Методические рекомендации по созданию экологической тропы
Методические рекомендации по созданию экологической тропы
Экологическое образование сегодня – это часть общегосударственной экологической политики России, основной задачей которой является переход от пассивного, созерцательного экологического сознания к сознанию активному. Одна из ведущих ролей в реализации поставленной задачи отводится общеобразовательной школе.
Одним из приемов организации внеурочной деятельности может являться экологическая тропа Экологическая тропа – одна из самых современных, передовых, перспективных и творческих форм экологического просвещения и экологического образования обучающихся. Это своеобразный учебный «кабинет» в природных условиях, который поможет внести разнообразие и наглядность в учебный процесс.
Создание экологической тропы происходило в ходе реализации школьного долгосрочного социального проекта «Зеленая тропа». Целью проекта являлось создание учебной экологической тропы в микрорайоне школы № 43 г Владимира, которая позволит обучающимся изучать экологические проблемы города, даст возможность получать опыт научной и исследовательской работы, заниматься природоохранной деятельностью.
Первым этапом работы стало составление плана реализации проекта, включающего следующие позиции:
1. Выбор маршрута, остановок экологической тропы
При выборе маршрута расположенного в черте города, необходимо помнить, что он должен быть безопасен с точки зрения ПДД, не мешать работе учреждений, находящихся вблизи станций.
2. Разработка экскурсий по маршруту экологической тропы (в том числе определение тем исследований, подбор методик и задание каждой станции.) Кроме того необходимо провести работу по подготовке экскурсоводов из числа старшеклассников. Экскурсоводы должны пройти ИТБ, уметь работать с оборудованием, владеть методиками, изучить биоразнообразие.
3. Разработка и установка информационных щитов
Информация, содержащаяся на щитах, может включать карту тропы с отметкой конкретной станции, правила поведения, перечень работ проводимых на тропе и др.
4. Оформление паспорта экологической тропы
В паспорте тропы можно отразить следующие элементы:
ü местонахождение тропы;
ü значение тропы;
ü краткое описание маршрута;
ü протяженность (карта тропы);
ü станции с указанием основных работ;
ü режим работы.
5. Выбор и закупка необходимого оборудования для переносной и стационарной эколабораторий.
Поскольку, большое значение при работе на тропе придается полевым микроисследованиям, незаменимым оборудованием является мини-экспресс лаборатория «Пчелка У/био» Она позволяет провести первичное экологическое обследования объектов окружающей среды и практически познакомить учащихся с современными методами экологического обследования, современными средствами экологического экспресс контроля и методами их применения.
Фиксировать информацию удобно с помощью портативной техники: планшетного компьютера и портативного принтера. Последний позволяет производить печать фотографий и документов непосредственно в полевых условиях.
6. Подготовка и печать информационных буклетов
Так как экскурсии по тропе доступны не только обучающимся одного ОУ, но и воспитанникам других школ, ДОУ, средне - учебных заведений необходимо в буклете сконцентрировать всю основную информацию (контакты, карты, условия работы на тропе, краткое описание станций, формы работы на тропе и т.д.)
7. Проведение экскурсий и выполнение исследований и проектов
Экологическая тропа, расположенная в черте города, может использоваться круглогодично. В разные сезоны применять определенные формы работы:
- обзорные экскурсии;
- тематические экскурсии «Осенние явления в жизни растений и животных», «Зимние явления в жизни растений», «Птицы зимнего города», «Голоса птиц», «Весенние явления в жизни растения и животных», «Кто живет в пруду?», «Природа и человек» и др.;
- фенологические наблюдения «Сезонные миграции птиц», «Осенний листопад», «Фенологический календарь» и др.;
- выполнение проектов и исследовательских работ.
ажным является вопрос представления результатов деятельности обучающихся на тропе. Школьники представляют свои проекты и исследования на Дне науки, создают видеоролики социальной направленности, информационные плакаты, листовки, распространяют полученную в ходе исследований информацию в социальных сетях и собственных блогах.