«Электронное портфолио – перспективы использования в персональной деятельности. Рекомендации по содержанию».
Современная система аттестации преподавателя должна ориентироваться на повышение качества образования, кроме того, она должна содействовать профессиональному развитию преподавателей и мотивировать его на научные достижения и карьерный рост. В условиях модернизации системы образования России очень важно новые объективные технологии в системе аттестации педагогических кадров. Это связано с тем, что качество образования в школе напрямую зависит от качества образовательных ресурсов. Электронное портфолио преподавателя позволит создать электронную папку научных и преподавательских достижений преподавателей, включить в систему аттестации профессиональное сообщество, а не только администрации, сделать процесс аттестации преподавателя открытым и объективным.
Труд преподавателя связан с ежедневной практикой в образовательном пространстве школы. Поэтому и оценка его эффективности должна оцениваться достоверными методами, а не устаревшими формами традиционной аттестации, с формальными статистическими показателями.
В качестве эффективного метода аттестационной оценки труда преподавателя можно рассматривать метод электронного портфолио.
Электронное портфолио может использоваться в образовании для разных целей:
ü презентации,
ü оценивания,
ü развития,
ü рефлексии.
Кроме того портфолио является разновидностью аутентичного оценивания, ориентированного на результат и развитие.
Электронное портфолио как технология разработана для сбора и использования артефактов и результатов профессионального развития в виртуальной среде, предполагает демонстрацию и развитие компетентностей, знаний и навыков. Е-портфолио служит для
хранения в электронном архиве разнообразных данных, среди которых могут быть:
• Результаты профессионального развития (формальные и неформальные).
• Рефлексия /рефлексивные практики.
• Документы, отчеты, ссылки.
• Планы (карьерные, личные).
• Сертификаты и дипломы.
• Документальные подтверждения (внешняя оценка).
• Фото, видеофайлы и др.
Технология е-портфолио может использоваться для поддержки:
• планирования карьеры;
• неформального и формального одобрения, признания;
• повышения квалификации;
• трудоустройства.
На мой взгляд, технология электронного портфолио является инструментом мотивации и профессионального развития для самого разработчика - преподавателя. А для администрации образовательных учреждений, е-портфолио могут служить бесценным источником объективных данных для разнообразной аналитики и приятия управленческих решений.
• E-портфолио преподавателя предоставляет возможность администрации объективно оценивать деятельность преподавателя, а также, соответствующими способами, поддержать успехи и предпочтения педагогов.
• Технология е-портфолио обладает потенциалом катализации и интеграции в электронном пространстве профессиональных сообществ, демократизации процедур внешней оценки и внешнего признания с открытостью для широкой аудитории содержания индивидуальных достижений.
Разработка собственного е-портфолио позволит провести ревизию и учет своих научных, педагогических, методических, общественных и личностных достижений, занять рефлексивную позицию. Это должно помочь повысить самооценку с одной стороны, а с другой, - понять свои проблемы и дефициты, оценить ресурсы личностного и профессионального развития. Создание, модификация, изменение индивидуального е-портфолио будет способствовать развитию внутренней мотивации на профессиональные достижения. По- моему мнению, работа над электронным портфолио также способствует развитию информационной, презентационной и коммуникативной компетентностей, а также мультимедиа компетентности педагога. Всегда вперёд! Остановишься – обгонит время!