ФГОС
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основная функция Фундаментального ядра в концепции стандартов ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА: Обобщенные запросы и ожидания личности, общества, государства СИСТЕМА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
Состав фундаментального ядра общего образования Основополагающие элементы научного знания: - ведущие идеи и теории - ключевые факты -основные понятия - методы Универсальные учебные действия личностные регулятивные познавательные коммуникативные ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО
Место и назначение Фундаментального ядра ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА Базисный учебный план Планируемые результаты обучения ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО Программа формирования универсальных учебных действий ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ПРИМЕРНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ
Универсальные учебные действия разработаны группой ученых-психологов под руководством члена-корреспондента РАО, профессора МГУ А.Г. Асмолова. Методологической и теоретической основой УУД является системно-деятельностный подход Л.В. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова .
Термин «универсальные учебные действия» (психологическое значение) можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования
Понятие УУД (НОО) Умение учиться = Полноценное освоение школьниками компонентов учебной деятельности: Познавательные и учебные мотивы; Учебная цель; Учебная задача; Учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материал, контроль и оценка)
1.2.2. Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты (Планируемые результаты ООО) В результате изучения всех без исключения предметов основной школы получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся , составляющие психолого-педагогическую и инструментальную основы формирования способности и готовности к освоению (1)систематических знаний, (2)их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к (3) сотрудничеству и (4) коммуникации, (5)решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к (6)самоорганизации, саморегуляции и (7)рефлексии.
Чем отличаются УУД от Межпредметных связей Общеучебных умений и навыков ?
Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения. Ставить учебные цели. Искать и использовать необходимые средства и способы достижения целей. Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию. Обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Функции УУД
Виды УУД Личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно – эстетическое оценивание) Познавательные ( общеучебные, логические, постановка и решение проблем) Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция) Коммуникативные (планирование, учебного сотрудничества, постановка вопросов, построение речевых высказываний, лидерство и согласование действий с партнером)
Планируемые результаты: три основные группы результатов ЛИЧНОСТНЫЕ: ориентация ценностно-смысловая; в социальных ролях и меж- личностных отношениях МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: личностное, профес- сиональное, жизненное Смыслообразование: связь между целью (ре- зультатом) деятельности и ее мотивом Нравственно-этическая ориентация Регулятивные: организация деятельности Коммуникативные: речевые навыки и навыки сотрудничества Познавательные: общеучебные, в т.ч – знако- во-символические, логичес- кие, постановка и решение проблемы Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания РЯ Лит ИЯ Мат Е/н Муз ИЗО Тех Физ Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Соц
Модель системы УУД Личностные УУД Познавательные Регулятивные УУД Коммуникативные УУД
Личностные УУД НОО Самоопределение (внутренняя позиция школьника, самооценка) Смыслообразование (формирование мотивационной сферы личности) Нравственно – эстетическое оценивание (нравственно-эстетическая ориентация) ООО Самоопределение (развитие Я – концепции и самоидентификации личности, формирование гражданской идентичности, формирование адекватной самооценки и чувствительность к внешней оценке) Смыслообразование (развитие мотивационной сферы личности: сдвиг мотива на цель) Нравственно – эстетическое оценивание (мировоззренческий аспект)
Игровое задание «Моя Вселенная» (10-15 лет ) Учебные дисциплины : лит-ра, история, изо, музыка и др. Форма выполнения: групповая работа под руководством психолога. Описание задания : предлагается нарисовать на листе окружности –одну в центре, а 8 вокруг нее. Затем соединить линиями-лучами центральную окружность с остальными окружностями-планетами. В центральной окружности написать букву «Я», а в других окончания следующих предложений: Моё любимое занятие… Мой любимый цвет… Мой лучший друг… Мой любимый литературный герой… Моё любимое музыкальное произведение… и.д. Сравнение ответов, групповое обсуждение. Вопросы для обсуждения . Что нового вы узнали о себе? Как могут пригодиться вам полученные сегодня знания? Типовые задачи
Регулятивные УУД Регулятив- ные действия Целепола- гание Планиро- вание Прогно- зирование Контроль Коррекция Оценка Волевая само регу ляция
Регулятивные УУД НОО принимать и сохранять учебную задачу ; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; различать способ и результат действия ; ООО Способность к регуляции собственной деятельности в подростковом возрасте рассматривается в 3-х аспектах : формирование способности личности к целеполаганию и построению жизненных планов во временной перспективе (изменение соотношения конкретных целей и целей – желаний); развитие регуляции учебной деятельности (становление субъектности – развитие саморегуляции в учебной деятельности); саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний.
