Инновационный проект_ от разработки к реализации.
Только от нас и от наших детей зависит то, каким будет мир, какой будет жизнь вокруг нас. Так был создан проект Школы Добра, которым я хочу поделиться с Вами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnyy_proekt_ot_razrabotki_k_realizatsii.doc | 126 КБ |
Предварительный просмотр:
«Инновационный проект:
от разработки к реализации»
Автор: Рудцкая Елена Павловна, директор Артемовской общеобразовательной школы I-II ступней №1 Донецкой области, Украина
Все мы родом из детства, все помним первую учительницу. Нина Кузьминична Сафроненко – учительница Часовоярской средней школы №18 на родительском собрании в 4 классе сказала моим родителям, что их девочка будет учителем. Прошли годы…
Давно нет школы, ушла из жизни замечательная учительница, и я через призму лет хочу поделиться опытом, приобретенным многолетним трудом в педагогике.
Интерес к школе пришел от замечательных педагогов, которые учили меня. Уроки были разные, но всех учителей объединяла ответственность за нас – детей. Знания давали стойкие, учили на совесть! А еще меня научили в школе любить людей, любить и радоваться жизни. Школа, ВУЗ и снова школа…
30 лет назад я переступила порог Артемовской школы учителем математики и физики и больше не покинула школу. Почему? Потому что влюблена в школу с детских лет. В работе учителем основным выделяю:
- путь к ребенку (стараюсь вначале расположить к себе детей, научить их не бояться доски, быть честными);
- дисциплину на уроке;
- доступно подавать материал урока;
- создавать ситуацию успеха для каждого;
- научить детей учиться для себя, для будущего.
Лучше профессии, чем учитель – нет! Каждый день я смотрю в любознательные глаза детей, вижу истории радости от удивления и познания нового. Дети во все времена радовали окружающих. А чтобы радовали в школе ребята, надо «расти» вместе с ними, понимать их, воспринимать каждую личность и правильно направлять в жизнь.
У каждого в жизни бывают перемены. Так и у меня было – возглавила школу, стала директором. Слова «школа» и «добро» попробовала соединить. Добро – это прекраснейшее, необходимое земное чувство, а школа – это место, где учат быть добрыми, честными, умными и благородными. В школе мы познаем мир, и каким бы он не был – добрым или злым, светлым или с темными пятнами – мы все его воспринимаем таким, какой он есть. Но у каждого ребенка в жизни есть возможность сделать мир добрее.
Только от нас и от наших детей зависит то, каким будет мир, какой будет жизнь вокруг нас. Так был создан проект Школы Добра, которым я хочу поделиться с Вами.
ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
ВСТУПЛЕНИЕ
Образование является весомой составляющей гуманитарной сферы государства. Об этом свидетельствуют такие факты: в нашей стране учатся в учебных заведениях почти 9 млн. человек, а работают в учебных заведениях 1,5 млн. педагогов и ученых, то есть каждый пятый в стране имеет отношение к образованию. Каждый из нас учился в школе. Хочется, чтобы позитивные процессы, изменения к лучшему происходили постоянно и быстро завоевывали учебное пространство. Перед современными учебными заведениями системы общего среднего образования стоит проблема подготовки выпускников к жизни в сложных условиях рыночной экономики в соответствии с социальными запросами общества и формирования интеллектуальной творческой личности.
Исследователи І.Д.Бех, І.Г.ЄЕмаков, І.А.Зязюк, В.М.Лазарев, Н.Н.Поташник, А.В.Сухомлинский сходятся во мнении о том, что именно гуманное педагогическое мышление зажгло искру для рождения новых педагогических систем, в эпицентре которых - ребенок, с его болями, проблемами, сомнениями, победами, радостями и тревогами, а учебные заведения в основу своей деятельности положили, как концептуальную парадигму образования, личностно ориентированное обучение. В современных условиях важно воспитывать и обучать ребенка так, чтобы он мог реализовать себя как личность и мог быть социально значимым для общества. Этим и обусловлена актуальность выбора создания проекта Школы Добра.
Школа Добра - это то учебное заведение, которому родители отдают своих детей со спокойной душой. Если ребенок приходит в школу, зная, что он здесь не замерзнет, будет накормлен, что встреча с учителями будет приятной, что одноклассники - это друзья, а не враги, где удобная парта, что медсестра, как и охрана всегда на месте, что здесь ему комфортно, то он, находясь в такой атмосфере, впитывает в себя все лучше и продуцирует его еще в большей степени.
Каждая школа - это мир, но не отделенный, а дополняющий общую схему мироздания. Поэтому нашей задачей является создание именно такой школы.
