Гуманизм в педагогической теории И.Я.Яковлева.

Иванова Ирина Васильевна

На уроках чувашской литературы мы продолжаем изучать И.Я. Яковлева как просветителя, государственного и общественного деятеля, а его педагогическое наследие актуально не только для чувашей, но и для национального образования многих других народов. На своих уроках я раскрываю, что жизнь и деятельность Яковлева – это пример служения родному народу. Приобщая детей  к нравственным ценностям, к национальной культуре, традициям и обычаям.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

На уроках чувашской литературы мы продолжаем изучать И.Я. Яковлева как просветителя, государственного и общественного деятеля, а его педагогическое наследие актуально не только для чувашей, но и для национального образования многих других народов. На своих уроках я раскрываю, что жизнь и деятельность Яковлева – это пример служения родному народу. Приобщая детей  к нравственным ценностям, к национальной культуре, традициям и обычаям.

Деятельность И.Я.Яковлева по просвещению чувашей классик чувашской поэзии К.В.Иванов называет «доброй». «Ничего - для себя и всё - для народа»,- таков был основной  девиз Ивана Яковлевича. Он был очень добрым человеком и ценил в человеке доброту превыше всего. «Доброта – главное в человеке, доброта и есть человечность»,- говорил он.

Связь с народом и верное служение ему И.Я.Яковлев рассматривал как лучшее направление чувства гуманности. Первейшим и главнейшим гуманистическим долгом он считал заботу о просвещении своего народа: «Обращаясь к тем из вас,- писал он,- кому выпало счастье получить образование. Помните, что вы сами должны помогать своим бедным и обездоленным сородичам, не надеясь на то, что помощь к нам придёт откуда-нибудь со стороны. Помните, что долг работать над просвещением чувашей лежит  прежде всего, на вас, на людях, которые вышли из их же среды». «Народ всегда т при всех условиях по достоинству оценит добрую деятельность просветителей».

Особое внимание И.Я.Яковлев уделял формированию человеческих взаимоотношений между учащимся в  школе. Он часто говорил: « В школьной жизни на учеников часто влияют успехи и неуспехи товарищей в учёбе. Школьное товарищество содействует выработке характера и самообладания, ослабляет застенчивость, замкнутость, эгоистические наклонности».

В своём «Духовном завещании» И.Яковлев ещё раз особо подчёркивает важность воспитания у молодёжи чувства дружбы,  братской солидарности и гуманного отношения в семейной жизни. Такую моральную черту, как дружба, взаимное уважение, он связывал с великодушием: «Будьте дружны между собой, избегайте мелких счётов, распрей…, твёрдо надейтесь на жизненную силу уступчивости и снисхождения».

 Вот некоторые педагогические заповеди гуманизма Иван Яковлевич:

«Спешите делать добро! И будьте добрыми. Доброта -  основное человеческое качество. Доброта и есть человечность.

Будущему учителю следует предоставлять широкие  возможности повседневного общения с детьми.

Делайте всё, примите все меры к тому, чтобы ученик верил в свои собственные силы. Наоборот, избегайте всего того, что подорвать в ученике его веру в свои силы.

Высокомерие бьёт не только по другим, но иногда в самому лицу высокомерного.

Обучение, которое не опирается на радость познания, не может быть успешным. Радость познания и вера ученика в свои силы способствуют успеху в обучении.

Часто ребёнок проявляет разумную активность. В подобных случаях родителям надо поощрять ребёнка, а не подавлять проявленную ребёнком активность, как делают иногда неразумные и нетерпеливые матери.

Весёлый ребёнок, полный радостью бытия, учится в большинстве случаев успешно. Помните это и сделайте соответствующие практические выводы!».

        Используя гуманистические идеи Я.А.Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г.Песталоции, К.В.Ушинского, Л.Н.Толстого И.Я.Яковлев обращал постоянное внимание на необходимость уважительного отношения к личности школьника. «Надо помнить, что ученик ваш вырастет и может в жизни стать рядом с вами, и если вы к нему были несправедливы, вам будет стыдно»,- говорил он. Чувство личного достоинства И.Я.Яковлев считал гуманным качеством личности и поэтому утверждал: «Человек, не уважающий себя, не может быть подлинным патриотом и гуманистом. Нужно любить свой народ, свой язык и хорошо знать русский язык. Нельзя уважать того, кто сам себя не уважает».

        И.Я.Яковлев считал, что доброту и сердечность, уважение к людям и другие гуманные качества личности надо воспитывать с малолетства. Очень ярко мы видим это при анализе текста «Увещевания»,  которая  является программой воспитания гуманизма у детей: «Будь человеком честным, целомудренным, добрым…Старцев, всех людей старше себя почитай, не задирай голову перед ровесниками; со всеми, кто тебя младше, будь приветлив и сердечен…Изо всех сил старайся делать людям добро. Со всем живи честно, ни с кем не враждуй. Не то, чтобы делать дурное дело, даже в разговоре слов дурных не употребляй. Не перебивай старцев, вступая в их беседу, слушай их стоя и ни слова не произноси…Никогда не лги. Не будь ленив, будь трудолюбив». Далее он продолжает: «Язык свой и уста свои останавливай, не допуская произношения ни дурного слова, ни лжи. Встречая людей, старайся им говорить добрые ласковые слова. Человека несведущего учи, человека в горе утешай. Если будешь жить сообразно с этими поучениями, ты станешь добрым и хорошим человеком; человека люби так же, как любишь себя».

        Идеи общечеловеческого гуманизма, имевшие место в педагогической системе И.Я.Яковлева, получили дальнейшее развитие в современной педагогике.