рабочая программа по окружающему миру 5 класс по ФГОС
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Кызыла
гимназия № 9
Утверждено
Директор_____________СалчакД.О.. м.п.
|
Рабочая программа по окружающему миру 5 класс
Программа разработана на основе Примерной программы по окружающему миру федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2011 г.
Программу разработала Чернина Е.Н..,
учитель химии
МБОУ г. Кызыла гимназии № 9
Программа рассмотрена на заседании
МО учителей ЕГц
МБОУ гимназии № 9
Протокол № ___ от « __»_____200____г.
Рук. МО ____________________________
Согласовано
«___»________200_ ___г.
Зам. директора по УВР
МБОУ гимназии № 9
_______________________________________
Пояснительная записка
Программа по естествознанию для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, предоставленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.
Программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса и вариативную часть ориентирована на учебник В.М. Пакулова, Н.В. Иванова «Природоведение. Природа. Неживая и Живая». В соответствии с базисным учебным планом курс естествознания на ступени основного общего образования является основным включая интегрированные сведения из биологии, физики, химии, географии и астрономии. Естествознание изучается в 5 классе, общее число часов по предмету – 34 ч., в том числе на инвариантную часть – ч., на вариативную -5 ч..
В курсе естествознания рассматривается многообразие природного мира, научные методы и пути познания человеком природы. Изучение естествознания формирует ценностное отношение школьника к природе, создает условия для воспитания уважения научной истине. Получение учащимися представлений о методах научного познания природы, формирование умений, связанных с выполнением учебного исследования, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
Личностные результаты: развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами естественных наук; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, мотивации к изучению в дальнейшем различных естественных наук.
Метапредметные результаты: овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность и проводить самооценку уровня личных учебных достижений; освоение приемов исследовательской деятельности; формирование приемов работы с информацией (поиск и отбор информации); развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации.
Предметные результаты: в ценностно-ориентированной сфере – формирование представлений о естествознании, познание человеком окружающего мира.
В познавательной сфере – расширение и систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы; взаимосвязи мира живой и неживой природы; изменений в природной среде под воздействием человека; формирование исследовательских умений.
В трудовой сфере – формирование навыков ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке; за обитателями живого уголка , за домашними питомцами.
В эстетической сфере – приводить примеры дополняющие научные данные образами литературы и искусства.
В сфере физической культуры – расширение представлений о здоровом образе жизни, овладение простейшими приёмами самоконтроля своего физического состояния.
Основное содержание курса.
Раздел 1. Человек изучает природу
Естествознание – система наук о природе. Методы научного познания: описание, сравнение, измерение; наблюдение, эксперимент, моделирование. Инструменты и приборы для изучения природы. Взаимосвязь методов при изучении различных объектов природы.
Роль естествознания в сохранении и улучшении состояния природы.
Демонстрации:
1.Набор приборов и инструментов: часы, весы, измерительная линейка, термометр, лупа, микроскоп, бинокль и др.
2.Фотографии (видеофрагменты) современных научных приборов.
3.Глобусы Земли и Луны
4.Гербарий культурных растений
5.Взаимодействие магнитов и заряженных тел.
6.Разложение белого света в спектр.
Лабораторные работы и опыты:
1.Ознакомление с лабораторным оборудованием. Правила работы в лаборатории.
Раздел 2. Многообразие тел и веществ природы
Строение и происхождение Солнечной системы. Земля- планета Солнечной системы..
Жизнь -уникальное явление. Разнообразие условий жизни на планете.
Признаки живых организмов: обмен веществ и энергии (питание и дыхание); рост, развитие, воспроизводство, раздражимость.
Разнообразие живых организмов. Царства живой природы, основная характеристика. Человек – дин из видов живых организмов.
Клеточное строение живых организмов. Многообразие веществ. Вещества органические и неорганические. Простые (металл и неметаллы) и сложные (оксиды, основания, кислоты и соли). Частицы вещества: молекулы и атомы. Представление о химических элементах. Знаки химических элементов. Химические формулы простейших веществ. Агрегатное состояние вещества. Единство химического состава тел неживой и живой природы.
Демонстрации:
1. Теллурий.
2. Модель маятника Фуко.
