Использование методов и приемов нейропсихологии в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии

Мальцева Наталья Сергеевна
В отечественном образовании наряду с сохранением лучших российских традиций идет поиск новых форм и методов работы. Это в полной мере относится и к системе дошкольного воспитания. Сегодня все чаще в работе с детьми используется нейропсихологический подход, который позволяет наилучшим образом интегрировать индивидуально-психологические особенности ребенка, обусловленные действующими механизмами созревания его мозговых структур, с социальными требованиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование методов и приемов нейропсихологии в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии


Использование методов и приемов нейропсихологии в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии

В отечественном образовании наряду с сохранением лучших российских традиций идет поиск новых форм и методов работы. Это в полной мере относится и к системе дошкольного воспитания. Сегодня все чаще в работе с детьми используется нейропсихологический подход, который позволяет наилучшим образом интегрировать индивидуально-психологические особенности ребенка, обусловленные действующими механизмами созревания его мозговых структур, с социальными требованиями.

Ценность данного подхода возрастает в связи с насущной проблемой современного образования, а именно – ростом количества детей с различными отклонениями в развитии. При этом речь идет не столько о росте грубых дефектов психики, сколько о фиксации варианта развития в пределах нижних нормативных границ. Так, своевременно не развитые дифицитарные психические функции контроля, программирования, анализа и переработки сенсорной информации, речевого кодирования и другие, негативным образом сказывается на последующих этапах обучения ребенка в школе, приводит к социальной дезадаптации, то есть неумение младшего школьника соотносить свои потребности с социальными нормами и правилами, низкие темпы обучения, несформированные коммуникативные навыки, недостаточный уровень саморегуляции.

Учитывать неравномерность развития высших психических функций ребенка следует не только в школьном обучении, но и в детском саду. Задачей психолога детского сада является грамотное проведение психодиагностической работы, обсуждение с воспитателями полученных результатов, выделение детей, испытывающих трудности в овладении образовательной программой, разработка индивидуально- ориентированной стратегии и тактики развивающей работы с данной группой детей. Следует отметить, что в реализации развивающей работы с плохо успевающими детьми, имеющими проблемы в поведении должны участвовать психолог, воспитатели и родители: психолог осуществляет индивидуальную и групповую развивающую работу, воспитатели проводят занятия с учетом дифференцированного подхода и личностно – ориентированного обучения., родители посещают консультации специалистов ДОУ, интересуются успехами ребенка в группе и выполняют совместно с ребенком домашние задания, данные психологом. Развивающая работа предполагает не тренировку определенных навыков, а «формирование целостной функциональной системы, которая позволит ребенку самостоятельно овладеть различными умениями».

Нейропсихологическая диагностика — это психологический метод на основе нейропсихологических проб (специальные задания, рисунки, рассматривание картинок, составление рассказов и ответы на вопросы). Автором нейропсихологических диагностических проб является российский учёный Александр Романович Лурия. Современный метод адаптирован специально для детей. Я изучила и систематизировала дифференцированные по возрасту методы и стимульный материал адаптированный Глозман Ж. М., Потаниной А. Ю, Соболевой А. Е. для нейропсихологической диагностики дошкольников. Где даны принципы, критерии и шкалы для количественной оценки результатов нейропсихологического анализа и их динамики в ходе

коррекционно-развивающего обучения.

Такое тестирование позволяет:

• понять актуальную картину сформированности мозговых структур;

• обнаружить причины трудностей поведения и обучения;

• определить степень готовности ребёнка к школьному обучению;

• прогнозировать возможные трудности в обучении в школе;

• получить рекомендации, как развивать ребёнка, на что обращать внимание.

Пройти нейропсихологическое обследование полезно любому ребёнку от 5 лет (особенно перед школой, чтобы знать, как готовить ребёнка, на что делать акцент) и до 9 лет (младший школьный возраст, когда обнаруживаются трудности в обучении). Этот временной период является самым благоприятным для возможных изменений и коррекции трудностей.

Следует провести нейродиагностику, если ребёнок:

• пишет, рисует левой рукой;

• имеет проблемы с памятью;

• медлителен или излишне активен;

• плохо усваивает учебный материал;

• не может описать картинку,скопировать рисунок;

• мало ползал или не ползал совсем;

• с трудом высиживает 15 минут на одном месте;

• двигает ногами, языком, когда пишет и рисует;

• невнимателен, часто отвлекается, быстро устаёт;

• пропускает, заменяет буквы, пишет их зеркально;

• имеет повышенный или пониженный тонус;

• имеет в анамнезе ММД, СДВГ, ЗПР, ЗРР;

• у него дизартрия, дисграфия, дислексия, дискалькулия.

