Арт-терапия с агрессивными детьми
Взаимодействие с агрессивным ребенком
Во всех случаях проявления агрессии со стороны ребенка работа воспитателя заключается прежде всего в том, чтобы научить его не совершать те действия, которые неприемлемы, то есть наносят вред другим людям и самому ребенку. Если это невозможно, то каждый раз следует не давать ребенку совершать такие действия. А если и это невозможно, то нужно попробовать сформировать у ребенка ощущение, что если он совершает такие действия, то это нехорошо.
Понятно, что подобные цели не достигаются нравоучениями и запретами даже при взаимодействии с обычным ребенком, не имеющим трудностей. Важны ваши действия. Можно схватить руку ребенка и удержать, можно его отвлечь, если он способен переключаться таким образом, можно, наоборот, найти приемлемую форму выражения агрессии или придать ей иной смысл, и это переключит ребенка.
Все зависит от того, с чем связана агрессия ребенка, в чем она проявляется. Есть дети, которые не справляются со своими чувствами, не умеют их выражать. Таких детей нужно учить способам выражения, не наносящим вред другим детям, близким. Если ребенок сердится, то это не значит, что он может кусаться, щипаться, дергать за волосы, кидать предметы. Можно научить ребенка, когда он недоволен, крикнуть: «Я сержусь!» или ударить руками по парте: «Вот как сильно я сержусь!». Чем сильнее сердится, тем громче, больше раз хлопнуть по парте. Внимание ребенка при этом переходит на руки и переключается на то, сколько раз он хлопнул, достаточно ли громко. Такое действие дает разрядку, никому не вредит, а еще ребенок учится соизмерять силу удара и болевые ощущения от него. Кроме того, ладони и пальцы очень чувствительны, и ребенок ощущает жжение от удара, испытывая при этом облегчение, ощущение разрядки. Любые действия и фиксация внимания на руках переключает и сосредотачивает. (В классе перед уроком, если дети ведут себя шумно и вы хотите, чтобы они сосредоточились, предложите им выполнить простые упражнения с руками: поднять руки вверх, повернуть ладошками друг к другу, вверх, вниз, спрятать их под парту, положить на колени и т.д.)
Есть дети, которых нужно учить понимать, что чувствуют другие, когда их дергают за волосы, бьют, кусают. Такого ребенка можно тоже схватить или ущипнуть (только ни в коем случае не вкладывая в свои действия никаких личных эмоций и намерений!). Реакция должна быть быстрой. Если ребенок схватил вас за волосы и не отпускает, можно взять и его за волосы или за ухо; чем сильнее он тянет, тем сильнее тянете вы. Обычно ребенок вскоре разжимает руку. При этом можно спокойно сказать ребенку: «Мне больно».
Если ребенок проявил агрессию, а вы не успели его остановить, важно, чтобы за этим последовали определенные действия по исправлению ситуации. Если он порвал книжку, вы вместе ее склеиваете, если он разрушил постройку другого ребенка, вы строите ее заново. Перевернутый цветок сажаете в новый горшок, а осколки собираете, разлитую воду вытираете, место укуса мажете мазью, зеленкой и т.д. При этом ребенку объясняется, что было плохо и почему.
Очень важен индивидуальный подход. Один ребенок очень чувствителен и будет переживать проявления собственной агрессии очень сильно. Другой почти не переживает. Его можно и нужно наказать.
Мне кажется, что наказывать детей можно и нужно. Только разных детей — в разной степени и по-разному, и не в любой ситуации. Наказывать — это не значит ругать ребенка или нашлепать. Это значит лишить ребенка чего-то, что важно для него, но не является жизненно необходимым. (Нельзя лишать ребенка любви, общения, пищи!) Мера наказания тоже индивидуальна. Один расстроится, если не пойдет вместе с другими детьми на музыку, другой — если пропустит урок. Многим детям тяжело просто сидеть на стуле. Им можно сказать: «Я тебя наказала, ты сидишь вот здесь, пока я тебя не отпущу, так как ты сделал то-то и то-то». Нельзя определить для ребенка слишком тяжелое наказание, не соответствующее мере его проступка. Правильное, разумное наказание можно определить, только чувствуя ребенка, понимая его индивидуальную реакцию на ваши действия. Важно также быть последовательным. И не на все виды агрессии должны быть одинаковые наказания! Все должно быть сообразно. Тогда и ребенок будет чувствовать себя увереннее, будет делать правильные выводы и учиться владеть собой.
