Система контроля и самооценки
Система контроля и оценки учащихся на уроках. Учитель МБОУ «Хову-Аксынская СОШ» Седип Эмма Эрес-ооловна Какие бы реформы не проходили в образовании, в конечном итоге они замыкаются на педагоге, которому во все времена принадлежала ведущая роль в обучении и воспитании подрастающего поколения. Сложившаяся в школе привычная отметочная система оценивания отнюдь не способствует формированию внутренних мотивов учебной деятельности, так как является внешним фактором, подчас навязанным самому обучаемому. Чтобы оценка способствовала развитию внутренних мотивов, она должна превратиться из внешнего фактора оценивания учебной деятельности, во внутренний фактор познавательной деятельности самого ученика. А это возможно только с развитием навыков оценочной деятельности у самих учащихся. Эта работа, в свою очередь, сложна тем, что приходится преодолевать сложившиеся стереотипы мышления, проводить разъяснительную работу среди детей и родителей. Давайте поставим себя на место ученика. Представьте, нашу педагогическую деятельность каждодневно начнут оценивать по пятибалльной шкале вышестоящие по положению в школе коллеги. Каждую четверть нам будет выставляться: кому 3, кому 4, кому 5, а кому и 2. При этом мы будем в неведении, почему нам поставили именно такую отметку и, как правило, будем с ней не согласны. И все! Как нам это понравится? Почему-то когда речь идет о детях, мы полагаем, что в отношении их такая оценочная деятельность - норма. А ведь именно такая система оценивания очень часто ставит барьер между учеником и учителем, семьей и школой. Слайд 2. Главные вопросы в оценочной деятельности: как оценивать, что оценивать, с какой целью оценивать работу ученика на уроке. Самый сложный, наверное, вопрос о том, как оценивать. Но прежде всего хочется назвать некоторые принципы, которыми следует руководствоваться учителю при осуществлении оценочной деятельности: • любая деятельность ученика по добыванию знаний должна быть оценена; • оценка не должна носить в первую очередь контролирующей и констатирующей функции на каждом уроке; • она должна, прежде всего, содержать в себе побуждающие для ученика стимулы, должна способствовать тому, чтобы у ученика проснулось желание учиться, если таковое пока дремлет, или желание узнать больше, основательнее, глубже, если это желание уже есть; • контролирующие и констатирующие функции оценка проявит на итоговом уроке, при итоговом тестировании или зачете, в общем, тогда, когда подводится итог изучения учебного материала; • оценка на уроке должна быть полностью лишена какого-либо момента сравнения одного ученика с другим; • она в первую очередь должна отмечать изменения, происходящие с данным учащимся, позитивные или негативные; • оценка не должна быть наказанием для ученика со стороны учителя; • оценке учителя должна предшествовать самооценка ученика, а отсюда необходимое условие - постоянно учить детей самооценке и саморефлексии; • оценка должна быть понятна ученику и восприниматься им как объективная; • оценка не должна быть убийственной для того, кто старался и у него пока не получается, она должна постоянно давать ему надежду на то, что количество обязательно перейдет в качество; • нельзя абсолютизировать роль оценки на уроке, учащийся должен понимать: это не самое главное в процессе обучения, и роль учителя во многом состоит в том, чтобы разъяснить детям, зачем нужна оценка на уроке; • оценку должен давать не только учитель, но и ученики друг другу. Что же конкретно следует оценивать? Можно оценивать успехи детей, можно неудачи, можно и то и другое вместе. Можно деятельность детей по добыванию знаний. Можно конечный результат учебной деятельности. На мой взгляд, следует оценивать всякую деятельность детей, направленную на добывание знаний и прежде всего успехи. Оценочной деятельностью занимается не только учитель и не главным образом учитель. Очень важно сместить акценты в этом вопросе таким образом, чтобы учащиеся прочувствовали, что они наравне с учителем имеют право на оценивание и своего ответа, и ответа товарища. Слайд 3. Взаимооценка - важнейшая составляющая оценочной деятельности на уроке, ибо эта деятельность побуждает ученика быть на уроке в активной деятельной позиции, анализировать, сравнивать, оценивать, делать выводы, стремиться работать лучше. Перед началом взаимопроверки каждый учащийся дает самооценку своей работе. А затем под руководством учителя идет взаимопроверка. Далее работы возвращаются авторам, и они могут задать вопросы, если не согласны с действиями проверяющих, мы это называем апелляцией. Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. Предлагается учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д. Слайд 4 Интересна такая форма урока, как урок-презентация, на котором учащиеся в течение 5-6 минут представляют какого-либо задачу, пример или какое – либо исторические факты. Предварительно они ищут материал, готовят доклады. На таком уроке каждый ученик на специально приготовленном листке дает балльную оценку выступлений своих одноклассников. Слайд 5 Предварительно обсуждается вопрос о нормах оценивания устных ответов. • умение четко и логично излагать материал, • глубину содержания выступления, • манеру изложения, • умение отвечать на вопросы. На этом же листке каждый выступающий выставляет себе самооценку. Преподаватель также в своем формуляре выставляет каждому учащемуся оценку. В заключительной части урока идет обмен мнениями по поводу услышанных выступлений, учитель при этом имеет не больше прав, нежели учащиеся и не навязывает свое мнение детям, старается, выслушав всех, высказаться последним, оценки объявляются на следующем уроке. Слайд 6 Таким же образом проходит и оценка таких творческих работ учащихся, как сообщения, рефераты, доказательства теорем, кроссворды, тесты. Оцениваются они по следующим параметрам: • содержание, • оформление, • насколько интересна слушателям и т.д. В ходе подведения итогов урока следует особо внимательно отнестись к оцениванию ответов учащихся. Выставляемая ребенку отметка должна относиться и к его дальнейшей творческой деятельности по данному предмету, и потому она (отметка) должна носить эмоционально положительный характер и быть строго дифференцированной. Так, например, ребенку-отличнику следует ставить оценку «5» за высказывание новаторских идей, нового взгляда на какой-либо факт, причем эти идеи должны быть соответственно оформлены. Учащимся со средними и хорошими способностями можно ставить оценку «5» за интересные идеи и неожиданную интерпретацию фактов, требуя от них и помогая оформить мысль. Оценивая более слабые ответы, следует все же хорошо отозваться о способностях этой группы учащихся, осторожно указав на неудовлетворительные стороны ответов, предоставив возможность более удачного выступления на следующем уроке. Только путем создания на уроке эмоционально положительной воспитывающей среды можно стимулировать мотивацию каждого ребенка к обучению. Также важен вопрос формирования самооценки у учащихся. Слайд 7 Вот пример обучения самооценке при выполнении устного задания: развернутый ответ у доски по какому-либо вопросу. Ученик по желанию вызывается к доске, класс получает задание по окончании ответа дать рецензию ответа по следующему алгоритму: • достоинства ответа, • замечания, • дополнения, • исправления, • общий вывод. Затем слово предоставляется отвечавшему, который может согласиться с оценкой своего ответа или выразить несогласие. После этого выставляется окончательная оценка по привычной пятибалльной шкале. При этом дети, конечно, должны быть знакомы с основными требованиями, которые предъявляются к устному развернутому ответу на уроке. Следует так же сказать, что в начале учебного года в каждом классе и детей, и их родителей следует ознакомить с перечнем основных компетенций, которыми должны владеть дети на конец года. Они вывешиваются в классном уголке, но лучше напечатать персонально каждому и вклеить в рабочие тетради. Это позволяет каждому ученику самостоятельно увидеть, как обстоят у него дела с овладением конкретными компетенциями. Слайд 8 Какие же принципы следует положить в основу формирования у детей умения самооценки? Учащийся должен • иметь четкое представление о цели учебной деятельности; • иметь четкое представление о познавательных результатах своей учебной деятельности; • четко представлять, какими навыками и умениями он должен владеть в том или ином классе; • понимать, что самооценка нужна для того, чтобы процесс его учения становился сознательным, а следовательно, более эффективным. Что же конкретно следует делать, чтобы оценка способствовала формированию внутренних мотивов познавательной деятельности? Главное, на мой взгляд, – это развитие навыков самооценки, самоконтроля и самокоррекции. Работа эта нелегкая и требует много времени. Мы порой экономим время на уроке за счет момента подведения итогов, а на развитие навыков самооценки и подавно. Но, экономя в малом, мы проигрываем в большом. Действительно, оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, записать в разряд «отстающих», усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками. Эмоциональная реакция учителя должна соответствовать эмоциональной реакции школьника (радовать вместе с ним, огорчаться вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшему. Ситуация успеха и эмоционального благополучия – предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения. Отрицательной