Становление саморегуляции связано со становлением субъектности учебной деятельности, включает: ценностный опыт; опыт рефлексии; опыт привычной активизации; операциональный опыт (общетрудовой, учебные знания и умения, опыт саморегуляции); опыт сотрудничества в совместном решении задач. Развитие саморегуляции предполагает формирование: самостоятельности; ответственности; относительной независимости и устойчивости в отношении воздействий среды. Регуляция учебной деятельности
Психологические условия обеспечиваются Организацией учебного сотрудничества (учитель + сверстники) Формированием действий оценивания: акцент на достижениях ученика; выделение УУД как объекта оценки сопровождение формирования самооценки как основы постановки целей; формирование рефлексивности оценки и самооценки. Рекомендации по формированию регулятивных действий
Постановка задач оценивания своей деятельности. Предметы оценивания: учебные действия учащегося, их результаты, способы действия, сотрудничества, собственные возможности (прогностическая оценка). Формирование установок на улучшение результатов деятельности. Оценивание по содержательным, объективированным и осознанным критериям (готовым или самостоятельно выработанным). Различение объективных и субъективных критериев оценивания. Анализ причин неудач и постановка, исходя из этого, задач. Организация сотрудничества на принципах уважения, доверия, признания индивидуальности каждого и т.д. Типовые задачи: «Общее планирование времени. Планируем свой день», «Оцениваем свою работу», «Планирование учебной работы» Рекомендации по формированию действия оценки у учащихся
(см. Примерная основная образовательная программа основного общего образования стр. 161 – 189) О беспечение умения школьников учиться, дальнейшее развитие способности к самосовершенствованию и саморазвитию , а также реализация системно-деятельностного подхода Начальная школа: «Учить ученика учиться» Основная школа: «Учить ученика учиться общению»
Коммуникативная деятельность
Коммуникативные УУД Коммуни- кативные действия Планиро- вание учебного сотрудни- чества Постановка вопросов Построение речевых высказы- ваний Лидерство и согласование действий с партнером
Коммуникативные УУД НОО ООО Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Организация и планирование учебного сотрудничества с учителей и сверстниками Постановка вопросов Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией Разрешение конфликтов Работа в группе Управление поведением партнёра Способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности Следование морально-этическим и психологическим принципам общения
Организация совместной деятельности на уроке Работа в группе (по 3-6 ч.) Проектная деятельность Условия формирования коммуникативных действий (ООО) Организация дискуссий Характер сотрудничества с учителем (авторитарный, демократический, либеральный) !!! Партнерская позиция педагога
Познавательные УУД общеучебные логические постановка и решение проблем
Познавательные УУД (НОО) Общеучебные осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ориентировка на разнообразие способов решения задач; структурирование знания.
Познавательные УУД (НОО) Логические основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение осуществлять синтез как составление целого из частей; умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование
Познавательные УУД (НОО) Постановка и решение проблем: Формулирование проблемы; Самостоятельное создание способов решения проблем ПРОБЛЕМА Как недостаток данных; Как избыток данных; Как наличие противоречия; Как нелогичность (непоследовательность) изложения сути
Познавательные УУД (ООО) Развитие познавательной сферы в подростковом возрасте трансформируется под знаком становления субъектности: Овладение высшими формами мыслительной деятельности – теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением: способность рассуждать (гипотетико – дедуктивным способом, абстрактно-логическим способом) и оперировать гипотезами; развитие рефлексии – способность делать предметом анализа и оценки собственные интеллектуальные операции и управлять ими. развитие речи: контролируемой и управляемой. речи
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования (ФГОС НОО, п.19.4) описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования; связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся; типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию*
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования Обязательная часть Часть, формируемая участниками образовательного процесса - содержит описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования, - описывает связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов, -обеспечивает преемственность программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию. - уточняет характеристики и типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, универсальных учебных действий.