Некоторые дети специально «хулиганят», чтобы вызвать эмоциональную реакцию взрослого. Они не умеют иначе общаться и компенсируют свою потребность во внимании таким образом. Это не есть собственно агрессия. Но если ребенок видит, что вы «вокруг него скачете», когда он отказывается от еды и кидает тарелку, если он ломает куклу и получает необходимый ему всплеск гнева или огорчения, то его капризные и агрессивные действия закрепляются. Он будет каждый раз рвать рисунки на стенде и победно наблюдать, как вы сердитесь. Во всех таких случаях единственно верное — ваша нулевая реакция, абсолютно бесстрастная и равнодушная. А действия ваши должны быть для ребенка каждый раз непредсказуемы, каждый раз новые. Один раз нудно склеиваем разорванные рисунки. В другой раз вообще не обращаем внимания. Пусть хоть в землю их втопчет! Когда-то можно среагировать так, будто вы и не на агрессивные действия реагируете, а вполне обыденно, например: «Ах, как неудобно через эти осколки цветочного горшка перешагивать. Придется пойти подмести», — и идете за веником. Можно спустя много времени после проступка сказать (и обязательно выполнить): «Все идут на музыку, а Петя не идет. Те, кто рвет стенды, играют в группе».
Есть дети, которые никогда не смогут избавиться от агрессивных проявлений в связи со своей болезнью (шизофренией, например). С ними очень важно вести себя, с одной стороны, очень жестко, с другой — достаточно лояльно, терпимо. Это нужно, чтобы сформировать у них на рефлекторном уровне правильное понимание. Такой ребенок должен бояться совершать действия, которые наносят вред близким, травмируют их. Иначе во взрослом возрасте родители с ним не справятся. С другой стороны, те агрессивные действия, которые вы не оцениваете как слишком опасные, могут замечаться вами не всегда и не всегда наказываться. Нужно делать скидку на болезнь и неадекватность ребенка.
Бывают случаи, когда агрессивным действиям ребенка стоит придать иной смысл, чем тот, который ребенок первоначально вкладывал. В этот момент происходит переключение ребенка. А ситуация проявления агрессии не фиксируется. Например, возбужденный ребенок начинает подкидывать игрушки. Можно сказать: «У нас град из кубиков пошел. А теперь молния сверкает». Даете ему фонарик, и он начинает им мигать, словно это молния, и дальше уже играет с фонариком.
Если ребенок, не владеющий собой, кинул в другого твердым предметом или стукнул, лучше всего вместе подойти и пожалеть пострадавшего. Можно при этом самой извиниться перед обиженным ребенком, сказав: «Извини, пожалуйста, Петя еще не научился себя вести». Вообще дети должны учиться просить прощение.
Еще очень важно агрессивного ребенка не бояться. Если вы боитесь, вы не сможете ему помочь. Вы должны быть уверены, что ваша реакция на его агрессивные действия будет правильной и своевременной. Бывает так, что от работы с определенным ребенком воспитателю лучше отказаться.
Есть дети, которых дома бьют, с которыми постоянно очень строги и холодны. Такие дети признают только силу и страх перед ней. С такими детьми трудно. Они находятся как бы в другой системе координат. У них нет чувствительности к другому человеку. Пока им не покажешь, что ты сильнее, они будут проявлять агрессию. Здесь важным является тот момент, что, «показывая свою силу», нужно проявлять ее из любви к ребенку, самому не быть ни в чем агрессивным, не стремиться подавить ребенка, подчинить его себе.
Агрессивные действия ребенка могут быть связаны также с неуверенностью в себе, с периодом привыкания к вам, с новой обстановкой, со сложной семейной ситуацией, с отсутствием доверия к людям, с возрастным кризисом и т.д. Понимание причины агрессивности, правильно выбранная дистанция, достаточно доброе и открытое отношение, соответствующее потребностям ребенка и в меру требовательное, обычно позволяют вступить с ребенком в контакт и помочь ему.
Сопротивление детей рисованию на определенную тему
1. Индивидуальные занятия
Когда ребенок сопротивляется, он, как правило, чувствует себя неуверенно. Или из-за неумения, или из-за повышенной требовательности к себе, к результату своей деятельности. Данная тема может казаться ему слишком сложной, не соответствующей его представлению о своих возможностях, или же быть действительно сложной.
