Проект "БЕЗ СРОКА ДАВНОСТИ. ЖИВАЯ ПАМЯТЬ"
Каптелинина Ольга Павловна
учитель истории и обществознания,
советник директора по воспитанию
руководитель школьного Музея
МАОУ СОШ с. Нижнетроицкий
муниципального района Туймазинский район
с. Нижнетроицкий Республика Башкортостан
Проект "БЕЗ СРОКА ДАВНОСТИ. ЖИВАЯ ПАМЯТЬ"
Цель проекта :
- сохранение исторической памяти о трагедии мирного населения СССР – жертв военных преступлений нацистов и их пособников в период Великой Отечественной войны;
- знать и понимать понятия фашизм, нацизм, геноцид, значит не допустить этого в будущем. Это дело каждого;
- знать историю трудовых и боевых подвигов наших односельчан.
Задачи проекта:
- формировать представления об истинных ценностях настоящего гражданина, интереса к истории своей Родины, к её героям;
- формировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;
- познакомить школьников с историческими фактами военных лет, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания;
- воспитывать нравственно-патриотические чувства у школьников через совместные мероприятия с участием детей, родителей и педагогов.
- сформировать у обучающихся непримиримую позицию осуждения попыток героизации нацистов.
Уникальность проекта:
Учитывая, что поставленные цели и задачи не могут быть реализованы в короткие сроки, уникальность данного проекта состоит:
- в его временной продолжительности,
- в использовании различных форм социокультурной деятельности в процессе патриотического воспитания школьников,
- в воспитание подрастающего поколения через личное знакомство и общение с людьми старшего поколения;
Актуальность программы заключается в усилении внимания на развитие и воспитание личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил. Таким образом, актуальность проекта "Без срока давности. Живая память" обусловлена необходимостью сохранения исторической памяти о прошедших событиях.
Новизна программы состоит в том, что она обеспечивает овладение ключевыми компетенциями школьников в воспитательном аспекте необходимых для гармоничного развития личности.
Основная проблема: В наше время особенно необходимо привлекать внимание к изучению истории наших предков, помнить об их подвигах в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Если будет жива память о них, то мы сможем передать следующему поколению их биографии жизни. Я считаю, что это будет способствовать воспитанию патриотизма у подрастающего поколения.
Объект исследования - Сохранение исторической Памяти;
Сроки реализации проекта: Проект краткосрочный - сентябрь 2023 - апрель 2024 годы.
Практическая значимость. Практической пользой данного проекта является то, что материалы исследовательских работ можно применить на уроках истории, литературы, для проведения классных часов, уроков мужества, при организации мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне. Также собранный материал можно использовать при проведении мероприятий День единый действий, в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны и могут служить основанием для продолжения изучения фактов преступления нацистов.
В реализации проекта участвуют группы обучающихся 5 - 11 классов.
Охват проекта: Около 150 учащихся, 15 учителей школы, родители, жители микрорайона, ветераны войны и труда.
Мероприятия, входящие в проект "Без срока давности. Живая память":
- Участие педагога Каптелининой Ольги Павловны в Конкурсе "Клуб лекторов";
- Участие учащейся 10 класса Муфтаховой Маргариты во Всероссийском конкурсе сочинений "Без срока давности";
- Участие учащейся 5 класса Карловой Дианы в НПК школьников с проектом "Мой прадед - Карлов Виктор Евлампиевич";
- Участие школьного Музея истории школы и села Нижнетроицкий в Региональном этапе Фестиваля Музеев "Без срока давности";
- Заключительное событие - Урок Памяти "Без срока давности";
Продукт проекта – видео, презентации, исследовательские работы.
Принципы реализации Проекта:
Принцип гуманизации предполагает реальное соблюдение прав участников проекта, закрепленных Законом РФ «Об образовании», Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка и другими нормативными документами; утверждение непреходящей ценности общекультурного человеческого достояния, внимания к историческим ценностям,
Принцип сотрудничества определяет построение взаимоотношений участников проекта на основе компетентности, авторитетности и поддержание достоинства в отношении участников проекта, повышающих уровень самооценки, на взаимном уважении и доверии в соответствии с принципами ненасильственного общения.
