рабочая программа по окружающему миру 5 класс по ФГОС

Чернина Елена Николаевна

 

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение г. Кызыла

гимназия № 9

 

 

                                            Утверждено                                                                 

 

Директор_____________СалчакД.О..                             м.п.

 

               

 

 

 

Рабочая  программа по  окружающему миру 5 класс

 Программа разработана на основе Примерной программы по окружающему миру федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  2011 г.

Программу разработала  Чернина Е.Н..,

учитель  химии

МБОУ  г. Кызыла гимназии № 9

Программа рассмотрена на заседании

МО учителей ЕГц

МБОУ гимназии № 9

Протокол №  ___    от « __»_____200____г.

Рук. МО ____________________________

Согласовано

«___»________200_ ___г.

Зам. директора по УВР

 МБОУ гимназии № 9

_______________________________________

 

 

 

 

                                               Пояснительная записка

      Программа по естествознанию для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, предоставленных  в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.

      Программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса и вариативную часть ориентирована на учебник В.М. Пакулова, Н.В. Иванова «Природоведение. Природа. Неживая и Живая». В соответствии с базисным учебным планом курс  естествознания на ступени основного общего образования является основным включая интегрированные сведения из биологии,  физики, химии, географии и астрономии. Естествознание изучается в 5 классе, общее число часов по предмету – 34 ч., в том числе на инвариантную часть – ч., на вариативную -5 ч..

      В курсе естествознания рассматривается многообразие природного мира, научные методы и пути познания человеком природы. Изучение естествознания формирует ценностное отношение школьника к природе, создает условия для воспитания уважения научной истине. Получение учащимися представлений о методах научного познания природы, формирование умений,  связанных с выполнением учебного исследования, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

      Личностные результаты:  развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами естественных наук; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, мотивации к изучению в дальнейшем различных естественных наук.

     Метапредметные результаты: овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели  и планировать личную учебную деятельность и проводить самооценку уровня личных учебных достижений; освоение приемов исследовательской деятельности; формирование приемов работы с информацией (поиск и отбор информации); развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации.

      Предметные результаты: в ценностно-ориентированной сфере – формирование представлений о естествознании, познание человеком окружающего мира.

     В познавательной сфере – расширение и систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы; взаимосвязи мира живой и неживой природы; изменений в природной среде под воздействием человека; формирование исследовательских умений.

     В трудовой сфере – формирование навыков ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке; за обитателями живого уголка , за домашними питомцами.

     В эстетической сфере – приводить примеры дополняющие научные данные образами литературы и искусства.

     В сфере физической культуры – расширение представлений о здоровом образе жизни, овладение простейшими приёмами самоконтроля своего физического состояния.

 

 

 

 

 

 

 

Основное содержание курса.

 

Раздел 1. Человек изучает природу

Естествознание – система наук о природе.  Методы научного познания:  описание, сравнение, измерение;  наблюдение, эксперимент, моделирование. Инструменты и приборы для изучения природы.  Взаимосвязь методов при изучении различных объектов природы.

Роль естествознания в сохранении и улучшении состояния природы.

 Демонстрации:

1.Набор приборов и инструментов: часы, весы, измерительная линейка, термометр, лупа, микроскоп, бинокль и др.

2.Фотографии (видеофрагменты) современных научных приборов.

3.Глобусы Земли и Луны

4.Гербарий культурных растений

5.Взаимодействие магнитов и заряженных тел.

6.Разложение белого света в спектр.

Лабораторные работы и опыты:

1.Ознакомление с лабораторным оборудованием. Правила работы в лаборатории.

Раздел 2. Многообразие тел и веществ  природы

Строение и происхождение Солнечной системы. Земля- планета Солнечной системы..

Жизнь -уникальное явление. Разнообразие условий жизни на планете.

Признаки живых организмов: обмен веществ и энергии (питание и дыхание); рост, развитие, воспроизводство, раздражимость.

Разнообразие живых организмов. Царства живой природы, основная характеристика. Человек – дин из видов живых организмов.

Клеточное строение живых организмов. Многообразие веществ. Вещества органические и неорганические. Простые (металл и неметаллы) и сложные (оксиды, основания, кислоты и соли). Частицы вещества: молекулы и атомы. Представление о химических элементах. Знаки химических элементов. Химические формулы простейших веществ. Агрегатное состояние вещества. Единство химического состава тел неживой и живой природы.

