Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи
Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи.
Духовно-нравственные проблемы воспитания молодежи. Они весьма серьезные. Проблемы эти общие и для их решения требуются усилия всех сил общества. О происходящем сейчас в духовно-образовательной среде вполне может сложиться негативное представление. Судите сами: культурологический предмет ОПК, поддерживаемый православной общественностью, чиновники явно саботируют; сексуальное «просвещение» в школах, толерантное отношение к однополым бракам, «планирование семьи», внушаемые со школьной скамьи, кляузничество учеников на родителей и учителей (я имею ввиду систему ювенальной юстиции), напротив, приветствуются, несмотря на очевидное возмущение со стороны родителей. Ювенальную юстицию, невзирая на многотысячные демонстрации протеста россиян по всей стране, продолжают активно внедрять в России. Одновременно в молодежной среде нарастает псевдопатриотизм, экстремизм, алкоголизация, наркотизация, игромания, сектомания. Молодые люди, страдая от бездуховности, пытаются найти отдушину, но, не имея ни духовного опыта, ни духовного руководителя, пропадают в трясине пороков. Невидимыми идеологами молодежи указывается ложный жизненный путь - обогащения и удовольствия.
В противоположность этому Церковь свидетельствует: «Основная причина бегства многих наших современников в царство алкогольных или наркотических иллюзий - это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Наркомания и алкоголизм становятся проявлениями духовной болезни не только отдельного человека, но всего общества. Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов» - так говорится в Социальной концепции Русской Православной Церкви о причинах увлечения наркотиками.
Растет преступность. Зашкаливает! Это угроза, нависшая над российским обществом. Декриминализация социальной, экономической и политической жизни - сейчас главная задача в защите прав и свобод граждан, в утверждении конституционного правопорядка. Нужно бороться со злом, но как бороться? Патриарх Кирилл сказал, что Бог иногда делает очевидными все ужасы человеческого бытия, «чтобы мы могли осознать: так жить нельзя, нужно жить по закону духа». Вот и ответ, как бороться с преступностью, наркоманией, экстремизмом. Жить по закону духа! Нужна одухотворенная борьба против преступности, то есть борьба государства в симфонии, то есть в созвучии, с Православием, нужно, прежде всего, всем жить по закону духа, ибо такая жизнь противостоит страстям, порождающим зло. Без крепкого духовного стержня человек не в состоянии противиться многоликому злу. Даже если он старается быть нравственным. Потому что истинная, а не искусственная, нравственность - нравится это кому-то или нет - зиждется на религиозной основе. С Богом все возможно! Мы это знаем. Бог не оставляет нас. Но нужна симфония с государством. Потому что только такое церковно-государственное созвучие приводит к гармонии в обществе. Низшая форма нравственности - справедливость, высшая - любовь. Это и есть залог единства народа. Русская Православная Церковь имеет богатый опыт духовно-нравственного воспитания, и этот бесценный опыт нужно использовать вместе с Православной Церковью в нашей правоохранительной деятельности. Есть законы общества, есть законы Божьи. Когда одни дополняют другие и воспринимаются обществом - это есть благо. Это есть симфония.
О сектах - особый разговор! После падения железного занавеса, на страну хлынул грязный поток деструктивных организаций, среди них: «Церковь Христа», «Свидетели Иеговы», кришнаты, неопятидесятники (называющие себя протестантами), последователи движения «Нью эйдж» и прочие тоталитарные секты и оккультные группы. Молодые люди, попавшие в секты, начали бесследно пропадать, сходить с ума, рушились семьи, секты лишали своих адептов крова, выбрасывали людей без денег на улицы - началась настоящая «духовная мясорубка». Государство оказалось в этой ситуации неспособным противостоять натиску сектантов. Единственная, кто смог собраться с силами и начать борьбу - Церковь Христова. В епархиях при храмах начали организовываться специальные отделы, которые распространяли о сектах, пытавшихся скрыть свое истинное лицо под всевозможными общественными, медицинскими, реабилитационными, образовательными и прочими вывесками, правдивую информацию.
Православная реабилитация страдающих от алкоголизма и наркомании на сегодняшний день признана самой эффективной. В службе наркоконтроля увидели, что эффективна не просто православная реабилитация наркозависимых, эффективен православный подход к общему решению проблемы. Духовно и нравственно просвещенная молодежь отвращается от порока, не приемлет его ни в каких формах.
Сегодня во многих даже самых отдаленных селениях, в которые заходили миссионеры, организованы православные общины, строятся церкви! Священники проводят духовные беседы с учащимися сельских школ. Были случаи, когда после таких бесед дети приходили на Крещение целыми классами. И местные руководители только приветствуют такой духовный подъем среди селян.
В образовательной среде должны происходить (они уже происходят!) позитивные изменения. В 2010-2011 учебном году министром образования Московской области Лидией Николаевной Антоновой была поставлена перед своими сотрудниками новая цель - введение духовно-просветительских предметов в программу каждой школы.
Сейчас много говорят о культуре человека. Культурный, значит, интеллигентный, образованный, отзывчивый, вежливый... Но когда мы говорим о культурном человеке, то, прежде всего, имеем в виду не столько культуру его поведения, сколько его духовный мир. Церковь пытается разными способами доносить молодежи информацию об опасностях, которые таит в себе культура без Бога. Латинское слово «cultura» означает «возделывание», «воспитание», «образование», «развитие» и происходит от слова «cultus» - «почитание, поклонение, культ». То есть культурный человек - это человек, который в рамках своего свободно принятого традиционного для его страны религиозного культа, получил представление о добре и зле. Именно отстаивание своих традиционных культурных интересов является гарантией укрепления нашего государства и решения важных духовных и, как следствие, нравственных проблем в молодежной среде. И в этом - одна из основных задач педагогов. Вместе с Церковью педагоги смогут воспитывать нравственно чистых, культурных людей, патриотов своего Отечества.
Наша общая задача, чтобы общество поняло, что нравственность - это основа выживания коллектива, семьи, личности, общества, государства и всей человеческой цивилизации, - потому что сила нации - в силе духа.