Гарденотерапия как одно из эффективных направлений в реабилитации детей с ОВЗ, имеющих поведенческие отклонения

Мальцева Наталья Сергеевна

Аннотация: одной из приоритетных и наиболее трудных задач современной системы социального обслуживания является социальная адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями. Исследования данной категории детей показали, что они лишены возможности предметно-практической деятельности, ограничены в игровой деятельности, что негативно сказывается на формировании высших психических функций. Общим в своеобразии всех психических функций и процессов является замедленный темп развития и быстрая истощаемость, низкая продуктивность и произвольная регуляция. Таким образом, в силу своих особенностей в развитии, дети с ограниченными возможностями нуждаются в особых формах педагогического воздействия. Этому способствует гарденотерапия - особое направление психосоциальной, трудовой и педагогической реабилитации при помощи приобщения детей к работе с растениями. Целью данного направления является улучшение физического и психического состояния детей с ОВЗ с поведенческими нарушениями. Эффект гарденотерапии обычно проявляется в четырех сферах - интеллектуальной (когнитивной), социальной, эмоциональной (психологической) и физической. Дети, прошедшие курс гарденотерапии, положительно отличаются от остальных воспитанников. Наблюдаются существенные изменения в различных сферах раразвития их личности. Работая с растениями, дети преодолевают замкнутость, неуверенность в себе, да и просто радуются жизни! Именно этот момент так важен в реабилитации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Гарденотерапия как одно из эффективных направлений в реабилитации детей с ОВЗ, имеющих поведенческие отклонения»

Н. С. Мальцева, malzeva-natasha@mail.ru

Государственное бюджетное учреждение Кемеровскойобласти «Мариинский реабилитационный центр для детей и подростков с  ограниченными возможностями»

Кемеровская область, г. Мариинск, ул. Сибиряков-Гвардейцев, 1а 652152

Аннотация: одной из приоритетных и наиболее трудных задач современной системы социального обслуживания является социальная адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями. Исследования данной категории детей показали, что они лишены возможности предметно-практической деятельности, ограничены в игровой деятельности, что негативно сказывается на формировании высших психических функций. Общим в своеобразии всех психических функций и процессов является замедленный темп развития и быстрая истощаемость, низкая продуктивность и произвольная регуляция.  

Таким образом, в силу своих особенностей в развитии, дети с ограниченными возможностями нуждаются в особых формах педагогического воздействия. Этому способствует гарденотерапия - особое направление психосоциальной, трудовой и педагогической реабилитации при помощи приобщения детей к работе с растениями.

Целью данного направления является улучшение физического и психического состояния детей с ОВЗ с поведенческими нарушениями.

Эффект гарденотерапии обычно проявляется в четырех сферах - интеллектуальной (когнитивной), социальной, эмоциональной (психологической) и физической.

      Дети, прошедшие курс гарденотерапии, положительно отличаются от остальных воспитанников. Наблюдаются существенные изменения в различных сферах раразвития их личности.  Работая с растениями, дети преодолевают замкнутость, неуверенность в себе, да и просто радуются жизни! Именно этот момент так важен в реабилитации.

Ключевые слова: социальная адаптация и реабилитация, дети-инвалиды, гарденотерапия, природотерапия, работа с растениями, моторные навыки.

 «Наличие природы в нашей жизни очень важно,

особенно, когда мы живем и работаем в

            архитектурной среде»        

профессор психологии Ричард Райан

В настоящее время в России большая часть детей относится к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и задержкой в психическом развитии, которые нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. Значительная часть детей с отклонениями в развитии (физическими, умственными), несмотря на усилия, предпринимаемые обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказывается неподготовленной к интеграции в социально-экономическую жизнь. [1,с.4] Поэтому одной из приоритетных и наиболее трудных задач современной системы социального обслуживания является социальная адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями.

