О количестве контрольных работ по русскому языку и литературе
О количестве контрольных работ по русскому и литературе. |
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся:
- упражнения по русскому языку; | - изложения; |
- планы статей учебников; | - письменные ответы на вопросы и т. д. |
- сочинения; |
|
По русскому языку и литературе проводятся текущие и итоговые письменные контрольные работы.
Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; их содержание и частотность определяются учителем с учётом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей учащихся каждого класса. Для проведения текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или только часть его.
Итоговые контрольные работы проводятся:
· после изучения наиболее значительных тем программы,
· в конце учебной четверти,
· в конце триместра, полугодия.
Время проведения итоговых контрольных работ в целях предупреждения перегрузки учащихся определяется общешкольным графиком, составляемым руководителями школ по согласованию с учителями. В один рабочий день следует давать в классе только одну письменную итоговую контрольную работу. При планировании контрольных работ в каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их распределение в течение всей четверти, не допуская скопления письменных контрольных работ к концу четверти, триместра, полугодия. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, в первый день после праздника, в понедельник. Учителя-предметники исправляют орфографические ошибки.
Количество итоговых контрольных работ по русскому языку и литературе.
Учитель имеет возможность повседневно выявлять степень усвоения программного материала по устным ответам учащихся и обучающим письменным работам, следовательно, в каждом классе целесообразно проводить следующее количество итоговых письменных контрольных работ по русскому языку и литературе в общеобразовательных школах:
Вид работы | Число итоговых работ по русскому языку (в год по классам): |
|
| |||||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
| |
Контрольные работы |
6 |
6 |
6 |
4 |
4 |
2 |
2 |
|
Изложения | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 |
|
Сочинения | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
|
|
|
В течение учебного года рекомендуется проводить в связи с уроками литературы следующее количество сочинений, целесообразно распределённых учителем по четвертям (триместрам, полугодиям):
Классы | Количество сочинений по литературе (в год по классам): |
| |
классных | домашних | всего |
|
5 | 4 | - | 4 |
6 | 3 | 1 | 4 |
7 | 2 | 2 | 4 |
8 | 2 | 3 | 5 |
9 | 3 | 3 | 6 |
10 | 4 | 3 | 7 |
11 | 4 | 3 | 7 |
Для выполнения всех видов обучающих работ ученики должны иметь следующее количество тетрадей: по русскому языку в 5-9 классах – две рабочие тетради и одна тетрадь для изложений и сочинений (для работ по развитию речи).
Для контрольных работ по русскому языку, литературе выделяются специальные тетради, которые в течение всего ученого года хранятся в школе и выдаются ученикам для выполнения в них работ над ошибками.
Виды итоговых контрольных работ: диктант, мини-изложение (100-160 слов), тестирование, многоаспектный лингвистический анализ текста, контрольная работа (на разные уровни обученности). В 1 – 11 классах в тетрадях по русскому языку записывается вид работы и строкой ниже – её название (также обозначаются кратковременные работы, выполняемые в обычных тетрадях).
Например:
Диктант. | Изложение. | Сочинение. |
Байкал. | Подвиг художника. | Мой Пушкин. |
Все записи в тетрадях учащиеся должны проводить с соблюдением следующих требований:
· писать аккуратным разборчивым почерком;
· единообразно выполнять надписи на обложке тетради – указывать, для чего предназначена тетрадь (для работ по русскому языку, для работ по развитию речи);
· соблюдать поля с внешней стороны;
· указывать дату выполнения работы (в тетрадях по русскому языку число и месяц записываются словами в форме именительного падежа (например, Пятое декабря);
· писать на отдельной строке название темы урока, а также темы письменных работ (изложений, сочинений и др.);
· обозначать номер упражнения, указывать вид выполняемой работы (план, конспект, ответы на вопросы и т. д.), указывать, где выполняется работа (классная или домашняя);
· соблюдать красную строку;
· между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком в тетрадях по русскому языку стоку не пропускать;
· между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименованием вида) следующей работы в тетрадях по русскому пропускать две линейки (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу);
· выполнять аккуратно подчёркивания - условные обозначения карандашом или ручкой, в случае необходимости – с применением линейки;
· исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачёркивать косой линией, а часть слова, слово, предложение – тонкой горизонтальной линией; вместо зачёркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения; не заключать неверные написания в скобки.
Порядок проверки письменных работ учителями определяет МО учителей русского языка и литературы. УМК русского языка и литературы ЛОИРО рекомендует следующий порядок проверки рабочих тетрадей:
· в 5 классе – после каждого урока у всех учеников;
· в 6 – 9 классах у слабых учащихся – после каждого урока;
· у остальных учащихся 6 – 8 классов тетради проверяются один раз в неделю , а в 9 – 11 классах - два раза в месяц.
Вид проверяемой работы во всех классах определяет учитель: домашняя работа, самостоятельная работа, словарный диктант, тест и др.
Изложения и сочинения по русскому языку и литературе, а также все виды контрольных работ по предметам проверяются у всех учащихся.
В проверяемых работах учитель отмечает допущенные ошибки.
· На полях учитель обозначает ошибку определённым условным знаком:
| – орфографическая ошибка, V – пунктуационная ошибка.
· При проверке изложений и сочинений в 5-11 классах (как контрольных, так и обучающих) отмечаются не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и фактические, логические, речевые (подчёркиваются волнистой линией) и грамматические. На полях тетради учитель обозначает фактические ошибки - «Ф», логические – «Л», речевые - «Р», грамматические - «Г», используя также и другие специальные обозначения.
· Подчёркивание ошибок производится учителем только красной пастой (красными чернилами, красным карандашом).
· Проверив диктант, изложение или сочинение, учитель подсчитывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах указывается количество орфографических и пунктуационных ошибок, а в изложениях и сочинениях, кроме этого, - количество фактических, логических, речевых и грамматических:
Ф – Л - Р
О – П – Г
· после подсчёта ошибок в установленном порядке выставляется оценка работы.
Все контрольные работы оцениваются учителем с занесением оценок в классный журнал.
За диагностические работы оценки «2» и «3» могут не выставляться.
Самостоятельные обучающие письменные работы также оцениваются; оценки в журнал за эти работы могут быть выставлены по усмотрению учителя. Классные и домашние письменные работы по русскому языку оцениваются; оценки в журнал могут быть выставлены за наиболее значимые работы по усмотрению учителя.
При оценке письменных работ учащихся учитель руководствуется соответствующими нормами знаний, умений и навыков школьников.
После проверки письменных работ учащимся даётся задание по исправлению ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок.
Работа над ошибками, как правило, осуществляется в тех же тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письменные работы.
Во время контрольных работ учащиеся 5-11 классов могут пользоваться лингвистическими словарями.