БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ НА УРОКАХ БОТАНИКИ
Важным условием повышения эффективности учебно-воспитательного процесса является активизация познавательной и мыслительной деятельности школьников. Перед любым школьным учителем, в том числе и биологом, стоит сегодня задача не просто дать школьникам сумму знаний по предметам, но и сформировать у них логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи с ранее изученным материалом; учить анализировать, сравнивать, обобщать. Эту работу можно и нужно начинать уже со школьниками пятых классов. Существует большое разнообразие методических предметов, с помощью которых можно управлять умственным развитием школьников. В практике моей работы накоплен определенный опыт использования на уроках вопросов-заданий, вопросов-задач для вовлечения учащихся в активный познавательный поиск, для формирования у них приемов умственного труда.
Решение подобных задач помогает осуществить связь теоретических знаний учащихся с практикой, позволяет перебросить своеобразный мостик к проведению ориентации на профессии, связанные с сельским хозяйством. Традиционным приемом ведения урока является постановка перед учащимися вопросов. Особую ценность представляют вопросы, для ответов, на которые от школьников требуется применение умений анализировать, сопоставлять, использовать имеющиеся знания в новой ситуации. Начиная с шестого класса, на своих уроках я приучаю школьников к работе над заданиями и вопросами, направленными на активную мыслительную деятельность, включаю в их содержание информацию по сельскохозяйственной тематике, по профориентации.
Предлагаю вниманию сборник таких вопросов и заданий, составленных мною для изучения раздела «Растения».