3. Глобусы Земли и Луны.
4. Модель Солнечной системы.
5. Фотографии планет Солнечной системы.
6. Карта звездного неба.
7. Таблица «Царства живой природы».
8. Микропрепараты растительных и животных клеток.
9. Таблица «Положение человека в системе живой природы».
10. Модели различных атомов и молекул.
11. Сцепление свинцовых цилиндров.
12. Явление диффузии жидкостей.
13. Демонстрации разнообразных твердых тел и жидкостей.
14. Текучесть жидкостей.
Лабораторные работ и опыты:
1. Движение звезд вследствие вращения Земли.
2. Изменения освещенности глобуса Набокова.
3. Упругость, пластичность и текучесть различных тел.
4. Наблюдение сжимаемости и упругости газа.
5. Опыты по взаимодействию частиц вещества.
6. Окрашивание воды малым количеством краски.
7. Растворение веществ в воде.
Раздел 3. Природные явления
Разнообразие природных явлений: физические, химические, географические. Биологические.
Физические явления. Примеры механических, тепловых, электромагнитных, световых и звуковых явлений; их использование в повседневной жизни.
Химические явления. Примеры явлений превращение веществ в окружающем мире: горение, гниение.
Правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного происхождения.
Биологические явления. Явления, связанные с ростом, развитием, размножением живых организмов. Питание и дыхание организмов. Представление о развитии жизни на Земле: зарождение жизни в воде, освоение суши, появление человека.
Примеры взаимосвязи природных явлений (круговорот воды, почвообразование, фенологические явления).
Демонстрации:
1. Взаимодействие различных тел.
2. Падение тел.
3. Нагревание и кипение воды.
4. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей.
5. Электризации тел трением.
6. Взаимодействие заряженных тел.
7. Отражение и преломление света.
8. Получение изображений с помощью собирающей линзы.
9. Колебание натянутой струны, ножек камертона.
10. Горение угля и серы в кислороде.
Лабораторные работы и опыты:
1. Наблюдение таяния льда.
2. Взаимодействие постоянных магнитов.
3. Наблюдение теней и полутеней.
4. Звукопроводность различных тел (веществ).
5. Распознавание кислорода и углекислого газа с помощью тлеющей и горящей лучинок.
Раздел 4. Взаимосвязи в природе
Солнечно-земные связи. Смена времен года и времени суток как следствие обращение Земли вокруг Солнца и вращение вокруг собственной оси.
Взаимосвязи между живой и неживой природой. Разнообразие живых организмов как результат приспособленности к обитанию в различных природных условиях. Примеры влияния живых организмов на неживую природу.
Взаимосвязи в живой природе. Основные типы взаимоотношений живых организмов (хищник-жертва, паразит-хозяин, конкурентные, взаимополезные и нейтральные отношения). Представление о природном сообществе (на местном материале).
Природа как единая система. Взаимосвязь между элементами природных систем. Целостность-основное свойство системы. Устойчивость природных систем.
Влияние человека на природу. Нарушение природного равновесия, возникновение экологических проблем. Ответное воздействие измененной природы на человека ( на местном материале).
Демонстрации:
1. Фенологический календарь своей местности.
2. Растения и животные, занесенные в Красные книги различного уровня (своей местности, региона, РФ, мира).
3. Видеофрагменты о сезонных и суточных явлениях в природе; о растительном и животном мире различных природных зон; о влиянии деятельности человека на природу; о деятельности различных международных природоохранных организаций (WWF, IFAW).
Лабораторные работы и опыты:
1. Моделирование движения Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси с использованием глобуса Земли и источника света.
2. Описание особенностей внешнего строения растений различных природных зон с использованием гербарных материалов.
3. Описание организмов, обитающих в пресных водоемах данной местности, по коллекциям и по результатам собственных наблюдений в природе во время экскурсий.
4. Сравнение особенностей внешнего и внутреннего строения организмов, обитающих в различных средах жизни (например, комнатные растения - традесканция, кактус, монстера и аквариумные – элодея, валлиснерия, роголистник).
5. Сравнение конечностей беспозвоночных (на примере насекомых) и позвоночных животных, приспособленных к различным способам передвижения: бег, прыжки, лазанье, плавание, полет.
