Социальное проектирование в профильной школе с экологическим направлением

Елена Дадыкина

 

Китайский мыслитель ХШ в. Гуань-цзы сказал: "Рассчитываешь на год - сажай рис. Рассчитываешь на десять лет - сажай деревья. Рассчитываешь на сто лет - просвещай людей".

         Ориентируясь на ценности экологического образования, школа   создаёт  условия для развития обучающихся с учетом их склонностей и способностей, готовит их  к быстро меняющейся жизни.

         Экологическая компетентность выпускников- это интегральное качество личности, состоящее в наличии у нее выработанных на определенном уровне специальных компетенций, представляющих собой комплекс экологических знаний умений, ценностей и современных реакций природосообразного характера. Эта компетентность начинает формироваться с первого класса через все составляющие образовательного процесса, развивается  в основной школе и становится составляющей культуры нашего выпускника.  Интегрируя базовое и экологическое образование,    школа формирует  у обучающихся способность к самоопределению и саморазвитию через системно - деятельностный подход в организации образовательного процесса. Одним из видов деятельности является социальное проектирование.

Выступая сложным системным образованием, соци­альное проектирование включает в себя социальную пробу, социальную практику и социальный проект.

Социальная  проба - такой вид социального взаимодействия, в ходе которого подросток получает и присваивает информацию о социальных объек­тах и явлениях, получает и осознает опыт своего социаль­ного взаимодействия.

Социальная проба — это довольно непродолжительное, за­конченное действо, продуктом которого являются социаль­но значимая информация и знание.

Целями социальной пробы являются:

•      осознание подростком информации о своем социальном окружении, способах взаимодействия с социумом, уровне своей социальной эффективности;

•      получение качественно нового опыта социального взаи­модействия и овладение им (опытом);

•      присваивание информации о своем взаимодействии с социумом как составной части мировоззрения.


Виды социальной пробы: экскурсия; интервью; анкетирование; пресс-конференция; наблюдение; социологическое исследование; встреча с компетентным специалистом.

В нашей школе активно практикуется такой вид пробы, как подготовка акции. Например -  акция  «Защитим  хвойные  деревья  от  предновогодней  вырубки», цель которой :  сформировать  отношение  к  хвойным  деревьям  как  к  части  живого  мира. Привлечь внимание  общественности  к  проблемам  вырубки  хвойных  деревьев  в  предновогодни  дни,  чтобы  люди  отказывались  от  живых  елей, а  на  праздник  приобретали  и  использовали  искусственные  деревья. Ребята  выпускают листовки, призывающие  беречь  деревья. Распространяют   листовки в  подъездах  домов, на  дверях  магазинов. Через  данную  акцию  осуществляется  деятельностное сотрудничество обучающихся, родителей и учителей.

В январе, после проведения акции, было  проведено  анкетирование  обучающихся  5-11 классов.  Из   459 человек -  314  респондентов (68,4%) ответили, что  устанавливали  дома  искусственную  ель.

Проба «Высадим рассаду на школьную клумбу» , и «Экологический десант» позволяет подросткам проявиться по отношению к системе «Человек – окружающая среда»

При проведении социальной пробы проходим  следующие этапы:

1.Выбираем темы пробы всего класса или тем пробы в соот­ветствии с разделением учащихся на микрогруппы.

2.Определяем  цели работы каждой микрогруппы или класса в целом.

3.Разрабатываем план сбора информации.

4.Формируем  микрогруппы для осуществления отдельных шагов социальной пробы.  Далее -

5.Этап практических действий — реальное осуществле­ние практических действий, целью которых является получение информации.

6.Анализ полученной информации.

7.Групповое обсуждение работы групп и класса в целом.

Принципом выбора объекта социальной пробы явля­ется его близость (территориальная и содержательная) к подростку, досягаемость, понятность и актуальность. Под­ростку должно быть интересно то явление, которое выно­сится в тему социальной пробы.