Принцип индивидуализации предполагает учет уровня развития способностей каждого участника (воспитанника, определяет оценку его реальных возможностей, реализуемых в сотрудничестве со взрослым.
Деятельностный принцип определяет подходы к содержанию и построению реализации проекта с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в которой не только «вызревают» психологические новообразования, но и создаются условия для закрепления в типичных видах деятельности определенных умений и навыков.
Принцип целостности предполагает построение деятельности участников проекта на основе единства процессов развития, создание сбалансированного образовательного пространства, учитывающего комплекс отраслей знаний в содержании образования, адекватность педагогических технологий содержанию и задачам образования и воспитания.
Принцип добровольности Любой субъект образовательного процесса в МАОУ СОШ, как педагоги, так и воспитанники должны иметь возможность согласиться или отказаться от проектирования.
Результаты:
В ходе работы над Проектом нами проанализированы различные источники, которые подтверждают достоверность убийства немецкими оккупантами в годы Великой Отечественной войны на оккупированной территории мирных граждан разных национальностей, военнопленных, душевнобольных, инвалидов и заключенных.
Для создания видео и исследовательских работ была проведена кропотливая работа с
документами: материалы расследования Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников на оккупированной территории; информация сайтов о Великой Отечественной войне в сети Интернет. Был собран большой материал, написаны исследовательские работы, Весь собранный материал спользован при создании данного проекта.
Оформление Урока Памяти:
- экспонаты школьного Музея истории школы и села Нижнетроицкий;
- мультимедийная система;
- презентация с материалами Всероссийского проекта "Без срока давности", материалами школьного Музея истории школы и села Нижнетроицкий, песней
- костюмы для героев трудовых и боевых подвигов односельчан;
Ход Урока Памяти:
Ведущий 1: Выбор даты проведения Дня единых действий обусловлен следующими обстоятельствами.
80 лет назад, 19 апреля 1943 года, был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР № 39 «О мерах наказания для немецко- фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников родины из числа советских граждан и для их пособников». Появление этого документа было первым фактом признания целенаправленной и масштабной политики нацистов и их пособников по уничтожению мирного населения на оккупированной территории и наказуемости таких преступлений. Этот Указ Президиума Верховного Совета СССР стал правовым основанием большой работы по установлению и расследованию преступлений нацистов против советского народа, которая велась с ноября 1942 г. Чрезвычайной государственной комиссией по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков.
Ведущий 2
Великая Отечественная война стала тяжелым испытанием для народов СССР. Это война, в которой решалось, будет ли у народов Советского Союза будущее вообще. Генеральным планом «ОСТ» предусматривалась немецкая колонизация большей части территории Советского Союза, что означало принудительное выселение и уничтожение местного населения. Были не важны национальность, возраст, социальное происхождение, пол – ведь речь шла об освобождении территории для переселения немецких колонистов.
Ведущий 1
Итог преступлений нацистов против гражданского населения СССР выражается в страшном соотношении числа жертв среди военных и мирных жителей. Война унесла жизни 26,6 млн. чел. Из них практически половина – это потери среди мирного населения на оккупированной территории – 13 684 692, в том числе 11 520 379 человек погибли в результате карательных операций, холода, голода, издевательств. Остальные 2 164 313 погибли в изгнании на принудительных работах. Всего на принудительные работы с оккупированной территории было вывезено 5 269 513 советских граждан.
Ведущий 2
- Уже в годы Великой Отечественной войны по мере освобождения оккупированной нацистами территории стали очевидны масштаб и зловещность преступлений против мирного населения. Потому дата 19 апреля – особая дата в сохранении исторической правды о преступлениях нацистов. Обращаю ваше внимание, что 19 апреля 1943 г. можно по праву рассматривать как предтечу формулировки в национальном и международном уголовном праве ответственности за преступления по статье «геноцид».
УК РФ Статья 357. Геноцид -
«Действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы, - наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью».
