рабочая программа по биологии для 8 класса по УМК Сонина
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по курсу биологии «Человек»
8 класс
Раздел, глава | Элементы содержания | Планируемый результат | Вид контр |
Человек как биологический вид | Место человека в системе органического мира. Особенности человека | Описывать характерные признаки млекопитающих; уметь определять характерные для человека признаки; анализировать содержание рисунков; приводить примеры атавизмов и рудиментов | Конспект |
Происхождение человека | Происхождение человека. Этапы его становления. Доказательства животного происхождения человека. Систематическое положение Человека разумного в царстве Животные | Умение объяснять причины совершенствования строения и поведения человека в процессе эволюции; доказывать принадлежность человека к типу Хордовые; к классу Млекопитающие; к отряду Приматы; уметь самостоятельно работать с источниками знаний и извлекать из них нужную информацию | Устный опрос |
Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека | Развитие анатомии, физиологии и гигиены с начала 19 века до наших дней (Луи Пастер, И.И.Мечников). Зарождение наук о человеке в античное время | Приводить примеры научных открытий на этапах становления наук о человеке; характеризовать основные открытия ученых на различных этапах становления наук о человеке | Сообщение |
Общий обзор организма человека | Клеточное строение организма.Ткани и органы. Системы органов. Организм | Называть органоиды клетки и их функции; узнавать органоиды на немых рисунках; работать со световым микроскопом, готовыми микропрепаратами; распознавать ткани и органы; приводить примеры расположения тканей в органах; анализировать содержание определений основных понятий | Табличное оформление данных по материалам учебника |
Координация и регуляция | Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности. Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, её нарушения | Называть органы эндокринной системы; приводить примеры органов эндокринной системы; узнавать по рисункам органы Э.С.; объяснять проявление свойств гормонов; различать железы внешней и внутренней секреции, действие гормонов, витаминов; анализировать содержание рисунков | Зачёт. Контрольная работа по теме |
Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы. Спинной мозг. Строение и функции головного мозга. Полушария большого мозга | Описывать строение нервной ткани, нейрона, серого и белого вещества, нервов, нервных узлов; давать определение термину рефлекс; называть функции нейронов; чертить схемы рефлекторной дуги | Тесты | |
Анализаторы, их строение и функции. Зрительный анализатор. Анализаторы слуха и равновесия. Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус. Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов, их взаимозаменяемость. | Называть структурные компоненты анализатора; объяснять значение анализаторов; находить соответствие между функциями и частями анализатора; описывать строение органов зрения, слуха, равновесия, восприятия; уметь показывать связующую роль анализаторов между организмом и окр.средой; | Реферат | |
Опора и движение | Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение и строение. Строение, свойства костей. Типы их соединения. Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. Мышцы, их строение и функции. Работа мышц. Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения. Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека | Давать определение терминам. Называть функции ОДС; описывать химический состав костей; анализировать содержание рисунков; характеризовать типы соединения костей; доказывать принадлежность скелета и мышц к одной системе; извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа натуральных биологических объектов | Зачёт |
Внутренняя среда организма | Компоненты внутренней среды. Плазма крови, её состав. Форменные элементы крови, их строение и функции. Иммунитет. Группа крови. Переливание крови. Донорство. Резус-фактор | Перечислять компоненты ВСО; устанавливать взаимосвязь между компонентами внутренней среды; объяснять процессы, происходящие в лимфатических узлах; характеризовать процессы свертываемости крови; называть функции форменных элементов крови; описывать проявление функций форменных элементов крови; показывать взаимосвязь между строением и функциями ФЭК; анализирвать содержание определений основных понятий; анализировать содержание рисунков; приводить примеры инфекционных заболеваний; объяснять механизм различных видов иммунитете, причины нарушений иммунитета, проявление тканевой несовместимости; различать механизм действия вакцин и лечебных сывороток | Сообщение |
