Стимулирование творчества детей и подростков посредством периодической школьной газеты»
Тамбовская область
Пичаевский район
МБОУ Пичаевская СОШ
Доклад на тему:
«Стимулирование творчества детей
и подростков посредством
периодической школьной газеты»
Автор: Пашина Мария Михайловна,
Старшая вожатая,
педагог детского объединения
«Юный журналист»
с. Пичаево
-2012-
Школьная жизнь как поток: разнообразна, стремительна и напряжённа. Дети не столько учатся, сколько живут в школе. Тоже можно сказать и о многих учителях, которые отдают всё свое время и силы образованию и воспитанию. Хочется жить осмысленно, перерабатывая чужой опыт и обмениваться своим опытом. Нужен обмен информацией. Следует развивать природные таланты как в научно-естественной области, так и в художественно-эстетической.
Хочется вспомнить известное высказывание: «Газета- это не только коллективный агитатор, но и коллективный организатор». Издание на современном уровне школьной газеты позволяет в комплексе решить ряд важных задач:
1. Создается центр для самоорганизации наиболее активных и талантливых детей. Общая работа редакционного коллектива объединяет школьников независимо от того, в каком они классе учатся, чем занимаются в свободное время и т. п.
2. Школьники получают возможность реализовать свои способности в самых разнообразных видах деятельности: административно-организаторской, редакторской, журналистской, в верстке газеты и т. д.
3. Создание газеты стимулирует самообразование: от повторения правил правописания к освоению специальных компьютерных программ. Школьная газета предоставляет возможность первой публикации начинающим поэтам и писателям.
4. Вокруг школьной газеты создается широкий круг толерантного неформального общения, в которое, кроме школьников, включаются учителя и родители.
Конечная цель - создание организационной структуры, которая имела бы возможность:
1. Создавать условия для реализации творческих способностей детей путем организации выпуска газет.
2. Предоставлять организационную и информационную поддержку всем, кто готов проявить творческую инициативу.
О школьной прессе известно давно. Ранее выпускали стенгазеты к праздникам, отчёты о проведенных мероприятиях, а также поздравительные газеты и бюллетени. Занимались этим отдельные классы. Компьютерные технологии открыли новые возможности для школьных СМИ.
Газета – важнейшее средство самовыражения ребенка. Именно школьные газеты позволяют детям и подросткам, научится высказывать свои идеи, помогают лучше познать себя, открыть мир. Кроме того, в процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания. Мир школьной прессы – очень значимая часть жизни учебного заведения. Газета остается самым простым и доступным школьным изданием. Создание школьной газеты было продиктовано временем, так как существовала острая необходимость возникновения органа школьной печати, который бы рассказывал о повседневных школьных делах, информировал бы учащихся о предстоящих планах на будущее, выносил на обсуждение злободневные проблемы учащихся и учителей, воспитывал в детях высокие нравственные качества.
В нашей школе большую роль в издании периодической школьной газеты играет дополнительное объединение «Юный журналист».
Актуальность детского объединения «Юный журналист».
В детском объединение «Юный журналист», где занимаются дети разных классов (12-16 лет) - всего 15 учащихся. Это детское объединение способствует развитию интереса к литературному творчеству, развитию литературно-творческих способностей детей. Учащиеся участвуют в издании школьной газеты.
Целью создания детского объединения «Юный журналист» является общественно-политическое и нравственное воспитание учащихся, развитие эстетического вкуса, инициативы и творческих способностей учащихся.
Социальная значимость:
Благодаря занятиям в объединении «Юный журналист» учащиеся учатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, учатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу, учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки контролировать себя, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми;
повышается общий уровень культуры учащихся;
учащиеся объединения ограждены от отрицательного влияния окружающей среды.
Особенность детского объединения «Юный журналист»
заключается в том, что оно помимо до профессионального обучения включает в себя блоки – психологический и психокоррекционный, которые представлены в играх, тренингах, упражнениях. Они помогают воспитанникам строить свою деятельность, налаживать деловое сотрудничество со сверстниками, вступать в коллегиальные отношения с взрослыми, конструктивно решать конфликтные ситуации.
Цель детского объединения:
Создание психолого-педагогических условий для развития стремлений учащихся к профессиональному и личностному самоопределению и социализации.