(Во вступительном слове организатор дает определение понятий
«геноцид», «нацизм», а также рассказывает о всероссийском проекте «Без срока давности», используя презентацию проекта)
Ведущий 1:
Нацизм – радикальная идеология, предполагающая превосходство одного народа над другими. Для определения отличия превосходства может использоваться расовый, этнический, биологический и даже языковой признак. Угнетение других предусматривает и их планомерное уничтожение. Нацизм является отличительной чертой германского фашизма, который перерос в отдельную страшную идеологию правящего в государстве режима, предусматривающую господство арийской нации над миром.
Раскрывая понятие «геноцид», специалист обращает внимание учащихся на то, что его основные смысловые конструкции были сформулированы в ходе Нюрнбергского трибунала и получили затем закрепление в Конвенции ООН 1948 г.
Ведущий 2:
Самыми тяжелыми последствиями Великой Отечественной войны для Советского Союза являются людские потери – военнослужащих и гражданского населения, составившие почти 27 миллионов человек. Эта цифра была получена в результате обширных статистических исследований ученых-демографов и последующей работы (в конце 80-х годов XX в.) государственной комиссии по уточнению людских потерь. В указанное число общих людских потерь входят убитые в бою и умершие от ран и болезней военнослужащие и партизаны; умершие от голода, погибшие во время бомбежек, артиллерийских обстрелов и карательных акций мирные граждане; расстрелянные и замученные в концентрационных лагерях военнопленные; подпольщики, а также рабочие, крестьяне и служащие, угнанные на каторжные работы. Среди них – дети.
Чтобы понять , что такое геноцид, смотрим документальные кадры по Брянской области.
( включаем ролик - Брянская область)
Ведущий 1:
Основываясь на изученной информации и своих знаниях ответьте на вопросы:
- Как сохранение исторической памяти о жертвах геноцида советского народа способствует недопущению возрождения идей нацизма в обществе?
- Какие формы оказания помощи пострадавшим от действий ВСУ и украинских неонацистов, вы знаете?
Ведущий 2:
На территории нашего села не было боевых действий, но наши односельчане внесли огромный вклад в Великую Победу над фашизмом.
(инсценировка):
1. Нечаева Анастасия: Я - Поздеева Раиса. Во время Великой Отечественной войны мы заменили у станков мужчин. Работали по 10-12 часов, а потом на подводах ехали в лес, где заготавливали дрова для промышленной котельной. И так без выходных и без праздников. Это нельзя забыть, об этом нельзя молчать.
2. Ситников Владимир: Я - Лысенков Алексей, выпускник Нижнетроицкой средней школы. Во время Великой Отечественной войны служил танкистом. В 1944 году за боевые подвиги мне было присвоено звание Героя Советского союза. В апреле 1945 года при освобождении Венгерского города Гуттамаши я был убит. Это нельзя забыть, об этом нельзя молчать.
3. Комарова Кира: Я - Некифорова Тоня. Во время войны мне было 15 лет. Я вставала к станку, потому что женщины уезжали в лес на заготовку дров. Работали без выходных и праздников. Это нельзя забыть, об этом нельзя молчать.
4. Муфтахова Маргарита: Я - Васильева Валентина. После школы поступила в башкирский педагогический институт, но в 1942 году добровольцем ушла на фронт. Служила радистом- кодировщиком в метеобюро при штабе 5 штурмовой авиа дивизии. В день, когда мы зашли в Апостолово, Украина, из шурфов-шахт доставали трупы, которые фашисты скидывали туда еще живыми. Это нельзя забыть, об этом нельзя молчать.
5. Дергачев Александр: Я - Воробьев Василий. Мой стаж работы берет начало с 1915 года. Когда мои односельчане ушли на фронт, я вернулся на фабрику, потому что понимал, что шинельное сукно, которое мы выпускали, спасало много тысяч солдат. Работали мы без выходных и праздников. И да, действительно, это нельзя забыть, об этом нельзя молчать.
6. Галимшин Вадим: Я - Горбунов Михаил. Во время войны я служил в воздушно-десантных войсках. Имею награды. В память о погибших односельчанах я спроектировал обелиск, который является местом почитания подвигов своих односельчан . Об их подвигах нельзя забыть, о них нельзя молчать.
Все вместе: это нельзя забыть, об этом нельзя молчать.