Может быть и так, что тема слишком «задана». Она ребенка регламентирует, и поэтому он отказывается. Есть темы широкие, есть узкие. Темы «Дороги и машины», «Игры», «Праздники» и т.п. — широкие темы. Здесь можно рисовать дома, транспорт, светофоры, дорожные знаки; новогоднюю елку, именинный торт, хоровод, катание на лошади, игрушки и т.д. «Портрет», «чайник», «стол», «велосипед» и т.д. — узкие темы. Некоторым детям легче рисовать на широкие темы, некоторым больше нравятся узкие, конкретные темы.
Может быть и так, что ребенку не нравится тема. Она для него ничем не связана с его жизнью, его опытом или даже вызывает у него негативную реакцию. Ребенок, который боится птиц, будет избегать рисовать на эту тему.
Следует также иметь в виду половую принадлежность ребенка. Мальчики, как правило, любят «машинные» темы, военные, транспорт, оружие, телевизор, компьютер. Девочки предпочитают цветы, наряды, декоративные задания. Все дети любят рисовать игрушки, героев сказок, мультфильмов, маму, членов семьи и знакомых.
Есть темы, которые уходят глубоко в подсознание человека. Человечество изображает на протяжении всего своего существования человека, дом, дерево, животных, море, землю, огонь, небо, день, ночь. Дети, как правило, откликаются на эти темы. И это не случайно, так как рисунки на эти темы что-то делают с душой, в каком-то смысле исцеляют ее, восстанавливают равновесие, дают силы. Ребенку какая-то тема из этого перечня может быть ближе. Всегда нужно давать ему возможность выбрать одну из нескольких предложенных тем.
Вообще свободная тема — это очень трудно. И взрослый-то человек с этим часто не может справиться. Здесь важен и возраст ребенка. Дети с 3 до 7 лет способны рисовать свободно. Но и их нужно направить, так как они могут растеряться от многообразия возможностей. Дети же неуверенные в себе, ограниченные в своих возможностях, обязательно нуждаются в ограничении. Им нужно ставить задачу, но не жестко. Кроме того, они нуждаются в эмоциональной поддержке. Ребенка необходимо зажечь. Когда ребенок отказывается, общение является тем мостиком, который я перекидываю через ров его неуверенности в себе, я как бы его побуждаю (не уговариваю!). Я внутренне принимаю ситуацию, что, может быть, он сегодня не будет рисовать, но я абсолютно уверена, что общаться мы с ним сегодня будем и что-то будем делать вместе. Может, он принесет мне воду для мытья кистей; может, на его листе буду рисовать я, а он будет смотреть и слушать; может, он будет смешивать краски или делать еще что-то другое. Важно не бросить ребенка в ситуации «рисуй, что хочешь», поддержать его. Ведь общение является частью арттерапевтического процесса.
2. Групповые занятия
На групповых занятиях все происходит, с одной стороны, проще, с другой — сложнее. Там уже работает эффект группы. Ребенок смотрит, что делают другие, как они себя ведут. Но в группе очень важно правильно подбирать детей, учитывая их способность к концентрации, их возможности, интересы.
На занятиях в группе тема должна быть обязательно. Она направляет, вводит творчество ребенка в определенные рамки. Внутри темы педагогом должны быть предусмотрены варианты отступлений с учетом особенностей разных детей. Правило здесь одно: отступление от темы не должно перечеркивать ту задачу, которую вы ставите перед конкретным ребенком. А чтобы эту работу можно было проделать заранее, лучше детей вводить в группу постепенно, сначала позанимавшись с ними индивидуально.
Арт-терапия с детьми, имеющими трудности развития
Дети, имеющие трудности в развитии, очень разные не только по своим личностным особенностям, но и по характеру проявлений, требующих коррекции. Однако в работе с ними есть общие принципы, которые подходят всем проблемным детям:
1) Помнить о трудностях ребенка.
2) Все время помнить о коррекционных целях.
3) Следовать за ребенком (свободный подход к заданиям, учитывающий интересы ребенка, его состояние и возможности).
4) Установление с ребенком доверительных отношений, открытость в общении.
5) Творческое взаимодействие, усиление мотивации ребенка, повышение его самооценки.
6) Простота поставленной перед ребенком задачи (возможность получить результат).
7) Регламентация работы ребенка во времени (в соответствии с периодом возможной концентрации его внимания).
