Для успеха в изучении математики...
Для успеха в деятельности, кроме наличия способностей, интересов и склонностей, необходим ряд черт характера, прежде всего трудолюбие, организованность, сосредоточенность, целеустремленность, настойчивость. Без наличия этих качеств даже выдающиеся способности не приведут к надежным, значительным достижениям.
Многие полагают, что способным людям все дается легко и просто, без особого труда. Это не так. Для развития способностей требуется длительное, упорное учение и большой, напряженный труд. Как правило, способности всегда сочетаются с исключительной трудоспособностью и трудолюбием. Недаром все талантливые люди подчеркивают, что талант — это труд, умноженный на терпение, это склонность к бесконечному труду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_uspeha_v_matematike.docx | 527.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Для успеха в деятельности, кроме наличия способностей, интересов и склонностей, необходим ряд черт характера, прежде всего трудолюбие, организованность, сосредоточенность, целеустремленность, настойчивость. Без наличия этих качеств даже выдающиеся способности не приведут к надежным, значительным достижениям.
Многие полагают, что способным людям все дается легко и просто, без особого труда. Это не так. Для развития способностей требуется длительное, упорное учение и большой, напряженный труд. Как правило, способности всегда сочетаются с исключительной трудоспособностью и трудолюбием. Недаром все талантливые люди подчеркивают, что талант — это труд, умноженный на терпение, это склонность к бесконечному труду.
И. Е. Репин говорил, что высокий уровень достижения — это награда за каторжный труд. А один из величайших ученых в истории человечества — А. Эйнштейн однажды заявил в шутливой форме, что он добился успехов только потому, что его отличало «упрямство мула и страшное любопытство».
В школе порой встречаются ученики, которые благодаря своим способностям все схватывают на лету, хорошо успевают, несмотря на леность, неорганизованность. Но в жизни они обычно не оправдывают надежд, и именно потому, что не привыкли серьезно и организованно работать, настойчиво преодолевать препятствия.
Очень важны такие качества личности, как самокритичность, требовательность к себе. Эти качества рождают неудовлетворенность первыми результатами труда и желание сделать еще лучше, совершеннее. Именно это заставляло великого изобретателя Т. Эдиссона проделывать тысячи опытов, чтобы найти, например, наиболее удачную конструкцию аккумулятора. Именно это заставило А. М. Горького семь раз переделать рукопись книги «Мать». Произведение Л. Н. Толстого «Крейцерова соната» небольшое объему. Но рукописи всех вариантов этого произведения, всех заметок, пометок и набросков в 160 раз больше по объему, чем само произведение.
Очень важна и такая черта характера, как скромность. Уверенность в своей исключительности, питаемая неумеренными похвалами и восторгами, часто губительна для способностей, так как в этом случае формируются зазнайство, самовосхищение и самолюбование, пренебрежение к окружающим. Человек перестает работать над совершенствованием продукта своего труда, препятствия вызывают у него раздражение и разочарование, а все это тормозит развитие способностей.
Высокий уровень развития способностей называют талантом. Талант — это наиболее благоприятное сочетание способностей, дающих возможность особенно успешно, творчески выполнять определенную деятельность, с одной стороны, склонности к этой деятельности, своеобразной потребности в ней — с другой, большого трудолюбия и настойчивости — с третьей. Талант может проявляться в любой человеческой деятельности, а не только в области науки или искусства. Поэтому талантливым может быть и лечащий врач, и учитель, и летчик, и новатор сельскохозяйственного производства, и квалифицированный рабочий.
Как уже отмечалось, способности формируются и развиваются в деятельности. Поэтому для развития способностей необходимо включать ребенка с ранних лет в доступную его возрасту деятельность. Уже в дошкольном возрасте дети учатся рисовать, занимаются лепкой, учатся правильно петь и узнавать мелодии, чувствовать их ритм. Немного позже они начинают конструировать, занимаясь с детским «Конструктором», пробуют сочинять рассказы, простые стихотворения. С поступлением в школу значительно расширяются возможности включения ребенка в ту или иную деятельность. Особая роль здесь принадлежит различным творческим кружкам — научным и техническим кружкам, литературным, музыкальным, художественно-изобразительным.
Каждый нормальный и здоровый в психическом отношении ребенок имеет общие способности, необходимые для успешного обучения в школе, иначе говоря, каждыйспособен получить среднее образование, овладеть учебным материалом в пределах школьных программ.
Иногда ученик может казаться неспособным к тому или иному учебному предмету. Это происходит из-за отсутствия у школьника некоторых знаний и умений, из-за пробелов в знаниях, тех или иных проявлений темперамента. Развитие математических способностей у дошкольника: 5 способов
Помимо общих способностей к учению, каждый ученик обладает возможностью развития и специальных способностей. «Бесталанных» людей нет. Надо только помочь человеку найти себя, показать ему его возможности. Здесь велика роль учителя. Это он, вдумчивый и чуткий наставник, формирует способности и таланты учеников умело направляет их развитие.
Способности формируются и развиваются в той деятельности,в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому бы то ни было труду, обычно и не проявляет способностей. Чем разнообразнее и содержательнее деятельность, тем больше возможностей для развитаяспособностей. Следовательно, обучение и воспитание в школе, организующее деятельность детей, играет очень важную роль в развитии их способностей. Однако не всякая деятельность, в которую включают ребенка, автоматически формирует и развивает способности к ней. Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям.
Во-первых, деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Ребенок должен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятельности, тогда у него возникнет стремление по собственной инициативе, без принуждений заниматься ею. Живая заинтересованность, желание выполнить работу возможно лучше, а не формальное, равнодушное и безразличное отношение к ней — необходимые условия того, чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей.
Посколькуспособности могут принести плоды лишь в том случае, когда они сочетаются с глубоким интересом и устойчивой склонностью к соответствующей деятельности, учителю надо активно развивать интересы детей, стремясь к тому, чтобы эти интересы не носили поверхностного характера, а были серьезными, глубокими, устойчивыми и действенными.
Конечно, далеко не всегда способный, например, к математике или музыке школьник самостоятельно проявляет интерес к этому предмету. Бывают случаи, когда вследствие тех или иных обстоятельств(неудачная методика обучения, плохое знакомство с предметом, неблагоприятные жизненные обстоятельства, противодействие родителей и т. д.) школьник мало интересуется соответствующим предметом, проявляет даже равнодушие к нему. Но если ребенка по-настоящему заинтересовать деятельностью, то очень быстро (и часто неожиданно для окружающих) эти интересы и склонности всецело захватывают школьника.