В ходе некоторых акций социальные пробы переходят в социальные практики.  Например, акция  « Пусть звучат птичьи голоса» включает две части:

   1. Теоретическая  часть:  членами  экоцентра  школы  разных возрастов проводится  просветительская  работа – как  правильно  устраивать  птичьи  кормушки,  какими  кормами  рекомендуется  подкармливать  птиц.

 2. Практическая  часть: изготовление кормушек,  как   в   домашних  условиях, так  и  в мастерской  на  уроках   технологии,  развешивание,  наполнение  кормушек. Уже  не  первый  год  за  окнами  школы  висят  кормушки, сделанные руками детей,  которые обучающиеся регулярно наполняют кормом для птиц.       В  рамках  акции  самими обучающимися совместно с учителями проводятся:  викторины,  конкурс  на  самое  интересное  панно  о  жизни  птиц,  фотовыставка  «Птицы  наши  друзья».  Итоги  работы  подводятся  на  ученической  конференции  1  апреля  в  Международный  день  птиц. В  этот  день  проходят  приуроченные  ко  « Дню  птиц»  выставки  рисунков, плакатов, поделок, фотографий; проходят  интеллектуальная  игра « Кто  лучше  всех  выводит  трели?», выставка  книг  « В  мире  птиц». В  апреле  в  скверах  города  укрепляются  искусственные  гнездовья, изготовленные  учащимися.

Социальная практика — это, во-первых, процесс ос­воения, отработки социальных навыков и, во-вторых, по­знание внутренней, сущностной стороны социального явления, часто скрытой и неочевидной.

Основная цель социальной практики заключается в проблематизации той информации о социальном объекте, которая уже есть у ученика. Он уже имеет какой-то опыт об­щения с этими объектами. Но есть не внешнее, а внутреннее содержание деятельности, есть противоречие между значи­мостью социальной и значимостью реальной, определен­ного вида деятельности.

Качественное отличие социальной практики от социальной пробы заключается в уровне вовлеченности подро­стка в социальные отношения. В ходе социальной пробы подросток выступает в роли стороннего наблюдателя, его цель — собрать информацию, предоставляемую ему социальным объектом. В ходе социальной практики за счет вовлеченности, внедрения в реальный процесс социально­го взаимодействия подросток получает информацию — не только ту, которую ему готовы дать, но и ту, которую от не­го предпочли бы скрыть или просто не посчитали нужным показать. «Вилка» между внешним и внутренним содержа­нием деятельности присутствует всегда, и обнаружить эту вилку — задача подростка на этапе социальной практики.

Социальная практика всегда связана с ситуацией реального взаимодействия учащегося и компетентного взрослого В ходе практики подросток может осуществлять какие-то шаги, характерные для данного спе­циалиста, а может и не осуществлять их.

Объектами социальной практики  могут являться: социальные явления; социальные отношения (отношение к старикам); социальные институты и учреждения (орган исполни­тельной власти, больница); социальная среда (городской ландшафт).

Социальная практика — некое непрерывное действо на небольшом отрезке времени — в течение 1—2 недель.

    Итогом социальной практики обучающихся социально – экономического профиля на одной из местных  телестудий  стала работа нашей обучающейся в роли телеведущей.

Успешно  реализовать социальные практики через общественную жизнь школьников позволяет  клубная деятельность. Для подростков 5 – 8 классов  в школе работает клуб «Патриот». Экскурсоводами школьного музея регулярно проводятся экскурсии для обучающихся школ города и гостей. Например, в рамках празднования  65 – летияПобеды, обучающимися проведено  90  экскурсий.

Все обучающиеся социально – экономического профиля вовлечены в работугражданско-дискуссионногоклуба «Демос». На заседаниях присутствуют депутаты городской и областной Думы. Обучающиеся выступают в роли политика,  адвоката,  прокурора, правозащитника,  журналиста, и т.д.  В ходе подготовки к заседанию клуба им приходится посещать разного рода организации, изучать социальные явления.