стороной деятельности учителя по контролю и оценке является его эгоцентричность. Он стоит как бы над детьми, только сам имеет право оценить, похвалить, исправить ошибки. Ученик не принимает участия в этой деятельности. Более того: его участие часто наказывается (“не подсказывай” – а он нашел у соседа ошибку; “исправил” – а он у себя нашел ошибку…). Такой подход формирует у школьника убеждение в том, что оценка – проявление отношения учителя не к его деятельности, а к нему самому. В процессе реализации воспитательной функции создаются условия для формирования тех качеств личности, которые становятся стимулом положительного отношения к учению. Это касается прежде всего умения и желания осуществлять самоконтроль. Сюда относятся: • умение сравнивать результат своей деятельности с эталоном; • умение анализировать правильность (неправильность) выбора способа учебного действия, средств достижения цели; • поиск ошибок в чужой и своей работах, анализ их причин и определение путей исправления. Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, он стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг, а что ему еще предстоит преодолеть. Нужно помогать ребенку с первых дней обучения овладевать контролем, показать, что это такое, как он осуществляется, и постепенно приучить его самого контролировать и оценивать свои действия – вот задача, которая встает перед взрослыми. Необходимо далее предупредить родителей о том, что с течением времени, когда ребенок овладеет наиболее простыми формами контроля, им необходимо будет проследить, чтобы первичное впечатление понятности урока он не начал принимать за свидетельство того, что материал уже усвоен. Слайд 9 Вот обычные признаки кажущейся понятности задания: • заявление ребенка, что он может делать упражнения раньше, чем выучит правила; • утверждения, что в классе было так понятно объяснено, что учить и повторять совершенно не требуется; • уверения, что плохую отметку в классе он получил случайно, так как забыл в момент, когда вызвали, но вообще-то он все знает хорошо и т.д. По мере того как ученик переходит из класса в класс, меняется и объем и качественное содержание изучаемого материала. Соответственно этому меняются и приемы умственной работы школьника. Понятно, что и приемы контроля должны также измениться. Слайд 10 Для формирования самооценки ученика при обсуждении выполненного задания или в конце урока предлагаю детям ответить на следующие вопросы: Памятка для учащихся «Рефлексия урока» Наш урок подошёл к концу, и Я хочу сказать ... • Мне больше всего удалось ... • За что я могу себя похвалить? • За что я могу похвалить одноклассников? • Что приобрёл? • Что меня удивило? • Для меня было открытием то, что ... • Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее? После самооценки ученика даю свою оценку. Применяю специфические для каждого ученика эталоны: результат, полученный учеником, сравнивается с его же прошлым результатом, и тем самым показывается динамика его развития. Например: «Сегодня у тебя более аккуратная работа», «Вчера тебе было сложнее при выполнении разбора…», «Какой сегодня уверенный ответ!». При этом поощряю малейшее продвижение ученика вперёд, принимаю во внимание усилия и старания ученика. Даю советы: • «Если ты испытываешь затруднения, вернись к инструкции». • «Если ты не достиг цели, то выполни задание…». Итак, оценка - мощное средство в руках учителя, с помощью которого можно добиться очень многого. Прежде всего оценка должна быть справедлива. Под этим понимается как оправданность ее с точки зрения качества ответа, так и понятность ее для ученика. Далее, психологическая грамотность подразумевает умение учесть индивидуальные особенности учащегося. Скажем, ребятам хрупкого душевного склада, обладающим большой впечатлительностью, нередко можно причинить психологическую травму неосторожно высказанным оценочным суждениям. Поэтому важнейшим компонентом педагогического мастерства учителя является умение найти верный тон для высказывания своей оценки. Давая оценку, каждый учитель думает о дальнейшем росте ученика. Не бывает учащегося, который бы, переступая порог школы, не хотел учиться и иметь положительные оценки. Есть ученики, не умеющие учиться, есть, которым учение дается трудно, и есть, которым что-то может мешать учиться. Причины могут быть разными, но последствия получаются схожими – не умеющие учиться и не имеющие нормальных условий к учению постепенно становятся не желающими учиться, "трудными" учениками, если учитель формально относится к результату и оценке учебного труда таких учащихся. Ребенок нуждается в оценке буквально каждого своего усилия. Но как сделать, чтобы усилие совершалось