Во-вторых, деятельность ребенка должна быть по возможности творческой. Например, для развития литературных способностей полезно постоянно и систематически упражняться в написании очерков, рассказов и стихотворений и в их последующем детальном разборе в кружке; полезны специальные экскурсии в природу с установкой на наблюдательность и эстетическое восприятие действительности с последующим красочным и выразительным описанием виденного и слышанного.
В-третьих, важно организовать деятельность ребенка так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его на личные возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности. Особенно нуждаются во все более усложняющихся и разнообразных творческих заданиях дети с уже определившимися способностями.
Развитию способностей детей содействуют различные формы внеклассной и внешкольной, в частности кружковой, работы: математические, технические, биологические, литературные, музыкальные, художественные, драматические кружки, в которые следует привлекать и младших школьников.
Раньше во многих школах были созданы уголки живой природы, оборудованы специальные помещения, где дети в свободное время занимались моделированием, столярными и слесарными поделками, работали с наборами «конструкторов» и т. д. Важно развивать склонность к ручному труду, которая свойственна, в частности, всем младшим школьникам. На занятиях по труду в начальных классах дети изготовляют несложные изделия из дерева, картона, бумаги, пластилина, проявляя незаурядную смекалку, изобретательность, творчество. На этих занятиях у ребят развивается умение организовывать и планировать свою деятельность, складываются навыки самоконтроля.
Воспитывая способности детей, надо развивать у них настойчивость в преодолении трудностей, без которой самые благоприятные задатки и способности не дадут результата. Иногда школьник, обладающий хорошими способностями, опускает руки при неудачах, теряет веру в свои силы, охладевает к прежде любимым занятиям. В этих случаях учитель должен подбодрить ребенка, помочь ему преодолеть трудности, помочь пережить радость победы над препятствиями.
Стремясь развить способности детей, нужно воспитывать у них такие черты личности, как требовательность к, себе, умение критически отнестись к себе. Важно формировать у детей правильное отношение к своим способностям, успехам и достижениям. Никоим образом нельзя прямо или косвенно внушать ребенку мысль о его исключительности, превосходстве над другими, не следует чрезмерно восторгаться способностями детей, захваливать их, противопоставлять их другим детям. Наоборот, надо внушать способному ребенку, что он вовсе не исключительный человек, что другие дети тоже обладают способностями, и если он превосходит товарищей в одном, то они превосходят его во многом другом.
Необходимо, чтобы способный ребенок, школьник хорошо понял, что его способности не дают ему права ставить себя в какое-то особое положение по отношению к окружающим, предъявлять им высокие требования. Наоборот, к нему, способному, предъявляются повышенные требования именно потому, что он способный.
В совместной работе школы и семьи создаются самые благоприятные условия для всестороннего развития творческих сил и способностей детей.
Дата добавления: 2016-11-22; просмотров: 382;
ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ ДОШКОЛЯТ
Все мы хотим, чтобы наш ребенок был самый умный, самый образованный, самый успешный и, конечно, счастливый. Ради него мы готовы пожертвовать всем, подарить ему целый мир, всему научить, и обучение счету – не последнее в этом ряду. Но, к сожалению, мы не всегда знаем, с чего начинать обучение математике, что от него требовать, и вообще, как подготовить его к школе.
ЗАЧЕМ МАЛыШУ МАТЕМАТИКА?
Существует две причины, почему детей нужно учить математике. Математические вычисления – одна из высших функций человеческого мозга. Только человек способен к счету. К тому же без счета мы не можем обойтись и дня. Считают все: и школьники, и домохозяйки, и бизнесмены, и ученые.
Вторая причина – счет способствует физическому развитию мозга, а значит, и интеллекта ребенка. Главное же для дошкольника – научиться мыслительным логическим процессам.
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ
Что же должен знать будущий школьник?
Чтобы подготовить малыша к школе, главное – научите ребенка считать до десяти (туда и обратно), складывать и вычитать в пределах десятка. Потом ему будет намного легче освоить счет до 20, 30 или до 100. Сейчас много книг и тетрадей-раскрасок для малышей "Учись считать", "Учись думать". На обратной стороне книг авторы объясняют свои задачи. Выбирая литературу, исходите из этого.
Богачка из г. Москва: "Чтобы вырваться из нищеты и проблем навсегда, храните у окна..."
К школе ребенок должен знать прямой и обратный счет до 10 (минимум) или до 30 (это зависит от ребенка), уметь складывать и вычитать в этих пределах. 6-летний дошкольник должен уметь решать разные арифметические задачи, когда можно наглядно сосчитать предметы.
Например, показывают 2 вазы с яблоками. В одной 2 яблока, в другой 3. Сколько нужно яблок добавить в первую вазу, чтобы их получилось столько, сколько в первой вазе?"
Ребенок должен уметь решать задачи, решающиеся в уме. Например, "Представь, что в коробке для карандашей 4 карандаша, а я добавляю туда еще 2. Сколько стало карандашей в коробке?"
К школе у ребенка формируются зачатки абстрактных представлений. В подготовительной группе ребенок должен знать геометрические фигуры, направления движения, ориентироваться по часам. У него должны быть сформированы измерительные навыки, он должен уметь сравнивать множества (больше — меньше). Например, в одной коробке 5 карандашей, в другой – 6, значит, в первой коробке карандашей на один меньше, чем во второй.
С ЧЕГО НАЧИНАТЬ ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ?
НАШИ ПАЛЬЧИКИ СЧИТАЛИ
Обучение счету нужно начинать с 3 лет.
Первый этап – освоение количества. Начинаем с количественных представлений, таких понятий как "много – мало", "один — много", "ничего — много". Потом, когда малыш осознает число "один", постепенно добавляем следующие числа.
Ребенок знакомится с математикой, начиная с себя, со своего тела. Он узнает, что у него один нос и два глаза, две руки, две ноги и один рот, а пальцев на одной руке пять. Считайте с ним его уши, глаза ("сколько у тебя ручек, глазок?"), считайте пальчики на одной руке, на другой, на ногах. Периодически задавайте ему вопросы: сколько ног (глаз, ушей) у мамы, у папы, у бабушки, у куклы, у мишки (сколько верхних лапок, сколько нижних).