ПРОЕКТ ШКОЛЫ ДОБРА
Цель проекта: создание условий для обеспечения развития жизненно компетентной, национально сознательной, целенаправленной доброй личности.
Задачи проекта:
1. Способствовать максимальной самореализации личности через достаточное количество возможностей, что ей предоставляются.
2. Организация целенаправленной работы педагогического коллектива школы по реализации проекта.
3. Расширение связей с социальным окружением, общественностью города.
4. Организация системного мониторинга педагогического процесса.
Участники проекта:
- администация школы;
- педагогический коллектив;
- ученики школы;
- родители;
- общественность.
Кому и зачем нужен проект:
- учащемуся, чтобы стать успешным и добрым;
- учителям, чтобы стать коллективом единомышленников;
- родителям, чтобы облегчить воспитание детей;
- общественности, чтобы иметь достойных граждан.
Что получим в результате:
Эффективную систему воспитания добром и обучение добру.
Как будет выполняться проект:
- с участием всех заинтересованных сторон;
- с опорой на принципы любви, добра, здоровья, знаний;
- с отслеживанием результатов;
- со стимулированием успеха;
- с постоянным расширением круга участников проекта.
Дополнительные ресурсы необходимы:
- внедрение в школу ставки психолога и ставки заместителя директора по воспитательной работе;
- техническое обеспечение проекта;
- финансирование поездок по обмену опытом;
- стимулирование успехов;
- научно-методическая и диагностическая помощь.
Как будет происходить мониторинг проекта:
- направления: личность школьника, родители, педагоги, школьный коллектив, воспитательный процесс, общественный рейтинг;
- периодичность: полугодие;
- инструментарии: анкетирование, тестирование, общественные опросы, диагностирование.
К А Л Е Н Д А Р Н Ы Й П Л А Н
Общая продолжительность проекта - 4 года.
Предполагается выполнить в 4 этапа:
1 этап - подготовительный
II этап - апробация
III этап - коррекция
IV этап - реализация цели проекта
№ п/п | Перечень работ, которые будут проведены | Срок выполнения | Администра тивное управление, мониторинг | Ответствен ный |
1 | Включение педколлектива, родителей, учащихся в работу по коррекции проекта и его реализации 1.1.Проведение педсовета по теме “Ознакомление педколлектива с проектом “Школы добра” 1.2. Проведение общешкольных родительских собраний по рассмотрению и коррекции проекта 1.3.Заседание Совета школы по вопросам рассмотрения проекта. 1.4. Проведение общешкольной ученической конференции на тему “Рассмотрение и утверждение проекта “Школа Добра” | I год | Утверждение проекта с последующей коррекцией в течение полугодия. Ознакомление с проектом и его коррекция. Ознакомление с проектом и его коррекция. Утверждение проекта с последующей коррекцией | Директор Директор Заместитель директора по УВР Заместитель директора по УВР Директор |
2 | Составление планов работы по реализации проекта “Школа Добра” 2.1.Составление планов работы ученических коллективов. 2.2. Составление планов работы родительских коллективов. 2.3. Составление планов работы методических объединений педагогов школы. 2.4. Составление плана работы школы по внедрению проекта: 1.Детской организации 2.Кружков,факультативов 3.Самоуправления. | Помощь при составлении, контроль за составленными планами работы, утверждение планов. | Классные руководители, педагог - организатор, заместитель директора по УВР, руководители школьных м/о | |
3 | Обеспечение научно-методической поддержки проекта: 3.1.Консультации в методических службах. 3.2 Получение практической помощи, проведение мероприятий. 3.3.Разработка школьной методической службой методических рекомендаций по реализации проекта. 3.4.Обеспечение поддержки проекта психологической службой. Организация психологической поддержки проекта | Организация психологической поддержки проекта | ||
4. | Поиск поддержки проекта в социальной среде, общественных организациях; публикации в прессе; поиск спонсоров проекта | Коллектив школы | ||
5. | Мониторинговое обеспечение проекта. 5.1.Проведение входящей диагностики. 5.2.Создание системы мониторинга | Отслеживание проведенных мониторинговых исследований. | Заместитель директора по УВР | |
6. | Утверждение планов работы школы по внедрению проекта | Утверждение планов | Директор | |
