Выступление на августовской конференции педагогических работников
« Школьное лесничество в условиях модернизации образования»
Качество человеческой личности во многом зависит от качества атмосферы, в которой происходит его становление. Позитивность отношения к миру, его богатству, понимание сути происходящего внутри и вовне явлений и процессов. Умение слушать и слышать духовный мир внутри себя, понимание законов природы и готовность к дальнейшему их раскрытию- вот основная задача воспитания человека будущего.
Особое значение в экологическом воспитании детей в настоящее время приобретает работа школьного лесничества.
Школьное лесничество – это не новь, а вернувшаяся реалия дня. Одна из масштабных задач, стоящих перед человечеством, - воспитание человека с новым мышлением и правильным отношением к природе. Многое в её реализации способна сделать система образования. Такие качества, как позитивное отношение к природе, понимание её законов, сути происходящих в ней явлений и процессов, должны вырабатываться не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
Школьное лесничество как детская организация имеет ряд правовых документов : приказ об образовании, трёхсторонний договор о сотрудничестве, устав, заявления о вступлении в организацию, положение, годовой план работы.
Обязательным моментом являются: цель, задачи, название, девиз, эмблема, гимн, список членов организации. Членами школьного лесничества являются учащиеся 5-10 классов.
Школьное лесничество сотрудничает с Усть-Удинским лесничеством. Наши консультанты - специалисты лесничества – Крыс Василий Петрович, Баженова Ольга Альбертовна, Балыбина Марина Викторовна.
Основные направления деятельности:
- Практическая природоохранная.
- Исследовательская.
- Инновационная.
- Деятельность, направленная на развитие интересов и профессиональное самоопределение обучающихся.
Основные виды деятельности:
- акции «Чистый берег»;
- озеленение посёлка;
- распространение среди населения противопожарных листовок;
- изготовление кормушек,, скворечников;
- вакцинация членов школьного лесничества;
- агитационная работа
- публикации в местной печати;
- акции по пропаганде противопожарной безопасности;
- участие в областном слёте
С 2006 года по инициативе Усть-Удинского лесничества в МБОУ СОШ п. Усть-Уда открыто объединение детей школьное лесничество « Родничок».
Ребята разных возрастов, разного интеллектуального и социального уровня занимаясь в объединении вносят свой вклад в охрану окружающей среды.
Привлекая в работу не только членов лесничества, но и просто неравнодушных учащихся нашей школы мы даём возможность реализовать способности и талант подростков.
Шайдурова Алина – закончив изостудию Школы искусств, приняла участие в конкурсе рисунков и заняла призовое 2 место в областном конкурсе « Дети о лесе» (на конкурс поступило 473 работы из 84 муниципальных образований).
Ребята из коррекционного класса изготовили 145 скворечников ( из пиломатериала наших шефов) и на швабры ещё осталось на сумму 6 тысяч рублей. На которые планируется приобрести инструмент для кружка технологии.
За время работы ребята защитили шесть научно исследовательских работ, которые имеют призовые места районного и областного уровня. Участие школьного лесничества в районных конкурсах летних программ подразумевает под собой финансирование на проведение запланированных мероприятий.
2009- 9 тысяч
2010 – 20 тысяч
2011 – 15 тысяч
В школе создана и работает « Экологическая тропа». В областном конкурсе « Лесная тропинка» наша тропа в 2010 году заняла 2 место.
В работе СМИ два направления : либо материал даем мы, либо пишут о нас.
На сегодняшний день в лесничестве 32 грамоты районного и областного значения.
В условиях модернизации образовательного процесса работа школьного лесничества не дублирует, а дополняет программный материал по биологии и зоологии. Такие понятия, как « Рубки ухода, санитарные рубки, деляночный столб, квартальный столб, буссоль, меч Колесова» для многих из сидящих здесь могут быть не совсем понятны, когда как дети, занимающиеся в лесничестве и отвечающие на вопросы судей на слёте вполне понимают о чем идёт речь. Ведь на занятиях мы приобщаем детей к лесным профессиям.
Сотрудничество нашей школы с ООО « Южное лесопожарное объединение» Усть-Удинский лесхоз так же имеет свои плюсы ( привлечение в школу дополнительных «капиталовложений»). Это и пиломатериал для кружка технологии и для ограждения школьной территории по требованиям новых стандартов, и финансирование всех конкурсов, приобретение парадной формы для поездки на слёт. А 5 дневное бесплатное пребывание на слёте четырёх человек – это отдельная тема.
В заключении хочу сказать о том, что внеклассная работа имеет такое же значение (хотя я склоняюсь к тому что, даже немного больше), как и учебный процесс.
Комментарии
В год охраны окружающей среды
В год охраны окружающей среды очень важно и нужно реализовывать социальные проекты. Обобщение и распространение данного опыта актуально и своевременно.Удачи и новых находок Вам в новом учебном году!
Ответ на комментарий
Большое спасибо коллега за поддержку и пожелания! Ваше мнение мне очень помогло в плане планирования дальнейшей работы. Ведь порой от администрации школы не услышишь подобных слов. По сути дела я- альтруист. Работаю в данном направлении чисто по собственному желанию.