Творческая работа на уроках музыки как одна из форм развития творческой активности

Гречанов Владимир Александрович

Выступление на семинаре учителей предметной области "Искусство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_muzyke.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

          Гармоничное развитие детей  - основа формирования будущей личности. Многое, конечно, зависит от успешного решения воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и эстетического воспитания. В этом процессе особенно велика роль искусства, способного пробуждать и воспитывать высокие человеческие эмоции и чувства. Используя возможности и средства разных видов искусства, можно достаточно успешно влиять на формирование личности школьника, его нравственных представлений, чувств и понятий. Становление гармонически развитой и творчески активной личности невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.

            В современном социуме среда  для прочувствования народных традиций как одного из основных воспитательных средств в основном утрачена. Поэтому в этнокультурном воспитании основным средством педагогического воздействия учителя и учащихся может быть совместное проживание, прочувствование, проигрывание народных традиций. Использование элементов народной культуры в воспитании подрастающего поколения – это древняя традиция. Она важна в социуме, когда состояние нестабильности вызывает потребность в проверенных веками народных традициях, которые содержат гуманистические основы воспитания, созидания нравственных отношений между поколениями. Стало очевидным, что современное подрастающее поколение остро нуждается в изучении и воссоздании утраченных корней русской культуры. Понимание значимости этой проблемы для судьбы России ведёт к идее разработки этнохудожественных программ и учебных пособий. Цель музыкального образования в общеобразовательной школе – сформировать музыкальную культуру учащихся как важную и неотъемлемую часть всей их духовной культуры. Музыка способствует воспитанию в детях всего доброго, хорошего, пробуждению и любви к родной стране, природе, дружеских чувств к людям различных национальностей.

           Главной задачей уроков музыки является накопление и систематизация жизненного и музыкального опыта детей. Но гораздо более важная и широкая задача ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем её богатстве форм и жанров, иначе говоря, воспитывать в учащихся музыкальную культуру, как часть всей их духовной культуры.

          Проблема интереса, увлечённости – одна из фундаментальных проблем всей педагогики, и её умелое решение важно для успешного ведения занятий по любому школьному предмету. Наряду с традиционными основными образовательными технологиями, то есть: хоровое пение, прослушивание музыки, домашнее задание, беседы по музыке, обсуждение и разбор музыкальных произведений, изучение теории музыки (музыкальной грамоты), ведение тетрадей по музыке, запись текстов песен и биографий знаменитых композиторов, необходимо применять новые образовательные технологии преподавания музыки.

         В своей педагогической деятельности я руководствуюсь следующим принципом, имея в виду, слова В.А.Сухомлинского: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека».  Какие же новые образовательные технологии я использую на своих уроках:

1.Интегрированный урок (музыка и живопись, музыка и литература, музыка и иностранный язык).

2.Индивидуальный подход к ребёнку.

3.Игровые моменты (музыканты – зрители и наоборот, инсценирование музыки и т.д.).

4.Урок – экскурсия.

5.Урок – сказка.

6.Урок – викторина.

7.Использрвание на уроке регионального компонента (изучение и прослушивание местных музыкальных (фольклорных) произведений, обрядов).

8.Дифференцированный подход к детям (оценка учащихся по их способностям).

9.Беря за основу тему четверти, урока, полугодия, меняю по своему усмотрению музыкальный материал.

10.Урок – концерт (как, правило, в конце четверти).

11.Исполнение музыкальных произведений в живую (баян, гитара, фортепьяно) учителем и учениками.

12.Широкое использование технических средств на уроках (видео, аудио, мультимедиа и т.д.).

         Подводя итог всему сказанному, хочется отметить, что основным принципом работы на уроке является, прежде всего, любовь к детям и творческий подход к урокам музыки, имея  в виду, что двух одинаковых уроков просто не существует. Предела творчеству, на самом деле, нет.

         «Ни что вообще не бывает совершенным с самого начала, но всё, что имело начало и первооснову, может со временем совершенствоваться» (латинская поговорка).

Творческая работа на уроках музыки

как одна из форм развития творческой активности

Выступление на семинаре учителей

предметной области  «Искусство»

                                                                                                                               Подготовил

Учитель музыки

Гречанов В.А.

2010 год

 г.Благодарный