Обучать математике ребенка можно между делом. Например, играя, гуляя, моя посуду (сколько чашек, тарелок я помыла, сколько осталось).
Во время прогулки считайте листочки, цветочки и лепесточки, птичек и камешки.
Когда малыш играет с игрушками, спрашивайте, сколько у него машинок, кукол, кубиков, мячиков, сколько машинок на полу, а сколько в ящике. Обучение счету девочек и мальчиков совершенно одинаково. Просто оперируйте игрушками в зависимости от пола ребенка: с мальчиком разговаривайте об его машинках (сколько колес, рулей у машины), с девочкой – о куклах.
Так, возьмите куклу и ее вещи (например, 2 трусиков, 5 платьев, носочки). Предложите девочке поиграть: "Давай оденем куклу. Сколько тебе нужно платьев, носочков, чтобы одеть куклу? Сколько всего ты взяла трусиков? носочков?"
Когда ребенок научится легко считать предметы, задачу усложняем: рассматриваем картинки с предметами и считаем их на картинке.
Учите с малышом скороговорки, песенки, стишки, включающие в себя счет. Они помогают ребенку запомнить последовательность чисел.
ОБУЧЕНИЕ СЧЕТУ: ДВА ПЛЮС ДВА – ЧЕТЫРЕ.
Второй этап обучения счету — складывание.
Возьмите один мяч (стакан, кубик) и одновременно медленно скажите "один плюс". Затем возьмите второй предмет и одновременно скажите "один равняется" и, пододвигая к малышу оба предмета, произносите "двум". Повторите снова эти действия со словами "один плюс один равняется двум" или "один плюс один – два". Пусть ребенок говорит с вами.
Потом можете положить перед ним один мяч, затем другой и спросить, сколько всего мячей перед ним. Помогайте, подсказывайте малышу, не раздражаясь. Он не обязан быть вундеркиндом. Объясните, почему мячика стало два, снова пересчитав оба мяча.
Когда ребенок освоит, что один плюс один будет два, усложните задачу: прибавьте к двум мячам еще один. После решения ребенком одной задачи (но не раньше), ставьте перед ним другую. Каждое занятие должно состоять не более, чем из трех уравнений.
Не бойтесь слов "плюс" и "равняется". Не надо объяснять их значения, ребенок поймет это из контекста.
Всегда придерживайтесь одной манеры изложения, употребляя одни и те же термины. Если вы сказали один раз фразу: "один плюс два равняется трем", не стоит потом ее менять на другие, например: "к одному прибавить два будет три".
Дети видят не символы, а факты. Когда вы их учите фактам, они сами делают выводы и постигают правила. Если мы меняем термины, то ребенок имеет основания считать, что с терминами изменились и правила.
Дети – это маленькие ученые. Они обладают удивительной способностью открывать законы, если мы им сообщим факты. За первые три года ребенок усваивает больше фактов, чем за всю последующую жизнь. Затем он систематизирует их, чтобы обнаружить законы, которым они подчиняются.
СЛЕДУЮЩИЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ — ВЫЧИТАНИЕ.
Принципы обучения математике на этом этапе – те же.
Вы показываете 2 кубика, затем убираете один, одновременно говоря: "два минус один равняется одному".
В начале учите малыша складывать и вычитать на предметах, потом на картинках, на которых изображены эти предметы. И только потом используйте сюжетные картинки. Например, на картинке нарисована поляна, на ней 4 гриба. Белка забирает 1 гриб. Вы внимательно рассматриваете картинку: поляну, грибы (пересчитываете их), белку с грибом, потом спрашиваете: "сколько осталось грибов на поляне?"
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТь, УЧИМСЯ СЧИТАТЬ…
В 4 года начинаем малыша знакомить с цифрами. Цифра – это символ, обозначающий количество, а когда мы используем слово "число", мы имеем в виду реальное количество (не символ, а факт) самих объектов.
Сделайте карточки из белого картона, цифры напишите красным фломастером (внимание детей лучше всего привлекает этот цвет, тем более он создает хороший контраст на белом фоне). При написании пользуйтесь одним и тем же шрифтом.
В начале выберите набор цифр от 1 до 3. Показывайте по порядку, потом – в разбивку. Затем составляйте легкие уравнения. Воспользуйтесь знаками плюса, минуса, равенства.
Кстати, в дошкольную математику входят и представления о форме, величине, длительности, протяженности, пространстве, расположению между предметами и расположению по отношению к ребенку (впереди-сзади, слева-справа).
В 4 года ребенок должен не только уметь считать до 5, но и познакомиться с понятиями равенства – неравенства. Например, если в одной руке 2 камешка и в другой — два камешка, то количество камешков в обеих руках равное, и "два равно двум". Если в правой руке один камешек, а в левой – два, то количество камешков неравное, и "два не равно одному".
В 5 лет ребенок должен уметь считать до 6-8, в 6 лет – до 10, складывать и вычитать в этих пределах.
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ: БЫСТРЫЙ СЧЕТ. НУЖЕН ЛИ ОН?
— Я хотела научить своего ребенка быстрому счету, — делится со мной мама 9-летнего Игоря. — Делала специальные карточки (до 100), наклеивала на них точки (на последних карточках было по 99, по 100 точек). Показывала быстро их малышу, он определял количество точек на карточке. Потом составляла с карточками уравнения, и достаточно, сложные (например, двадцать точек плюс пятнадцать). Мой сын уже в три года мог решать математические задачи. Но оказалось, все было напрасно. Когда я отдала его в детский сад, воспитатели не слишком обрадовались успехам моего сына. А в школе у него вообще начались проблемы с математикой. Выяснилось, что, увлекшись техникой счета и доведя ее до автоматизма, мы упустили другую, не менее важную вещь — логическое мышление. Теперь догоняем остальных".
Это — главная ошибка родителей. Решив воспитать маленького гения, они стремятся к высотам математики и информатики, и забывают (конечно, по не знанию) привить детям элементарные навыки. Например, есть дети, великолепно считающие и решающие задачи, но не знающие состава числа в пределах десятка. Они умеют считать автоматически, но как это делать, логически не понимают. Неосмысленный счет в последствии выльется в проблемы с математикой, ребенок будет путаться. А переучиваться всегда сложнее.
