Стимулирование творчества детей и подростков посредством периодической школьной газеты»

Пашина Мария Михайловна

 

                                   Тамбовская область

Пичаевский район

         МБОУ Пичаевская СОШ

 

 

             Доклад на тему:

                   «Стимулирование творчества  детей 

               и подростков посредством

             периодической школьной газеты»

                                                    

                                                                                                                               Автор: Пашина Мария Михайловна,

                                                                                                Старшая вожатая,

                                                                                                                       педагог детского  объединения

                                                                                                 «Юный журналист»

 

 

с. Пичаево

-2012-

 

Школьная жизнь как поток: разнообразна, стремительна и напряжённа. Дети не столько учатся, сколько живут в школе. Тоже можно сказать и о многих учителях, которые отдают всё свое время и силы образованию и воспитанию. Хочется жить осмысленно, перерабатывая чужой опыт и обмениваться своим опытом. Нужен обмен информацией. Следует развивать природные таланты как в научно-естественной области, так и в художественно-эстетической.

Хочется вспомнить известное высказывание:  «Газета- это не только коллективный агитатор, но и коллективный организатор». Издание на современном уровне школьной газеты позволяет в комплексе решить ряд важных задач:

1.     Создается центр для самоорганизации наиболее активных и талантливых детей. Общая работа редакционного коллектива объединяет школьников независимо от того, в каком они классе учатся, чем занимаются в свободное время и т. п.

2.     Школьники получают возможность реализовать свои способности в самых разнообразных видах деятельности: административно-организаторской, редакторской, журналистской, в верстке газеты и т. д.

3.     Создание газеты стимулирует самообразование: от повторения правил правописания к освоению специальных компьютерных программ. Школьная газета предоставляет возможность первой публикации начинающим поэтам и писателям.

4.     Вокруг школьной газеты создается широкий круг толерантного неформального общения, в которое, кроме школьников, включаются учителя и родители.

Конечная цель - создание организационной структуры, которая имела бы возможность:

1.     Создавать условия для реализации творческих способностей детей путем организации выпуска газет.

2.     Предоставлять организационную и информационную поддержку всем, кто готов проявить творческую инициативу.

О школьной прессе известно давно. Ранее выпускали стенгазеты к праздникам, отчёты о проведенных мероприятиях, а также поздравительные  газеты и бюллетени. Занимались этим отдельные классы. Компьютерные технологии открыли новые возможности для школьных СМИ.

      Газета – важнейшее средство самовыражения ребенка. Именно школьные газеты позволяют детям и подросткам,  научится высказывать свои идеи, помогают лучше познать себя, открыть мир. Кроме того, в процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания. Мир школьной прессы – очень значимая часть жизни учебного заведения.       Газета остается самым простым и доступным школьным изданием. Создание школьной газеты было продиктовано временем, так как существовала острая необходимость возникновения органа школьной печати, который бы рассказывал о повседневных школьных делах, информировал бы учащихся о предстоящих планах на будущее, выносил на обсуждение злободневные проблемы учащихся и учителей, воспитывал в детях высокие нравственные качества.

В нашей школе большую роль в издании периодической школьной газеты играет дополнительное объединение «Юный журналист».

Актуальность детского объединения «Юный журналист».

В  детском объединение  «Юный журналист»,  где занимаются дети разных классов (12-16 лет) - всего 15 учащихся.  Это детское объединение  способствует развитию интереса к литературному творчеству, развитию литературно-творческих способностей детей. Учащиеся участвуют в издании школьной газеты.

      Целью создания детского объединения «Юный журналист» является общественно-политическое и нравственное воспитание учащихся, развитие эстетического вкуса, инициативы и творческих способностей учащихся.

    Социальная значимость:

Благодаря занятиям в объединении «Юный журналист» учащиеся учатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, учатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу, учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки контролировать себя, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми;

 повышается общий уровень культуры учащихся;

 учащиеся объединения ограждены от отрицательного влияния окружающей среды.

Особенность детского объединения «Юный журналист»

заключается в том, что оно помимо до профессионального обучения включает в себя блоки – психологический и психокоррекционный, которые представлены в играх, тренингах, упражнениях. Они помогают воспитанникам строить свою деятельность, налаживать деловое сотрудничество со сверстниками, вступать в коллегиальные отношения с взрослыми, конструктивно решать конфликтные ситуации.

Цель детского объединения:

Создание психолого-педагогических условий для развития стремлений учащихся к профессиональному и личностному самоопределению и социализации.