Есть также вариативные методы, которыми можно пользоваться в разных случаях. К ним относятся выбор темы, использование различных материалов (различные краски, пластилин и т.д.) и приемов работы с ними. Важную роль здесь играет знание, как и с помощью чего можно получить необходимый результат, как к какому ребенку подойти, чем привлечь, как удержать внимание ребенка и т.п. Все это зависит от состояния ребенка, характера его проблем, его возможностей, интересов и т.д., вплоть до настроения. Если интеллект у ребенка сохранный и его проблемы относятся к невротическим или психологическим, то занятия с ним больше похожи на психотерапию.
Особенности детей во многом ограничивают направления поиска. Если у ребенка очень низкий интеллект, или он не понимает речь, или не говорит сам, то осложняется общение, и тогда терапевтический процесс сводится в основном к эмоциональному воздействию. При этом можно решать некоторые коррекционные задачи: заниматься сенсорикой, или моторикой, или пространством. Здесь уже терапевтическое воздействие и коррекция тесно переплетаются.
Совместное обсуждение работ
Обсуждение можно проводить несколькими способами:
1. Можно спросить всех по очереди, что они чувствуют, глядя на одну из нарисованных картин. При этом все должны внимательно слушать друг друга. Когда человек все сказал, его благодарят. Потом слушают следующего. Не разрешается спорить, перебивать, говорить долго, говорить не о том. В конце педагог делает краткое заключение. (Например: какие мы все разные, неповторимые, как интересно узнать, что чувствует каждый. Или: как замечательно автор передал то, что хотел, все смогли это почувствовать.)
2. Можно просить каждого ребенка рассказать про свою картину, что он хотел на ней изобразить, дать маленький словесный рассказ-описание. Разрешается задавать вопросы рассказчику о том, что изображено в той или иной части картины, особенно если он затрудняется рассказывать сам. Педагог поощряет неуверенного в себе ребенка, направляет его внимание, ограничивает чрезмерно словоохотливого ребенка, в конце благодарит.
3. Каждый отвечает на вопрос: что он сумел выразить наиболее удачно и почему. Например: «У меня получился дом, я его нарисовал аккуратно», или «У меня красивые яркие цвета», или «Машина вышла похожей на папину», или «Вышло, как мальчик бежит», — и т.д. Если ребенок затрудняется найти, что вышло хорошо, то ему помогают другие.
4. Если в группе есть застенчивые, неуверенные в себе дети, можно попросить их соседей ответить на вопрос «что тебе нравится в рисунке соседа?». Вы выбираете рассказчика и картину, о которой он будет говорить, не случайно. Дети же этого знать не должны.
5. Можно сложить все картины вместе в ряд и попросить одного из детей сочинить по ним общую историю. Это можно делать, если картины рисовались на разные темы или на одну широкую тему. Педагог помогает ребенку. Рассказ должен иметь начало, середину и конец.
6. Можно рассказывать историю по очереди (каждый про свою или про очередную картину). Задача ребенка — связать в рассказе изображение на картине с изображением на предыдущем рисунке.
7. Можно вместе с детьми делать анализ и обсуждать:
— цвет (яркий или блеклый, многоцветная картина или одноцветная),
— размеры изображения (большие, маленькие, средние),
— границы изображения (размытые или четкие),
— пустая ли картина или загруженная изображением,
— тесно ли в картине или свободно главному герою и т.д.
8. Можно спросить ребят, что думает герой, изображенный на их картине. Каждый должен рассказать что-либо от лица героя. (Под героем имеется в виду главный персонаж картины. Это может быть не только живое существо, но и море, платье, чемодан и любой другой предмет.) В этом задании педагог имеет возможность получить информацию от ребенка напрямую: то, что волнует ребенка, что он хотел бы сообщить вам, но не может, он легко произнесет от лица персонажа. Если ребенок произносит что-то тревожное, то рассказ не должен на этом закончиться. Педагог обязательно сразу после слов ребенка произносит одну-две фразы или вопрос, которые позволят ребенку присоединить к своему восприятию нечто новое, выводящее его из этого состояния или указывающее направление выхода.
9. Если предложить ребенку поговорить от лица героев картин других детей, то вы сможете узнать о его проблемах во взаимоотношениях с другими людьми (обижает ли его кто-то, боится ли он кого-нибудь) и помочь ему правильно вести себя в этих ситуациях.
Все перечисленные варианты обсуждения годятся и для детей, и для подростков, и для взрослых. Обязательным в
пп. 1—4 является позитивность высказываний, в пп. 1—7 — положительная оценка и во всех пп. — поощрение.
Мария ВОДИНСКАЯ
Комментарии
Арт-терпия
Интересная и полезная статья для тех кто работает с арт-терапией.