В работе учителя нет мелочей

Соколова Анна Борисовна

В работе учителя нет мелочей

Учитель, если он честен, всегда должен

быть внимательным учеником.

Максим Горький

 

В работе учителя нет мелочей. Эту простую истину я поняла в институте, когда во время одного из занятий, преподаватель предложил нам поучаствовать в небольшом эксперименте. Суть его заключалась в том, чтобы студент вышел за дверь, вошел в аудиторию как учитель, поздоровался и объявил тему урока. Казалось бы, чего проще - зайти в класс и поздороваться с учениками? Однако, почти все мы испытание провалили. Преподаватель обращал внимание на неуверенную походку, безразличное выражение лица, наигранную интонацию, на то как аудитория реагирует на наше появление. Оказалось, что тему урока можно объявить не сразу, а лучше загадать загадку или рассказать небольшую притчу. Можно просто сказать, что сегодня особенный день, даже если это не праздник, потому что на занятии ученики узнают то, о чем ранее не знали.  Это был один из первых уроков по практической педагогике, который я запомнила на всю жизнь.

Не секрет, что молодой специалист сталкивается в начале своей деятельности с разными трудностями. Одной из них является выстраивание адекватной коммуникации с подрастающим поколением. Дети очень чувствительны к неискренности. Быть показательно строгим – отпугнуть, быть излишне добрым – позволить манипулировать собой. Молодой возраст педагога может вселить в ребят уверенность в том, что перед ними «свой», все понимающий и всепрощающий учитель. Если педагог начнет резко менять свой «гуманистический» подход на более авторитарный, то конфликты неизбежны. Именно поэтому начинающему учителю нужно хорошо знать возрастные психофизиологические особенности воспитанников, понимая, что у детей, как правило, нет намеренного желания обидеть или придраться к учителю, а есть желание обратить внимание на себя, посмотреть, как взрослый выходит из непростой ситуации, которую дети ему с удовольствием «подкинут».

 Помните, у поэта Рождественского в поэме «Учителям» есть такие строки:

«…Удачи вам, дебютанты и асы, удачи!

Особенно по утрам,

когда вы входите в школьные классы,

Одни — как в клетку, другие — как в храм…»

  Часто ли мы задаемся вопросом – с каким настроением входим в класс? Как трудно бывает порой оставить за порогом класса все свои проблемы, погрузиться в тему урока на 40 минут… Не менее важен и настрой ребят. Учитель должен «считывать» настроение детей еще до того, как начался урок. Возможно, ученики пришли после сдачи нормативов по физической подготовке или после контрольной работы, а может со времени последней встречи с педагогом случилось что-то важное или в классе есть именинник, о чем вас обязательно оповестят. Педагогу нужно найти время для общения с воспитанниками не только по пройденным и предстоящим темам, а поговорить о том, что их волнует, ответить на вопросы. Это не займет много времени, но позволит создать доверительные отношения.

 Выстраивание конструктивной коммуникации процесс длительный. Общение в неформальной обстановке сближает учеников и преподавателя, позволяет раскрыться тем ребятам, которые в силу разных причин могут «отсиживаться» на уроках. Совместное посещение музеев, выставок, экскурсий – прекрасное средство для установления контакта с детьми.

Практика работы показала эффективность такого подхода. Так, например, молодой специалист СПб СВУ, историк, за один учебный год посетил с ребятами крепость Орешек, Юсуповский и Гатчинский дворцы, Военно-Морской музей, Парк «Патриот» в г. Москва. Положительные эмоции, общение в неформальной обстановке, сама атмосфера выезда за пределы училища из привычной обстановки – все это работает на качество отношений между преподавателем и воспитанниками.  

Как мотивировать детей любить свой предмет? Сколько умных статей написано по этой теме, но нет ничего важнее личной заинтересованности в этом самого педагога. Помню, как нам в школе нравились уроки истории с диафильмами! А если на урок приносили огромный проектор с кинопленкой – это был настоящий праздник… Сегодня детей не удивишь ни кинофильмом, ни новыми гаджетами… Заметила, что если показываешь какой-либо отрывок из фильма, нужно обязательно смотреть вместе с детьми, не отвлекаясь, пусть даже в сотый раз вы видите это. К сюжету составить заранее несколько вопросов, а потом вместе обсудить. Еще на уроке нужно обязательно читать вслух с интонацией, с паузами…

 Уже много лет мы пишем с детьми исследовательские работы, погружаемся в самые мелкие детали прошлого. Бывают сложности с выбором темы, иногда воспитанникам хочется написать работу, материал для которой слишком объемен. Ни в коем случае нельзя отталкивать ученика. Необходимо привести к его к теме, адекватной его возможностям.