Типовые задачи формирования личностных УУД Виды действий Способы реализации и типовые задачи Внутренняя позиция школьника Минисочинение « Я – ученик » Праздник « Моя любимая школа » Программа внеурочной деятельности « Академия успеха » Самооценка Минисочинение « Что помогает мне добиваться успеха? » Программа внеурочной деятельности « Академия успеха » Мотивация учебной деятельности Реализация познавательно - игровых технологий в урочной и внеурочной деятельности. Программа внеурочной деятельности « Академия успеха » Нравственно-эстетическое оценивание Формирование оценочных действий при изучении литературных произведений (Ответы на вопросы: « О чем тебя заставило задуматься это произведение? » , « Как ты оцениваешь действия этого героя? » , « Как бы ты поступил в подобных условиях? » Программа внеурочной деятельности « Академия успеха »
Программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности ; 1) цели и задачи программы, описание ее места и роли в реализации требований Стандарта (Стандарт стр.29-30, Примерная ООП ООО стр.122-124 ); 2) описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и их связи с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью, а также места отдельных компонентов универсальных учебных действий в структуре образовательного процесса; (Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли / А.Г.Асмолов и др., раздел I , )
Программа развития УУД 3) типовые задачи применения универсальных учебных действий; (Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли / А.Г.Асмолов и др., раздел II , Примерная ООП ООО стр.12 5 -12 6 ) 4) описание особенностей реализации основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов), а также форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений; (Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли / А.Г.Асмолов и др., стр.85-103, Примерная ООП ООО стр.127-133, УМК ) . 5) описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности по формированию и развитию ИКТ-компетенций; 6) перечень и описание основных элементов ИКТ-компетенций и инструментов их использования; (Концепции программ по информатике и ИКТ, Примерная ООП ООО)
Программа развития УУД 7) планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, подготовки индивидуального проекта, выполняемого в процессе обучения в рамках одного предмета или на межпредметной основе; (Примерная ООП ООО) 8) виды взаимодействия с учебными, научными и социальными организациями, формы привлечения консультантов, экспертов и научных руководителей; (описывается модель партнерства ) 9) описание условий, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий у обучающихся, в том числе информационно-методического обеспечения, подготовки кадров; ( Примерная ООП ООО стр.133-142, раздел «Система условий реализации ООП»)
Программа развития УУД 10) систему оценки деятельности образовательного учреждения по формированию и развитию универсальных учебных действий у обучающихся; 11) методику и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий. (Могут быть прописаны в разделе «Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО»).
Программа развития УУД Необходимо изучить: 1.2.2. Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты (см. Примерная основная образовательная программа основного общего образования , ст. 20-26) … В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию: • основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты); • основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание); • готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.
Программа развития УУД Необходимо изучить: 1.2.3. Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ 1.2.3.1. Формирование универсальных учебных действий (см. Примерная основная образовательная программа основного общего образования ) … Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; Выпускник получит возможность научиться: • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; • построению жизненных планов во временной перспективе; • при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
Программа развития УУД в ОУ План работы МО учителей начальной школы по формированию УУД План работы психолога (психологической службы) по формированию и мониторингу УУД План административного контроля за результатами формирования УУД План административного контроля процесса и результатов внедрения системы оценки планируемых результатов
. активность обучающегося знания добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности переход от обучения как презентации системы знаний к работе над заданиями, связанными с проблемами реальной жизни с отрудничеств о современн ая информационн ая образовательн ая сред а Особенности развития УУД
Технологии развития универсальных учебных действий В основе развития УУД в основной школе лежит системно-деятельностный подход , который реализуется через использование возможностей современной информационной образовательной среды… учебных ситуаций… типовых задач… проектной исследовательской деятельности Решение задачи развития универсальных учебных действий в основной школе происходит не только на занятиях по отдельным учебным предметам , но и в ходе внеурочной деятельности , а также в рамках надпредметных программ курсов и дисциплин (факультативов, кружков, элективов).
Технологии развития универсальных учебных действий Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность , имеющих следующие особенности: цели и задачи этих видов деятельности определяются как их личностными мотивами, так и социальными; проектная и исследовательская деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми людьми; организация проектной и исследовательской деятельности должна сочетать различные виды познавательной деятельности.
Особенности учебно-исследовательской и проектной деятельности Повышение компетентности подростков в предметной области, развитие их способностей + создание продукта , имеющего значимость для других; Р еализ ация потребност ей в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д.; С очетание различных видов познавательной деятельности ; Итог и проектной и учебно-исследовательской деятельности : предметные результаты + интеллектуальное, личностное развитие школьников !!!
Проект наличие продукта деятельности результат ожидаем; практикоориентированное знание; носит ситуативный характер; прогнозирование детерменированно; как правило, выполняется группой; движущая сила – решение проблемы ЦЕЛЬ - РЕЗУЛЬТАТ Исследование результат заранее не известен; научное (фундаментальное) знание; носит пролонгированный характер; прогнозирование вероятностное; как правило, выполняется индивидуально; движущая сила – поиск истины ЦЕЛЬ - ПРОЦЕСС
Условия и средства формирования УУД Учебное сотрудничество Совместная деятельность Разновозрастное сотрудничество Проектная деятельность обучающихся как форма сотрудничества Дискуссия (устная и письменная) Тренинги Общий приём доказательства Рефлексия Педагогическое общение (позиции: авторитарн ая и партнёрск ая) .
УУД - это