Наиболее  сложный тип соци­ального проектирования - социальный проект. Данная деятельность предполага­ет создание нового, ранее не существовавшего социально значимого продукта. Этот продукт деятельности является средством разрешения противоре­чия между социальной трудностью, проблемой, восприни­маемой как личностно значимая, и потребностью личнос­ти, а сама деятельность — мостом, связывающим социум и личность.

Начало проектной деятельности связано с обнаружени­ем трудности, некомфортности в том, что окружает человека, с чем связана повседневная жизнь.

Проект обязательно включает в себя получение и присво­ение социально значимой информации, проблематизацию этой информации и преобразование

Объектами социального проекта могут быть социальные отношения; социальные явления; социальные институты; социальная среда.

Обучающиеся химико – биологического профиля нашей школы вовлечены в реализацию социального благотворительного проекта «Навстречу доброте». На первом этапе работы  проект реализовывался  в детском соматическом отделении центральной городской больницы. Местом реализации второго этапа проекта    стал реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья  «Детство».  

Цель проекта:        Оказание психологической поддержки больным детям, находящимся на лечении  в   детском    соматическом   отделении   Центральной    городской     больницы; детям и подросткам  с ограниченными   возможностями      здоровья,      коррекция        замкнутости,  повышение   социальной компетентности детей-инвалидов.

В результате работы над проектом 100% обучающихся определились с выбором профессии – поступили в медицинские образовательные учреждения.

         Формирование активной позиции обучающихся по отношению к системе «Человек – окружающая среда», «Человек – человек», «Человек – общество»происходит в ходе  реализации  проекта «Кедросад на набережной»,   приуроченный к окружной программе «Кедровые леса Югры». Идея закладки  кедросада связана не только с желанием обустроить  прекрасное место отдыха горожан, но и  с пониманием того,  что мы должны возвращать долги природе.

         Попробовать себя в отношении систем «Человек – техника», «Человек – знаковая система», «Человек – художественный образ» обучающие могут в ходе реализации проекта «Экорост». В рамках проекта проходят конкурсы социально – экологической направленности, в которые включаются обучающиеся всех возрастов. Итогом работы обучающихся над созданием рисованных фильмов экологической направленности стала победа на IIВсероссийском конкурсе цифровых образовательных ресурсов для школы «IT– Эффект».

Социальная проба, практика и проект соотносятся между собой как понятия разного объема и разной шири­ны, различаются по уровню и сложности организации. Проба, практика и проект могут существо­вать как взаимодополняющие, опосредующие виды деятельности, но могут существовать и как самостоятельные, конечные, завершенные, в зависимости от целей и со­держания деятельности.

Для усиления социальной адаптации выпускников школа продуктивно сотрудничает с учреждениями и службами города, области, региона.  Городские  социальные службы:

Нефтеюганский отдел Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности ХМАО-Югры.

Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Детство».

Центр планирования семьи «Гармония»

Городской совет ветеранов

Военный комиссариат  г. Нефтеюганска

Центр социальной помощи семье и детям «Веста»

МУЗ «Нефтеюганская городская больница»

Газета «Здравствуйте, нефтеюганцы!»

Комитет солдатских матерей

Совет ветеранов «Афганистана»

Комитет по молодежной политике  

Центр медицинской профилактики

Образовательные учреждения:

Дом детского творчества

Городская детская библиотека

Городской краеведческий музей

Художественная галерея «Метаморфоза»

Театр кукол «Волшебная флейта»

МОУ ДОД «ДЮСШ по зимним видам спорта»

Дворец спорта «Сибиряк»

Окружные, областные образовательные учреждения:

Омская государственная медицинская академия

Государственный музей природы и человека (г. Ханты - Мансийск)

Музей имени Н.И. Кузнецова (д. Зырянка, Свердловской области)

Музей имени Н.И. Кузнецова на заводе «Уралмаш» (г.Екатеринбург)

Государственный музей имени Н.И. Кузнецова (г. Талица)

МОУ ДОД «Станция юных натуралистов» (г.Сургут)

МОУ ДОД «Станция юных натуралистов» (г.Ханты-Мансийск)

Заповедник «Юганский», «Самаровский чугас»