ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО АСПЕКТА КАК СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Использование эколого - краеведческого аспекта как средства активизации исследовательской деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
borisova_statya.docx | 19.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Борисова Елена Алексеевна, учитель биологии МБОУ «Средняя общеобразовательная №16 с УИОП»,
Кладова Юлия Борисовна, студентка ОГАПОУ Старооскольский педагогический колледж.
г. Старый Оскол
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО АСПЕКТА КАК СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Люди берегут лишь то, что значимо для них, любимо ими, поэтому задача педагога - показать взаимозависимость природы и человека, ценность природы для людей, и не только экономическую ценность, но прежде всего эстетическую, психофизиологическую ценность природы. Особую значимость для воспитания духовной нравственности и развития подрастающего поколения приобретает исследовательская деятельность учащихся в области краеведения и экологии [2]. Приобщение детей к историческому прошлому своего края, его культуре, духовным ценностям – наиважнейшая задача современности. Наша эколого -краеведческая работа строится по нескольким направлениям: ребята изучают традиции родного города, историю их возникновения, изучают местные промыслы, составляют словарь местных говоров окрестных сел, разрабатывают краеведческие маршруты. Очень интересна работа по изучению творчества известных людей Староосколья. Любая исследовательская работа строится в первую очередь на сборе материала. Ежегодно проводятся экологические экспедиции, в ходе которых собирается материал для оформления исследовательских работ учащихся как научного, так и краеведческого направления, встречи со старожилами, изучение литературных источников.
В течение последних лет ребята собрали интереснейший материал по изучению народных промыслов, таких, как изготовление валенок в селах Лапыгино и Курское Старооскольского городского округа. Учащиеся выяснили, что, на ряду, с такими промыслами, как изготовление колес, плетение корзин в этих селах изготавливались и валенки. В исследовательской работе не только доказано, что такой промысел существовал в селах Лапыгино и Курское, но и приведена технология их изготовления, которую передали ребятам старожилы сел.
В работе по изучению особенностей родного края большой интерес представляют местные говоры. Местные говоры отличаются от литературного языка своей функцией. Она более узкая. Говоры служат средством общения людей определённой местности в хозяйственно-бытовой и семейной деятельности. Результаты, полученные в ходе выявления наличия сырьевых ресурсов лекарственных растений на территории села Новокладовое позволили ребятам составить список лекарственных растений, которые не рекомендованы для сбора в аптечных целях. Проведя работу по изучению экологии щурки золотистой ребята доказали, что вред который эти птицы наносят местным пчеловодам не так велик, и если принимать необходимые меры можно свести его до минимума.
Такая работа, позволяет обучающимся проявить навыки исследовательской деятельности, знания истории родного края, почувствовать себя частичкой того огромного природного и духовного наследия, которое хранили наши предки. Начинать эколого-краеведческую работу необходимо с изучения природы родного края, изучения ближайшего пруда, ближайшего леса. Если мы научим детей любить то, что нас окружает, что живет рядом с нами, они смогут оценить значимость природы вообще, научиться ее беречь. Осознают, что научно-технический прогресс заключается не в завоевании природы, а в сохранении ее сложного и хрупкого равновесия.
Результаты своей работы учащиеся представляют на мероприятиях муниципального, регионального и Всероссийского уровня. Участие в данных мероприятиях позволяет им продемонстрировать свое умение сопоставлять и критически оценивать полученные в ходе исследования данные, предвидеть дискуссионные ситуации, уметь высказывать свою точку зрения по проблеме собственного исследования.
Но главным результатом является приобщение к народным традициям – это сильное средство приобщения человека к великому духовному опыту. Хочется верить, что оно поможет нам и нашим детям стать чище, добрее, почувствовать себя частью природы.
Может тогда мы научимся беречь ее. Наша огромная многоликая планета может быть и цветущим садом, и ужасным адом. И мы должны приложить все силы, чтобы этот сад, который нас окружает, никогда не увял.
Литература
- Богданович Н. У чистых истоков / Нелли Богданович. – Старый Оскол, ООО ТНТ, 2003.-256 с.
- Герасимова З. Родной свой край люби и знай/ З. Герасимова, Н. Казачок // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 12. – С. 47.
- Константинов В.М. Охрана природы / В.М. Константинов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.-240 с.