Профилактика суицидов
Уважаемые классные руководители, какие мероприятия по суицидальному поведению провели вы? В нашем лицее прошли классные часы "Ценность жизни". На своей страничке я выложила советы для классных руководителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pomozhem_detyam.doc | 24.5 КБ |
pamyatka_uchitelyu._suic._poved.doc | 22.5 КБ |
kak_zametit_nadvigayushchiysya_suicid.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Поможем детям!
(советы классному руководителю по работе с подростками «группы риска»)
Принципы общения с детьми.
1. Дети показывают свои страдания и волнения при помощи необычного поведения - сверхчувствительного, замкнутого или вызывающего.
2. Будьте чуткими к чувствам, которые ребенок выражает своими словами и поведением. Дайте ему дополнительную поддержку, подбодрите его, будьте терпимыми, когда он находится в стрессовом состоянии.
3. Помогите научиться говорить о своих чувствах вместо того, чтобы он просто замкнулся. Научите его разрешать проблему словесно, а не физическим методом.
4. Проводите с молодым человеком беседу о своих чувствах, выражая Ваши собственные переживания. ("Мне становится грустно, когда я спорю со своими друзьями, возможно и тебе тоже").
5. Подростков младшего возраста необходимо научить понимать свои чувства. Это помогает им, более точно распознать свои эмоции и справиться с ними. ("Думаю, что ты злишься потому, что ты устал" или "Я знаю, что учитель был недоволен твоей успеваемостью и тебя это расстроило").
6. Помогите ему научиться успокаиваться самостоятельно, когда он расстроен. Иногда подростку необходимо просто немного времени побыть одному.
7. Расскажите подростку, что у многих его товарищей подобные проблемы.
8. Иногда молодому человеку легче ответить на комментарий, чем на прямой вопрос, если что-то не так. ("Олег, ты выглядишь немного расстроенным. Наверно, ты думаешь о поступке своего товарища?").
Алгоритм борьбы со стрессом у подростков
- Мы не можем уберечь подростка от всех мучительных переживаний. Но мы можем утешить и научить его справляться с ними: Не нервничайте сами, не паникуйте, не делайте из этого проблему. Ваше доброжелательное спокойствие убедит подростка, что «не все потеряно», «есть выход».
- Не возмущайтесь, если юный человек не так себя ведет (грубит, плачет, буянит). Такое поведение — не против вас, а из-за того, что он действительно страдает.
- Не высмеивайте и не критикуйте, не торопитесь перечислять ошибки.
- Расспросите, дайте высказаться, но не говорите: «Ну, подумаешь, не поехали... в следующий раз...».
- Посочувствуйте, скажите, что вы понимаете, как ему сейчас трудно. Дети, которые чувствуют поддержку и искреннее сочувствие взрослых, утешаются быстрее.
- Ищите и найдите вместе выход (другой вариант, хорошую замену, способ исправить, улучшить...).
- Наберитесь терпения и просто подождите, пока он сам справится с ситуацией.
- Покажите, что именно этот ребенок много значит он для вас.
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ
- Поведенческие индикаторы суицидального риска
-злоупотребление психоактивными веществами и алкоголем;
-реакции ухода (уход из дома и т.п.);
-самоизоляция от других людей и жизни;
-резкое снижение повседневной активности;
-изменение привычек, например несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью;
-предпочтение тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийствами;
-частое прослушивание траурной и печальной музыки;
-«приведение дел в порядок» (урегулирование конфликтов, письма к родственникам, дарение ценных личных вещей «на память»).
- Наиболее частые причины суицида среди подростков:
-потеря любимого человека;
-состояние переутомления;
-уязвленное чувство собственного достоинства;
-разрушение защитных механизмов личности в результате употребления алкоголя, гипногенных психотропных средств и наркотиков;
-отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство;
-различные формы страха, гнева и печали по разным поводам.
Используемая литература: Егоров А.Ю., Игумнов С.А.
Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты.-СПб.:Речь, 2005.-436с.
Предварительный просмотр:
Как заметить надвигающийся суицид
Суицидально опасная референтная группа
Молодежь: с нарушением межличностных отношений, “одиночки”, злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие; Сверхкритичные к себе.
Лица, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат.
Подростки, фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями.
Люди, страдающие от болезней или покинутые окружением.
Признаками эмоциональных нарушений являются:
- потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней
- частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость)
- необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду
- постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти
- ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие
- уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку
- нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы
- погруженность в размышления о смерти
- отсутствие планов на будущее
- внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей
Первые признаки надвигающейся беды:
Внешний вид и поведение:
Тоскливое выражение лица (скорбная мимика)
Гипомимия
Амимия
Тихий монотонный голос
Замедленная речь
Краткость ответов
Отсутствие ответов
Ускоренная экспрессивная речь
Патетические интонации
Причитания
Склонность к нытью
Общая двигательная заторможенность
Бездеятельность, адинамия
Двигательное возбуждение
Эмоциональные нарушения:
Скука
Грусть
Уныние
Угнетенность
Мрачная угрюмость
Злобность
Раздражительность
Ворчливость
Брюзжание
Неприязненное, враждебное отношение к окружающим
Чувство ненависти к благополучию окружающих
Чувство физического недовольства
Безразличное отношение к себе, окружающим
Чувство бесчувствия
Тревога беспредметная (немотивированная)
Тревога предметная (мотивированная)
Ожидание непоправимой беды
Страх немотивированный
Страх мотивированный
Тоска как постоянный фон настроения
Взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности
Углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг
Психические заболевание:
депрессия
неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой
маниакально-депрессивный психоз
шизофрения
Оценка собственной жизни:
Пессимистическая оценка своего прошлого
Избирательное воспоминание неприятных событий прошлого
Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния
Отсутствие перспектив в будущем
Взаимодействие с окружающим:
Нелюдимость, избегание контактов с окружающими
Стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к врачу за помощью
Склонность к нытью
Капризность
Эгоцентрическая направленность на свои страдания
Вегетативные нарушения:
Слезливость
Расширение зрачков
Сухость во рту (“симптомы сухого языка”)
Тахикардия
Повышенное АД
Ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха
Ощущение комка в горле
Головные боли
Бессонница
Повышенная сонливость
Нарушение ритма сна
Отсутствие чувства сна
Чувство физической тяжести, душевной боли в груди
То же в других частях тела (голове, эпигастрии, животе)
Запоры
Снижение веса тела
Повышение веса тела
Снижение аппетита
Пища ощущается безвкусной