6. Моделирование цепей питания в различных сообществах с использованием дидактических карточек.
7. Описание по заданному плану особенностей взаимодействия живых организмов в природном сообществе ( на местном материале).
Примерные объекты экскурсий: школьные кабинеты физики, химии, географии и биологии; краеведческий музей; ближайшие объекты природного окружения: парк, лесопарк, водоем, сад; зоопарк, зоологический уголок, ботанический сад, дендрарий, оранжерея, метеорологическая станция.
Лаборатории: биохимическая лаборатория, лаборатория станции защит растений, сортосеменная станция, лаборатория экологического мониторинга, оценки качества вод и воздуха и т. п.
№ п/п | тема |
|
|
|
|
|
|
1 | Глава 1. Вселенная. Звёзды на небе. |
2 | Земля – наш дом. |
3 | Оболочки Земли. |
4 | Луна – естественный спутник Земли. |
5 | Проверочная работа № 1. Рабочая тетрадь с. 11 – 12, 16. |
6 | Солнце. Солнечная система. Рабочая тетрадь с. 13 – 14. Практ.раб. № 2, с.16 -17. |
7 | Контрольная работа по главе 1, с. 17 -18 (раб.тетр.). Домашнее задание: раб.тетрадь с. 15. |
8 | Глава 2. Строение и свойства вещества. Тела и вещества. Раб.тетр. зад. 24 – 26. |
9 | Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов. Дом.раб. зад. 29 -32. |
10 | Вещества и смеси. Раб.тетр. зад. 33. |
11 | Молекулы. Атомы. Элементы. Раб.тетр. зад. 34. |
12 | Движение частиц вещества. Раб.тетр. зад. 36 - 38. |
13 | Взаимодействие частиц. Раб. тетр. зад. 39. |
14 | Разнообразие веществ. Раб.тетр. зад. 40 - 41. |
15 | Явления природы. Физические явления. Раб.тетр.зад. 42 – 45. |
16 | Химические явления. Горение. Окисление. Раб.тетр.зад. 48 -54. |
17 | Контрольная работа по главе 2. Раб.тетр. с.33 -34. |
18 | Глава 7. Организмы. Организм и его свойства. Раб.тетр.зад. 103. |
19 | Где живут организмы? Раб.тетр.зад. 107 – 111. |
20 | Строение организмов. Раб.тетр.зад.112 – 116. |
21 | Контрольная работа по главе 7. Раб.тетр.с. 72 – 74. |
22 | Глава 8. Растения – посредники между небом и Землёй. Признаки растений. Раб.тетр.зад. 117. |
23 | Разнообразие растительного мира. Раб.тетр.зад. 118. |
24 | Красная книга растений. Раб.тетр.зад.126 – 130. |
25 | Многообразие культурных растений. Раб.тетр.зад. 131, 132. |
26 | Глава 9. Грибы. Разнообразие грибов. Раб.тетр.зад. 133. |
27 | Шляпочные грибы. Раб.тетр.зад.134 – 136. |
28 | Контрольная работа по главе 8,9 Раб.тетр.с. 84 – 86. |
29 | Глава 10. Животные – братья наши меньшие. Признаки животных. Раб.тетр.зад. 137, 138. |
30 | Условия жизни и многообразие диких животных. Раб.тетр.зад. 139 – 141. |
31 | Значение диких животных и их охрана. Раб.тетр.зад. 142, 143. |
32 | Домашние животные. Раб.тетр.зад. 144. |
33 | Связи неживого и живого. Раб.тетр.зад. 145. |
34 | Контрольная работа по главе 10. Раб.тетр.с. 100, 101. |
35 | Глава 11. Человек. Его здоровье и безопасность жизни. Человек и окружающая среда. Раб.тетр.зад. 146, 147. |
36 | Как беречь своё здоровье и жизнь? Раб.тетр.зад. 148 - 151. |
37 | Вредные привычки и их предупреждение. Раб.тетр.зад. 152, 153. |
38 | Контрольная работа по главе 11. |
Календарно-тематическое планирование по программе окружающего мира
№п/п | Тема урока | Практическая часть | УУД |
1 | Звёзды на небе. | Работа с картой звездного неба определить положение созвездий, посчитать количество в созвездиях | Работать с текстом и иллюстрациями учебника
|
2 | Земля – наш дом. |
| Объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года
|
3 | Солнце. Солнечная система. Рабочая тетрадь с. 13 – 14. Практ.раб. № 2, с.16 -17. | Моделирование движения Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси с использованием глобуса Земли и источника света.