Желательно проводить её в первой половине дня, чтобы ребёнок не был усталым, а также не болел. Перегрузка и сниженный иммунитет сказываются на результатах диагностики — картина становится необъективной, ребёнок вероятнее всего покажет низкие результаты.

Родителям необходимо заполнить достаточно подробный анамнез — историю развития ребёнка: беременность, роды, 1-й год жизни.

Нейропcихoлогические коррекционные занятия должны строиться по принципу замещающего онтогенеза (принцип развития ребёнка от рождения до настоящего времени — автор А. В. Семенович).

Oсновная цель занятий — воздействуя на сенсомоторный уровень и учитывая общие закономерности естественного развития ребёнка, активизировать развитие всех высших психических функций и особенно проблемных, отстающих сфер.

Занятия делятся на 2 части:

Первая часть — «на ковре» — собственно двигательная коррекция, включающая в себя упражнения и задания на повышение работоспособности и тонуса, формирование межполушарных связей, усвоение двигательных программ, построение схeмы тела, усвоение понятий «право» — «лево», снижение импульсивности, снижение инертности, повышение уровня произвольности и самоконтроля, расслабление.

Упражнения подбираются таким образом, чтобы ребёнок мог компенсировать пропущенные двигательные этапы (например, ползание). Bсе упражнения преподносятся в игровой форме и приглашают самого ребёнка развивать свою фантазию и речь.

Для оптимизации функционального статуса глубинных образований мозга, формирования базиса подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий используют специальные дыхательные упражненя, массаж и самомассаж;

для оптимизации и стабилизации общего тонуса тела используют растяжки, релаксацию;

для работы с с локальными мышечными зажимами и дистониями, расширения сенсомоторного репертуара использую специальные упражнения для глаз, речевого аппарата, шеи, плеч, рук, ног;

на формирование одновременных и реципрокных координаций оказывают положительное влияние не только упражнения, включающие взаимодействия рук и ног, но так же и сочетание движений правой и левой половины тела;

для формирования навыков внимания и преодоления стереотиаов упражнения строятся по следующему принципу: задается условный сигнал и соответствующая ему реакция.

Вторая часть — задания «за столом», направленные на активизацию и развитие всех высших пcихических функций (внимания, мышления, памяти, воображения, ориентировка на листе бумаги и т. д.) с учётом проблематики ребёнка. В этой части занятия используются различные дидактические игры и методики.

Для развития соматогностических, тактильных и кинестетических процессов использую игры:

«Повтори позу». Ребенок повторяет за психологом позу (затем несколько поз, в создании которой участвует все тело.

«Телесные фигуры, буквы и цифры». Придумайте вместе с ребенком, как можно изобразить пальцами рук, а также всем телом фигуры, буквы и цифры. Обязательно проиграйте все варианты перед зеркалом. В этой игре могут участвовать несколько человек, тогда «телесные» буквы и цифры будут составляться всеми детьми одновременно.

«Игра с палочками». Предложите ребенку комплект палочек разной длины (2 — 7 см, толщины и фактуры. Пусть он с закрытыми глазами разложит их на однородные кучки. И др.

Развитие зрительного гнозиса: разрезные картинки, выбор недостающего фрагмента изображения, чего здесь не хватает, дорисуй предмет до целого, что здесь изображено, что перепутал художник и т. п.

Необходимо развивать пространственные и квазипространственные представления. К ним относится освоение 1) телесного пространства - Базовое упражнение на формирование пространственных представлений заключается в том, что каждое из направлений связывается (закрепляется) с определенным движением, например: «вперед», «назад», «вверх», «вправо» и «влево» — простой шаг или прыжок на двух ногах, шаг или прыжок с разворотом в соответствующую сторону; «вниз» — приседание. Здесь же закрепляются понятия «дальше», «ближе» и т. п. Вначале ребенок выполняет движения вместе с психологом, который и поясняет (означивает) каждое направление. Большую пользу здесь приносит зеркало, перед которым движения выполняются. 2)освоение внешнего пространства; следующим этапом формирования пространственных представлений является переход к двигательным и графическим схемам Психолог диктует траекторию, по которой нужно найти предмет в комнате или здании. Далее осуществляется совместное, а затем самостоятельное составление планов (комнаты, класса, улицы и т. д.). «Проведи линию». По инструкции психолога ребенок проводит определенные линии (прямые, пунктирные, волнистые, цветные и т. д.) в определенном направлении, не отрывая карандаш от бумаги. Например: «Из центра листа (ставим точку) проводим волнистую линию вверх, затем — прямую линию в левый нижний угол» и т. д. На следующем этапе проводится работа в тетради в клеточку — «Графические диктанты», расставь значки, соедини точки и т. п.

