Развитие творческих способностей и личности школьника
Где нет простора для проявления способности, там нет и способности. ( Л.Фейербах)
Творчество - самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке. Но сами дети не ощущают в себе присутствие гениальности. Задача учителя – развить творческие силы в маленьком человеке. В творчестве происходит слияние человека с его делом, если это дело захватывает, увлекает человека. В высший момент творчества этот человек поглощен предметом труда. Как у Пушкина: «И забываю мир…».
Если однажды учитель сумел пробудить в ребенке такое состояние, не сможет забыть этого маленький человек, потому что такой труд – наивысшая радость, где возникает гармония всех способностей человеческого существа. Все, что нужно, чтобы ребята могли проявить свои дарования, - это умное руководство со стороны учителя.
Мы, педагоги, должны найти в детях ту струну, которая бы сначала распрямилась, затем натянулась и только потом запела. Это значит, если вначале ученик только усваивает знания и овладевает определенной деятельностью, осуществляя ее по образцу, то потом совместно с учителем участвует в творческой деятельности и только потом, если ученик одаренный, способен при помощи самостоятельной деятельности создавать новое, оригинальное.
Развитие творческих способностей – процесс трудный. Он требует времени, особой подготовки.
На уроке в основном присутствуют фрагменты развития творчества. Отдельными крупицами опыта в этом направлении хочу поделиться.
Моих ребят привлекает написание сочинений-миниатюр в жанре сказки. Так на русском языке в 6 классе при изучении «Приставок пре- и при-» составляем сказку на лингвистическую тему «Две сестры». С семиклассниками после экскурсий в природу сочиняем стихи о зиме, весне, осени. Старшеклассники решают эвристические задачи по орфографии, пунктуации: «Какое окончание в словах пламя и пламень?» («Они сошлись, волна и камень, стихи и проза, лед и пламень, не столь различны меж собой»/ А.С.Пушкин/ Ответ: -я и нулевое); «Отличаются ли по морфемному составу и если отличаются, то чем приводимые ниже слова: окно, танго, пальто? Ответ: -о; нет, так как несклоняемое имя существительное; хотя оно и не склоняется и не имеет окончания, но при словообразовании - о ведет себя как окончание и отбрасывается – пальтецо, пальтишко» (Русский язык. 10 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_i_lichnosti_shkolnika.zip | 4.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Просвирова Г.В.,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Манойлинская СОШ»
Клетского муниципального района
Волгоградской области
Развитие творческих способностей и личности школьника
Где нет простора для проявления способности, там нет и способности. ( Л.Фейербах)
Творчество - самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке. Но сами дети не ощущают в себе присутствие гениальности. Задача учителя – развить творческие силы в маленьком человеке. В творчестве происходит слияние человека с его делом, если это дело захватывает, увлекает человека. В высший момент творчества этот человек поглощен предметом труда. Как у Пушкина: «И забываю мир…».
Если однажды учитель сумел пробудить в ребенке такое состояние, не сможет забыть этого маленький человек, потому что такой труд – наивысшая радость, где возникает гармония всех способностей человеческого существа. Все, что нужно, чтобы ребята могли проявить свои дарования, - это умное руководство со стороны учителя.
Мы, педагоги, должны найти в детях ту струну, которая бы сначала распрямилась, затем натянулась и только потом запела. Это значит, если вначале ученик только усваивает знания и овладевает определенной деятельностью, осуществляя ее по образцу, то потом совместно с учителем участвует в творческой деятельности и только потом, если ученик одаренный, способен при помощи самостоятельной деятельности создавать новое, оригинальное.
Развитие творческих способностей – процесс трудный. Он требует времени, особой подготовки.
На уроке в основном присутствуют фрагменты развития творчества. Отдельными крупицами опыта в этом направлении хочу поделиться.
Моих ребят привлекает написание сочинений-миниатюр в жанре сказки. Так на русском языке в 6 классе при изучении «Приставок пре- и при-» составляем сказку на лингвистическую тему «Две сестры». С семиклассниками после экскурсий в природу сочиняем стихи о зиме, весне, осени. Старшеклассники решают эвристические задачи по орфографии, пунктуации: «Какое окончание в словах пламя и пламень?» («Они сошлись, волна и камень, стихи и проза, лед и пламень, не столь различны меж собой»/ А.С.Пушкин/ Ответ: -я и нулевое); «Отличаются ли по морфемному составу и если отличаются, то чем приводимые ниже слова: окно, танго, пальто? Ответ: -о; нет, так как несклоняемое имя существительное; хотя оно и не склоняется и не имеет окончания, но при словообразовании - о ведет себя как окончание и отбрасывается – пальтецо, пальтишко» (Русский язык. 10 класс)
Комментарии
Развитие творческих способностей и личности школьника.