Профессиональное выгорание педагогов
« Профессиональное выгорание учителей »
| Выполнил: учитель английского языка МБОУ СОШ №2 г. Серпухова Панченков Алексей Алексеевич
|
Профессиональное выгорание может произойти в любое время независимо от стажа работы, а вот признаки профессионального выгорания по-разному фиксируют педагог и его окружение в разное время профессиональной деятельности. В начале своего профессионального пути педагог не замечает у себя эти признаки, для окружающих это тоже не так заметно, как в более зрелый период. По истечении пятилетнего стажа у педагогов с синдромом профессионального выгорания могут появляться ощущения, что что-то не так, они испытывают дискомфорт на рабочем месте, и это становится очевидным для окружающих. Удивительно, но при большом стаже работы педагог перестает отмечать у себя признаки профессиональной деформации, тогда как для окружающих это становится более заметно.
Кроме того, в проведенном исследовании было отмечено, что:
более 76% педагогов имеют ненормированный режим питания;
более 90% учителей испытывают на работе нервно-эмоциональное напряжение, причем они не могут полноценно после этого отдохнуть ночью;
четвертая часть педагогов отмечает 5-часовую продолжительность сна, еще чуть более 70% сообщают, что их сон длится от 6 до 7 часов,.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что это исследование проводили в Москве, респондентами выступили столичные учителя - работники московских школ, которые на сегодняшний момент не испытывают трудностей в поиске учебных материалов и имеют хорошо оборудованные рабочие места для проведения занятий на высоком уровне, широкий спектр возможностей как для их развития и личностного самосовершенствования, так и профессионального развития. Однако представленная картина показывает, что этого недостаточно, что необходимо говорить о профилактике и коррекции профессионального выгорания педагогов.
Кто виноват, что происходит профессиональное выгорание?
Почему есть немалое количество педагогов, которые через 5-7 лет после начала своей профессиональной деятельности начинают задумываться о смене профессии?
Почему у вчерашнего энтузиаста пропадает интерес к работе и он превращаются в урокодателя?
Почему педагоги, такие улыбчивые в начале учебного года, начинают становиться агрессивными уже к окончанию первой четверти, а то и срываться на учеников и коллег?
На них каждый из нас должен дать в первую очередь себе ответ на эти вопросы.
А вот ответы на вопрос, что можно сделать, чтобы минимизировать риски профессионального выгорания, надо искать всем миром. Этот вопрос необходимо задать властям, учреждениям профессионального образования и переподготовки педагогических кадров, руководителям образовательных организаций, в которых работают педагоги, профсоюзной организации и самому учителю.
Качество жизни - возможность предотвращения синдрома профессионального выгорания. Его обеспечивают в первую очередь:
решение жилищных проблем педагогических работников, в частности, выполнением ФЗ-273 (ст. 47 п. 5);
стабильность и конкурентоспособность уровня оплаты труда;
создание условий для психологической разгрузки педагогов (необходимость сегодня - создание психологических центров для помощи педагогам);
организация возможностей для сохранения и укрепления здоровья педагогов и обеспечение их отдыха;
обеспечение высокого статуса педагогической профессии - все это в силах властей.
К сожалению, эти проблемы в отношении различных профессиональных групп, в том числе педагогов, не решают совсем или решают очень слабо, это отдано в руки самого педагога: заработная плата выросла, так купи себе все сам. На самом деле даже московский учитель со средней заработной платой в 70 тысяч рублей не может без особых условий, без помощи государства или Правительства Москвы купить себе квартиру, съездить с семьей на отдых или получить без очереди и напряжения высококачественную медицинскую помощь.
Необходимо, чтобы профильные учебные заведения и курсы повышения квалификации:
внесли в учебный план дисциплины и тренинги по повышению стрессоустойчивости, конфликтологии, сохранению психологического здоровья;
формировали компетенции учителя, обозначенные в профессиональном стандарте педагога, особенно в областях возрастной психологии детей, здоровьесберегающих технологий и вопросах инклюзивного образования.
Руководитель образовательной организации может и должен:
проводить грамотно профессиональный отбор, расстановку и ротацию кадров;
рационально распределять нагрузку;
способствовать повышению квалификации педагогов, которая включает траекторию профессионального развития и карьерного роста;
обеспечивать безопасность и хорошую оснащенность рабочего места;
не загружать учителя лишней отчетностью, а следовательно, не повышать занятость и без того загруженного учителя;
создавать систему мотивации работников, включая поощрение и награждение работников;
обеспечивать для педагога ситуацию успеха и поддержки со стороны коллег;
создавать и развивать корпоративную культуру;
обеспечивать психологическую разгрузку педагогов, создавая места отдыха для педагогических работников (создание кабинета психологической разгрузки в каждом здании образовательной организации).
К сожалению, начало каждого учебного года для многих педагогов - время стресса. Так бывает, когда неожиданно меняют нагрузку, а то и должность, когда меняют режим рабочего времени без достаточных оснований. Все это отражается на учителе и его учениках, и здесь на помощь педагогу может и должна прийти профсоюзная организация:
отслеживая условия труда работников (рабочие места, графики работы, нагрузку), выполнение работодателем трудового законодательства и других нормативных актов, касающихся особых условий труда;
участвуя в организации повышения квалификации педагогов, их аттестации;
отслеживая и участвуя в организации медосмотров;
создавая доброжелательный климат в коллективе;
организуя проведение тренингов психологической разгрузки, снижения стрессоустойчивости, профилактики эмоционального выгорания вместе с администрацией;
предлагая социальные программы членам профсоюза по организации отдыха, досуга и укрепления здоровья;
разрабатывая совместно с администрацией дружелюбные по отношению к работнику локальные нормативные акты;
формируя и развивая корпоративную культуру.
Конечно, многое зависит от самого педагога, поэтому он должен
- Быть открытым для нового;
- повышать собственную самооценку
- участвовать в семинарах, конференциях, съездах, обмениваться опытом;
- не бояться отстаивать свои позиции;
- владеть технологиями тайм-менеджмента;
- владеть технологиями планирования и контроля собственной траектории профессионального развития;
- встречаться и общаться с людьми не только своей профессии;
- повышать свою квалификацию;
- при необходимости пользоваться правом на длительный отпуск.