Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии и экологии

Ларионова Ирина Михайловна

 

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии и экологии

Из опыта работы Ларионовой И.М., учителя биологии и экологии

МОУ «Медновская СОШ»

 

Взаимодействие общества с природной средой до сих пор происходит стихийно. Сегодня становится очевидным, что общество должно взять на себя всю ответственность за будущее своей планеты, перейдя от стихийного взаимодействия к сознательно направленному взаимодействию.

Экологические проблемы послужили основой для выдвижения идей устойчивого развития. Чтобы обеспечить устойчивое будущее человечеству потребуется изменить мировую экономику, демографическую политику, переосмыслить многие ценности и во многом отказаться от привычного образа жизни.

Наиболее эффективным образованием для будущих поколений может быть обучение школьников решению экологических проблем. Большое значение при этом имеет мотивация, характеризующая уровень сформированности потребности, интереса, желания и стремление заниматься этим видом деятельности и добиваться успеха. Среди мотивов деятельности по решению экологических проблем - здоровьесберегающий, мотив  сохранения здоровья.

Здоровье - одна из самых главных ценностей в жизни человека. Ценностное отношение к здоровью, представление о здоровье как об общечеловеческой ценности и о здоровом образе жизни сформировалось давно, но и по сей день остается актуальной.

В нашей школе проблема воспитания культуры здоровья и здорового образа жизни решаются на уроках биологии, экологии, ОБЖ, на факультативе «Образ жизни и здоровье», на элективных курсах. Внеурочные мероприятия пропагандируют здоровый образ жизни: ролевые игры, суды, дни здоровья, секции.

В своей работе я широко использую такие формы работы, которые позволяют учащимся проявлять собственную активность, наиболее полно реализуя свои знания и умения.

На уроках биологии и экологии в нашей школе большое внимание уделяется учебно-исследовательским работам школьников. Они включают:

- лабораторные самостоятельные работы по инструктивным карточкам,

- самостоятельные задания,

- опыты, наблюдения,

- практические работы,

- учебные экскурсии,

- творческие работы исследовательского характера,

- проекты.

Исследовательские работы отличаются от практических и лабораторных работ:

- логической последовательностью (этапами), где учащиеся наблюдают предметы и явления;

- находят проблему, которую надо решить;

- высказывают предположения, гипотезу;

- применяют известные приёмы мыслительной деятельности, ставят цели и задачи;

- вырабатывают новые понятия, т.е. выводы, которые сверяют с гипотезой;

- проверяют, применяют на практике.

В учебно-исследовательскую работу вовлекаются учащиеся 5х классов. В курсе  «Природоведение» на уроках по темам: «Животные клетки», «Разнообразие живого», «Среды обитания», «Методы изучения живой природы» и т. д. они с большим интересом рассматривают под микроскопом одноклеточные и многоклеточные организмы. Они изучают, наблюдают, сравнивают, исследуют. Тем самым пятиклассники потихоньку вовлекаются в учебно-исследовательскую работу, проявляя собственную активность.

На следующем этапе образования (6-9-е классы) практикуются специальные лабораторные работы по инструктивным карточкам. У учащихся развиваются навыки самостоятельных наблюдений, умения исследовательской и практической работы, как в классе, так и в окружающей среде.

 

На уроках экологии в старших классах использую самостоятельные задания. В самостоятельных заданиях практической направленности учащиеся вспоминают важные положения биологии и экологии, отвечают на вопросы и тем самым развивают и закрепляют свои знания, применяют их для анализа конкретных ситуаций.

При изучении ботаники и экологии в нашей школе проводятся опыты, которые не требуют больших территорий и большого количества экземпляров. Учащиеся 6 классов при изучении ботаники и учащиеся 9-10 классов при изучении экологии проводят опыты исследовательского характера по темам: «Влияние табачного дыма на рост растений», «Влияние газообразных выделений на прорастание семян», «Тормозящее влияние света на рост растений», «Влияние условий освещения на пожелтение листьев», «Берёзовый сок и старение растений» и т. д. Опыты проводятся группами: по 2-3 человека. Сам процесс деятельности очень интересует для ребят, в котором они работают самостоятельно и увлечённо.

Большое внимание уделяется практическим работам в разделе «Общая биология», которые можно использовать в экологии при изучении «отдельных» тем. Время проведения практических работ - в течение года. Цель проведения подобных работ - совершенствование умений и навыков, учащихся по организации поисковой и исследовательской деятельности. Задания практических работ имеют экологическую направленность и выполняются индивидуально или в группах. Они создают условия для личной заинтересованности ученика в конечном результате его деятельности и в самом процессе его достижения.

Преподавание экологии в нашей школе, на протяжении 17 лет, сочетается с исследовательской работой, проводимой самими ребятами. Это дает возможность убедиться в необходимости изучения предмета, задуматься над поступками и действиями в природе, а так же позволяет им проявлять активность и полнее реализовать свои знания и умения.

Тематика исследовательских работ, проектов тесно связана с проблемами нашего села. Это: - «Изучение некоторых биотических и абиотических компонентов экосистемы реки Тверца и выявление источников антропогенного воздействия на водоём в окрестностях села Медное». Румянцев Ю. областная экологическая конференция 2004 г. диплом IIIстепени.

- «Наблюдение за поведением обыкновенного прудовика». Романова М.. 2002г.

-  «Обдуманные покупки + переработка = меньше мусора», учащиеся 10х классов 2003г.

-  «Содержание органического вещества в почвенном образце», Самсонова Я. 2004г.

-  «Влияние растворов минеральных солей CuSO4 и NaHCO3 на микробиологическую активность почвы». Ивлев А., ученик 10 класса, областная    экологическая конференция 2005 г. диплом Iстепени.

- «ЭМ - технология в жизни человека», Ларионов В., ученик 11 класса 2006г.

- «Черенкование комнатных растений», Дрожалкина Т. 2007 г.

- «Пищевые добавки и их влияние на здоровье», Рубан А. 2008 г.

- «Эффективные стратегии», Жандарова Н. 2009 г. диплом II степени.

 - «Алкоголизм. Курение. Наркомания», Желяева О. 2010 г. диплом IIстепени.

- «Органолептические показатели воды из разных источников с. Медное», Романова М. 2011 год.

- «Самая нужная профессия – учитель», Желяева О. 2012 г.

В экологическом образовании школьников важны учебные экскурсии. Они помогают изучать окружающий мир; развивают практические умения и навыки по изучению флоры и фауны; воспитывают бережное отношение к природе; развивают навыки проведения самостоятельных наблюдений в природе, умений исследовательской и практической деятельности и элементов творческого характера.

Воспитание ученика-исследователя открывает широкие возможности для развития активной творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия. Эта работа наполнена не только содержанием воспитания экологической культуры, но и помогает учащимся в профориентации и в выборе будущей профессии.