Понятие «дети с ограниченными возможностями» и «дети-инвалиды» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Слово «инвалид» происходит от латинского invalidus, что означает слабый, немощный. В социологическом энциклопедическом словаре приводится следующее определения этого понятия: «инвалид – лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность». Инвалидность – это социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойкими расстройствами функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты. [2,с.3]

Дети с отклонениями в развитии оказываются, лишены доступных их здоровым сверстникам каналов получения информации: скованные в передвижении и использовании сенсорных каналов восприятия, дети не могут овладеть всем многообразием человеческого опыта, остающегося вне сферы досягаемости. Они также лишены возможности предметно-практической деятельности, ограничены в игровой деятельности, что негативно сказывается на формировании высших психических функций.

Таким образом, в силу своих особенностей в развитии, дети с ограниченными возможностями нуждаются в особых формах педагогического воздействия. Реабилитация детей-инвалидов — это комплекс мероприятий и условий, позволяющих адаптироваться детям в стандартных социокультурных ситуациях: заниматься посильной работой, находить и использовать нужную информацию, расширять свои возможности интеграции в обычную социокультурную жизнь.

Этому способствует гарденотерапия - особое направление психосоциальной, трудовой и педагогической реабилитации при помощи приобщения детей к работе с растениями. Гарденотерапия – английское слово, что означает в переводе garden(сад, растения), терапия-лечение, т.е. лечение растениями. Как известно, природотерапия является уникальным средством укрепления и восстановления здоровья, обладает хорошим реабилитационным эффектом.

Таким образом, гарденотерапия - это особая психосоциальная, трудовая и педагогическая технология реабилитации при помощи приобщения детей к работе с растениями при коррекции поведенческих и эмоциональных расстройств в рамках социально-бытовой адаптации. Целью данного направления является улучшение физического и психического состояния детей с ОВЗ с поведенческими нарушениями. К ним относятся агрессивные дети, дети с растройством аутистического спектра, дети с синдром дефицита внимания и гиперактивности, дети с речевыми растройствами и нарушеними в работе мелкой моторики (чаще всего это дети с ДЦП и парезами).

Эффект гарденотерапии обычно проявляется в четырех сферах - интеллектуальной (когнитивной), социальной, эмоциональной (психологической) и физической.

В интеллектуальной сфере – это развитие разных видов памяти и словарного запаса; пробуждение любопытства; улучшение внимания, наблюдательности; улучшение способности планировать и принимать решения; получение новых навыков.

В социальной сфере – это улучшение навыков общения. Ребята учатся общаться друг с другом для достижения общей цели, уважать право каждого на свое мнение, разделять ответственность, развивать лидерские качества, проявлять толеранность друг к другу. Это и взаимодействие за пределами группы, общение в социуме; передача навыков и эмоций другим людям.

В психо-эмоциональной сфере – это усиление чувства собственного достоинства и веры в себя, становление адекватной самооценки. Чувство гордости за успех, так же как и чувство ответственности, приведшее к успеху, влекут за собой повышение самооценки. Дети понимают, что от них зависят живые существа - растения. Полив цветов, посадка растений и другие виды работ приводят к улучшению самоконтроля через перераспределение энергии. У детей наблюдается формирование позитивного взгляда в будущее, они интересуются, что произойдет с растениями на следующей неделе, в следующем году.

В физической сфере – это развитие и улучшение основных моторных навыков. Улучшение мышечной координации и тренировка всех групп мышц; пребывание на свежем воздухе при уходе за растениями улучшает общее состояние организма, так как растения выделяют фитонциды; происходит стимулирование и развитие не доминантных систем восприятия (дети слушают тишину, различают пение птиц, запахи растений, многообразие цветовой палитры).

Коррекционные возможности гарденотерапии обширны:

-Развитие познавательной активности;

-Коррекция эмоциональной сферы;

-Расширение функциональных возможностей кистей рук;

-Развитие элементов трудовых навыков.  