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
· познакомить с основами профессии журналиста;
· научить собирать факты и устанавливать их связь и взаимосвязь;
· уметь писать материал в различных жанрах.
Развивающие:
· развивать нестандартное мышление и наблюдательность;
· развивать мотивацию к познанию;
· развивать конструктивные внутригрупповые отношения.
Воспитывающие:
· формировать позитивное отношение к сверстникам;
· формировать интерес и любовь к своей малой Родине;
· формировать адекватную устойчивую самооценку, самостоятельность в принятии решений;
· формировать позитивное отношение к своему «Я»
Необходимые условия для реализации задач:
· создание комфортной обстановки;
· создание положительного эмоционального фона;
· создание ситуации успеха.
Принципы организации деятельности на занятии:
· Непрерывности – повторение и систематизация полученных ранее знаний в области русского правописания и литературы.
· Системности и последовательности в подаче материала.
· Принцип индивидуальности - безусловное принятие ребенка со всеми его индивидуальными чертами характера и особенностями личности.
· Психолого-педагогического сопровождения развития ребенка - предполагает наблюдение и помощь.
Занятие включает в себя:
· Разминку (лингвистические и творческие задания).
· Профессиональные знания (практические и теоретические знания по журналистике).
· Психологические знания (психология общения).
Условия эффективности восприятия материала:
· Активная позиция воспитанника.
· Эмоциональность подачи материала и его восприятие, включение всех органов чувств.
· Использование игр, упражнений и тренингов.
Содержание занятий
разнообразно, т.к. ребенок включен в различные сферы деятельности:
· работа на компьютере;
· работа с фотокамерой.
Процесс создания газеты:
Это сбор материалов; написание статей; обсуждение; дизайн газеты; выбор шрифта и т.д.
Методы и формы отслеживания результативности обучения:
· педагогическое наблюдение;
· беседа;
· анкеты, тесты;
· итоговые работы.
Формы и режим занятий:
Традиционными видами занятий являются:
· Беседа;
· Игра;
· Просмотр кинофильмов, их обсуждение;
· Чтение и обсуждение статей из газет;
· Экскурсии;
· Обсуждение материалов экскурсий, написание отзывов и статей;
· Выпуск газеты
· Подготовка статей для публикации в районной газете.
Форма учебной работы обучающихся:
· коллективная;
· групповая;
· индивидуальная;
· консультативная;
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
· поисковый;
· метод сравнения;
· проблемный;
· объяснительно-иллюстративный;
· метод направленного воображения;
· демонстративный.
Система стимулирования учащихся:
· Выпуск лучших материалов на страницах школьных и районных газет.
· Участие в школьных, районных, областных, всероссийских конкурсах, фестивалях.
Предполагаемые результаты:
· На первом году обучения пробуждение личности, убеждение ребенка и его окружающих в самоценности растущей личности, развитие фантазии и творческого отношения к миру, снятие страхов и комплексов, развитие чувства юмора, увеличение активного словарного запаса, развитие памяти, интереса, внимания, вкуса к слову, фразе, тексту. Получение основ психологии общения – умения слушать друг друга, понимать, прощать, уступать. Знать что такое информация, заметка, интервью, историю возникновения ТВ и радио. Уметь пользоваться профессиональными терминами, работать с периодическими изданиями, документами.
· На втором году обучения предполагается, что учащийся должен уметь анализировать творческий материал, свободно общаться. Постоянно увеличивать активный словарный запас, знания о формах устной и письменной речи – о жанрах журналистики, воспитывать вкус к чтению, прививать культуру общения с миром массовой коммуникации. Отличать жанры.
· По окончании третьего года обучения учащийся должен уметь читать и понимать прессу и выразить свою позицию публично. Идёт целенаправленная подготовка к профессии, работа над стилем, журналистским имиджем.
ПЕРСПЕКТИВЫ:
· Создание «Портфолио» учащихся объединения.
· Дальнейшее сотрудничество с районной газетой «Пичаевский вестник».
· Знакомство с современными образовательными технологиями.
· Продолжать практиковать умения и навыки в написании статей и сценариев.
· Поиски новых форм сотрудничества с другими детскими объединениями в районе, области.
Так появилась в нашей школе газета – «Школьный Олимп»! Газета предназначена для всех учащихся школы, учителей и родителей, предусматривает возможность учёта уровня интересов и склонностей читательской аудитории, их возрастные особенности, а также требования времени.