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

·        познакомить с основами профессии журналиста;

·        научить собирать факты и устанавливать их связь и взаимосвязь;

·        уметь писать материал в различных жанрах.

  

   Развивающие:

·        развивать нестандартное мышление и наблюдательность;

·        развивать мотивацию к познанию;

·        развивать конструктивные внутригрупповые отношения.

  

 Воспитывающие:

·        формировать позитивное отношение к сверстникам;

·        формировать интерес и любовь к своей малой Родине;

·        формировать адекватную устойчивую самооценку, самостоятельность в принятии решений;

·        формировать позитивное отношение к своему «Я»

 

Необходимые условия  для реализации задач:

·        создание комфортной обстановки;

·        создание положительного эмоционального фона;

·        создание ситуации успеха.

 

Принципы организации деятельности на занятии:

·        Непрерывности – повторение и систематизация полученных ранее знаний в области русского правописания и литературы.

·        Системности и последовательности в подаче материала.

·        Принцип индивидуальности - безусловное принятие ребенка со всеми его индивидуальными чертами характера и особенностями личности.

·        Психолого-педагогического сопровождения развития ребенка - предполагает наблюдение и помощь.

 

Занятие включает в себя:

·        Разминку (лингвистические и творческие задания).

·        Профессиональные знания (практические и теоретические знания по журналистике).

·        Психологические знания (психология общения).

 

Условия эффективности восприятия материала:

·        Активная позиция воспитанника.

·        Эмоциональность подачи материала и его восприятие, включение всех органов чувств.

·        Использование игр, упражнений и тренингов.

Содержание занятий

разнообразно, т.к. ребенок включен в  различные сферы деятельности:

·        работа на компьютере;

·        работа с фотокамерой.

 

Процесс создания газеты:

Это сбор материалов; написание статей; обсуждение; дизайн газеты; выбор шрифта и т.д.

Методы и формы отслеживания результативности обучения:

·        педагогическое наблюдение;

·        беседа;

·        анкеты, тесты;

·        итоговые работы.

 

Формы и режим занятий:

Традиционными видами занятий являются:

·        Беседа;

·        Игра;

·        Просмотр кинофильмов, их обсуждение;

·        Чтение и обсуждение статей из газет;

·        Экскурсии;

·        Обсуждение материалов экскурсий, написание отзывов и статей;

·        Выпуск газеты

·        Подготовка статей для публикации в районной газете.

 

Форма учебной работы обучающихся:

·        коллективная;

·        групповая;

·        индивидуальная;

·        консультативная;

 

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

·        поисковый;

·        метод сравнения;

·        проблемный;

·        объяснительно-иллюстративный;

·        метод направленного воображения;

·        демонстративный.

 

Система стимулирования учащихся:

·        Выпуск лучших материалов на страницах школьных и районных газет.

·        Участие в школьных, районных, областных, всероссийских конкурсах, фестивалях.

 

Предполагаемые результаты:

·        На первом году обучения пробуждение личности, убеждение ребенка и его окружающих в самоценности растущей личности, развитие фантазии и творческого отношения к миру, снятие страхов и комплексов, развитие чувства  юмора, увеличение активного словарного запаса, развитие памяти, интереса, внимания, вкуса к слову, фразе, тексту. Получение  основ психологии общения – умения слушать друг друга, понимать, прощать, уступать. Знать что такое информация, заметка, интервью, историю возникновения ТВ и радио. Уметь пользоваться профессиональными терминами, работать с периодическими изданиями, документами.

·        На втором году обучения предполагается, что учащийся должен уметь анализировать творческий материал, свободно общаться.  Постоянно увеличивать активный словарный запас, знания о формах устной и письменной речи – о жанрах журналистики, воспитывать вкус к чтению, прививать культуру общения с миром массовой коммуникации. Отличать жанры.

 

·        По окончании третьего года обучения учащийся должен уметь читать и понимать прессу и выразить свою позицию публично. Идёт целенаправленная подготовка к профессии, работа над стилем, журналистским  имиджем.

 

 

 

ПЕРСПЕКТИВЫ:

 

·        Создание «Портфолио»  учащихся объединения.

·        Дальнейшее сотрудничество с районной газетой «Пичаевский вестник».

·        Знакомство с современными образовательными технологиями.

·        Продолжать практиковать умения и навыки в написании статей и сценариев.

·        Поиски  новых форм сотрудничества с другими детскими объединениями в районе, области.