не ради учительской оценки или хотя бы не только ради нее? Зависимость от внешней оценки снижается тогда, когда у человека формируется внутренняя оценочная инстанция — САМООЦЕНКА. Слайд 11 “Ты сам свой высший суд” — этот принцип несколько заглушает боль от несправедливых осуждений и несколько отрезвляет хмель от заслуженных похвал Конкретно остановлюсь на самооценке учащихся. Одна из ошибок существующей педагогики в том, что учителя обучают детей, в то время как любой человек всегда обучает себя сам, своей самообучающей деятельностью. В результате работа учителя - просто пустой звон. Мы никого не учим! Все учатся сами! Мы только создаём условия для самообучения в определённом направлении. Вспомните, вас не учили говорить, ходить. Вы научились это делать сами, вам только создавали условия в этом направлении. С этой целью и создана технология управления самообучением. То есть мы не учим - мы управляем самообучением каждого, именно каждого ученика. Существует проблема - включить всех детишек в активную учебную деятельность или, как говорят, создать мотивацию. Но мы не создаём мотивацию, мы создаём всего лишь другую организацию учебного процесса, в которой все дети хотят быть успешными, все стараются чётко выполнять задания, а мы им помогаем в этом. И всё !!! Все ученики мотивированы на успешную учёбу до конца изучения предмета! Задача и правильная деятельность педагога должна быть направлена на создание условий, при которых человек будет успешно изучать тот предмет, который преподаёт учитель. Следить за тем, как происходит формирование понятий у каждого учащегося, своевременно помогать ему. Для этого необходимо и обязательно создать и использовать информацию обратной связи ученик – учитель, основанную на самооценках учащихся. На основе, которой систематически корректировать состояние знаний и умений каждого учащегося до наивысшего уровня. Без систематической, интенсивной обратной связи нет и не может быть продуктивного учебного процесса. Существующий контроль знаний, позволяющий всего лишь несколько раз в четверти оценить ученика, не даёт полезной информации учителю для грамотного управления качеством учебной деятельности каждого ученика. Для результативного управления учебной деятельностью необходимо оценивать знания, умения каждого ученика на каждом уроке 4 - 8 раз. Такова реальная необходимость, абсолютно недостижимая существующей педагогикой. Поэтому пойдём другим путём – туда, где это возможно. Учение учащегося это труд, это интеллектуальный труд. Это производство знаний и умений. Следовательно, относиться к учёбе детишек надо как к труду, как к производству знаний. Для того, чтобы учебный труд был производительным, продуктивным, качественным, ученику, как работнику, даём ЗАДАНИЕ, затем объясняем как его выполнять. (Всё как на работе.) Чтобы оценка была отличной, устанавливаем требуемые критерии качества. В ходе выполнения задания и по окончании работник (в нашем случае ученик) непрерывно производит самоконтроль и самооценку качества выполнения задания. (В существующем обучении учитель старается всё контролировать сам. Это большая глупость! В то время как ученик сам способен контролировать и регулировать свою деятельность - он сам себя обучает). После чего предъявляет, сдаёт продукт своей деятельности, защищает свои самооценки, если это ему будет предоставлено. На первом занятии нужно объяснить, что за каждый пункт задания дома ученик должен поставить себе оценку, на которую претендует и которую обязуется защитить в классе, если ему это будет предложено. В журнал будет поставлена его средняя округлённая оценка (В начальной школе они ещё не знают среднее значение чисел, поэтому эту тему надо бы, по возможности, им как - то дать досрочно) Пояснить ребятам - ваши оценки до начало урока сдадите (Ивановой Лене или Петровой Ире, ответственным за сбор оценок). Девочки их выставят вот в эту тетрадь (или в этот лист). Будете сдавать девочкам оценки на листочке, на котором пишите ФИ и оценки за каждую часть задания. Когда я прихожу на урок - эта тетрадь с оценками должна лежать у меня на столе. Если оценок у кого-то не будет, не успел поставить, то в журнале останется пустая клетка, что хуже единицы. Объясните им, что оценку за четверть они ставят себе сами. Как сумма баллов за четверть, делённая на число уроков в четверти, а пустая клетка в журнале сильно снизит оценку за четверть. В начале каждого урока, после корректирования, мы даём учащимся задание (чему они должны сегодня научиться). Затем тщательно объясним, как его выполнить. А перед следующим уроком или в его начале, получим от каждого ученика подробную информацию обратной связи о качестве и количестве выполнения им задания (в виде