Принципы педагогической техники
- Видишь - вот нить. Незатейливая вещь, не так ли?
- Так.
- А вот обычный узел. Ты ведь уже видел такие?
- Да.
- А теперь мы с тобой перевяжем нити узлами - вот так. И получилась сеть. С ней мы можем ловить рыбу или сделать заграду, изготовить гамак или придумать что - нибудь еще. Видишь, какая польза только от того, что каждая нить теперь не просто сама по себе?
- Да.
Приемы педагогической техники - сеть. Они поддерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему.
Основных принципов педтехники пять. Это немного, но на то они и принципы. Зато каждый из них реализуется с помощью гаммы конкретных приемов.
Принцип свободы выбора.
Существует огромное количество ценностей в этой жизни. Одни мы игнорируем, другим следуем, третьи презираем, четвертые... Но среди них есть одна, безоговорочная для каждого человека, - свобода! Никто из нас не любит навязанные действия, чуждые решения, отсутствие выбора. И особенно не любят этого дети.
Итак, в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием - право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностья за свой выбор!
Принцип открытости.
"Я знаю, что я ничего не знаю", - говорил мудрый грек.
" Я хорошо знаю химию, литературу и историю", - звучит из уст благополучного выпускника школы. Печально то, что этот выпускник не знает главного: он не знает, чего он не знает. Весьма смутно представляет сегодня выпускник школы границы своей информированности, границы познания наук. Откуда же тогда взяться любознательности, без которой любое обучение - лишь воспитание исполнителей!
Значит, не только давать знания - но еще и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решение которых лежат за пределами изучаемого курса.
Принцип деятельности.
"Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать", - говорил академик А.Л.Минц. А Бернард Шоу утверждал: " Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность".
Таким образом, необходимо организовать освоение учениками знаний, умений, навыков, смыслов преимущественно в форме деятельности.
Принцип обратной связи.
Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.
Принцип идеальности.
Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.
Предлагаю делиться приемами педагогической техники.