Работа по гарденотерапии проводится по нескольким направлениям в тесном сотрудничестве с узкими специалистами (психолог, инструктор по труду, музыкальный руководитель, медицинский персонал). В ее содержание входят следующие направления: «Комнатное цветоводство», «Растения на участке», «Букеты и приветы», «Зеленый мир друзей».

1. «Комнатное цветоводство» включает изучение конкретных видов комнатных растений, находящихся в группе, дети узнают их названия, характерные особенности. Из практического опыта посадки растений из семян, узнают, что они живые существа и у них есть потребности в определенных условиях жизни: всем растениям нужны питательная почва (земля), вода, свет, тепло, воздух.

Знакомство с правилами ухода за комнатными растениями происходит благодаря специальным  биркам, в которых схематично рассказано, как ухаживать за тем или иным растением. (рис.1)

Ребята знакомятся с тематическими таблицами из серии «Помощь растениям». Самостоятельно выращенные комнатные цветы дети дарят на праздник своим самым близким и дорогим людям – мамам.
       2. «Растения на участке»

Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу методики. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с природным материалом. (рис.2)

Дети знакомятся с конкретными видами деревьев, кустарников, культурными и дикорастущими травянистыми растениями, растениями сада, огорода. Узнают их названия, характерные признаки, особенности строения (корень, ствол, стебель, ветки, листья, цветы, семена) и назначение всех органов.

Узнают о назначении садового инвентаря, правилах ухода и выращивания рассады, о высадке садовых растений в грунт, уходе за растениями после высадки, сборе урожая и семян.

В нашем учреждении имеются грядки с овощными культурами и теплица. Детям доставляет огромное удовольствие работать на огороде. (рис.3)

Практикуются и такие виды деятельности, как «Огород на окне». Зачастую собственноручно выращенную рассаду дети забирают домой, и продолжают ухаживать за ней самостоятельно. Это позволяет развивать ответственность и самостоятельность.

С детьми ведется экспериментальная деятельность. Проводятся опыты: могут ли растения прожить без воды и света, как будут вести себя, лишившись необходимых условий.

Ведется опытническая деятельность. Дети высадили арахис и с нетерпением ждали результатов своего труда.

3. «Букеты и приветы»

Данное направление включает художественный труд с природным материалом, знакомство с технологией и видами аппликаций из листьев, сезонные аранжировки из цветов, листьев, веток, семян, оттиск листом, создание гербариев, сюжетные инсталляции из природного материала и другие виды творческой деятельности. (рис.4)

На этапе сбора урожая актуальны аппликации «Соленье и варенье» с малышами, ребята постарше выполняют  аппликации из осенних листьев и семян. Идеи поделок и рисунков ребята черпают из изданий периодической печати, которые регулярно выписывают в нашем учреждении.

При изучении растений активно используют гербарии. На основе готовых образцов дети учатся создавать свои гербарии. Детские работы представлены на городских выставках и на базе центра.

Поделки и картины из природного материала занимают призовые места во всероссийских, региональных и муниципальных конкурсах. (рис.5)

Это дает возможность детям повысить самооценку, и реализовать свои творческие способности.

4. Следующее направление «Зеленый мир друзей». Оно предусматривает проведение тематических, досуговых и развлекательных мероприятий: «Веселый садовник», «Бал цветов», «День зелени», «Растения нашей группы».

Работая по данному направлению, проводятся игры-инсценировки и театрализация по теме, а также ярмарки-распродажи рассады, акции «Забота» по оказанию посильной помощи ветеранам ВОВ, «Красота в каждый дом»: дети дарят рассаду садовых цветов или овощных культур многодетным семьям, организуется фитобар. (На участке произрастают кустарники смородины, малины, облепихи, лекарственные травы: мята, мелисса, чабрец, душица, из которых медицинский персонал заваривает чай. Дети, под контролем медиков, оздоравливаются). (рис.6)

Элементы гарденотерапии используются в игровой деятельности.