Ведущий 1:
Вывод по итогам проведения образовательного события:
Уроки прошлого нельзя забывать, чтобы не допустить повторения всенародного горя в настоящем. История Великой Отечественной, Второй мировой, история геноцида народов Советского Союза – это не абстрактная история, это история каждой семьи, она будет иметь значение для многих поколений наших потомков, и они тоже будут смотреть парад и военные фильмы, петь военные песни, гордиться предками и страстно желать, чтобы те страшные четыре года, которые нашим семьям и ближайшим соседям пришлось пережить, никогда не повторились. Помнить, чтобы не допустить…
Однако еще древние говорили, что память устроена сложно. И настоящее дает нам горькие примеры проявления нацизма, неонацизма, геноцида в отношении отдельных народов… Яркие факты неонацизма сегодня мы видим в США, Европе, некоторых странах Латинской Америки, Украине…
Ведущий2:
Страшно, что и сейчас, в 21 веке снова гибнут дети
Теперь обратимся к ситуации на Украине с 2014 года.
За девять лет вооруженного конфликта в Донецкой народной республике (ДНР) погибли 228 детей.
День памяти детей — жертв войны в Донбассе отмечается в ДНР 27 июля, в годовщину обстрела украинскими формированиями города Горловка, в результате которого погибли 13 человек.
КАК НА САМОМ ДЕЛЕ УБИВАЛИ ДЕТЕЙ ДОНБАССА: ЗАПРЕЩЁННЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА
Страшная правда
По словам одного из лидеров Союза добровольцев Донбасса, первого главы министерства госбезопасности ДНР Андрея Пинчука, украинские военные обстреливали учебные заведения Народных республик совершенно сознательно.
В октябре 2014 года дети позже пошли в школу из-за экономической блокады… Тогда украинские военные целенаправленно обстреляли школы. В Донецке есть известный памятник, когда брат заслонил собой в дверном проёме сестру, которую он привёл в школу, и других детей. Его посекло осколками, потому что он закрыл их собой. Такие маленькие герои являются прямым подтверждением того, что ВСУ – это убийцы и негодяи, – заявил Царьграду Пинчук.
Много насильственных смертей детей по вине Киева пришлось и на последующие годы донбасской войны – 2015-й и 2016-й.
В Донецке по факту гибели юных донбассовцев была создана специальная международная комиссия, представители которой детально выясняли факты гибели детей, уточнялись свидетельские показания, в том числе родителей погибших.
По словам представительницы комиссии от министерства информации ДНР, родители убитых Украиной детей не всегда могли говорить о своих трагедиях на камеру. Горе подкосило их и лишило сил.
Вот лишь несколько свидетельств о гибели юных жителей региона, теперь вечно юных и бессмертных.
"Они стреляли в упор"
Александре Мамедхановой в 2014 году исполнилось 14 лет. Она – одна из первых жертв донбасской войны, жизнь которой прервала автоматная очередь украинского боевика.
Ирина Мамедханова, мама Саши, рассказала представителям комиссии, расследовавшей факты гибели детей Донбасса, о жизни и гибели дочери.
Девочка была от природы одарена феноменальной памятью. Хорошо училась, любила заниматься творчеством, рисовать, делала своими руками игрушки, много помогала родителям и ухаживала за маленьким братом.
Мы уезжали (от войны – прим. ред.) в Доброполье (территория, оккупированная Украиной) на своей машине. Проехали все блокпосты. Перед последним блокпостом, на котором уже стояли украинские солдаты, я дала Сашеньке телефон и попросила её позвонить бабушке, сказать, что мы уже приехали. Она отказалась позвонить, сказала, что, как приедем, тогда и позвоню,– вспоминает мама погибшей девочки.
Супругов должен был встречать Сашин крёстный на своей машине. По словам отца погибшей, они увидели, что знакомый автомобиль стоит на обочине, окружённый украинскими военными. Крёстный махнул им рукой, и этот знак отец Саши расценил как "проезжайте мимо". И в этот момент раздались несколько очередей по машине дончан, несмотря на заметную надпись "дети". Украинские военные стреляли в упор. Несколько пуль попали в девочку.