Демонстрации:

1.      Теллурий.

2.      Модель маятника Фуко.

3.      Глобусы Земли и Луны.

4.      Модель Солнечной системы.

5.      Фотографии планет Солнечной системы.

6.      Карта звездного неба.

7.      Таблица «Царства живой природы».

8.      Микропрепараты растительных и животных клеток.

9.      Таблица «Положение человека в системе живой природы».

10.   Модели различных атомов и молекул.

11.   Сцепление свинцовых цилиндров.

12.   Явление диффузии жидкостей.

13.   Демонстрации разнообразных твердых тел и жидкостей.

14.   Текучесть жидкостей.

Лабораторные работ и опыты:

1.      Движение звезд вследствие вращения Земли.

2.      Изменения освещенности глобуса Набокова.

3.      Упругость, пластичность и текучесть различных тел.

4.      Наблюдение сжимаемости и упругости газа.

5.      Опыты по взаимодействию частиц вещества.

6.      Окрашивание воды малым количеством краски.

7.      Растворение веществ в воде.

Раздел 3. Природные явления

Разнообразие природных явлений: физические, химические, географические. Биологические.

Физические явления. Примеры механических, тепловых, электромагнитных, световых и звуковых явлений; их использование в повседневной жизни.

Химические явления. Примеры явлений превращение веществ в окружающем мире: горение, гниение.

Правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного происхождения.

Биологические явления. Явления, связанные с ростом, развитием, размножением живых организмов. Питание и дыхание организмов. Представление о развитии жизни на Земле: зарождение жизни в воде, освоение суши, появление человека.

Примеры взаимосвязи природных явлений (круговорот воды, почвообразование, фенологические явления).

Демонстрации:

1.      Взаимодействие различных тел.

2.      Падение тел.

3.      Нагревание и кипение воды.

4.      Тепловое расширение твердых тел и жидкостей.

5.      Электризации тел трением.

6.      Взаимодействие заряженных тел.

7.      Отражение и преломление света.

8.      Получение изображений с помощью собирающей линзы.

9.      Колебание натянутой струны, ножек камертона.

10.   Горение угля и серы в кислороде.

 

Лабораторные работы и опыты:

1.      Наблюдение таяния льда.

2.      Взаимодействие постоянных магнитов.

3.      Наблюдение теней и полутеней.

4.      Звукопроводность различных тел (веществ).

5.      Распознавание кислорода и углекислого газа с помощью тлеющей и горящей лучинок.

Раздел 4. Взаимосвязи в природе

Солнечно-земные связи. Смена времен года и времени суток как следствие обращение Земли вокруг Солнца и вращение вокруг собственной оси.

Взаимосвязи между живой и неживой природой. Разнообразие живых организмов как результат приспособленности к обитанию в различных природных условиях. Примеры влияния живых организмов на неживую природу.

Взаимосвязи в живой природе. Основные типы взаимоотношений живых организмов (хищник-жертва, паразит-хозяин, конкурентные, взаимополезные и нейтральные отношения). Представление о природном сообществе (на местном материале).

Природа как единая система. Взаимосвязь между элементами природных систем. Целостность-основное свойство системы. Устойчивость природных систем.

Влияние человека на природу. Нарушение природного равновесия, возникновение экологических проблем. Ответное воздействие измененной природы на человека ( на местном материале).

Демонстрации:

1.      Фенологический календарь своей местности.

2.      Растения и животные, занесенные в Красные книги различного уровня (своей местности, региона, РФ, мира).

3.      Видеофрагменты о сезонных и суточных явлениях в природе; о растительном и животном мире различных природных зон; о влиянии деятельности человека на природу; о деятельности различных международных природоохранных организаций (WWF, IFAW).

Лабораторные работы и опыты:

1.      Моделирование движения Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси с использованием глобуса Земли и источника света.

2.      Описание особенностей внешнего строения растений различных природных зон с использованием гербарных материалов.

3.      Описание организмов, обитающих в пресных водоемах данной местности, по коллекциям и по результатам собственных наблюдений в природе во время экскурсий.