А какие ошибки еще делают родители?
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ: ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ
1. Часто родители стараются ускорить обучение ребенка математике, перешагивая через важные этапы его развития и необходимые для ребенка в его возрасте знания. Этого ни в коем случае нельзя делать. Есть дети, которые умеют играть в компьютерные игры, но не умеют играть с игрушками и не знают стишки Чуковского. А игрушки (обучение счету на игрушках) и детские стишки, считалки для него в этом возрасте ВАЖНЕЕ. И это упущение обязательно скажется в дальнейшем на развитии ребенка.
2. Некоторые родители, гоняясь за высокими результатами в обучении счету, забывают дать малышу представления о величине, форме, пространстве, времени, протяженности и длительности. Некоторые дети считают до 100, но не умеют сравнивать величины: высокий дом или низкий, длинная или короткая дорога, узкий или широкий шарф, не знают геометрические фигуры. Кстати, задачи на сравнение предметов по признакам и свойствам развивают логику. И ими пренебрегать нельзя. Разобраться в этом малыш должен в дошкольном возрасте, потом ему будет сложнее, и впоследствии это приведет ребенка к проблемам с геометрией в школе.
3. Еще одна ошибка родителей: часто они завышают требования к ребенку, не учитывая его возраста. Например, в 2 года требуют от малыша, чтобы он знал цифры, а у него в этом возрасте еще нет абстрактного мышления.
4. Часто родители ругают детей, раздражаются, если они считают медленно или неправильно, что-то не понимают. Далеко не все рождаются математиками и логиками. Может быть, ваш малыш – гуманитарий и ему близко искусство и творчество. Тогда не стоит насильно "лепить" из него гения математики. Порадуйтесь тому, что он такой эмоциональный, ласковый, чувствующий, понимающий.
5. У родителей, к сожалению, нет системы обучения счету. Им свойственно в обучении математике перепрыгивать с одного уровня сложности на другой. В результате, ребенок еще не освоил само понятие числа, а у него уже спрашивают, сколько будет 2 плюс 3. Особенно сложно приходится детям, воспитывающимся дома.
6. Еще хуже, когда родители ставят сразу перед ребенком несколько задач. Решить их в раз малышу не под силу. Пусть cначала он справится с одной задачей, поймет суть ее решения, и только тогда давайте ему другую задачу.
7. Чаще всего математика дома детям объясняется на пальцах. Ребенку сложно понять то, о чем идет речь из-за отсутствия наглядного материала. Чтобы понять, ему нужно все увидеть и потрогать. Поэтому дома (даже если ребенок ходит в детский сад) обязательно должен быть счетный материал, чтобы ребенок мог закрепить пройденный в детском саду материал.
Счетный материал можно купить, а можно изготовить самим вместе с ребенком из нетолстого картона, желательно цветного (или наклеить на белый картон цветную бумагу), а потом вырезать фигурки в виде домиков, грибков, елочек, корабликов, птичек, мышек.
8. Многие родители не терпеливы и торопят ребенка во время обучения счету("ну, ну, сколько?"). Главное – не скорость, а понимание сути.
9. Готовя ребенка к школе, многие родители превращают обучение счету в скучные, нудные занятия, напоминающие школьные уроки.
Математика – абстрактная наука, поэтому при обучении счету малыша нужно заинтересовать. Помните, что занятия должны приносить удовольствие как вам, так и ребенку, и проходить в виде игры.
Игра – основная деятельность дошколят. Занимайтесь только в хорошем, приподнятом настроении (чтобы не отбить у ребенка желание заниматься, обучаться, что-то познавать). Как это не покажется вам парадоксальным, чтобы привлечь интерес ребенка к этой абстрактной науке, нужно быть с ним очень эмоциональным, даже подчеркнуто эмоциональным. А значит, будьте радостны и доброжелательны.
Как развить математические способности одарённого ребенка
10. Некоторые родители никак не реагируют на правильный ответ ребенка, а за ошибки ругают. Правильный ответ малыша должен вознаграждаться… вашей лаской, поглаживанием, объятием или поцелуем, а если ребенок ошибся, пусть еще подумает и попробует снова.
11. Быстрая, невнятная речь родителей может быть не понятна малышу. Во время занятий говорите четко, громко, ваша речь должна быть медленной, очень выразительной и эмоционально окрашеной.
Учтите эти ошибки, и тогда успехи малыша превзойдут все ваши ожидания.
Психолог Марина Морозова.
Если Ваш ребенок испытывает трудности с обучением, не хочет ходить в детский сад или школу, Вы можете это проработать у нас на расстановках. На расстановки ребенка вести не нужно, работа проводится с одним из родителей.
Записывайтесь по телефону (495) 506-37-99
СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА
Развитие логики и математических способностей у младших школьников
Сканирование мозга определяет математические способности детей лучше, чем тесты
Специалисты из Стэнфордского университета обнаружили, что сканирование мозга восьмилетних школьников позволяет спрогнозировать, какими будут их успехи в изучении математических наук в течение последующих шести лет.
Учёные выяснили, как мозг ребёнка учится выполнять математические операции
Для большинства взрослых сложение простых чисел не требует каких-то сверхусилий, однако дети тратят на это достаточно много времени, при этом нередко задействовав все десять пальцев. Новое исследование предполагает, что изменения в гиппокампе могут помочь объяснить, как дети в конечном итоге формируют эффективные стратегии для решения математических задач и почему некоторые учатся этому быстрее остальных.
Примерно половина генов, которые отвечают за способности ребенка к чтению, отвечают и за его способности к математике
Ученые попытались ответить на вопрос о том, как генетические особенности влияют на способность детей к обучению. В исследовании приняли участие 2800 британских детей в возрасте 12 лет.
Наследуемость успехов в учебе определяется не только интеллектом
Международная группа генетиков и психологов на выборке из более чем 6000 пар близнецов выяснила, какие факторы определяют высокую наследуемость результатов экзаменов, сдаваемых английскими учениками после окончания средней школы. Оказалось, что в наследуемость результатов экзаменов вносит вклад не только общий интеллект, но и многие другие признаки, формирование которых также существенно зависит от генов. Это означает, что врожденные особенности более важны для достижения успехов в учебе, чем принято считать.
