физика в школе

Джамилханова Джамиля Алиевна

 

                                                                            Физика в школе.

 

Место физики в школьном образовании определяется значением физической науки в жизни современного общества, в решающем ее влиянии на темпы развития научно-технического прогресса.

 В задачи обучения физики входит: - формирование научных знаний - экспериментальных фактов, понятий, законов, теорий, методов физической науки, современной научной картины мира.

- раскрытие структурной неисчерпаемости и единства в строении материи;  универсальности важнейших законов сохранения в физике; диалектичного характера физических явлений; преемственности физических теорий, соотношения роли и опыта в развитии физики: роли практики в познании.

- формирование умений самостоятельно приобретать  применять знания, наблюдать и объяснять физические явления, а также умений пользоваться учебником, справочной литературой.

-формирование некоторых экспериментальных умений; пользоваться приборами и инструментами, обрабатывать результаты измерений и делать выводы на основе экспериментальных данных, соблюдать правила техники безопасности.

- развитие познавательного интереса к физике и технике, творческих способностей; формирование осознанных мотивов учения; подготовка к сознательному выбору профессии на основе тесной связи обучения физики с жизнью.

Наиболее эффективным, действенным способом активизации мышления учащихся является проблемное обучение. Создание проблемных ситуаций, их анализ, активное участие учеников в поиске путей решения поставленной учебной проблемы возбуждает мыслительную активность обучаемых и  поддерживает глубокий познавательный интерес.

Тем не менее осуществить на практике проблемное обучение можно далеко не всегда, так как для его реализации требуется выполнение определенных условий,  также большая затрата учебного времени. Учителя хорошо знают, что выбор наиболее эффективного приема зависит не только от содержания учебного материала, но и от мастерства преподавателя.

Буквально пару лет назад преподавание физики  было на грани вымирания. Так как не было условий для преподавателей физики: не было приборов и устройств, которыми учащиеся должны были уметь пользоваться. На данный момент наше министерство сделало все возможное для оборудования физических классов. В школы нашей Республики были завезены лабораторные классы, учебные пособия, справочная  литература. Каждый кабинет физики оснащен  компьютерами, проекторными досками и многим другим. Работу учителя  облегчили все вспомогательные материалы. Широкое применения компьютеров на уроке эффективно позволяет осуществить связь изучаемого с жизнью, помогает учителю при подготовке к уроку. С помощью предварительной демонстрации физического явления можно ставить учебную проблему, которая будет разрешена не на данном уроке, а по мере изучения всего курса физики.

Основной учебный материал должен быть усвоен учащимися на уроке. Это требует от учителя постоянного продумывания методики организации урока: изложение нового материала в форме бесед или лекций, выдвижение учебных проблем; широкое использование учебного эксперимента – демонстрационных опытов, фронтальных лабораторных работ; самостоятельная работа учащихся на уроке с книгой и при решении задач. Необходимо совершенствовать методы повторения и контроля знаний, учащихся с тем, чтобы основное время урока было посвящено объяснению и закреплению нового материала. Все это способствует решению ключевой проблемы- повышению эффективности урока физики.

 

                                       Преподаватель физики СОШ № 10 г. Грозного Джамилханова Д.А.