что лучше: три по тридцать или один по сорок пять?
Наша школа много лет работала по блочной системе. Изначально это была эксперементальная площадка "Сковинской" программы, а затем от нее осталась только блочная система, т.е. уроки 3 по 30 (три урока одного предмета, которые длятся по 30 минут). В этом учебном году мы перешли на 45 минутные уроки, т. к. практически вся страна работает по 45 минут и новые ФГОСы рассчитаны тоже на такой режим работы. Я понимаю, что в каждой системе есть свои плюсы и минусы. Главный вопрос: в какой из них больше плюсов.
Начну сначала с рассмотрения блока уроков 3 по 30. На первой тридцатиминутке мы успевали проверить домашнее задание, выяснить вопросы, которые возникали у учащихся при выполнении домашнего задания, возвращались к вопросам, с которыми учащиеся не разобрались и, как правило, успевали провести самостоятельную работу. На второй тридцатиминутке мы объясняли новый материал, о на третьей закрепляли его и отрабатывали умения и навыки. Учащиеся, отработав в поте лица, не успевали уставать, т. к. через 30 минут звенел звонок и они отдыхали. Работа на следующей тридцатиминутке продолжалась с новыми силами. Такая система позволяла использовать на уроке различные виды деятельности учащихся и осуществлять личностно - ориентированное обучение. Конечно немного трудно было пятиклассникам, т. к. у них в начальной школе блоки были 2 по тридцать. Но они быстро адаптировались к этой системе. Сейчас же, учитывая то, что мы должны научить учащихся самостоятельно формулировать тему урока и ставить вопросы, на которые должны дать ответы в процессе работы на уроке, а так же обязательно провести устный счет (я говорю о пятом классе), звонок звенит чуть ли не после объявления темы урока. В девятом же классе (5 часов, поэтому есть урок по 45 минут и два блока 2 по 45) если начинаешь проверять домашнюю работу, так на это уходит чуть ли не весь урок. Встает вопрос: а когда изучать программу? Продуктивность урока гораздо ниже, чем при системе 3 по 30, т. к. за 45 минут урока учащиеся устают, их внимание рассеяно (последние 15 минут уходят в пустоту) и на следующие 45 минут они приходят неотдохнувшие.
Далее: если при системе 3 по 30 у учащихся было три предмета в день, то при системе 45 - минутных уроков 6 - 7 уроков в день, а иногда и 8. Объем домашнего задания взлетел со значительной силой. Маленькие дети (начальная школа, да и остальные) носят за плечами ранцы весом 7кг и более, не считая сменки и физкультурной формы.
Нельзя забывать и об учителях, особенно учителях русского языка и литературы и учителях математики, которые проверяют много тетрадей. Если раньше мы проверяли тетради учащихся 5, 6 классов 3 раза в неделю и могли проверить все виды работ (и классную, и домашнюю, и самостоятельную) и это не мешало нам проверять работы учащихся других классов, то в этом году мы буквально утонули в тетрадях. Загоняются в угол или учителя, или тетради пяти - шестиклассников, или тетради учащихся других классов. Особенно жутко, когда у тебя пятый класс и 9, 10, 11 классы, где объем каждой работы очень большой (ведь этих учащихся надо еще готовить к сдаче экзаменов, а это дополнительная нгрузка на учителя). Так почему, говоря о разгрузке учащихся, мы загружаем их все больше и больше? Кто ответит мне на этот вопрос?..