Мы не думали, что будут такие последствия, думали, что ребёнок ранен. Она ведь ещё дышала. Заехали в близлежащий дом, там вызвали скорую. Потом уже стало известно, что по нам стреляли из четырёх автоматов, – рассказала мама Саши.
Когда украинские боевики удостоверились, что стреляли по мирным людям, они сразу же уехали, напоследок бросив убитым горем родителям, что "разберутся".
Я им ответила: "В чём же вы разберётесь? вы ребёнка убили!" Потом приехала милиция, и мы все, крёстный и его брат, дали показания, но нам сразу сказали, что "мы даже заниматься этим делом не будем",
– добавила Ирина.
Она отметила: приехавшие на скорой врачи рассказали о том, что все жители соседнего с блокпостом донбасского посёлка очень боялись тех, кто там стоял, называя их бандеровцами.
Последняя тренировка
Двенадцатилетний Никита Руссов погиб во время массированного обстрела со стороны ВСУ донецкого посёлка Азотный.
Мама мальчика, Ольга Руссова, рассказала*, что он учился в донецкой школе №48, очень любил спорт, занимался греко-римской борьбой и имел отличные спортивные показатели. Никита погиб, когда шёл на тренировку.
По словам Ольги, сын был очень отзывчивым и заботливым по отношению к близким. Ей трудно вспоминать обо всём без слёз:
Часто говорил мне: мама, давай обнимемся… Мы стоим и обнимаемся. Однажды попросил меня, что бы я пирог научила его печь – самый обычный, яблочную шарлотку…
В 2014 году Ольгу вызвали на работу и предложили ей, как и остальным сотрудникам, уехать из Донецка, так как их предприятие эвакуировалось. Но женщина отказалась наотрез.
Я жила со своей мамой, у нас также жили кот и собака, нельзя было их бросать, – пояснила она своё решение.
В тот роковой день, когда Никиту убил вражеский снаряд, она долго звонила сыну, ушедшему на тренировку. Но его телефон упорно молчал. Позднее стало известно, что мальчик погиб на месте, получив несовместимые с жизнью ранения в ходе обстрела со стороны ВСУ.
"Это геноцид Украины…"
В том первом, страшном 2014 году, когда украинские боевики и ВСУ регулярно обстреливали мирные города Донбасса, от пуль и разорвавшихся снарядов гибли целыми семьями.
7 августа 2014 года погибли годовалая Настенька Подлипская и её мама Валерия.
Татьяна Пашина, мама и бабушка погибших, рассказала*, что её дочь родилась в Горловке, училась, закончила ДПИ, получив специальность проектировщика дорог, работала в донецком проектном институте. Потом ушла в декретный отпуск, когда родилась Анастасия. Крошка уже стала произносить первые слова, когда жизнь семьи перечеркнула донбасская война.
Мать и дочь погибли во время обстрела на собственной даче.
Их так и нашли. Настенька сидела в колясочке, а дочь рядом, как бы прикрывая её собой,– поделилась мама погибшей.
Страшные даты
23 августа 2014 года, во время обстрела ВСУ жилого района Донецка, в результате прямого попадания погибли две сестры – Кристина и Александра, а вместе с ними и родители. Почти вся семья Коваленко.
Бабушка погибшей семьи – единственный свидетель трагедии. Рассказывая подробности самого страшного дня в своей жизни донецким журналистам, она с трудом подбирала слова. Снаряд, выпущенный украинским военным, в одно мгновение лишил её всех близких, и теперь никогда в её доме не зазвучит детский смех.
По официальным данным, в течение всего периода военного конфликта, с 14 апреля 2014-го по 30 апреля 2021-го, погибли 152 ребёнка (из них 102 мальчика и 50 девочек) и 146 детей получили ранения (из них 120 мальчиков и 26 девочек). Список убитых по вине ВСУ детей Донбасса продолжает расти. По мнению Пинчука, реальный список жертв даже приуменьшен.
На самом деле их больше, потому что это и раненые, и вывезенные на территорию России дети. Даже оставшиеся в живых – это дети с огромной психологической травмой, – отметил он.
