться  обнаруживать  проблемы.
  •  Формы и методы обучения в объединении  должны способствовать воспитанию необходимых качеств ,веры в успех, настойчивости и усердия, сноровки.
  •  Если мы попытаемся определить, что отличает думающего человека от обычного:
  •  то, прежде  всего это активное отношение к работе (решению задачи, проблемы), а не пассивное ожидание готовых знаний.
  • 3Этап
  • В настоящее время доказано, что мыслительным умениям, как и творчеству надо обучать. Одним из удачных способов реализации процесса  творчества  являются  « ролевые игры» , создание проектов , исследовательская деятельность . Часто эта работа детей   служит логическим продолжением урока.
  • От  правильной организации выполнения творческих заданий  зависит успешное освоение ребятами  биологических знаний,  развитие их   мышления.
  • Создание творческих работ и выступлений на базе полученных данных часто является лишь этапом обучения и развития творческих способностей.
  • Написание реферата или проекта  на основе использования научной литературы и практической деятельности значительно увеличивает объем кругозора , так как увеличивает объем полезной  переработанной информации из разных областей  на его выполнение. Создание групп упрощает работу.  Для  этого используем помощников из младших , старших классов и организуем работу в нескольких группах  параллельно.
  • В связи с этим использование средств и возможностей мультимедиа и компьютера как нельзя лучше подходят для этой цели. Реализация принципа наглядности, комплексного воздействия на все анализаторы           ( способ получения информации из вне)повышение интереса детей к занятиям , экономичность – вот только небольшой перечень достоинств мультимедиа и компьютера. В целях лучшего и быстрого овладения детьми  основными знаниями и умениями предлагается использование компьютерных технологий. Созданы программы для учащихся Biosyntd, 'Dtosyntm , Btosyntr и программы для педагога  Bioteach, Открытая биология версия 2.5 автор д.и. Мамонтов ,компьютерной экологическо-биологической лаборатории.
  • . Новая ориентация эколого-биологического образования предполагает развитие  у детей  творческих  способностей, хотя научить творчеству нельзя, но можно создать условия, способствующие формированию творческой личности. Процесс обучения должен создать условия, способствующие возникновению  «изобретений» или «открытий».  
  • Творчество как открытие, изобретение.

Творчество как открытие  ( изобретение) совместная работа ума, сердца, рук. Только на пересечении этих частей возможно появление совершенно нового для ребенка  и закрепление этого в виде творчества( творческой работы). Выполнение творческих заданий способствует формированию таких необходимых качеств  как добросовестность,  аккуратность, точность, работоспособность, инициативность, фантазия, любознательность, рациональность.

Часто выполнение творческих заданий требует от ребенка времени больше, чем отпущено на занятие объединения. Особенно  если задание требует от детей  проведения обобщения, систематизации учебного материала в виде составления таблиц, то  время работы  затягивается до 240  минут и более. Поэтому выполнение необычных творческих заданий с помощью компьютера  не только вызывает интерес, но и способствует использования подсознания для усвоения материала, выполняется охотнее и быстрее, а значит, усвоение материала осуществляется лучше. Результатами творчества могут стать разнообразные работы, разные по уровню исполнения,  но очень значимые для ребенка как досуговая деятельность; как социально направленная деятельность.

В дополнительном образовании и  в детских общественных организациях проектная деятельность детей и подростков используется:  как один из вариантов их творчества;  как проектно-исследовательская деятельность; как средство профессионального самоопределения; Получившиеся в процессе работы объединения проекты  это доказывают.

В заключении  напомню, что работа педагогов  дополнительного образования  так же многообразна и интересна, как  работа первооткрывателя или исследователя и требует от педагога не меньше усилий и подготовки, чем от учителя, а иногда  большей отдачи.

 Я.В. Смородина  учитель биологии,

 педагог дополнительного образования