Ключевое различие между человеческим и обезьяньим интеллектом
Александр Марков
Дети в возрасте двух с половиной лет справляются с задачами «социального» характера гораздо лучше обезьян, хотя в решении «физических» задач шимпанзе и орангутаны нисколько не уступают им. Это подтверждает «гипотезу культурного интеллекта» (the cultural intelligence hypothesis), согласно которой выдающиеся интеллектуальные способности, отличающие человека от животных, развились в связи с общественным образом жизни и с требованиями сложной и гибкой социальной организации. По-видимому, умственные способности наших предков в ходе эволюции развивались неравномерно: сначала развились социально-ориентированные навыки, а остальные «подтянулись» позже.
К семи годам дети начинают врать по-взрослому
Мы отличаемся от животных тем, что можем оценивать свои мысли и чувства со стороны; более того, точно так же мы можем оценивать мысли и чувства других людей. То есть мы можем понять мотивацию другого человека, вчувствоваться в его эмоциональное состояние и с высокой степенью достоверности спрогнозировать его дальнейшее поведение. И, наоборот, по поведению мы можем понять, о чём человек думает: например, если кто-то, выходя из дома, берёт зонт, мы уверенно заключаем, что этот «кто-то» полагает, что будет дождь. Такую способность описывают как умение строить модель психического состояния, иногда встречаются названия «понимание чужого сознания», «теория намерений», «теория разума». С возрастом дети учатся использовать своё понимание чужих чувств и мыслей для достижения собственных целей.
«Математический центр» мозга активен у детей, еще не умеющих считать
Александр Марков
Исследователи из Университета Дюка показали, что участок мозга, отвечающий у взрослых людей за решение арифметических задач, отвечает также и за обработку несимволической числовой информации (в частности он активизируется при ответе на вопрос «на какой картинке больше кружочков?») и начинает выполнять эту функцию уже у маленьких детей, незнакомых с цифрами. По-видимому, математические способности человека развились на основе древних мыслительных механизмов, сложившихся еще у наших животных предков.
Основные принципы финского образования
Финское образование давно и стабильно занимает лучшие позиции во всевозможных рейтингах, перечислять которые не позволяет масштаб статьи. Невероятно, что при таких высоких результатах финские школьники проводят наименьшее количество времени за учебой, а финское государство затрачивает на свое качественное и бесплатное образование весьма умеренные средства в сравнении со многими другими странами. В общем, есть какая-то тайна, разгадать которую пытаются педагоги разных держав. Финны ничего не скрывают и с удовольствием делятся опытом, организуя семинары, как в своей стране, так и по всему миру.
Процесс социального научения
Татьяна Котова
Процесс социального научения — это то, что мы в обыденном языке называем воспитанием. Хотя на уровне здравого смысла все кажется понятным, то, как мы учим детей, принципиально отличается от процесса обучения, например, у близких нам приматов. Психолог Татьяна Котова объясняет, почему дети берут пример с тех, кто им нравится.
У девочек мозг взрослеет быстрее, чем у мальчиков
Как выяснилось, некоторые части человеческого мозга по мере взросления уменьшались, а ненужные связи между клетками убирались. Это отражение того, как в нормальном режиме протекает процесс обучения, заявляют специалисты. Такая «чистка» у девочек начинается примерно в возрасте 10 лет. В то же время эти процессы у мальчиков начинаются не раньше достижения ими 20-летнего возраста.
Тема: "Развитие математических способностей у детей 5-6 лет"
План
1. Психолого-педагогическая характеристика детей 5-6 лет
2. Специфика развития математических способностей
3. Требования к подготовленности воспитателя осуществляющего деятельность по развитию математических способностей
4. Роль дидактической игры в деятельности по развитию математических способностей
5. Особенности развития в математической деятельности
6. Учебные пособия по развитию математических способностей
7. Критерии оценки математических умений детей 5-6 лет
8. Индивидуальный подход в процессе деятельности по развитию математических способностей
9. Вовлечение родителей в деятельность по развитию математических способностей
10. Рекомендации, задания, упражнения по развитию математических способностей
Использованная литература
1. Психолого-педагогическая характеристика детей 5-6 лет
Ребенок шестого года жизни продолжает совершенствоваться через игру, рисование, общение со взрослыми и сверстниками, но постепенно, важнейшим видом деятельности становится учение.
С пяти лет ребенка необходимо готовить к будущему школьному обучению. Интеллектуальное развитие ребенка пяти-шести лет определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Внимание ребенка этого возрастного периода характеризуется непроизвольностью; он еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности.
Важнейшими характеристиками внимания являются: устойчивость внимания, как способность к более длительному сохранению концентрации, переключение внимания, как способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой, и распределение внимания — возможность сосредоточения одновременно на двух или большем числе различных объектов.
Отчетливо сказывается на развитии внимания роль эмоциональных факторов (интереса), мыслительных и волевых процессов.
Все свойства внимания хорошо развиваются в результате упражнений.
Восприятие у ребенка развивается буквально с первых месяцев жизни. К пяти-шести годам ребенок обычно хорошо различает цвета и форму предметов (он называет различные геометрические фигуры).
Ребенок хорошо ориентируется в пространстве и правильно использует многообразные обозначения пространственных отношений: "Надо спуститься вниз, повернуть направо, дойти до угла, повернуть налево, перейти на другую сторону".
Более трудным для ребенка является восприятие времени — ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени (неделя, месяц, время года, часы, минуты). Ребенку еще трудно представить себе длительность какого-либо дела.
Возрастной жир не от пищи! 15кг жира уйдут за неделю, если пить натощак 115мл...
На основании наглядно-действенного мышления, которое особенно интенсивно развивается у ребенка с трех-четырех лет, формируется наглядно-образное и более сложная форма мышления — словесно-логическое.
Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у ребенка такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, установление причинно-следственных связей. Благодаря этому ребенок может понять главную мысль сказки, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку и т. д.
У ребенка шестого года жизни память по-прежнему является непроизвольной, основанной на эмоциях, интересе. То есть ребенок легко запоминает то, что его заинтересовало.
Уже в этом возрасте проявляются индивидуальные различия: у одних детей лучше развита зрительная память, у других — слуховая, у третьих — эмоциональная, а у четвертых — механическая.
Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, в процессе которой развивается воображение. Именно воображение дает возможность ребенку представить себя во время игры летчиком, моряком, шофером и т. д.