самооценок). И окажем своевременную помощь(корректирование) каждому, нуждающемуся в ней. Все, абсолютно все, независимо от интереса к учёбе, изо всех сил будут стараться учиться отлично. Чтобы обучить детишек без пробелов, им необходимо выполнить определённые познавательные действия, которые мы должны запрограммировать в содержании заданий и эти задания они должны систематически поэтапно выполнять - производить работу над самим собой по освоению учебного материала. Для создания организации любого производства необходимо использовать технологию, позволяющую с наименьшими затратами получать продукцию высокого качества. Без использования технологии в производстве всегда будет много брака. В существующей системе обучения не было технологии, позволяющей обучать всех без пробелов. Поэтому педагогический брак в процессе обучения, как правило, составляет 70%. Созданная ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ САМООБУЧЕНИЕМ (ТУС) позволяет любому учителю достаточно легко управлять учебным процессом, в котором все детишки учатся все сами и весьма, весьма успешно Разрабатывая поурочное планирование (кроме всего прочего) в нём должны быть не шесть бесполезных не нужных граф, а всего лишь обязательные две графы, содержащие цель урока для учителя - чему он хочет научить учащихся на этом уроке и чёткие конкретные задания учащимся, выполняя которые они получат соответствующие знания и гарантированно высокую оценку. Цель обучения учитель ставит себе, не детям, детям даём задание (конечно фронтальное, но может быть для кого-то и индивидуальное, в зависимости от наличия учащихся ЗПР и вундеркиндов). Следовательно, поурочные планирования нуждаются в небольшой доработке. К каждой теме программы, к каждому уроку надо приложить задания в виде вопросов, номеров задач, примеров упражнений, разборов предложений, докладов и т.д. В задании надо указать, что учащийся должен чётко знать (выучить - ЗАЗУБРИТЬ) правило, определение, теорему и т. д. Решать и ЧЁТКО объяснять результаты и ход выполнения задания такого вот типа №№, стр., . У ученика, получающего задание, возникает внутренняя цель - выполнить задание и получить хорошую оценку - одобрение. Выполняя задания, он самообучается по вашей программе. В процессе выполнения заданий ученик использует самоконтроль, то есть активно управляет своей деятельностью, добиваясь того, чего от него хотят. Взамен он обязательно должен получить высокую оценку его труда. Даже если он сделал в этот раз не так, всё равно надо сказать: «Молодец! Хорошо поработал», но надо немножко не так... Задания, как правило, выполняют все учащиеся и всегда горят желанием продемонстрировать результат своей успешной работы и показать, что они прекрасно освоили, правильно его выполнили, сделали проверку и умеют это делать отлично. Поэтому вначале урока - лес рук, желающих защитить свою пятёрку. Но как такового контроля знаний у нас нет. Это прерогатива самих учащихся. Лес рук используем для корректирования знаний. Задание даём в начале урока (после корректирования знаний предыдущего урока) в виде нескольких частей, которые затем тщательно объясняем (что надо знать и как выполнять такого плана операции и из каких действий состоит). Этим самым мы включаем учащихся в активную познавательную деятельность уже на самом уроке. Ни кто из учащихся не заинтересован отвлекаться или своим поведением мешать учителю, объяснять ход выполнения задания. Тем самым мы "убиваем двух зайцев одним выстрелом" - решена проблема дисциплины на уроке и создана познавательная активность учащихся Это является мощной мотивацией и одновременно активизацией (в одном флаконе), которая совершенно недоступна существующей педагогике. Все у вас будут стараться выполнять задания на отлично. В задание учащимся надо включать слова - УКАЗАНИЯ, обязательно требующие применения разговорной речи (объясните, расскажите), развитию моторики (напишите, нарисуйте, обведите, подчеркните и т.д.), развитию творческого мышления (решите, создайте, сочините, разработайте, сконструируйте). А также сочетанию этих указаний (раскрасить и объяснить, прочитать и пересказать и т.