4.      Сравнение особенностей внешнего и внутреннего строения организмов, обитающих в различных средах жизни (например, комнатные растения - традесканция, кактус, монстера и аквариумные – элодея, валлиснерия, роголистник).

5.      Сравнение конечностей беспозвоночных (на примере насекомых) и позвоночных животных, приспособленных к различным способам передвижения: бег, прыжки, лазанье, плавание, полет.

6.      Моделирование цепей питания в различных сообществах с использованием дидактических карточек.

7.      Описание по заданному плану особенностей взаимодействия живых организмов в природном сообществе ( на местном материале).

Примерные объекты экскурсий: школьные кабинеты физики, химии, географии и биологии; краеведческий музей; ближайшие объекты природного окружения: парк, лесопарк, водоем, сад; зоопарк, зоологический уголок, ботанический сад, дендрарий, оранжерея, метеорологическая станция.

Лаборатории: биохимическая лаборатория, лаборатория станции защит растений, сортосеменная станция, лаборатория экологического мониторинга, оценки качества вод и воздуха и т. п.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 


№ п/п

тема

 

 

 

 

 

 

1

Глава 1. Вселенная. Звёзды на небе.

2

Земля – наш дом.

3

Оболочки Земли.

4

Луна – естественный спутник Земли.

5

Проверочная работа № 1. Рабочая тетрадь с. 11 – 12, 16.

6

Солнце. Солнечная система. Рабочая тетрадь с. 13 – 14. Практ.раб. № 2, с.16 -17.

7

Контрольная работа по главе 1, с. 17 -18 (раб.тетр.). Домашнее задание: раб.тетрадь с. 15.

8

Глава 2. Строение и свойства вещества. Тела и вещества. Раб.тетр. зад. 24 – 26.

9

Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов. Дом.раб. зад. 29 -32.

10

Вещества и смеси. Раб.тетр. зад. 33.

11

Молекулы. Атомы. Элементы. Раб.тетр. зад. 34.

12

Движение частиц вещества. Раб.тетр. зад. 36 - 38.

13

Взаимодействие частиц. Раб. тетр. зад. 39.

14

Разнообразие веществ. Раб.тетр. зад. 40 - 41.

15

Явления природы. Физические явления. Раб.тетр.зад. 42 – 45.

16

Химические явления. Горение. Окисление. Раб.тетр.зад. 48 -54.

17

Контрольная работа по главе 2. Раб.тетр. с.33 -34.

18

Глава 7. Организмы. Организм и его свойства. Раб.тетр.зад. 103.

19

Где живут организмы? Раб.тетр.зад. 107 – 111.

20

Строение организмов. Раб.тетр.зад.112 – 116.

21

Контрольная работа по главе 7. Раб.тетр.с. 72 – 74.

22

Глава 8. Растения – посредники между небом и Землёй. Признаки растений. Раб.тетр.зад. 117.

23

Разнообразие растительного мира. Раб.тетр.зад. 118.

24

Красная книга растений. Раб.тетр.зад.126 – 130.

25

Многообразие культурных растений. Раб.тетр.зад. 131, 132.

26

Глава 9. Грибы. Разнообразие грибов. Раб.тетр.зад. 133.

27

Шляпочные грибы. Раб.тетр.зад.134 – 136.

28

Контрольная работа по главе 8,9 Раб.тетр.с. 84 – 86.

29

Глава 10. Животные – братья наши меньшие. Признаки животных. Раб.тетр.зад. 137, 138.

30

Условия жизни и многообразие диких животных. Раб.тетр.зад. 139 – 141.

31

Значение диких животных и их охрана. Раб.тетр.зад. 142, 143.

32

Домашние животные. Раб.тетр.зад. 144.

33

Связи неживого и живого. Раб.тетр.зад. 145.

34

Контрольная работа по главе 10. Раб.тетр.с. 100, 101.

35

Глава 11. Человек. Его здоровье и безопасность жизни. Человек и окружающая среда. Раб.тетр.зад. 146, 147.

36

Как беречь своё здоровье и жизнь? Раб.тетр.зад. 148 - 151.

37

Вредные привычки и их предупреждение. Раб.тетр.зад. 152, 153.

38

Контрольная работа по главе 11.

