Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка

Баязитова Регина Рашитовна

«Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где отец и мать по-настоящему любят друг друга и в то же время любят и уважают людей. Я сразу вижу ребенка, родители которого глубоко, сердечно, красиво, преданно любят друг друга. У этого ребенка мир и покой на душе, глубокое душевное здоровье, чистосердечная вера в добро, вера в красоту человеческую, вера в слово воспитателя, тонкая чуткость к тонким средствам влияния – доброму слову и красоте».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stili_semeynogo_vospitaniya.pptx2.16 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка Специалист по работе с семьей Баязитова Р.Р

Слайд 2

1.Основные задачи и принципы семейного воспитания 2 Что такое условная и безусловная любовь 4.Стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребёнка 4.Ошибки семейного воспитания и их последствия 5.Что такое родительское программирование 4 Какие должны быть взаимоотношения с ребенком

Слайд 3

Чем является семья для ребенка Семья для ребенка – микромодель общества. Она формирует жизненные установки, социальные ценности и ориентации личности в детском возрасте . В. А. Сухомлинский писал: « Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где отец и мать по-настоящему любят друг друга и в то же время любят и уважают людей. Я сразу вижу ребенка , родители которого глубоко, сердечно, красиво, преданно любят друг друга. У этого ребенка мир и покой на душе, глубокое душевное здоровье, чистосердечная вера в добро, вера в красоту человеческую, вера в слово воспитателя, тонкая чуткость к тонким средствам влияния – доброму слову и красоте». Дети, лишенные родительского внимания и надзора, пополняют ряды беспризорников, преступников , оказываются вовлечены в зависимости и другие варианты девиантного поведения. В целом успех воспитательной функции семьи зависит от ее воспитательного потенциала: материальных и бытовых условий, численности семьи, характера отношений между ее членами. Характер отношений включает в себя эмоциональную, трудовую и психологическую атмосферу в семье , образование и качества родителей, их опыт, семейные традиции и разделение обязанностей. Нравственные нормы, правила, мораль закладываются в семье, притом в первые 5 лет жизни ребенка

Слайд 4

Функции семьи Семья – малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью. Семья реализовывает определенные функции: -репродуктивную – рождение детей; - хозяйственно-экономическую (ведение общего хозяйства и бюджета, забота о нетрудоспособных и их материальное обеспечение ); - рекреационную (организация досуговой деятельности, обеспечение условий для восстановления сил, здоровья членов семейного коллектива ); - коммуникативную (организация внутрисемейного общения, взаимодействия семьи с другими людьми , семьями, социальными группами ); - воспитательную (создание условий для формирования личности каждого члена семьи; систематическое воздействие семейного коллектива на каждого из его членов; передача жизненного опыта, нравственных норм и ценностей). Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут безболезненно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолеть трудности и преграды , встречающиеся на жизненном пути.

Слайд 5

Задачи семьи  создать максимальные условия для роста и развития ребенка;  стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;  передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и  научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;  воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного « Я ».

Слайд 6

Принципы семейного воспитания К принципам семейного воспитания, обуславливающим благополучное развитие  гуманность (с детьми легко, когда им рады, а не наоборот);  открытость и доверительность отношений;  последовательность требований;  благоприятный социально-психологический климат в семье;  включенность детей в семейный быт;  помощь и поддержка ребенка в любой ситуации. Хорошими для воспитания условиями считается:  эмоционально положительные взаимоотношения супругов;  любовь и уважение членов семьи;  внимание и дисциплина;  совместное времяпрепровождение;  телесный контакт с детьми (объятия, поглаживания).

Слайд 7

Основные методы семейного воспитания:  убеждение (объяснение, внушение, совет)  личный пример  поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива)  наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания).

Слайд 8

Эмоциональная основа семейного воспитания–отношение родителей к ребенку Три вида отношений: безусловная любовь, условная любовь и непринятие ребенка. Безусловная любовь дана ребенку изначально и не зависит от его внешности, способностей, поведения в данный момент и т.д. Мать или отец любит ребенка таким, какой он есть в действительности — некрасивого, не очень умного, слишком активного и шумного или слишком замкнутого и тихого, доставляющего неприятности дома, а затем и в школе. Ребенок чутко воспринимает любовь близкого человека, и его переживания "кристаллизуются и объединяются в одном переживании: я любим. Я любим, потому что я ребенок своей матери. Я любим, потому что беспомощен. Я любим, потому что прекрасен, неповторим. Я любим, потому что мать нуждается во мне. Это можно выразить в более общей форме: я любим за то, что я есть, или, что более точно : я любим, потому что это я" . В младенчестве, в первый год жизни, благодаря материнской любви и заботе у ребенка возникает «доверие к миру» (Э. Эриксон ) : ребенок доверяет матери, не боясь быть брошенным, и на этой основе — всему миру, который он начинает без страха познавать и осваивать. Безусловная любовь родителей становится прочным фундаментом психологического здоровья и интенсивного детского развития.

Слайд 9

При обусловленной любви детей любят, только если они устраивают родителей — своими качествами и поведением. Родители проявляют любовь, если ребенок выполняет их требования и оправдывает их надежды , в моменты школьных или иных успехов, послушания и прилежания. Обусловленная любовь- «не гарантированное» чувство, его нужно заслужить. С одной стороны, это часто приводит к позитивным результатам: дети стараются соответствовать ожиданиям родителей, добиваются их любви реальными достижениями и ответной заботой. С другой стороны, они могут ощущать неполноценность отношений и свою ущербность, они не уверены в себе и тревожны. Самый тяжелый вариант для развития личности — непринятие ребенка. Отвержение или безразличие родителей может возникнуть еще до его рождения, если он «нежеланный», может проявиться сразу после рождения, если ребенок не того пола (ждали мальчика, а родилась девочка), имеет не ту внешность (похож на тещу или свекровь, или просто некрасив), имеет какой-либо дефект и т.д. Непринятие может появиться и позднее, когда у ребенка проявляются черты, раздражающие мать или отца . Например, красивая, обаятельная и общительная мама отвергает замкнутую, робкую и застенчивую дочь. Отец-математик, видевший в сыне свое продолжение, второе «Я», со временем становится к нему безразличен, поскольку обнаруживает отсутствие математических способностей и склонности жить его интересами.

Слайд 10

Что такое условная и безусловная родительская любовь и как она влияет на успешное будущее ребенка Безусловная любовь Обусловленная любовь В чем суть Безусловная любовь – это глубокое чувство привязанности к ребенку, которое ни от чего не зависит. Не фокусирует внимание на недостатки или достоинства. и не зависит от поведения. Она зависит только от факта – ты уже есть, ты здесь и этого уже достаточно, чтобы тебя любить. Условную любовь нужно заслужить Признаки 1.Зрительный контакт Ваши глаза должны излучать любовь) 2.Физический контакт. Ребенку необходимо 4 объятия для выживания, 8 для нормального существования, 12 для развития. 3.Безраздельное внимание. Ребенок - самый важный человек в это время для вас. Пусть непродолжи-тельное (хотя бы 20 минут в день), но вы посвящаете свое время интересам ребенка, играете в его любимые игры и слушаете его, интересуетесь его жизнью и чувствами. Родители принимают, хвалят, благодарят детей только за их поступки, достижения и успехи. Детям «дарится» любовь родителей только тогда, когда они соответствуют их ожиданиям и шаблонам. Формула:«Я буду любить тебя только в том случае, если _ (ты делаешь это, говоришь это, предоставляешь это, заставляешь меня чувствовать себя таким образом). Какими вырастают дети уверенные в себе с положительной самооценкой умеющие любить успешные в жизни самостоятельные творческие инициативные неуверенные в себе с низкой самооценкой зависят от чужого мнения агрессивные несамостоятельные бояться начинать что-то новое и реализовать свои способности

Слайд 11

Способы выражения родительской любви к ребенку  Позитивное словесное общение: не жалейте добрых слов!  Безусловное внимание (в том числе совместное творчество)  Умейте выслушать ребенка Дети, которых любят, становятся взрослыми, которые умеют любить

Слайд 12

Что такое стили воспитания? Какие они бывают? Стиль родительского воспитания — это стратегия, которую родители используют при воспитании детей. Стиль воспитания влияет на физическое и психологическое здоровье ребенка. Хотя стиль воспитания важен для формирования будущей личности ребенка, он не является единственным фактором. Также важными факторами являются: культура, в которой развивается человек, генетика, окружение (не родители). Самую известную классификацию предложила психолог Диана Баумринд . Она использовала 2 критерия для определения стиля: эмоциональная близость: насколько родители удовлетворяют потребности детей, как реагируют на них. родительская требовательность: дисциплина, правила, социальные нормы, которые близки родителям и которые прививают детям.

Слайд 13

Стили воспитания детей в семье: Авторитетный стиль воспитания (демократический) Авторитарный стиль воспитания Индифферентный стиль воспитания Либеральный стиль воспитания (попустительский )

Слайд 14

АВТОРИТЕТНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ (ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ) Особенности Последствия для развития Рекомендации личности ребенка родителям Родители в семье занимают лидирующие позиции, являясь авторитетом д ля ребенка. Теплое эмоциональное принятие ребенка и высоким уровнем контроля с о стороны взрослых. Родители ориентированы на личность ребенка, его активной роли в семье, собственной жизни. Ребенок воспитывается к ак самостоятельная,самобытная личность. Отсутствуют ф изические наказания словесная агрессия, родители стремятся договориться. Уважают себя и с воих детей. Родители обладают хорошим жизненным опытом и несут ответственность за своих детей. Для родителей, этого стиля, характерны: активно-положительное отношение к ребенку; адекватная о ценка е го возможностей, у спехов неудач;  глубокое понимание ребенка, целей и мотивов его Наличие поведения; умение прогнозировать развитие личности ребенка. При авторитетном стиле воспитания происходит наиболее гармоничное и разностороннее развитие личности ребенка. Для детей, воспитанных в подобных семьях, характерны: Высокая самооценка, самопринятие , самоконтроль. Умение самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки. обладают Инициативность и целеустремленность. Умение строить близкие и доброжелательные отношения с окружающими. Способность договариваться, находить компромиссные решения.  глубокое понимание ребенка, целей и мотивов его Наличие собственного мнения и способность считаться с мнением окружающих . Если в Вашей семье Вам удалось установить такие взаимоотношения, поделитесь своим опытом с другими!

Слайд 15

АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ Особенности Последствия для развития Рекомендации родителям личности ребенка Родители требуют от ребенка высоких достижений, наказывают за неудачи, жестко контролируют, вторгаются в личное пространство ребенка, подавляют силой, решают за ребенка, что ему лучше, не интересуются личным мнением ребенка, не признают его права. «Как я сказал, так и будет», «Я родитель, значит я прав». Ребенок не имеет возможности проявлять инициативу, так как все вопросы, касающиеся его жизни, решаются родителем единолично, без его участия. Решение конфликтов методом «кнута и пряника», запретами и угрозами, а не нахождением компромиссного решения. В подростковом возрасте родительский авторитет теряет свою силу и страх перед родителями исчезает. Возникают конфликты, дети становятся «неуправляемыми», Черты личности ребенка 1 вариант – развитие слабой жизненной позиции: потеря чувства собственного достоинства; потеря способности принимать решения, отвечать за выбор; потеря собственных желаний («чего же Я хочу?»); 2 вариант – развитие деспотической личности: ненависть к родителям; решение вопросов только силой (кто сильнее, тот и прав); грубое, циничное, деспотичное и хамское поведение и отношение к окружающим; повышенная агрессивность и конфликтность. Учитывайте позицию ребенка, его желания и переживания. Попробуйте поставить себя на его место! Старайтесь давать инструкции в форме предложения, а не распоряжения, приказа. Старайтесь говорить не сухо и отстраненно, а доверительным тоном, эмоционально. Запреты и меры наказания должны быть понятны ребенку, заранее с ним обсуждены и приняты обоими Любые порицания должны быть адресованы не к личности ребенка, а к конкретным его действиям. Нельзя говорить «Ты обманщик!», лучше сформулировать фразу следующим образом: «Мне было очень неприятно, когда я узнала, что в этой ситуации ты сказал неправду». Не входите в комнату ребенка без стука или в отсутствие хозяина. Не трогайте его личные вещи. Старайтесь уважать личное пространство вашего ребенка, каким бы оно ни было. Не подслушивать телефонные разговоры. Необходимо оставлять за подростком право выбора друзей, одежды, музыки и т. д. Искренне объясняйте, что вы чувствуете, когда расстроены, но не вспоминайте старых грехов, а говорите о сегодняшнем положении. Никогда не давите, не наказывайте физически, не унижайте. Станьте терпимее к недостаткам подростков. Замечайте как можно чаще в вашем ребенке те достоинства, которые свойственны их натуре.

Слайд 16

ИНДЕФЕРЕНТНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ Особенности Последствия для развития Рекомендации родителям личности ребенка К отрицательным характеристикам авторитарного стиля семейного воспитания прибавляется еще и отсутствие теплоты в отношении к ребенку. К ребенку относятся с пренебрежением, игнорируя его эмоциональные потребности. Это случаи, скорее всего, случайного или нежелательного появления ребенка в семье. Раз уж родился, живи, но не мешай. Развитие у детей эмоциональной отчужденности, тревожности, замкнутости и недоверия к окружающим. Существует опасность вовлечения детей в асоциальные группы,поскольку родители неспособны контролировать их поступки. Чаще всего, в индифферентных семьях вырастают либо безответственные и неуверенные в себе дети, либо наоборот неуправляемые и импульсивные. В лучшем случае дети таких родителей все же становятся сильными, активными людьми. Формирование личности в таком случае во многом зависит от среды вне семьи. Включитесь в жизнь своего ребенка. Будьте активным участником всех его интересов, проявите инициативу. Составьте четкую систему запретов, чтоб ребенок почувствовал грань дозволенности. Обговорите его обязанности и права в семье, дайте поручение по дому, которое закрепится за ним. Проявите «душевную теплоту», говорите «по душам», постарайтесь перевести отношения в дружественные и доброжелательные. Беседуйте с ним на интересующие его темы, таким образом вы покажите насколько ребенок для вас важен. Любите его и не бойтесь ему про это сказать.

Слайд 17

ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ (попустительский) Особенности Последствия для развития Рекомендации родителям личности ребенка Родитель формирует у ребенка «свободу», самостоятельность и раскованность, позволяет ему делать абсолютно всё, что он хочет, не накладывает никаких ограничений. Родитель не помогает подростку и не мешает, не принимает никакого участия в становлении личности. Основа тактики невмешательства- равнодушие и незаинтересованность проблемами ребенка. Общими особенностями либерального и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся их противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленно обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения. Варианты развития личности: 1 вариант – свободный, но безучастный: неспособность к близости и привязанности; безучастность в отношении близких («это не мои проблемы, мне все равно») отсутствие желания позаботится о ком-то, помочь, поддержать; мало «душевного тепла». 2 вариант – личность «без тормозов» и «без запретов»: хамство и вседозволенность; воровство, враньё, распущенность; безответственность, не умение «держать слова».  Поменяйте тактику общения и отношение к своему ребенку. Постарайтесь восстановить взаимное доверие и уважение.  Установите систему запретов и включитесь сами в жизнь подростка.  Помогите ему участвовать в жизни семьи, четко обозначьте функциональные обязанности ребенка в семье, свои требования и ожидания.  Создайте семейный совет, на котором решались бы проблемы всей семьи.  Проявляйте «душевную теплоту» к ребенку, подчеркивайте его важность для вас и исключительность, беседуйте, интересуйтесь его мнением.  Ребенку необходимо ваше искреннее участие в его жизни!

Слайд 18

Типы неправильного семейного воспитания. Безнадзорность, бесконтрольность. Как правило, в таких семьях дети предоставлены сами себе, часто попадают под влияние негативных факторов социальной среды («уличных компаний » и др.). Гиперопека . При данном типе жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он постоянно сталкивается с многочисленными запретами. В результате этого ребенок постепенно становится нерешительным, безынициативным , неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя. Другой разновидностью гиперопеки является воспитание по типу «кумира» семьи. В коллективе такой человек тяжело адаптируется. Воспитание по типу Золушки. Такой тип семейного воспитания характеризуется безразличием родителей к своим детям , холодностью, эмоциональной отверженностью. Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготятся им , хотя со стороны может показаться, что родители достаточно внимательны и добры к нему. Такая ситуация способствует появлению неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам или озлобленности детей. Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности. С малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей, или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких. Возможны невротические срывы, трудно складываются отношения с окружающими. Жестокое воспитание. Это один из самых недопустимых типов семейного воспитания, связанный с физическими наказаниями детей, когда на детей воздействуют с помощью страха. Физическое наказание вызывает физические, психические , нравственные травмы, которые в конечном итоге ведут к изменению поведения ребенка. Чаще всего физическим наказаниям подвергаются мальчики. Впоследствии они сами нередко становятся жестокими. Им начинает нравиться унижать других, бить, издеваться.

Слайд 19

Родительское программирование Помимо контроля над сиюминутным поведением, существует своеобразное долгосрочное планирование поведения ребенка, которое описано в психоанализе и иногда называется родительским программированием. В частности , родители дают детям определенные директивы, выполнять которые те могут очень долго, может быть — всю взрослую жизнь (хотя могут от них и избавиться). К таким директивам относятся следующие :— «не живи», директива выражается в отдельных фразах: «Мне не нужен такой плохой мальчик» , «Глаза б мои на тебя не глядели», — или в беседах вроде: «Поскольку я все силы отдавала тебе, я не смогла получить высшее образование (выйти замуж и т.п .)». Благодаря этой директиве у ребенка возникает ощущение, что он для матери —источник неприятностей, ее вечный должник. Если ребенок воспитывается в стиле гиперопеки , то он воспринимает ситуацию так: «я нeдолжен жить своей жизнью, я должен жить жизнью матери», при гипоопеке — «моя жизнь мешает жизни матери»;— «не будь ребенком»: директива выражается в высказываниях: «Что ты ведешь себя как маленький ?», «Пора стать самостоятельнее», «Ты уже не маленький ребенок, чтобы ...» В результате ребенок старается быстрее взрослеть и подавлять свои детские желания и качества ;— «не расти»: это фразы такого рода: «Детство — самое счастливое время жизни», «Не торопись взрослеть», «Ты еще слишком мала, чтобы ...», «Мама тебя никогда не бросит». Такая директива характерна для гиперопеки как стиля воспитания. Ребенок воспринимает ее следующим образом: !я не имею права стать настолько самостоятельным , чтобы жить без материнской поддержки»; - «не думай»: директива выражается в требованиях «не рассуждать, а делать, что сказала», «не умничать» и т.п. и приводит к трудностям в самостоятельном решении проблем;

Слайд 20

- «не чувствуй»: ребенку запрещается испытывать страх («Как тебе не стыдно бояться собаку, она не кусается») и гнев («Как ты смеешь злиться на учительницу, она тебе в матери годится»). Но эти чувства сохраняются и распространяются на большое количество незапрещенных объектов; - «не достигай успеха»: фразы типа «У тебя все равно ничего не получится» и рассказы «Мы отказываем себе во всем, только чтобы ты смог ...» обычно приводят к старательности, но успешный результат не достигается; - «не будь лидером»: если ребенок слышит от родителей: «Не высовывайся», «Не выделяйся», «Будь как все», то в дальнейшем он будет стараться избегать ответственности, занимать подчиненное положение в отношениях — неформальных и деловых ;— «не принадлежи»: при гиперопеке мать, не способная «отпустить» ребенка от себя в его собственную жизнь, подчеркивая его уникальность, исключительность («Ты ведь у меня не такой, как все»), дает директиву не принадлежать никому, кроме нес . Это вызывает ощущение дискомфорта в любой группе, кроме родительской семьи ; — «не будь близким»: родители внушают ребенку, что никому, кроме них, нельзя доверять. Это приводит к трудностям в установлении близких отношений и даже к роли жертвы, которую обманывают и бросают ; - «не делай»: из-за этой директивы часто откладываются дела и возникает цейтнот, ребенок нерешителен и несобран — «Не делай сам — это опасно (слишком трудно), за тебя сделаю я»; - «не будь самим собой»: директива («Будь похожим на ...», «Почему твой друг это может, а ты нет ?») вызывает постоянное недовольство собой и усиливает возможности манипулирования ребенком (и позднее взрослым ); — «не чувствуй себя хорошо»: родители говорят в присутствии ребенка: «Несмотря на то, что у него была высокая температура , он написал контрольную на «пять»», «Хоть он у меня и слабенький, но сам вскопал целую грядку». В результате ребенок привыкает к тому, что его плохое самочувствие привлекает к нему внимание и повышает ценность того, что он делает . В дальнейшем жалобы могут стать постоянными, а состояние — действительно плохим.

Слайд 21

1 «Удобный» ребёнок — не лучшая цель . 2.Интересуйтесь детской жизнью. 3.Определите место для свободного времени . 4.Критикуйте с умом . 5.Поддержка и позитивный настрой. 6.Придумайте свои ритуалы . 7.Привлекайте ребёнка к домашним обязанностям. 7.Позволяйте ребёнку быть свободным со сверстниками . 8.Расскажите про личные границы, научите некоторым приёмам и фразам для их отстаивания. 9.Будьте щедры на похвалу, проявлений любви и уважения не может быть много! Какими должны быть взаимоотношения с ребёнком

Слайд 22

Памятка родителям о воспитании детей.  Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.  Принимайте ребенка таким, какой он есть– со всеми его достоинствами и недостатками.  Опирайтесь на лучшее в ребенке  Старайтесь внушать ребенку веру в себя, в свои силы.  Стремитесь понять ребенка, заглянуть в его мысли и чувства, ставьте себя на его  Создайте условия для успеха ребенка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым  Не пытайтесь реализовать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.  Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.  Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Каждый ребенок неповторим и уникален.  Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.  Помните, что ответственность за воспитание своего ребенка несете именно ВЫ.

Слайд 23

Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени Эстер Селсдон