Неотъемлемой частью формирования пространственных представлений являются упражнения, выполняя которые ребенок может творчески манипулировать разнообразными объектами. Ими могут быть предметы, конструкторы, кубики, «лего», пазлы, разрезные картинки, Кубики Коса, «Танграм», «Квадраты Никитина», игра «Разноцветные квадраты», мозаики и т. п. Так, в частности, ребенку важно при усвоении букв и цифр самому «сваять» их из пластилина или проволоки.

Формирование «квазипространственных» представлений начинается с введения в работу предлогов посредством сопоставления их с отработанными выше пространственными представлениями. Например, ребенку предлагается выполнить следующее: «Встать (или присесть) перед, за, слева, справа, на, под предмет», «Поставить или положить предмет перед, за, слева, справа, над, под собой» и т. п. Постепенно через вербальное обозначение соответствующих пространственных представлений осуществляется переход от понятий «выше», «ниже» к понятиям «над», «под» и т. д.

Для развития кинетических процессов использую разнообразные зарания в тетради в клетку, задания закрути спираль-раскрути спирать,обведи точки раскрась, зеркальный узор, проложи узор, дорисуй в определенной последовательности, продолжи орнамент, зачеркни букву и т. п.

Использую различные упражнения для развития фонематического слуха, зрительной, слуховой памяти.

Так же развиваю номинальные процессы. Номинация (наименование, называние) — это процесс соотнесения образа предмета с соответствующим ему словом-наименованием. Называние начинает формироваться на самых ранних этапах речевого развития ребенка и продолжается на протяжении длительного времени. Для адекватного формирования образа предмета необходимо, чтобы он был представлен в сознании ребенка комплексом разнообразных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых и т. д.). В дальнейшем это позволит ему не путать колокольчик с ландышем, коньки с лыжами, весну с осенью.

«Я знаю пять.». Это всем известная старая игра, в ходе которой ребенок одновременно с ударом по мячу называет несколько слов. Это могут быть имена мальчиков, девочек; названия растений, животных, предметов красного цвета, цветов и т. д.

«Закончи словосочетания». Предложите ребенку подобрать подходящие по смыслу слова, чтобы закончить словосочетания:

хитрая, рыжая. ; настольная. ; репчатый. ; спелое,сладкое. ; душистое, туалетное. ; куриное. ; зеленый. ; желторотый. ; колючий. и т. п.

«Сравнение понятий». Предложите ребенку подобрать подходящие определения с противоположным значением.

Морковь сладкая, а редька.

Молоко жидкое, а сметана.

Трава низкая, а дерево.

Зима холодная, а лето.

Сажа черная, а мел.

Сахар сладкий, а перец. и т. п.

Обязательно использую игры и упражнения на развитие саморегуляции, произвольности, произвольного внимания, развиваю коммуникативные навыки, формирую понимание причинно-следственных связей, последовательности (составление рассказа по сюжетным картинкам, подбери следующее первый., завтрак-, лето - .)

Развиваю интеллектуальные процессы: дети должны знать обобщающие слова, находить сходства и различия, закономерность, классификацию, лишнее слово, лабиринты, схемы, полянка Венгера, залатай коврик Равенна и т. п.

Занятия эффективнее всего проводить с частотой 2–3 раза в неделю и длительностью от 1 часа (зависит от возраста и ребёнка и его возможностей) до 1,5 часов. Причём занятия не должны проходить 2 дня подряд. Важно, чтобы между ними был перерыв и ребёнок мог отдохнуть. В перерывах между занятиям ребёнку на дом даётся домашнее задание: это могут быть определённые движения, которые надо потренировать, а также задания на листочках в игровой форме (задания зависят от актуальных проблем ребёнка — внимание, ориентировка в пространстве, например).

В конце коррекционного курса нужно провести вторичное нейропсихологическое тестирование, чтобы отследить результаты работы.

В идеале количество занятий зависит от трудностей конкретного ребёнка. Если это подготовка к школе, занятия длятся в течение 1 года 2 раза в неделю. Если у ребёнка серьёзные проблемы (например, задержка речевого развития, гиперактивность, занятия могут занимать и больше времени. Можно проходить курсы занятий (минимум по 15 занятий). Курсов может быть несколько, с перерывами по 3–6 месяцев.

Нейропсихологические коррекционные занятия проводятся с детьми от 3–4 лет (чаще всего при имеющихся поведенческих трудностях) до 11–12 лет (при проблемах школьного обучения). Этот период — самый благоприятный для занятий, так как после 12 лет мозг практически заканчивает своё морфо-функциональное развитие.

Использованная литература:

1. Ганичева И. В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5–7 лет). – М. : Национальный книжный центр, 2014.

2. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М. : Академия, 2002.

3. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок / авт. -сост. Е. И. Подольская. – Волгоград: Учитель, 2009.