В память безвинных детских жертв военной агрессии Украины во многих городах ДНР появились мемориалы и скверы. В 2015 году в донецком Парке Победы была заложена Аллея Ангелов, где на чёрном мраморе в алфавитном порядке высечены имена погибших детей Донбасса, а также указан их возраст. Подножие мемориала всегда украшено живыми цветами и мягкими игрушками.
Видеоролик Песня "Аллея Ангелов"
Минута молчания
Ведущий 1:
По международному гуманитарному праву война не должна проходить там, где есть гражданское население. Но мы видим, что и Гитлер, и украинские руководители (П.Порошенко и В.Зеленский), это правило не соблюдают. Что во время Великой Отечественной войны, что в наше время погибают мирные жители. В чем вина героев "Молодой гвардии" или детей Донбасса? Почему погибают совсем молодые люди? Каких целей добивались и добиваются главы государств, которые отдают приказы громить школы и детские сады, брать в заложники мирных жителей?
Ясно одно - нет срока давности для преступлений против мирных жителей нашей страны, особенно детей.
Осознать вину, принять страшную правду – значит осознать собственную патологию. Но любой маньяк сделает всё, чтобы этого не делать. В этом смысле украинское государство ничем не отличается от такого маньяка.
Рано или поздно за бесчеловечные преступления против всех жителей Донбасса надо будет нести ответ. Один донецкий священник сказал, что кровь невинных детей вопиёт к Небу. Есть Высший суд, неумолимый и неподкупный. И он ждёт всех.
24 февраля 2022 года президент России объявил о начале специальной военной операции на территории Украины.
25 января 2023 года президент России Владимир Путин заявил, что целью специальной военной операции на территории Украины является защита людей и самой России.
В феврале 2022 года официальными целями спецоперации являлись демилитаризация и денацификация Украины. Впоследствии представители власти заявили и о других причинах начатой спецоперации. В том числе, защита России, прекращение конфликта на территории Донбасса, защита местного населения, а также освобождение Донбасса и защита независимости России.
Президент объяснил, что целью Запада является ослабление России вплоть до ее уничтожения. Именно по этой причине Украина была превращена в антироссийский плацдарм. Владимир Путин добавил, что за всем этим последовало бы наступление на Крым. Именно поэтому спецоперация стала единственным правильным решением.
Ведущий
У таких действий против человечества и мира нет срока и места давности.
Победа советского народа над фашистской Германией остановила шествие нацизма в мире более чем на 70 лет.
Ни один памятник не в состоянии что-либо помнить. Место памяти – в человеке. Она живет в нем, бередит его ум и чувства, задает вопросы и требует ответов.
Константин Симонов сказал: «У нас, у живых, есть много человеческих прав. У нас есть право трудиться У нас есть право на любовь, есть право на дружбу, есть право на счастье. Но одного права у нас, у живых, нет , и никогда не будет.
У нас нет права забывать о том, что сделали наши павшие товарищи во имя Победы, во имя Родины, во имя жизни на земле.»
Ведущий 2:
- Для чего необходимо сохранить и знать историческую правду о преступлениях нацистов в отношении мирного советского населения в годы Великой Отечественной войны?
- Что Вы испытываете, увидев преступления нацистов и их пособников против мирного населения?
- Что значит Победа советского народа в Великой Отечественной войне для нас?
- Почему стало возможным возрождение нацизма в современном мире?
- Какие ценности отстаивает Россия при проведении специальной военной операции?
- Почему стало неизбежным решение России о проведении специальной военной операции на территории Украины?
Ведущий1:
А сейчас мы напишем письма нашим воинам в зону СВО
Всем большое спасибо!
Ссылки на материалы Проекта:
Презентация на День единых действий "Без срока давности" | https://vk.com/doc79915292_675204428?hash=x41Urtx5...
|
Ссылка на пост в VK : | https://vk.com/omachonina?w=wall79915292_1366
|
Песня "Аллея Ангелов" | - https://vk.com/video260826566_456241057
|
Видеоролик на Фестиваль "Без срока давности" | |
Видеоролик анонс Конкурс лекторов | |
Материалы Конкурса лекторов |