Для развития школьного издательского дела объединены усилия администрации школы и редакции школьной газеты. Школьное издание – дело общее, а не частное. Инициатива создания школьной газеты исходит от учеников, но руководит процессом взрослый. В школе есть детская организация имени Ульяны Громовой, которая находится в центре событий – «Совет старшеклассников», именно ее члены участвуют в наполнении газеты интересной информацией.
Администрация поддерживает свободу и демократию в отношениях «учитель – ученик – родитель», а значит, газета будет существовать долго и станет образцом свободы слова в школе.
Цель: стимулирование творчества детей и подростков посредством создания периодической школьной газеты, формирование у них твердой жизненной позиции, патриотизма и веры в себя.
Задачи:
· Предоставить каждому возможность для реализации.
· Повысить интерес читателей к делам и проблемам школы и дать им возможность искать пути их решения.
· Информировать о планируемых школьных и внешкольных мероприятиях.
· Освещать события, происходящие в районе, селе с позиции значимости для учащихся, школы.
· Проводить мероприятия, направленные на исследование вопросов, интересующих читателей, а также на выяснение мнений по освещаемым вопросам.
· Публиковать статьи, стихи, рассказы и т. п. учащихся, учителей, родителей.
· Развивать информационную культуру участников образовательного процесса.
Современная жизнь быстро увеличивает объём информации. Человеку трудно иногда даже уследить за ней. В связи с этим одна из задач современной школы – научить ребенка владеть информацией, осмыслять и творчески выбирать её.
Этому и должна научить юнкоровская деятельность школьников. Соперничать по быстроте и качеству работы школьная газета не может, но это и не входит в её задачи. Газета является средством объединения детей разных классов.
Обязанности редактора:
· Утверждать концепцию газеты, её дизайн и направленность;
· Осуществлять общее руководство изданием номеров газеты;
· Утверждать предлагаемые в газету статьи, рисунки и фотоматериалы;
· Выносить замечания авторам статей.
Корреспонденты - это ребята разных возрастов.
Обязанности корреспондентов:
· разрабатывать концепцию, направленность и дизайн газеты;
· обсуждать содержания номеров газеты, предлагаемые публикации;
· готовить статьи, рисунки и фотографии в газету, работать над её оформлением.
Верстальщиками работают ученики, которые хорошо знают компьютер. Причем важно знание специальных программ: PageMaker, Corel, Photoshop, Word и Microsoft Office Publisher.
Фотографы тоже не заставляют себя искать, тем более при наличии цифрового фотоаппарата научить фотографировать можно любого.
Обязательно окажутся ребята, желающие принять участие в работе, но не определившиеся поначалу с редакционной деятельностью. Не стоит им отказывать понадобятся наборщики и корректоры.
Школьники - это самый активный социальный слой населения. Они видят куда лучше взрослых те проблемы, которые стоят перед молодежью, но самое главное, они хотят и готовы решать эти проблемы. Подтверждением того газета, которую мы выпускаем. В газете нет навязывание каких-то политических взглядов, раздражающей рекламы в духе «купи это и будет хорошо». Мы помогаем развиваться, общаться, открываем новые интересы, пытаемся лучше понять себя и окружающих, находим ответы на важные вопросы.
Ожидаемые результаты:
1. Учащиеся реализуют свои способности в самых разнообразных видах деятельности.
2. Повысится интерес к делам и проблемам школы.
3. Учащиеся научатся получать и использовать информацию о планируемых школьных и внешкольных мероприятиях.
4. Учащиеся научатся освещать события, происходящие в школе, районе, и селе.
5. У учащихся сформируются способности работать «в команде».
6. У учащихся разовьются компоненты структуры лидерских качеств.
Без постоянного взаимодействия с реальной жизнью выпуск газет будет лишь очередной интеллектуальной работой, более или менее интересной. С помощью газеты мы добьемся сплочения и воспитания единого коллектива.
У детей, участвующих в работе пресс-центра, более развит кругозор, речь, что было отмечено не только родителями, но и учителями – предметниками.
У детей, принимающих участие в создание газеты, более высокий уровень информационной культуры. Газета помогла выявить лучшие качества учеников, формировала нравственные приоритеты, готовит учащихся к выбору профиля обучения. Основные направления нашей газеты помогают становлению патриотизма растущего гражданина