Многие игры взяты из изданий периодической печати и методической литературы. Кроме того, в работе  по данному направлению используется: устное народное творчество поговорки, стихи, загадки, сказки. Произведения известных писателей  - Н.Носов «Огурцы», Ю. Тувим «Хозяйка с базара пришла», В.Бианки «Запасы овощей».
      Одним из важных направлений  является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. Организуются беседы и консультации с родителями на темы безопасного поведения детей в природе «Внимание! Ядовитые растения!», «Природные доктора», «Опасные ягоды», «Правила поведения в лесу». Родители знакомятся с календарем основных работ по уходу за комнатными и садовыми растениями. Осуществляется подбор художественной литературы для чтения с детьми дома. Разработаны буклеты и памятки. Родители привлекаются к участию в акциях и других мероприятиях, совместно с детьми они готовят поделки и рисунки на выставки. Эта работа подводит родителей к пониманию того, что совместные усилия необходимы, прежде всего, детям для их полноценного, гармоничного развития. По окончанию курса реабилитации, работа по данному направлению продолжается в домашних условиях: дети и родители ухаживают за растением, принесенным из учреждения, делятся своими фотографиями и опытом по уходу за ним. (рис.7)
       Дети, прошедшие курс гарденотерапии, положительно отличаются от остальных воспитанников. Наблюдаются существенные изменения в различных сферах раразвития их личности. (рис.8)

В психо-эмоциональной сфере удалось добиться улучшения у 19 % детей. По сравнению с началом занятий уже к концу реабилитации у ребят значительно снизился уровень личностной тревожности. Большая часть таких детей адекватно оценивает свои способности и возможности в достижении успеха в деятельности и общении. Эти ребята отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большой продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. У большинства воспитанников, проходящих курс гарденотерапии, сформировалось позитивное отношение к себе и окружающим.

Благодаря этому в нашей группе уровень межличностных отношений повысился на 17%. Все дети стремятся к сотрудничеству, у них выражена готовность помогать и сочувствовать окружающим, ответственность, доброжелательность, коллективизм. Повысился уровень самостоятельности, умение принимать решения.

Работа с разными видами растений, знание их названий способствовала расширению кругозора и словарного запаса, развитию памяти, стремлению к познанию нового, повышению экологической грамотности. Т.о. в когнитивной сфере наши дети достигли улучшений на 13%.

В физической сфере нам удалось улучшить основные моторные навыки на 8%. Работа с мелкими семенами (в процессе их сбора, очистки, посева, а текже при изготовлении  поделок и рисунков с использованием семян, листьев и других частей растений) способствовала развитию моторики рук, улучшилась зрительно-моторная координация. Кроме того, уровень часто болеющих детей в группе снизился на 3%.

Комплекс своевременных реабилитационных мероприятий с использованием гарденотерапевтических методов позволяет не только восстановить ряд нарушенных функций организма, но и усилить, воссоздать, а в ряде случаев сотворить заново способность детей-инвалидов к полноценной жизни в обществе.

Работая с растениями, дети преодолевают замкнутость, неуверенность в себе, да и просто радуются жизни! Именно этот момент так важен в реабилитации.

C:\Users\Сергей\Desktop\1.JPG Рис.1

C:\Users\Сергей\Desktop\2.JPG

Рис.2

C:\Users\Сергей\Desktop\2..JPG

Рис.3

C:\Users\Сергей\Desktop\3.JPG

Рис.4

C:\Users\Сергей\Desktop\3...JPG

Рис.5

C:\Users\Сергей\Desktop\4.JPG

Рис.6

C:\Users\Сергей\Desktop\4..JPG

Рис.7

C:\Users\Сергей\Desktop\1.JPG

Рис.8

Библиографический список

  1. Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов: учебно-методическое пособие / И.А.Телина; под редакцией В.П.Синенко. – Москва: Издательство Литагент Флинта, 2014. – 157 с.
  2. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: чебное пособие / Т.Н.Дубровская. – Москва:  Издательство РГСУ, 2014. – 364 с.