"Механизм включения естественнонаучной грамотности в образовательный процесс. Опыт оценивания"
Основным показателем качества образования является сформированность функциональной грамотности школьников, одной из составляющих которой является естественнонаучная грамотность. Полем деятельности в данном направлении является основная школа. К моменту окончания 9 класса у школьников должны быть уже сформированы все виды функциональной грамотности.
Однако, согласно результатам международных исследований (PISA), естественнонаучная грамотность российских школьников является низкой.
Что такое естественнонаучная грамотность?
Если коротко, то Естественнонаучная грамотность – это определенный набор компетентностей, связанных со способностью обучающихся применять полученные в школе умения и знания в жизненных ситуациях.
В зависимости от уровня познавательной деятельности, от низкого к высокому, от учащихся требуется продемонстрировать компетенции в определенном контексте.
При обучении в старшей школе, 10-11 классах, необходимо учитывать особенности образовательной организации – профильность классов. В Школе № 6 г. Бикина обучение идет по нескольким профилям:
Школьники выбирают профильную направленность, связанную с профессиональным самоопределением. Как показывают результаты входных диагностических работ, направленных на проверку сформированности функциональной грамотности, у старшеклассников результаты оставляют желать лучшего.
Анализ работ показал, что школьники не могут использовать естественнонаучные знания для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования выводов;
Особое затруднения вызывают задания, содержащие большой объём текстовой информации (смысловое чтение); анализ графиков, схем, таблиц, вычислительные навыки (матем. Грам)
Причину вижу в том, что для школьников, обучающихся по гуманитарному, физико-математическому, социально-экономическому и универсальному профилю необходим базовый уровень знаний по химии и биологии. Основной акцент делается на профильные предметы.
Уровень мотивации к формированию естественнонаучной грамотности низкий, так как не осознают значимости биологии и химии в различных сферах человеческой деятельности, в том числе по своему профилю. Налицо – расстановка приоритетов!
При формировании функциональной грамотности должен соблюдаться паритет между всеми видами грамотности. Только при таком условии можно получить положительный результат по формированию функционально грамотной личности.
В химико-биологическом профильном классе высокий уровень мотивации определен профессиональным самоопределением учащихся. Однако сформированность компетенций не на достаточном уровне.
Решение данной проблемы возможно через интеграцию биологических знаний в профильные предметы. Независимо от профиля, необходимо включать учебные задания, составленные на материале из разных предметных областей, для выполнения которых надо интегрировать разные знания и использовать общеучебные умения; комплексные и структурированные задания, состоящие из нескольких взаимосвязанных вопросов, содержащие большой объем как текстовой информации, так и информации в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем
Введение естественнонаучной грамотности в образовательный процесс возможно как в урочной, так и внеурочной деятельности.
В урочной деятельности необходимо включать учебные задания, относящиеся к естественно-научной грамотности, на любом этапе урока.
Используя задания в учебном процессе, надо отдавать себе отчет, с какой целью это делается: диагностическая – проверка знаний и умений, которые определены как планируемые результаты в образовательной программе, или на выявление владения учащимися компетенциями в рамках естественно-научной области. В зависимости от выбора цели, будут различаться как формы работы с заданиями, так и способы оценивания результатов учащихся.
Для формирования естественнонаучной грамотности недостаточно наличия в качестве носителя информации только учебника, необходимо широкое информационное поле деятельности, различные источники информации, побуждающие ученика к самостоятельному мышлению, поиску собственной аргументации.
Размещение банка заданий на цифровых платформах предоставляют новые возможности для формирования индивидуальных образовательных траекторий учащихся, в том числе для повышения уровня их естественнонаучной грамотности. На различных интернет платформах можно взять готовые задания разного уровня сложности для учащихся 5- 9 классов.
- Институт стратегии развития образования. Банк заданий по формированию всех видов грамотности.
- Банк заданий PISA
-ФИПИ, открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности
- Задания ВПР, ОГЭ.