7 | Создание организационной модели функционирования проекта. 7.1. Организация работы классных руководителей по реализации воспитательных проектов 1.Творческие проекты: Литературные: “Речь добра”, “Книга и добро”, “Расскажи мне о себе”, ”Комната сказок”, “Поэтическая гостиная” Художественные: конкурс “Природа и фантазия”, “Музей веселых мастеров”, “Наша галерея”; “Лучшее оформление школы”, “Лучшее оформление класса”. Спортивные турниры “ В здоровом теле - здоровый дух”, “Спортивная семья. Развлекательные: “ Конкурс организаторов досуга”, “Что? Где? Когда?...” 2. Игровые проекты: - создание детского сказочного государства, - игра “Кто первый?”, - игра “Учитель - ученику”, - лаборатория нерешенных проблем, - аукцион экономических знаний, - игры - тренинги добра. 3. Познавательные проекты: “Мир добра”( творческие уроки, экскурсии - в поле, в лес, на предприятия, реку, в больницу и т.д... ) 4.Исследовательские проекты. 5.Культурологические проекты: - проект класса “Казацкими тропами” - Поэтические сказки “Наша дума, наша песня” -“ Страницами народного календаря” 5.Информационные проекты: - информационная культура учащихся; - навыки работы в Интернете; - школьный пресс – центр; - рукописные журналы добра. 6.Екологические проекты: - “Мы друзья природы” - “Зеленый двор” - “Мастерская дядюшки Дятла” 7.Економические проекты: -сбор-знакомство “Эстафета любимих занятий”, - игра - эстафета “Экономика и мы”, - экономическая игра «Юниор Бизнеса». 8.Проекты милосердия: - акция “Сотвори добро”, - благотворительные выставки – ярмарки, - акция “Школьники-детском саду”. 9.Гуманитарные проекты: - “Книга дружбы”, - ролевая игра “Как я буду действовать в такой ситуации”, - «Ветка моей родословной». 10.Жизненные проекты: - “Сила и грация”, - “Культура отношений”. 11.Проекты самообразования и самовоспитания: - самостоятельное формирование определенных навыков, - самостоятельное овладение определенным темам. 12. Проект работы родительской общественности. 13.Проект работы ученического самоуправления. 14.Проект работы детских организаций, кружков и факультативов. 15.Проект работы с социальной средой. 16.Проект работы психологической службы 17.Трудовые проекты. 7.2Составление графика оперативного контроля. 7.3 Методическое обеспечение функционирования проекта. 8.Тренинг участников проекта. 9.Усовершенствование работы отдельных подразделений, стимулирование деятельности. 10. Информирование школьной информационной службой в СМИ действий по реализации проекта. | Планирование и анализ мероприятий Разработки уроков, дидактические материалы. Анализ экскурсий, выставки отчетного материала. Анализ мероприятий, выставки отчетного материала Выставка материалов, добрые дела на микрорайоне школы. Контроль за планированием и функционированием проектов Материалы тренинга | Педагог организатор Педагог организатор Заместитель директора по УВР Психолог | |
8. 9. 10 | Проведения собрания классов, детской организации ученического самоуправления относительно изменений в проекта Проведение заседаний родителей, классных руководителей, школьных м/о по изменениям в проекте. Проведение педсовета, ученической конференции, Совета школы по итогам апробации проекта, внесение изменений в проект. | II год | Директор, заместитель директора по УВР | |
11 | Коррекция проекта «Школы Добра». | III год | ||
12 | Внедрение проекта “Школа добра” в жизнь. | IVгод |
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ ДОБРА
Анализ параметров, определяющих необходимый тип личности, свидетельствует, что ведущими являются психолого-педагогические, или человеческие факторы: коммуникативность как способность работать в команде, креативность как способность генерировать новые идеи и обучаемость как способность быстро овладевать и практически использовать новую информацию. Сейчас весь мировой менеджмент как управление любым видом деятельности направлен прежде всего на формирование коллектива личностей, на развитие и использование личностных качеств сотрудников. Соответственно появляется заказ общества на личности с конкретными параметрами как продукта воспитания.
«Организатором» поведения личности во всех сферах деятельности человека выступают высшие психические функции. По Л.Выготскому, психологическая природа человека - это совокупность перенесенных внутрь общественных отношений, ставших функциями личности. Структуры высших психических функций - слепок коллективных социальных взаимоотношений между людьми. Педагогическая установка среды, которая формирует культуру поведения, должна быть сформулирована как создание «правильного» коллектива, «правильного» влияния коллектива на личность.
Современные условия требуют значительной активизации использования учебно-воспитательной деятельности учащихся, направленной на существенную трансформацию их мировоззренческих ориентиров и сознания; формирование у них идеи и понятия о правах и обязанностях человека, воспитание способности к критическому, творческому мышлению, умения отстаивать свои права, интересы, убеждения; осознание своих обязанностей и выявления толерантности к взглядам другого человека; умение руководствоваться в проявлении социальной активности демократическими принципами.
Результат работы педагога - гражданин, знания, умения, таланты и способности которого максимально соответствуют потребностям общества. И самое главное, обучая человека не забывать об общечеловеческом, о том, что вне времени, вне пространства.