 

 

Календарно-тематическое планирование по программе окружающего мира

№п/п

Тема урока

Практическая часть

УУД

1

Звёзды на небе.

Работа с картой звездного неба определить положение созвездий, посчитать количество в созвездиях

Работать с текстом и иллюстрациями учебника

 

2

Земля – наш дом.

 

Объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года

 

3

Солнце. Солнечная система. Рабочая тетрадь с. 13 – 14. Практ.раб. № 2, с.16 -17.

Моделирование движения Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси с использованием глобуса Земли и источника света.

 

Характеризовать некоторые особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли

 

4

Тела и вещества. Раб.тетр. зад. 24 – 26.

Демонстрации разнообразных твердых тел и жидкостей.

Различать природные объекты и изделия, характеризовать их отличительные свойства

 

5

Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов. Дом.раб. зад. 29 -32.

Упругость, пластичность и текучесть различных тел

Наблюдать  и описывать простейшие опыты по изучению свойств веществ

 

6

Вещества и смеси. Раб.тетр. зад. 33.

Растворение веществ в воде.

 

 

7

Молекулы. Атомы. Элементы. Раб.тетр. зад. 34.

Модели различных атомов и молекул

 

8

Движение частиц вещества. Раб.тетр. зад. 36 - 38.

Наблюдение сжимаемости и упругости газа.

 

 

9

Взаимодействие частиц. Раб. тетр. зад. 39.

Опыты по взаимодействию частиц вещества.

Окрашивание воды малым количеством краски

 

10

Разнообразие веществ. Раб.тетр. зад. 40 - 41.

Распознавание кислорода и углекислого газа с помощью тлеющей и горящей лучинок

 

11

Явления природы. Физические явления. Раб.тетр.зад. 42 – 45.

Презентация по физическим свойствам

 

12

Химические явления. Горение. Окисление. Раб.тетр.зад. 48 -54.

Презентация по химическим свойствам

 

13

Организм и его свойства. Раб.тетр.зад. 103.

 

 

14

Где живут организмы? Раб.тетр.зад. 107 – 111.

 

Различать  животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений и работы с иллюстрациями

 

15

Строение организмов. Раб.тетр.зад.112 – 116.

 

 

16

 Признаки растений. Раб.тетр.зад. 117.

 

Знать особенности дикорастущих и культурных растений

17

Разнообразие растительного мира. Раб.тетр.зад. 118.

 

Различать растения , используя информацию, полученную в ходе наблюдений и работы с иллюстрациями

 

18

Красная книга растений. Раб.тетр.зад.126 – 130.

Сообщения о растениях занесенных в красную книгу

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений

 

19

Многообразие культурных растений. Раб.тетр.зад. 131, 132.

 

 

20

Разнообразие грибов. Раб.тетр.зад. 133.

Коллекция грибов

 

21

Шляпочные грибы. Раб.тетр.зад.134 – 136.

 

 

22

Признаки животных. Раб.тетр.зад. 137, 138.

 

Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей

 

23

Условия жизни и многообразие диких животных. Раб.тетр.зад. 139 – 141.

 

 

24

Значение диких животных и их охрана. Раб.тетр.зад. 142, 143.

 

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности)

25

Домашние животные. Раб.тетр.зад. 144.

Рассказ или презентация о своем домашнем животном

 

26

Связи неживого и живого. Раб.тетр.зад. 145.

 

Группировать объекты живой и неживой природы по отличительным признакам

 

27

Человек и окружающая среда. Раб.тетр.зад. 146, 147.

Видеофрагменты о деятельности различных международных природоохранных организаций (WWF, IFAW).

 

Оценивать влияние современного человека на природу

 

28

Как беречь своё здоровье и жизнь? Раб.тетр.зад. 148 - 151.

Написать свой режим дня поэтапно

 

29

Вредные привычки и их предупреждение. Раб.тетр.зад. 152, 153.

Видеофильм о вредных привычках

 

30

экскурсии на природу городской парк

фото-презентация «Времена года»

Проводить групповые наблюдения

во время экскурсий

 

31

Экскурсия на пришкольный участок

Изучение элементов ландшафтного дизайна

 

32

встречи с учёными-биологами

беседа

 

33

интеллектуальный марафон