образовательная программа элективного курса
Предварительный просмотр:
МОУ «Кункурская средняя общеобразовательная школа» Образовательная программа элективного курса «Наследственные Заболевания человека» для учащихся 9 класса Руководитель: Мижитдоржиева Ц.Д. 2010 - 2011 уч.г |
Пояснительная записка
Проблема здоровья людей и проблема генетики тесно взаимосвязаны. Ученые-генетики пытаются ответить на вопрос, почему одни люди подвержены различным заболеваниям, в то время как другие в этих или даже худших условиях остаются здоровыми. В основном, это связано с наследственностью каждого человека, т.е. свойствами его генов, заключенных в хромосомах.
Цель курса: расширить представления учащихся о современной науке генетике, о взаимосвязи с биологией, физиологией, биохимией, эмбриологией, гигиеной.
Задачи:
- Дать возможность ученику реализовать свой интерес к генетике.
- Определить степень способности и готовности ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне.
- Обеспечить комфортность подготовки к экзаменам по выбору.
Программой элективного курса предусмотрено решение генетических задач, содержание которых соответствует рассматриваемым темам, и самостоятельная реферативная работа.
Программа рассчитана на 14 часов, из которых 8 часов теории, 6 часов практики.
Основные требования к уровню подготовки учащихся:
Учащиеся должны знать:
≈ основные термины и понятия: тератология, синдром Дауна, фенилкетонурия, болезнь Гоше, Ниммана-Пика, альбинизм, синдром Марфана и т.д.
≈ основные характеристики ЗОЖ;
≈ механизмы и результаты действия на организм человека некоторых веществ: алкоголя, наркотиков, никотина, радиации и загрязнения окружающей среды;
≈ об особенностях организации наследственного аппарата соматических и генеративных клеток человека.
Уметь:
≈ составлять родословное древо и анализировать по нему характер наследования того или иного признака в ряду поколений;
≈ решать простые генетические задачи на наследственность;
≈ работать с учебной и научно-популярной литературой, с периодическими изданиями и с Интернет-ресурсом.
Форма отчетности: проведение научно-практической конференции.
Учебно-тематический план
№ | Наименование темы | Кол-во час. | Теория | Практ. |
1 | Генные болезни | |||
1.1 | Наследственные болезни, связанные с нарушением аминокислотного обмена и обмена углеводов | 1 | 1 | |
1.2 | Наследственные заболевания, связанные с нарушением липидного обмена и болезни соединительной ткани. | 1 | 1 | |
1.3 | Наследственные нарушения обмена в эритроцитах | 2 | 1 | 1 |
2 | Хромосомные болезни | |||
2.1 | Болезни, связанные со структурными нарушениями хромосом | 1 | 1 | |
2.2 | Синдромы, обусловленные внутрихромосомными перестройками | 2 | 1 | 1 |
2.3 | Синдромы с числовыми аномалиями половых хромосом | 2 | 1 | 1 |
2.4 | Болезни с наследственным предрасположением | 1 | 1 | 1 |
2.5 | Современные методы диагностики наследственных заболеваний | 2 | 1 | |
3 | Научно-практическая конференция | 2 | 2 | |
14 | 8 | 6 |
Содержание программы
Тема 1. Наследственные болезни, связанные с нарушением аминокислотного обмена и обмена углеводов. (1 час)
Причина болезней. Характеристика болезней: фенилкетонурии, альбенизма. Формы проявления болезней. Биологические активные вещества, их состав. Развитие гомогенной болезни (гликогенез 1, 2, 3, 4 степени). Симптомы проявления (судороги, увеличение печени). Влияние на рост и развитие ребенка. Лечение заболевания. Галактолизия – накопление в организмах галактозы. Симптомы. Методика диагностики. Тип наследования.
Тема 2. Наследственные заболевания, связанные с нарушением липидного обмена и болезни соединительной ткани.(1час)
Болезни: Гоше, Ниммана-Пика и амавратическая диотия. Формы болезней. Тип наследования. Синдром Марфана («паучьи пальцы»), мышечная гипотония, ухудшение зрения. Типы наследования болезней.
Тема 3 . Наследственные нарушения обмена в эритроцитах.(2 часа)
Строение молекулы гемоглобина. Варианты гемоглобинов. Анемия Минковского-Шоффара. Талассемия, Серповидно-клеточная анемия.
Практическая работа: решение генетических задач на наследование болезней.
Тема 4. Болезни, связанные со структурными нарушениями хромосом (1 час).
Синдром Дауна. Соотношение больных мальчиков и девочек. Синдром Патау (трисомия по 13 хромосоме). Синдром Эндварса (трисомия по 18 хромосоме).
Тема 5. Синдромы, обусловленные внутрихромосомными перестройками.
Синдром «кошачьего крика», синдром Вольфа-Хиршхорна. Продолжительность жизни.
Практическая работа: составление родословного древа семей, с распространенными наследственными заболеваниями.
Тема 6. Синдромы с числовыми аномалиями половых хромосом.
Синдром Шерешевского-Тернера. Синдром полисомии по Х-хромосоме. Болезни, причиной которых является полиплоидия.
Практическая работа: решение генетических задач на наследование болезней.
Тема 7. Болезни с наследственным предрасположением.
Ревматизм, ИБС, цирроз печени, сахарный диабет, псориаз, шизофрения и др. Клиническая картина и тяжесть течения. Частота заболеваний.
Тема 8. Современные методы диагностики наследственных заболеваний.
Значение диагностики. Проведение дородовой диагностики. Основные методы проведения диагностики.
Тема 9. Научно-практическая конференция (2 часа).
Защита рефератов на темы:
- Родословное древо известных людей;
- Клонирование человека;
- Роль наследственности и среды в проявлении специфических признаков-склонностей, способностей, талантов.
- Влияние очагов природной радиации на наследственные заболевания.
Литература:
- Орехова В.Л. Медицинская генетика. – М.: Высшая школа, 1997.
- Сингер М., Берг П. Гены и геномы. – М.: Мир, 1998.
- Фридрих В. Близнецы. – М.: Прогресс, 1985
- Шевченко В.Л., Топорина Н.Л., Стволиоская Н.С. Генетика человека.- М.: Владос, 2004.
- Энциклопедия для школьников.
- Словарь- справочник по биологии.