      Так появилась в нашей школе газета – «Школьный Олимп»!                                           Газета предназначена для всех учащихся школы, учителей и родителей, предусматривает возможность учёта уровня интересов и склонностей читательской аудитории, их возрастные особенности, а также требования времени.

    Для развития школьного издательского дела объединены усилия администрации школы и редакции школьной газеты. Школьное издание – дело общее, а не частное. Инициатива создания школьной газеты исходит от учеников, но руководит процессом взрослый. В школе есть детская организация имени Ульяны Громовой, которая находится в центре событий – «Совет старшеклассников», именно ее члены участвуют в наполнении газеты интересной информацией.

Администрация поддерживает свободу и демократию в отношениях «учитель – ученик – родитель», а значит,  газета будет существовать долго и станет образцом свободы слова в школе.

Цель: стимулирование творчества детей и подростков посредством создания периодической школьной газеты, формирование у них твердой жизненной позиции, патриотизма и веры в себя.

Задачи:

·       Предоставить каждому возможность для реализации.

·       Повысить интерес  читателей к делам и проблемам школы и дать им возможность искать пути их решения.

·       Информировать о планируемых школьных и внешкольных мероприятиях.

·       Освещать события, происходящие в районе, селе с позиции значимости для учащихся, школы.

·       Проводить мероприятия, направленные на исследование вопросов, интересующих читателей, а также на выяснение мнений по освещаемым вопросам.

·       Публиковать статьи, стихи, рассказы и т. п. учащихся, учителей, родителей.

·       Развивать информационную культуру участников образовательного процесса.

    Современная жизнь быстро увеличивает объём информации. Человеку трудно иногда даже уследить за ней. В связи с этим одна из задач современной школы – научить ребенка владеть информацией, осмыслять и творчески выбирать её.

Этому и должна научить юнкоровская деятельность школьников. Соперничать по быстроте и качеству работы школьная газета не может, но это и не входит в её задачи. Газета является средством объединения детей разных классов.

Обязанности редактора:

·        Утверждать концепцию газеты, её дизайн и направленность;

·        Осуществлять общее руководство изданием номеров газеты;

·        Утверждать предлагаемые в газету статьи, рисунки и фотоматериалы;

·        Выносить замечания авторам статей.

Корреспонденты - это ребята разных возрастов.

Обязанности корреспондентов:

·        разрабатывать концепцию, направленность и дизайн газеты;

·        обсуждать содержания номеров газеты, предлагаемые публикации;

·        готовить статьи, рисунки и фотографии в газету, работать над её оформлением.

Верстальщиками работают  ученики, которые хорошо знают компьютер. Причем важно знание специальных программ: PageMaker, Corel, Photoshop, Word и  Microsoft Office Publisher.

Фотографы тоже не заставляют себя искать, тем более при наличии цифрового фотоаппарата научить фотографировать можно любого.

Обязательно окажутся ребята, желающие принять участие в работе, но не определившиеся поначалу с редакционной деятельностью. Не стоит им отказывать понадобятся наборщики и корректоры.

Школьники - это самый активный социальный слой населения. Они видят куда лучше взрослых те проблемы, которые стоят перед молодежью, но самое главное, они хотят и готовы решать эти проблемы. Подтверждением того газета, которую мы выпускаем. В газете нет навязывание каких-то политических взглядов, раздражающей рекламы в духе «купи это и будет хорошо». Мы помогаем развиваться, общаться, открываем новые интересы, пытаемся лучше понять себя и окружающих, находим ответы на важные вопросы.

Ожидаемые результаты:

1.       Учащиеся реализуют свои способности в самых разнообразных видах деятельности.

2.       Повысится интерес  к делам и проблемам школы.

3.       Учащиеся научатся получать и использовать информацию о планируемых школьных и внешкольных мероприятиях.

4.       Учащиеся научатся освещать события, происходящие в школе, районе, и селе.

5.       У учащихся сформируются способности работать «в команде».

6.       У учащихся разовьются компоненты структуры лидерских качеств.

Без постоянного взаимодействия с реальной жизнью выпуск газет будет лишь очередной интеллектуальной работой, более или менее интересной. С помощью газеты мы добьемся  сплочения и воспитания единого коллектива.

У детей, участвующих в работе пресс-центра,  более развит кругозор, речь, что было отмечено не только родителями, но и учителями – предметниками.

У детей, принимающих участие в создание газеты, более высокий уровень информационной культуры. Газета помогла выявить лучшие качества учеников, формировала нравственные приоритеты, готовит учащихся к выбору профиля  обучения. Основные направления нашей газеты помогают становлению патриотизма растущего гражданина