д.). Почему качество образования во всех учебных заведениях, в том числе и в результатах моей работы очень низкое 30 – 40%? Это значит, что брак в работе педагогов составляет 60 – 70%. качество образования, по меньшей мере, зависит от двух параметров от содержания образования и от технологии обучения, в своём докладе я остановлюсь только на технологии обучения. Известно, что самое эффективное и качественное обучение это самообучение. Поэтому процесс обучения в рассматриваемой новой дидактической системе представляет собой управление самообучением учащихся и основан на усовершенствованной теории обучения, на использовании новой педагогической идеологии, на новой организации учебного процесса, на использовании психологической системы, автоматически управляющей эффективностью и качеством познавательной деятельности каждого учащегося, независимо от того, есть у них интерес к учёбе или нет и независимо от количества учащихся в классе. Новая дидактическая система обучения, при правильном её использовании, гарантирует успешность в достижении учебных целей всеми учащимися в любом учебном заведении, на любом учебном предмете. Реально даёт 100%-е качество обучения по сравнению с существующими 30-40 процентами. Учащиеся сами изо всех сил стараются не быть троечниками, и это они все легко достигают. Никто из учащихся не стремится опоздать или прогулять занятие. Даже при наличии уважительной причины стараются не пропускать занятия. Сменив авторитарную идеологию на демократическую идеологию, идеологию сотрудничества, партнёрства с учащимися в достижении учебной цели и уяснив себе, что образование всего лишь сфера услуг, уточняем, что заказчиком, потребителем и плательщиком образования является: во – первых государство, во – вторых работодатель, в третьих гражданин. Следовательно, оценивать и контролировать качество образовательных услуг могут и должны только три этих субъекта - государство, работодатель и гражданин. Государство контролирует и оценивает с помощью ЕГА и ЕГЭ, работодатель практически на производстве, гражданин, то бишь учащийся (и родители), в реальном учебном процессе. Не учитель должен оценивать текущие знания и умения ученика, а, как это ни странно, сам ученик на правах потребителя и заказчика. Учитель может лишь диагностировать качество своей работы для её регулировки. В тоже время, если учение ученика - это его работа, это производство знаний, умений, то тогда взаимоотношения с учащимися должны изменяться в корне. С этой целью вводим производственные взаимоотношения. Учащимся на уроке даётся учебное «производственное» задание, состоящее из нескольких частей. Даются критерии оценки выполнения задания. Выполняя задание, ученик оценивает каждую часть выполненного задания. Выставляет себе оценку своей работы за каждую его часть, причём такую оценку, на которую он претендует и обязуется её защитить при проверке. Также как на производстве, самоконтроль – основа качества производства. Затем продукция проходит через ОТК (отдел технического контроля), где качество произведённых деталей проверяется выборочно. Либо совсем не проверяется, если человеку за систематическое высокое качество изделий доверили и вручили личное клеймо качества. Я в совей практике делаю так: Домашним заданием даю например:п19 №386,388. Ученик должен по инструкции прочитать пункт, выучить правила, определения и т.д. Рассмотреть примеры и выполнить письменное задание. После поставить себе оценку: «5» - если все выучил все правильно выполнил, «4» выучил правило и имеются небольшие ошибки, или выполнен 1 номер, «3» выучил, но ошибся при примерах. «2» или пустая клетка ничего не делал. В начале следующего урока проверяем домашнюю работу, ученики сами хотят доказать свою оценку, или учитель показывает образец правильного оформления. Ученики проверяют и подтверждают свою оценку или опровергают его, исправляют оценку. Те кто не справился с заданием может списать и поставить себе «списал». Но зато может исправить оценку выполнив другой пример на продленке. Или с карточки учителя. Карточка может быть обучающей для слабоуспевающих и медлительных. Во время урока ученики тоже работают, по самооценке или считают баллы. Во время урока учитель задает в ходе беседы опроса, дискуссии вопросы на которые ученики дают ответы за каждый правильный ответ они ставят себе баллы, на полях в тетради. В конце урока эти баллы превращаются в баллы. Которые учитель ставит в журнал по желанию ученика, если «3», и у него много оценок учитель может не ставить оценку в журнал, все согласованно с учеником. А те кто получил хорошие оценки могут согласится отразить их в журнале, ну и те у кого имеются пустые клетки или двойки. Или могут исправить оценки. А во время урока учитель подробно объясняет как делать домашнее задание, показывает примеры, дает подробные инструкции. Конечно приходится вести двойной журнал. Эту работу я описала в своей странице в сайте «proshkolu.ru» и в одном из комментариев я столкнулась с Леновым Николем Филипповичем. Который прочитал мою работу, выслал мне свою книгу, предложил дружбу, поделился своим опытом работы, который окликается и сочетается с моей. Только вчера получила по почте его книгу «Новая эффективная дидактика». Проштудировала, попробую применит в совей работе. Призываю и вас присоединится.