По общему мнению детских психологов, на шестом году жизни ребенка следует начинать учить чтению. Большинство детей этого возраста сами проявляют интерес к овладению грамотой.
Нормально развивающийся ребенок шести лет должен уметь и любить рисовать, лепить, вырезать ножницами, пользоваться иголкой, разными природными материалами и т. д.
2. Специфика развития математических способностей
Ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.
Логические приемы умственных действий — сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование — в литературе также называют логическими приемами мышления. Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития.
Сериация — построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбранному признаку. Классический пример сериации: матрешки, пирамидки, вкладные мисочки и т. д.
Анализ — выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определенному признаку.
Синтез — соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. В психологии анализ и синтез рассматриваются как взаимодополняющие друг друга процессы (анализ осуществляется через синтез, а синтез — через анализ).
Психологически способность к синтезу формируется у ребенка раньше, чем способность к анализу. То есть, если ребенок знает, как это было собрано (сложено, сконструировано), ему легче анализировать и выделять составные части. Именно поэтому столь серьезное значение уделяется в дошкольном возрасте деятельности, активно формирующей синтез, — конструированию .
Сначала это деятельность по образцу, то есть выполнение заданий по типу "делай как я". На первых порах ребенок учится воспроизводить объект, повторяя за взрослым весь процесс конструирования; затем — повторяя процесс построения по памяти, и, наконец, переходит к третьему этапу: самостоятельно восстанавливает способ построения уже готового объекта (задания вида "сделай такой же").
Являются ли математические способности врождёнными?
Четвертый этап заданий такого рода — творческий: "построй высокий дом", "построй гараж для этой машины", "сложи петуха". Задания даются без образца, ребенок работает по представлению, но должен придерживаться заданных параметров: гараж именно для этой машины.
Для конструирования используются любые мозаики, конструкторы, кубики, разрезные картинки, подходящие этому возрасту и вызывающие у ребенка желание возиться с ними.
Сравнение — логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов).
Показателем сформированности приема сравнения будет умение ребенка самостоятельно применять его в деятельности без специальных указаний взрослого на признаки, по которым нужно сравнивать объекты.
Классификация — разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации. Классификацию можно проводить либо по заданному основанию, либо с заданием поиска самого.
Следует учитывать, что при классификационном разделении множества полученные подмножества не должны попарно пересекаться и объединение всех подмножеств должно составлять данное множество. Иными словами, каждый объект должен входить только в одно множество и при правильно определенном основании для классификации ни один предмет не останется вне определенных данным основанием групп.
Классификацию с детьми дошкольного возраста можно проводить:
— по названию (чашки и тарелки, ракушки и камешки, кегли и мячики и т. д.);
— по размеру (в одну группу большие мячи, в другую — маленькие, в одну коробку длинные карандаши, в другую — короткие и т. д.);
— по цвету (в эту коробку красные пуговицы, в эту — зеленые);
— по форме (в эту коробку квадраты, а в эту — кружки; в эту коробку — кубики, в эту — кирпичики и т. д.);
— по другим признакам нематематического характера: что можно и что нельзя есть; кто летает, кто бегает, кто плавает; кто живет в доме и кто в лесу; что бывает летом и что зимой; что растет в огороде и что в лесу и т. д.
Обобщение — это оформление в словесной (вербальной) форме результатов процесса сравнения. Обобщение формируется в дошкольном возрасте как выделение и фиксация общего признака двух или более объектов. Обобщение хорошо понимается ребенком, если является результатом деятельности, произведенной им самостоятельно, например классификации: эти все — большие, эти все — маленькие; эти все — красные, эти все — синие; эти все — летают, эти все — бегают и др.
Таким образом, за два года до школы можно оказать значимое влияние на развитие математических способностей дошкольника.
3. Требования к подготовленности воспитателя осуществляющего деятельность по развитию математических способностей
Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное мышление, повышать интеллектуальный уровень детей. В связи с этим особую значимость имеет подготовка будущего педагога к организации работы по математическому развитию детей дошкольного возраста.
Воспитатель, осуществляющий деятельность по развитию математических способностей ставит перед собой следующие задачи:
1. Изучить специфику работы базового ДОУ в области математического развития детей дошкольного возраста.
Лучший кардиолог Казахстана: "Не убейте сердце химией, если давление выше 140/77, ешьте обычную…
2. Обеспечить становление диагностического подхода к профессиональной деятельности через выявление у детей уровня математического развития посредством диагностических методик.
3. Активизировать способность к проектированию деятельности, направленной на математическое развитие дошкольников.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Развитие внимания
Задание 1
Распределение внимания, 2,5–5 лет
Ребенку предлагается таблица с изображением знакомых ему предметов. Для детей 2,5 и 3 лет предлагается в 2–3 строках (содержащих не более 24 знаков) зачеркнуть последовательно только один предмет в каждой строке (например, жука). По мере занятий увеличивается количество предлагаемых для работы строк и предметов, которые ребенок должен зачеркнуть.
На следующем этапе с данной таблицей работа усложняется: ребенку предлагается зачеркнуть один предмет и подчеркнуть другой. Тем самым он осваивает навык распределения внимания в процессе деятельности.
Как дополнение возможно менять внешнюю сторону деятельности. Например: раскрасить один предмет в зеленый цвет, другой в синий, подчеркнуть третий красным и зачеркнуть последний желтым. Данный вариант используйте с детьми 5 лет.
Предложенная работа должна проводиться регулярно. На первых этапах формирования внимания скорость работы не учитывается, но постепенно, по мере формирования навыка, темп самостоятельной деятельности ребенка должен увеличиваться.
Рис. 1
Задание 2
Мелкая моторика и запоминание фигур, переключаемость внимания, 2–4 года
Копирование и называние фигур.
Необходимо соединить точки так, чтобы получились фигуры квадрат, круг, треугольник и ромб.
Упражнение направлено на развитие мелкой моторики и запоминание фигур, а также переключение с одной фигуры на другую.
Рис. 2
Задание 3
Формирование, переключение, концентрация и объем внимания, 3–5 лет
Ребенок должен последовательно в каждой строке отметить в квадрате – галочку; в треугольнике – точку; в круге – плюс; в ромбе – минус. Детям от 3 лет делать не более 2–3 строк, затем увеличивать количество строк.