| Характеризовать некоторые особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли
|
4 | Тела и вещества. Раб.тетр. зад. 24 – 26. | Демонстрации разнообразных твердых тел и жидкостей. | Различать природные объекты и изделия, характеризовать их отличительные свойства
|
5 | Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов. Дом.раб. зад. 29 -32. | Упругость, пластичность и текучесть различных тел | Наблюдать и описывать простейшие опыты по изучению свойств веществ
|
6 | Вещества и смеси. Раб.тетр. зад. 33. | Растворение веществ в воде.
|
|
7 | Молекулы. Атомы. Элементы. Раб.тетр. зад. 34. | Модели различных атомов и молекул |
|
8 | Движение частиц вещества. Раб.тетр. зад. 36 - 38. | Наблюдение сжимаемости и упругости газа.
|
|
9 | Взаимодействие частиц. Раб. тетр. зад. 39. | Опыты по взаимодействию частиц вещества. Окрашивание воды малым количеством краски |
|
10 | Разнообразие веществ. Раб.тетр. зад. 40 - 41. | Распознавание кислорода и углекислого газа с помощью тлеющей и горящей лучинок |
|
11 | Явления природы. Физические явления. Раб.тетр.зад. 42 – 45. | Презентация по физическим свойствам |
|
12 | Химические явления. Горение. Окисление. Раб.тетр.зад. 48 -54. | Презентация по химическим свойствам |
|
13 | Организм и его свойства. Раб.тетр.зад. 103. |
|
|
14 | Где живут организмы? Раб.тетр.зад. 107 – 111. |
| Различать животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений и работы с иллюстрациями
|
15 | Строение организмов. Раб.тетр.зад.112 – 116. |
|
|
16 | Признаки растений. Раб.тетр.зад. 117. |
| Знать особенности дикорастущих и культурных растений |
17 | Разнообразие растительного мира. Раб.тетр.зад. 118. |
| Различать растения , используя информацию, полученную в ходе наблюдений и работы с иллюстрациями
|
18 | Красная книга растений. Раб.тетр.зад.126 – 130. | Сообщения о растениях занесенных в красную книгу | Характеризовать условия, необходимые для жизни растений
|
19 | Многообразие культурных растений. Раб.тетр.зад. 131, 132. |
|
|
20 | Разнообразие грибов. Раб.тетр.зад. 133. | Коллекция грибов |
|
21 | Шляпочные грибы. Раб.тетр.зад.134 – 136. |
|
|
22 | Признаки животных. Раб.тетр.зад. 137, 138. |
| Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей
|
23 | Условия жизни и многообразие диких животных. Раб.тетр.зад. 139 – 141. |
|
|
24 | Значение диких животных и их охрана. Раб.тетр.зад. 142, 143. |
| Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности) |
25 | Домашние животные. Раб.тетр.зад. 144. | Рассказ или презентация о своем домашнем животном |
|
26 | Связи неживого и живого. Раб.тетр.зад. 145. |
| Группировать объекты живой и неживой природы по отличительным признакам
|
27 | Человек и окружающая среда. Раб.тетр.зад. 146, 147. | Видеофрагменты о деятельности различных международных природоохранных организаций (WWF, IFAW).
| Оценивать влияние современного человека на природу
|
28 | Как беречь своё здоровье и жизнь? Раб.тетр.зад. 148 - 151. | Написать свой режим дня поэтапно |
|
29 | Вредные привычки и их предупреждение. Раб.тетр.зад. 152, 153. | Видеофильм о вредных привычках |
|
30 | экскурсии на природу городской парк | фото-презентация «Времена года» | Проводить групповые наблюдения во время экскурсий
|
31 | Экскурсия на пришкольный участок | Изучение элементов ландшафтного дизайна |
|
32 | встречи с учёными-биологами | беседа |
|
33 | интеллектуальный марафон |
|
|