Цикл материалов о победителях Всероссийского конкурса лучших практик «Языки и культура народов России: сохранение и развитие». Номинация «Лучшая практика регионального уровня»
Конкурсные мероприятия предполагают не только концентрацию участников на подготовке конкурсной работы согласно требованиям, но и готовность конкурсантов к сложной и зачастую многоуровневой борьбе. Ведь для того, чтобы получить право стать лучшим в стране, нужно прежде всего стать лучшим на своей маленькой Родине, доказав, что результат твоего труда актуален, значим и эффективен.
Всероссийский конкурс лучших практик «Языки и культура народов России: сохранение и развитие» проводился ООО СП «Содружество» по заказу Министерства просвещения Российской Федерации с 21.10.2019 по 21.11.2019. Мероприятие проводилось в рамках реализации проекта «Информационно-методическое сопровождение реализации мероприятий ведомственной целевой программы «Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации».
Конкурс проходил в очно-заочном формате в два тура.
На первом этапе конкурса заочно на сайте языкинародов.рф проводились сбор и оценка практик в рамках цикла общероссийских и межрегиональных информационных и практических мероприятий «Языки и культура народов России: сохранение и развитие».
Второй этап конкурса (очный) предполагал выступление финалистов конкурса с презентациями своих работ и церемонию награждения.
Компетентное жюри, в состав которого вошли эксперты в сфере образования, изучило 266 конкурсных работ, полученных от педагогов общеобразовательных организаций и образовательных организаций дополнительного образования из 51 субъекта Российской Федерации. Итогом конкурса стали 110 лучших практик по номинациям: «Лучшая практика регионального уровня», «Лучшая практика муниципального уровня», «Лучшая практика работы отдельной образовательной организации», «Лучший сетевой проект» и «Лучшая практика совместной работы с общественностью по сохранению и развитию языков народов России».
Цикл материалов посвящен практикам, которые были высоко оценены жюри по критериям соответствия концепции конкурса, креативности и логичности практики, эффективности представленной практики как инструмента решения обозначенной проблемы, социальной значимости конкурсной работы, а также возможности использования представленных технологий, методик, инструментария для реализации практики другими исполнителями, в других условиях.
Номинация «Лучшая практика регионального уровня»
В номинации «Лучшая практика регионального уровня» были представлены информационные, практические и образовательные мероприятия, направленные на сохранение и развитие языков и культуры народов России, популяризацию ценностей традиционной народной культуры, а также инновационные образовательные решения в организации учебного и воспитательного процесса, направленные на повышение эффективности по сохранению и распространению культуры русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации. При этом важен был охват аудитории результатами практик.
Из представленных на конкурс работ в номинации «Лучшая практика регионального уровня» жюри высоко оценило цикл радио- и телепередач «Чапсых чоох» («Интересная беседа»).
https://www.youtube.com/watch?v=QGxrIgFjHWg&t=7s
Проект «Чапсых чоох» направлен на сохранение и развитие культурного и языкового наследия хакасского народа через создание радио- и телепередач, способствующих формированию разговорного стиля общения на хакасском языке в свободной непринуждённой форме. Реализация проекта «Чапсых чоох» дала возможность популяризировать хакасский язык среди жителей г. Абакана, Республики Хакасия, юга Красноярского края, познакомила с культурой, обычаями, историей хакасского народа.
Содержание передач направлено на обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, в том числе для людей, не владеющих хакасским языком. Тексты ориентированы на запоминание отдельных слов, предложений, что является первым шагом к более широкому использованию их в речи, формированию интереса к дальнейшему изучению хакасского языка, развитию готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию.
В проекте использованы интерактивные формы и методы, что также позволяет осознать хакасский язык как одну из основных национально-культурных ценностей народа, его самобытность и уникальность.
Радио- и телепередачи рассчитаны на широкую аудиторию радиослушателей и телезрителей разных возрастов, разного уровня сформированности языковой компетенции. Для визуального запоминания хакасских слов в газете «Абакан» публиковался лексический словарь в рубрике «Изучаем хакасский язык вместе». Кроме того, был выпущен сборник текстов радио- и телепередач. Это позволило использовать их в муниципальных образовательных учреждениях г. Абакана в качестве учебно-методического пособия при изучении хакасского языка. Снят видеофильм о поликультурном образовании в городе Абакане.
Длительная образовательная игра «Сибириада» – это метапредметный проект, реализованный в параллели 5-х классов школьников Иркутской области.
Длительная образовательная игра означает погружение и проживание серии игровых событий, познание через игровую деятельность и создание материальных объектов, артефактов в течение 5 дней. За пять дней пятиклассники, педагоги, родители «узнают» новые культуры народов Сибири, «погружаются» в особенности формирования культурного слоя, «осваивают» ценности народа, пытаясь вписать их в контекст собственных ценностей, общепринятых норм и правил многонациональной России.
Цель игры – содействие формированию у обучающихся представлений о целостной картине мира путем организации межпредметного взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности. Особое внимание уделяется отбору содержания в рамках истории, географии, естествознания, этнографии, иркутсковедения и др.
Методологический посыл практики – тезис Эльконина «Игра – это воссоздание человеческой деятельности, при котором из нее выделяется социальная суть – её задачи и нормы отношений между людьми».
С учетом этого в игровые сценарии творческая группа старалась максимально полно заложить многообразные социальные и природно-социальные взаимодействия, доступные для понимания пятиклассниками. За пять дней игры участники получают опыт работы с различными источниками информации, работы в разных группах, «примеряя» на себя разные роли народов Сибири: казаков, украинцев, белорусов, эвенков, бурятов. Через опыт погружения в культуру разных народов школьники приходят к осознанию собственной внутренней позиции, значимости.
Другое важнейшее осознание – ощущение принадлежности к некоторой общности, определенной совместной деятельностью, которое особенно быстро и прочно формируется в любой игре командного характера. Особенно ценными эти осознание, ощущение и опыт являются для современных детей, которые лишены практики дворовых игр и влияния дворового сообщества.
По материалам участников Всероссийского конкурса лучших практик «Языки и культура народов России: сохранение и развитие»