образовательная программа элективного курса

Мижитдоржиева Цыпилма Дамдинжаповна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Nasledstvennye_zabolevaniya_cheloveka.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Кункурская средняя общеобразовательная школа»

Образовательная программа

элективного курса

«Наследственные

Заболевания

человека»

для учащихся 9 класса

Руководитель: Мижитдоржиева Ц.Д.

2010 - 2011 уч.г

Пояснительная записка

        Проблема здоровья людей и проблема генетики тесно взаимосвязаны. Ученые-генетики пытаются ответить на вопрос, почему одни люди подвержены различным заболеваниям, в то время как другие в этих или даже худших условиях остаются здоровыми. В основном, это связано с наследственностью каждого человека, т.е. свойствами его генов, заключенных в хромосомах.

        Цель курса: расширить представления учащихся о современной науке генетике, о взаимосвязи с биологией, физиологией, биохимией, эмбриологией, гигиеной.

        Задачи:

  1. Дать возможность ученику реализовать свой интерес к генетике.
  2. Определить степень способности и готовности ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне.
  3. Обеспечить комфортность подготовки к экзаменам по выбору.

Программой элективного курса предусмотрено решение генетических задач, содержание которых соответствует рассматриваемым темам, и самостоятельная реферативная работа.

        Программа рассчитана на 14 часов, из которых 8 часов теории, 6 часов практики.

Основные требования к уровню подготовки учащихся:

Учащиеся должны знать:

основные термины и понятия: тератология, синдром Дауна, фенилкетонурия, болезнь Гоше, Ниммана-Пика, альбинизм, синдром Марфана и т.д.

≈ основные характеристики ЗОЖ;

механизмы и результаты действия на организм человека некоторых веществ: алкоголя, наркотиков, никотина, радиации и загрязнения окружающей среды;

≈ об особенностях организации наследственного аппарата соматических и генеративных клеток человека.

Уметь:

 составлять родословное древо и анализировать по нему характер наследования того или иного признака в ряду поколений;

решать простые генетические задачи на наследственность;

≈ работать с учебной и научно-популярной литературой, с периодическими изданиями и с Интернет-ресурсом.

Форма отчетности: проведение научно-практической конференции.

Учебно-тематический план

Наименование темы

Кол-во час.

Теория

Практ.

1

Генные болезни

1.1

Наследственные болезни, связанные с нарушением аминокислотного обмена и обмена углеводов

1

1

1.2

Наследственные заболевания, связанные с нарушением липидного обмена и болезни соединительной ткани.

1

1

1.3

Наследственные нарушения обмена в эритроцитах

2

1

1

2

Хромосомные болезни

2.1

Болезни, связанные со структурными нарушениями хромосом

1

1

2.2

Синдромы, обусловленные внутрихромосомными перестройками

2

1

1

2.3

Синдромы с числовыми аномалиями половых хромосом

2

1

1

2.4

Болезни с наследственным предрасположением

1

1

1

2.5

Современные методы диагностики наследственных заболеваний

2

1

3

Научно-практическая конференция

2

2

14

8

6

Содержание программы

Тема 1. Наследственные болезни, связанные с нарушением аминокислотного обмена и обмена углеводов. (1 час)

Причина болезней. Характеристика болезней: фенилкетонурии, альбенизма. Формы проявления болезней. Биологические активные вещества, их состав. Развитие гомогенной болезни (гликогенез 1, 2, 3, 4 степени). Симптомы проявления (судороги, увеличение печени). Влияние на рост и развитие ребенка. Лечение заболевания. Галактолизия – накопление в организмах галактозы. Симптомы. Методика диагностики. Тип наследования.

Тема 2. Наследственные заболевания, связанные с нарушением липидного обмена и болезни соединительной ткани.(1час)

Болезни: Гоше, Ниммана-Пика и амавратическая диотия. Формы болезней. Тип наследования. Синдром Марфана («паучьи пальцы»), мышечная гипотония, ухудшение зрения. Типы наследования болезней.

 

Тема 3 . Наследственные нарушения обмена в эритроцитах.(2 часа)

Строение молекулы гемоглобина. Варианты гемоглобинов. Анемия Минковского-Шоффара. Талассемия, Серповидно-клеточная анемия.

Практическая работа: решение генетических задач на наследование болезней.

Тема 4. Болезни, связанные со структурными нарушениями хромосом (1 час).

Синдром Дауна. Соотношение больных мальчиков и девочек. Синдром Патау (трисомия по 13 хромосоме). Синдром Эндварса (трисомия по 18 хромосоме).

Тема 5. Синдромы, обусловленные внутрихромосомными перестройками.

Синдром «кошачьего крика», синдром Вольфа-Хиршхорна. Продолжительность жизни.

        Практическая работа: составление родословного древа семей, с распространенными наследственными заболеваниями.

Тема 6. Синдромы с числовыми аномалиями половых хромосом.

Синдром Шерешевского-Тернера. Синдром полисомии по Х-хромосоме. Болезни, причиной которых является полиплоидия.

Практическая работа: решение генетических задач на наследование болезней.

 Тема 7. Болезни с наследственным предрасположением.

Ревматизм, ИБС, цирроз печени, сахарный диабет, псориаз, шизофрения и др. Клиническая картина и тяжесть течения. Частота заболеваний.

Тема 8. Современные методы диагностики наследственных заболеваний.

Значение диагностики. Проведение дородовой диагностики. Основные методы проведения диагностики.

Тема 9. Научно-практическая конференция (2 часа).

Защита рефератов на темы:

  • Родословное древо известных людей;
  • Клонирование человека;
  • Роль наследственности и среды в проявлении специфических признаков-склонностей, способностей, талантов.
  • Влияние очагов природной радиации на наследственные заболевания.

Литература:

  1. Орехова В.Л. Медицинская генетика. – М.: Высшая школа, 1997.
  2. Сингер М., Берг П. Гены и геномы. – М.: Мир, 1998.
  3. Фридрих В. Близнецы. – М.: Прогресс, 1985
  4. Шевченко В.Л., Топорина Н.Л., Стволиоская Н.С. Генетика человека.- М.: Владос, 2004.
  5. Энциклопедия для школьников.
  6. Словарь- справочник по биологии.