Транспорт веществ | Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения. Работа сердца. Движение крови и лимфы по сосудам. Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях | Давать определение терминам; называть транспортные системы человека; описывать движение крови по большому и малому кругам кровообращения; различать большой и малый круг кровообращения; описывать расположение сердца в организме, строение сердца; раскрывать взаимосвязь между строением сердца и механизмом сердечного цикла; выявлять причины изменения давления в сосудах; описывать и применять действия для оказания первой доврачебной помощи при кровотечениях; приёмы остановки носового кровотечения; правила применения жгута; различать виды кровотечений; анализировать содержание рисунков | Реферат Тесты |
Дыхание | Потребность организма человека в кислороде, строение органов дыхания. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения и их регуляция. Заболевания органов дыхания, их предупреждения. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения | Давать определение термину дыхание; узнавать по немым рисункам органы дыхания; устанавливать взаимосвязь между строением органов дыхания и функциями; описывать механизм газообмена легких и тканевого дыхания; сравнивать газообмен в легких и тканях; объяснять действие факторов окр.среды на процессы дыхания человека; разъяснять необходимость проветривания в жилых помещениях; оказывать первую помощь при нарушении дыхания и сердечной деятельности; обосновывать вредное влияние курения; | Контрольная работа по теме |
Пищеварение | Пищевые продукты и питательные вещества. Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Гигиена питания и предупреждение желудочно- кишечноых заболеваний | Давать определение терминам пищеварение, питательные вещества, пищевые продукты; приводить примеры; устанавливать взаимосвязь между строением органов пищеварения и их функциями; описывать роль пищеварительных желез; называть и показывать по таблице расположение органов пищеварительной системы; находить различия между условными и безусловными пищевыми рефлексами; объяснять меры предосторожности заражения желудочно-кишечными инфекциями | Контрольная работа по теме |
Обмен веществ и энергии. Витамины. | Обмен веществ. Витамины. | Описывать роль органов пищеварения, кровообращения, дыхания и выделения а обмене веществ; объяснять биологическую роль обмена веществ; называть условия сохранения и правила приёма витаминных препаратов; описывать роль витаминов в обмене веществ | Индивидуальные задания по карточкам |
Выделение | Выделение. Строение почек. Заболевания почек, их предупреждение. | Называть функции системы мочевыделения; факторы, влияющие на работу почек, меры профилактики болезней почек; называть и показывать по таблице органы выделительной системы; описывать строение и работу нефрона; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями системы мочевыделения; анализировать содержание рисунков; прогнозировать последствия воздействия факторов на почки. | Зачёт |
Покровы тела | Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции организма. Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви. | Описывать строение кожи; перечислять функции кожи; узнавать по немому рисунку структурные компоненты кожи; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи; описывать роль кожи в терморегуляции, физиологическую роль повышения температуры при заболеваниях; оказывать первую помощь при нарушениях терморегуляции; применять знания в закаливании организма; объяснять гигиенические требования к одежде и обуви; отбирать информацию для заполнения таблицы; | Разноуровневые задания по теме |
Размножение и развитие | Половая система человека. Возрастные процессы. | Называть преимущества полового размножения перед бесполым; характеризовать строение и функции половой системы; описывать сущность процесса оплодотворения и его значение; анализировать содержание основных понятий; проследить развитие зародыша и плода в матке; использовать эмбриологические данные для доказательства эволюции человека; находить черты сходства и отличия в размножении и развитии зародыша млекопитающих животных и плода человека; характеризовать особенности роста и развития ребенка первого года жизни; периоды формирования организма, их особенности | Тестовый контроль |
Высшая нервная деятельность | Поведение человека. Рефлекс — основа нервной деятельности, его виды, роль в приспособлении к условиям жизни. Торможение, его виды и значение. Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна. Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Типы нервной деятельности | Называть особенности высшей нервной деятельности человека, её значение в восприятии окружающей среды; перечислять заслуги И.М.Сеченова и И.П.Павлова в изучении высшей нервной деятельности; описывать суть рефлекторной теории поведения; характеризовать особенности врожденных и приобретенных форм поведения; описывать роль и физиологическую природу различных видов торможения; объяснять биологическое значение чередования сна и бодрствования; проследить расстройства, возникающие у человека, лишённого сна; характеризовать фазы сна; называть познавательные процессы человека; | Тестовый контроль, устный зачет |
Комментарии
рабочая программа по биологии 8кл.