Для учащихся 10-11 классов можно использовать задания ЕГЭ, или разработать собственный банк заданий. В рамках заседания РМО был проведен семинар-практикум по разработке заданий по химии и биологии, направленных на формирование ЕНГ.
А также возможно использовать задания из открытого банка заданий для учащихся с 5-9 класс и для старшеклассников. Например, задание для 9
класса «Маслячные культуры и их использование» можно применить в 10 классе для изучении темы химический состав клетки.
Включение подобных заданий на уроках дают возможность оценить компетентности учащихся, аналогичные компетентностям, используемые в международном исследовании PISA.
Примеры заданий ВПР, ОГЭ
1. Химия.11 класс, биология
Задания представлены:
Содержательная область: физические системы.
Компетенция: научное объяснение явлений.
Подобные задания требуют от школьников демонстрации умений работы с большим объем текста, составления схем, анализа графических изображений, вычислительных навыков, что способствует формированию не только ЕНГ, но и читательской и математической. А также показывают взаимосвязь между науками.
Примеры заданий ЕГЭ
Задания высокого уровня сложности. Подобные задания можно использовать при актуализации знаний, этапе формирования новых знаний, при изучении определенных тем.
Открытый банк заданий на ЕНГ – предлагает не только задания, но и критерии оценивания работ учащихся. Что, в значительной степени, помогает и облегчает работу учителю.
Задания из открытого банка на ЕНГ могут служить и проблемным вопросом для проведения исследовательских работ.
Так Задание по биологии для 8 класса по требованиям к температуре в учебных кабинетах, легло в основу проведения исследовательской работы по изучению микроклимата кабинетов школы.
При необходимости расширения и интеграции разных видов грамотностей, входящих в единую функциональную грамотность, педагоги составляют свои задания для учащихся. Например задание для учащихся 10 классов, составленное Балыковой Е.М. и Кожухаренко В.И., на анализ рекламных роликов, где включаются не только ЕНГ, но и читательская и информационная.
Одним из наиболее эффективных видов деятельности для формирования ЕНГ, как показывает практика, является проектно-исследовательская деятельность, так как она способствует развитию персональных компетентностей обучающихся. Направления и тематика работ выбирается самими учащимися: социальные, экологические, предметные. Как я уже говорила, задания из открытого банка, послужили отправной точкой для выполнения исследовательских работ учащихся: микроклимат кабинетов, изучение состава растительных масел и т.д. Результаты представляют на НПК, конкурсах. Более успешные работы становились победителями и призерами муниципального этапа НПК, конкурса Вернадского краевого и Всероссийского уровня.
Но главный показатель результативности работы, это понимание самим учеником значимости его работы для себя лично, общественное признание состоятельности, успешности.
В нашей школе уже много лет успешно практикуется такой вид внеурочной деятельности, как социальные практики и профессиональные пробы.
Сотрудничество с социальными партнерами дает возможность напрямую погрузить школьников в профессиональную деятельность, которую они планируют выбрать.
Поскольку я являюсь руководителем медицинского кластера (социальная направленность), наши ученики 10 класса ежегодно проходят профессиональные пробы на базе КГБУ «Бикинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями». Учащиеся не только знакомятся с основными медицинскими профессиями, но и принимают участие в процедурах, которые доступны им по медицинскому регламенту: сопровождение детей в кабинеты, занятие лечебной физкультурой, комната психологической разгрузки и т.д.
После прохождения профессиональных проб, школьники уже целенаправленно выбирают свою будущую профессиональную деятельность. Немалое количество выпускников нашей школы пополнили ряды медицинских работников в медучреждениях нашего города, Хабаровска. А это как раз и есть, на мой взгляд, один из важных показателей сформированности функциональной грамотности учащихся.
У японцев есть замечательная поговорка: «Образование - это то, что остается, когда все забыто!»
Если наши выпускники смогут сохранить и применить в своей жизни знания и умения, будут успешными в своей профессиональной деятельности, признаны обществом, значит, труды педагогов не напрасны.