Рис. 3
Задание способствует формированию внимания, переключению внимания, формирует концентрацию и объем.
Задание 4
Концентрация внимания, наблюдательность
Ребенок должен самостоятельно выполнить задание: найти такое же ведерко, как в рамке. Задание учит находить сходства, что развивает концентрацию внимания и наблюдательность. Также способствует развитию мыслительных процессов – анализа, синтеза и сравнения.
Илл. 1 на цветной вклейке.
Задание 5
Концентрация внимания, наблюдательность, анализ, синтез, сравнение
Мясников: Устал повторять! Если ноют колено или тазобедренный сустав, срочно уберите из пищи...
Ребенок должен самостоятельно найти и показать на рисунке двух одинаковых кошек.
Задание учит находить сходства, что способствует концентрации внимания, а также наблюдательности. Также благотворно влияет на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез и сравнение.
Илл. 2 на цветной вклейке.
Задание 6
Распределение внимания
Необходимо дорисовать узор. Данное упражнение учит распределять внимание в процессе деятельности.
Вариант А
Образцы для выполнения узора:
Рис. 4
Вариант Б
Образцы узоров:
Рис. 5
Задание 7
Развитие внимания и воображения, 3–4 года
Дорисуй.
Ребенку предлагается назвать, что отсутствует, и дорисовать эти детали на картинке (для детей 3–4 лет). Задание направлено на развитие внимания, воображения, навыков изобразительной деятельности.
Илл. 3 на цветной вклейке.
Задание 8
Концентрация внимания, от 2–3 до 5–6 лет
Найди различия.
Ребенку предлагается картинка с изображением одного и того же объекта, отличающегося отдельными деталями. В зависимости от возраста (чем ребенок младше, тем меньше может заметить отличий: от 2–3 до 5–6 лет). Если возникнут трудности в выполнении задания, окажите помощь: «Посмотри, что держит в лапках кот?» и т. д.
Задание способствует максимальной концентрации внимания.
Рис. 6
Задание 9
Концентрация внимания, наблюдательность, укрепление воли
Найди сходства.
Ребенку поочередно предъявляются таблицы, на которых слева дан объект-образец, справа – четыре таких же объекта, но каждый из них отличается деталями. А один из четырех точно такой же, как и в образце слева, и его необходимо найти.
Задание учит находить сходства, что способствует концентрации внимания, а также наблюдательности и укреплению воли. Также благотворно влияет на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез и сравнениу
Илл. 4–6 на цветной вклейке.
Задание 10
Активизация обоих полушарий мозга, восприятия и выдачи информации, 3–10 лет
А) Ребенку предлагается сделать упражнение: правой рукой коснуться левого колена, затем левой рукой коснуться правого колена и так сделать 10–15 раз (детям от 5 лет – 25–30). (Рис. 7 и 8.)
Вы должны заметить, правильно ли выполняет ребенок это задание, не путает ли руки и ноги (нужно делать движения перекрестно). Задание можно выполнять стоя и лежа.
Данное упражнение улучшает координацию движений и осознание пространства, улучшает слух, зрение и понимание. Активизирует два полушария мозга, стимулирует навыки восприятия (прием информации) и также выражение информации.
Рис. 7 и 8
Рис. 9 и 10
Б) Ребенку предлагается сделать упражнение: правая рука и правая нога одновременно поднимаются вверх и спокойно опускаются; затем повторить с другой стороны, левой рукой и левой ногой. Задание можно выполнять стоя и лежа. (Рис. 9 и 10.)
Данное упражнение повышает зрительное внимание, дает концентрацию и стабильность, увеличивает время сосредоточения внимания, улучшает навык реагирования.
Задание 11
Анализ, синтез
Определение множественного числа.
Предложите ребенку: «Я буду называть тебе словом один предмет, а ты измени это слово так, чтобы оно обозначало много предметов. Например, я скажу «игрушка», а ты мне должен ответить – «игрушки».
Упражнение способствует развитию мыслительных процессов анализа, синтеза.
Допущено ошибок: _____________
Результат: ____________________
Развитие восприятия
Одним из важных элементов обучения ребенка является сформированное восприятие. К школе необходимо сформировать понятие величины и формы предметов. Значительно сложнее формируется цветовое восприятие, особенно оттенков, пространственные отношения, временные представления. Этому необходимо уделять большое внимание.
Задание 1
Знания об окружающей среде, изобразительные навыки
Посмотри и узнай.
Ребенку предлагается рисунок с пунктирным изображением знакомых предметов. Он сначала должен узнать их, затем обвести по контуру и раскрасить полученное изображение. (Рис. 11.)
В данном упражнении актуализируется запас имеющихся сведений об окружающей среде (узнавание предмета, знание его признаков и т. д.), а также формируется навык изобразительной деятельности (создание образа предмета по контуру, его раскрашивание).
Рис. 11
Задание 2
Восприятие формы и цвета, определение общих свойств предметов
Найди похожее.
Ребенку поочередно предложить 2 таблицы с изображением знакомых предметов. На первой требуется соотнести предметы по одному признаку – по форме. (Рис. 12.) На второй предметы различаются не только по форме, но и цвету.
Илл. 7 на цветной вклейке.
Лучший кардиолог Казахстана: "Не убейте сердце химией, если давление выше 140/80, ешьте обычную…
В этом задании формируются восприятие признаков формы, цвета и умение делить предметы на группы по какому-то признаку.
Рис. 12
Задание 3
Восприятие, самоконтроль, волевые качества
Составь целое из частей (разрезанные картинки).
Ребенку предлагается собрать картинку с изображением одного знакомого объекта, разрезанного на 2 части (2–3 года), 4 части (по вертикали и горизонтали) и 4 части (по диагонали). (Рис. 13.)
Данная работа должна проводиться регулярно на разных материалах, например пазлы, кубики.
В данном упражнении развиваются наблюдательность, восприятие частей и целого, а также целенаправленность, планирование, самоконтроль и волевые качества.
Рис. 13
Задание 4
Восприятие правой и левой сторон, от 3 лет и старше
Определи правую и левую стороны.
Ребенку предлагается сначала определить правую и левую стороны на себе (например, показать правую руку, ногу, глаз, поднять мяч правой рукой, взять карандаш в левую руку и т. д.). Данное упражнение рекомендуется детям от 3 лет и старше.
