Оценочные процедуры по биологии. Особенности проведения государственной итоговой аттестации по биологии.
В настоящее время в нашей системе образования формируется новая система оценочных процедур, которая включает в себя национальные исследования качества образования (НИКО), Всероссийские проверочные работы (ВПР), итоговое собеседование (9 классы), итоговое сочинение (11 класс), государственная итоговая аттестация (ГИА-9,11) - основной государственный экзамен (ОГЭ) и единый государственный экзамен (ЕГЭ). Система оценки качества образования естественнонаучного образования:
Естественнонаучная часть НИКО и ВПР: «Окружающий мир» (4 класс)
ВПР: биология, химия, физика
ОГЭ: биология, химия и физика
Материалы по НИКО можно посмотреть на сайтах:https://www.eduniko.ru/
ВПР представлены на сайте: https://fioco.ru/ru/osoko/vpr/
Задания ВПР для 11 классов размещены на сайте ФИПИ
ВПР 5-8, 11 класс
Сейчас существует много пособий по подготовке к ВПР, например
- Биология. 11 класс. ВПР. Тренинг. Контроль. Самооценка. Рабочая тетрадь
Н. Ю. Сарычева - Биология. 5 класс. ВПР. Тренинг. Контроль. Самооценка. Рабочая тетрадь
Н. В. Котикова - Биология. 5 класс. Подготовка к всероссийским проверочным работам
А. А. Кириленко
Оценка письменных ответов
Эта проблема происходит из глубины советской системы образования. Рассмотрим критерии оценки:
1 вариант
Критерии оценки письменных контрольных работ
Оценка «5»:
•ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Оценка «4»:
•ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «3»:
•работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Оценка «2»:
•работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Оценка «1»:
•работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие при выставлении отметки за четверть, полугодие, год.
2 вариант
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ
Отметка «5» ставится, если ученик:
- Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочѐта.
Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных
работ.
Отметка «4» ставится, если ученик:
- Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более
одной негрубой ошибки и одного недочѐта и /или/ не более двух недочѐтов.
- Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных
работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.
Отметка «3» ставится, если ученик:
- Правильно выполняет не менее половины работы.
- Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной
негрубой ошибки и одного недочѐта, или не более трѐх негрубых ошибок,
или одной негрубой ошибки и трѐх недочѐтов, или при отсутствии ошибок,
но при наличии пяти недочѐтов.
- Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры
письменной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «2» ставится, если ученик:
- Правильно выполняет менее половины письменной работы.
- Допускает число ошибок и недочѐтов, превосходящее норму, при которой
может быть выставлена отметка "3".
- Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной
речи, правил оформления письменных работ.
Примечание
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая
предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном
варианте. Оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как
правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и
устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.
Что такое биологическая ошибка?
Общая классификация ошибок
При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые
и негрубые), недочѐты в соответствии с возрастом учащихся.
Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных
положений , теории, незнание формул, общепринятых символов
обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих
единиц;
- неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;
- неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;
- неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;
- неумение подготовить установку или лабораторное оборудование,
провести опыт, наблюдение, сделать необходимые расчѐты или
использовать полученные данные для выводов;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;
- нарушение техники безопасности, небрежное отношение к
оборудованию, приборам, материалам.
К негрубым относятся ошибки:
- неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий,
вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого
понятия или заменой 1 — 3 из этих признаков второстепенными;
- ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не
связанные с определением цены деления шкалы;
- ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта,
наблюдения, условий работы прибора, оборудования;
- ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;
- нерациональный метод решения задачи, выполнения части
практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа
(нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов
второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной литературой;
- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочѐтами являются:
- нерациональные приѐмы вычислений и преобразований, выполнения
опытов, наблюдений, практических заданий;
- арифметические ошибки в вычислениях;
- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;
- орфографические и пунктуационные ошибки.
Оценка тестовых заданий базового уровня (А) по биологии
Отметка «5» - 90-100% от максимальной суммы баллов
Отметка «4» - 70-80% от максимальной суммы баллов
Отметка «3» - 50-60% от максимальной суммы баллов
Отметка «2» - 0-40% от максимальной суммы баллов
Оценка тестовых заданий разного уровня (А,В,С) по биологии
Отметка «5» - 80-100% от максимальной суммы баллов
Отметка «4» - 60-80% от максимальной суммы баллов
Отметка «3» - 40-60% от максимальной суммы баллов
Отметка «2» - 0-40% от максимальной суммы баллов
Критерии оценивания по биологии в рамках ФГОС
Критерии оценивания устного ответа по биологии
Знание материала | - содержание материала раскрыто в полном объеме. | |
Последовательность изложения | - содержание материала раскрыто последовательно, достаточно хорошо продумано. | 1 |
Владение речью и терминологией | - материал изложен грамотным языком, с точным использованием терминологии. | 1 |
Применение конкретных примеров | - показано умение иллюстрировать материал конкретными примерами. | 1 |
Знание ранее изученного материала | - продемонстрировано усвоение раннее изученного материала. | 1 |
Уровень теоретического анализа | - показано умение делать обобщение, выводы, сравнение. | 1 |
Степень самостоятельности | - содержание материала изложено самостоятельно, без наводящих вопросов. | 1 |
Степень активности в дискуссии процессе | - принимает активное участие в изложении или в обсуждении изучаемого материала. | 1 |
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы по биологии.
Критерии оценивания:
1. Правильность и самостоятельность определение цели данной работы-1
2. Выполнение работы в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов, измерений-1
3. самостоятельный, рациональный выбор и подготовку необходимого оборудования для выполнения работ обеспечивающих получение наиболее точных результатов-1
4. Грамотность, логичность описания хода практических (лабораторных) работ-1
5. Правильность формулировки выводов-1
6. Точность выполнения всех записей, таблиц, рисунков, чертежей, графиков, вычислений -2
7. Аккуратность выполнения всех записей, таблиц, рисунков, чертежей, графиков, вычислений-1
8. Соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ-1
Оценивание:
- низкий уровень — менее 40 % (оценка «плохо», отметка «1»)
- пониженный — 40-49 % (оценка «неудовлетворительно», отметка «2»)
- базовый - 50-74 % (оценка «удовлетворительно», отметка «3»)
- повышенный - 75-90 % (оценка «хорошо», отметка «4»)
- высокий уровень - 91-100% (оценка «отлично», отметка «5»)
Ошибки на ЕГЭ обратите внимание:
1. Задания по ботанике. Этот материал изучают еще в шестом классе, а на повторение в одиннадцатом времени может не хватить. К тому же шестиклассник еще не знаком с основами цитологии, биохимии, генетики, экологии, поэтому материал в учебниках по биологии для шестого класса излагается упрощенно, с учетом возрастных особенностей аудитории. Поэтому, повторяя этот материал в одиннадцатом классе, необходимо переосмысливать его с позиции старшеклассника. Это же касается заданий по зоологии и биологии человека.
2. Задания по селекции и биотехнологии. Это сложные для понимания разделы, но на их изучение в школе отводится минимум учебного времени. Поэтому необходимо самостоятельно прорабатывать материал, используя литературу.
3. Задачи на поведение хромосом и молекул ДНК в ходе клеточного цикла.
Наиболее распространенные ошибки связаны с недостаточным пониманием структуры и природы хромосом, механизма деления клеток, поведения хромосом и молекул ДНК в ходе митоза и мейоза. Очень полезно самостоятельно нарисовать схемы всех этапов митоза и мейоза для клетки с небольшим количеством хромосом (например, для случая 2n=6), обозначив каждую пару гомологичных хромосом особым цветом и «пометив» их генами (например AaBbCc для случая независимого наследования). Это поможет лучше понять и запомнить последовательность событий.
4. Задачи на определение числа хромосом и способов деления клеток в ходе жизненного цикла растения. Причина – непонимание хода жизненного цикла семенных растений, сущности двойного оплодотворения у цветковых. Помните, что мейоз у высших растений происходит не в ходе гаметогенеза (как это имеет место у животных), а при образовании спор.
5. Задачи по генетике. Наиболее распространенные ошибки: отсутствует четкая схема решения задачи: не указаны гаметы родительских поколений, фенотипы родителей, потомков, неправильно указаны генотипы гамет, многие участники не различают независимое и сцепленное наследование признаков, а также затрудняются в распознавании явлений кроссинговера, не прописывают, какие законы наследственности проявляются в данном случае.
Несколько общих советов для успешной сдачи биологии:
1. Внимательно и до конца читайте условие задания. После его решения сделайте это еще раз – проверьте, не забыли ли что-то.
2. Во время тренировки, выполняйте задания письменно, а не «в уме», особенно те, что требуют развернутого ответа. Это дисциплинирует и приучает четко формулировать мысли.
3. При выполнении тестовых заданий «на выбор» всегда пытайтесь мысленно обосновывать выбор ответа, не полагаясь на удачу.
4. Не ограничивайтесь механическим заучиванием готовых алгоритмов, а анализируйте логику, ход решения. Объясняйте каждый шаг.
Подробно можно посмотреть в методических рекомендациях.
Сейчас существует много пособий по подготовке к ГИА, например
«Национальное образование» ФИПИ
- ЕГЭ-2022 Биология Рохлов В.С. типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов ФИПИ
- ОГЭ-2022 Биология Рохлов В.С. типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов ФИПИ
«Легион»
- Кириленко : ЕГЭ-2018. Биология. Тематический тренинг. Все типы заданий. Учебное пособие
- Кириленко, Колесников, Даденко: ОГЭ-2022. Биология. 9 класс. 20 тренировочных вариантов по демоверсии 2022 года
- Кириленко, Колесников, Даденко: ОГЭ-2022. Биология. 9 класс. Тематический тренинг. Учебное пособие