 Разумеется, что в условиях ограниченности времени и загруженности, как преподавателя, так и детей, работу в этом направлении нужно выстраивать очень деликатно, чтобы процесс приносил радость всем его участникам, а не стал рутинным и скучным. Работая в 2023 году над темой исследовательского проекта по краеведению к Международному фестивалю инновационных идей в «Старт в науку», суворовцы совместно с молодым преподавателем составили план, в котором нашлось место для самостоятельной работы, посещения Шелтозерского вепсского музея-заповедника, музея водской культуры в Кингисепском районе Ленинградской области, а также практическим занятиям на постановку речи к выступлению.

Такие формы работы позволяют реализовать дифференцированный поход к обучению, выявить детей с повышенной мотивацией, заинтересовать тех, кто еще не проявил себя. Уже к концу учебного года, многие суворовцы, в общении с которыми были определенные трудности в начале работы молодого педагога, подходили к преподавателю с просьбой порекомендовать дополнительную литературу для чтения по истории, а некоторые выразили намерение посещать внеурочные занятия по предмету.

Наверное, у каждого учителя найдется история о своих первых шагах в профессии. Через годы вспоминаешь некоторые моменты с улыбкой, но тогда любые промахи были трагедией и сопровождались неоднократными порывами уйти из школы навсегда. Я помню свою панику перед уроком в 8 классе. Тема сложная, я не знаю класс, волнуюсь. Но тут на помощь мне приходит коллега. У нас одна параллель и она приглашает меня на свой урок по той же теме. Я восхищаюсь, как легко учитель владеет материалом, не подсматривает в конспект, урок проходит на одном дыхании. И только с годами понимаешь, что эта «легкость» -  результат кропотливого труда, тщательного отбора материала, правильного настроя. Считаю, что взаимное посещение уроков является важнейшей составляющей в работе молодого специалиста и наставника. Разумеется, опытный педагог не должен давать готовые «рецепты» уроков, но посмотреть технологическую карту, расставить акценты в занятии, помочь скомпоновать материал, поделиться идеями для дифференцированных заданий – может обязательно.

Не секрет, что многие педагоги приходят в систему военного довузовского военного образования проработав какое-то время в школе. Специфика новой работы предполагает другую систему служебной иерархии и субординации. К кому обращаться в случае возникновения трудностей или вопросов, как вести себя в тех или иных ситуациях? Наставник является первым звеном в цепочке «Наставник-Руководитель кафедры-Методист-Заведующий учебным отделом».

Известно, что Закон «Об образовании» определяет трех участников образовательных отношений: обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность. В системе довузовских образовательных учреждений Министерства обороны важнейшую роль играют воспитатели. Чаще всего, именно через воспитателя осуществляется связь с родителями суворовцев.

Молодой специалист с первых дней работы должен знать начальников курсов и воспитателей учебных групп, в которых он работает, чтобы общаться с ними непосредственно, а не только с помощью телефона. Наблюдая за воспитанниками на уроке, преподаватель оценивает психологический климат в коллективе, обращает внимание на то, как дети общаются между собой в том числе на перемене, насколько они активны, что мешает учебному процессу. Информация должна оперативно поступать офицеру-воспитателю.

Роль наставника в адаптации нового работника очень важна. Высокая интенсивность труда, персональная ответственность педагога за результаты обучения, повышают риск раннего профессионального выгорания. Справится с первыми трудностями, направить энергию молодого специалиста в нужное русло - задача наставника.

 Как правильно заполнить электронный журнал, разобраться с расписанием, режимом дня суворовцев, наладить общение с начальником курса или воспитателем, повлиять на нерадивого воспитанника или похвалить отличившегося – подобные вопросы возникают каждый день и это вовсе не мелочи. Потому, что в работе учителя мелочей не бывает.