В данном упражнении формируется и закрепляется восприятие правой и левой сторон.
Задание 5
Восприятие правой и левой сторон, пространства, от 4 лет и старше
Определи положение предметов.
Ребенку, например, предлагается таблица, на которой изображены знакомые предметы, расположенные в разных частях листа. Он должен сказать, что нарисовано в центре, что нарисовано в левом верхнем углу, в правом нижнем и т. д. Также можно описывать свою комнату: где стоит шкаф, справа от него или слева? Это упражнение рекомендуется детям старше 4 лет.
Рис. 14
В данном упражнении закрепляются понимание левой, правой сторон, а также восприятие пространства и память. (Рис. 14.)
Задание 6
Внимание, ориентировка в пространстве, от 5 лет и старше
Слуховой диктант (нарисовать).
Дать ребенку лист, разделенный на 12, 16 или 18 квадратов. С помощью небольшого предмета (карандаша) он должен двигать предмет (пуговицу) в заданном направлении, например один шаг влево, один вверх; один вправо, один вверх; 3 влево, один вниз, один вправо, один вниз и т. д. Это задание рекомендуется выполнять детям старше 5 лет. (Рис. 15.)
Данное упражнение формирует внимание, ориентировку в пространстве, способность удерживать инструкцию, навык самоконтроля.
П р и м е р:
Рис. 15
Задание 7
Изобразительная деятельность, восприятие частей и целого
Кардиолог: "Чтобы давление всегда было 120/80 и не ударил инсульт – вечером пейте 150мл"
Ребенку предлагается точно перенести изображение ракеты в пустые клетки. Это упражнение формирует навык изобразительной деятельности, развивается наблюдательность, восприятие частей и целого.
«У тебя получится такая же ракета, если ты точно перенесешь все линии с маленького рисунка в большие клетки». (Рис. 16.)
Рис. 16
Задание 8
Периферическое зрение, координация
Обведи рисунок (двойные рисунки, 8 штук).
Вариант 1. Ребенку предлагается рисунок, который он должен обвести сначала с одной стороны, затем с другой правой рукой. Затем обвести левой рукой.
Вариант 2. Одну часть рисунка обвести правой рукой, вторую часть – левой рукой. Затем раскрасить.
Вариант 3. Обводить рисунок одновременно правой и левой руками. (Рис. 17–24.)
Данное упражнение позволяет улучшить периферическое зрение, координацию рука – глаз, осознание пространства и зрительного различия.
Рис. 17
Рис. 18
Рис. 19
Рис.
Олимпиадные задачи как средство развития математических способностей младших школьников
20
Рис. 21
Рис. 22
Рис. 23
Рис. 24
Развитие памяти
Важную роль в жизни каждого человека играет память. Формировать ее необходимо с детства. В дошкольном возрасте наиболее развитой является непроизвольная память. К началу систематического обучения дети уже запоминают стихи с помощью повторения. Однако необходимо формировать и осмысленную логическую память. При работе необходимо учитывать различные виды памяти (зрительную, слуховую, двигательную).
Перед тем как выполнять задания, необходимо сделать 2 упражнения, активизирующие кору головного мозга и позволяющие ребенку включиться в выполнение задания, а также отключиться от него.
Задание 1
«Перекрестные шаги»
Упражнение можно выполнять стоя, лежа или сидя. Руки вдоль бедер. Локтем правой руки коснуться левого колена, вернуться в исходное положение. Затем локтем левой руки коснуться правого колена, вернуться в исходное положение. Повторить упражнение 20–40 раз.
Возрастной жир не от еды! До 15кг "висячего жира" уйдут за неделю, если пить натощак 55мл...
Упражнение «Перекрестные шаги» поможет восстановить или улучшить работу мозга и тела. При медленном выполнении оно способствует активизации баланса вестибулярной системы; развитию координации и осознания пространства; улучшению слуха, зрения; укреплению дыхания и повышению жизненных сил; развитию языкового и речевого центров мозга, крупной и мелкой моторики, а также целостного восприятия мира.
Рис. 25 и 26
Задание 2
«Параллельные шаги»
Встаньте прямо, руки вдоль бедер. Держа голову неподвижно, глазами водите по кругу. Поднимите правую руку и правую ногу одновременно, затем опустите. Поднимите левую руку и левую ногу одновременно, затем опустите. Повторите упражнение 20–40 раз.
Упражнение «Параллельные шаги» разъединяет мысль и движение и дает возможность сосредоточиться на мысли, обдумать свои дальнейшие действия и потребности. Оно фиксирует конкретные фрагменты принимаемых мозгом программ, подводит черту под завершенными планами, преобразует осознанно или неосознанно сделанные действия в информационные единицы памяти и откладывает их в структурах мозга. Это упражнение прекрасно снимает физиологический стресс.
Рис. 27 и 28
Задание 3
Двигательная память, воображение
Вспомни и покажи.
Проводится в игровой форме. Детям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов (например, птицу, машущую крыльями, косолапого медведя, мяукающего котенка, лающую собаку, ползающую гусеницу).
Данное упражнение развивает двигательную память, формирует воображение.
Задание 4
Произвольная зрительная память, восприятие цвета, 3–5 лет
Разложи кубики (по порядку по цвету).
Ребенку предлагается 4 кубика в определенном порядке; он смотрит; затем кубики разобрать и ребенок самостоятельно снова складывает их по памяти, как было. Выложить необходимо 3–5 раз разные варианты. Упражнение для детей 3–5 лет.
А) Желтый, синий, красный, белый.
Б) Красный, синий, белый, желтый и т. д.
Данное упражнение развивает зрительную произвольную память и восприятие цвета.
Илл. 8 и 9 на цветной вклейке.
Задание 5
Определение объема зрительной произвольной памяти
Ребенку показывают картинки по порядку, он их запоминает и затем самостоятельно выкладывает. Картинки предъявляются по одной (приблизительно 1 секунда на 1 картинку). Затем ребенку необходимо назвать картинки, которые он видел, в любом порядке, значения не имеет. Дети 3–5 лет – 5–6 картинок, 6 лет и старше – 10–12 картинок. (Рис. 29.)
Рис. 29
Задание 6
Определение объема слуховой памяти
Необходимо самостоятельно выполнить задание и ответить на вопросы.
• Послушай слова, постарайся их запомнить и повторить: