ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА.

Горчакова Елена Геннадьевна

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА.

Эмоциональная сфера - является особым классом психических процессов и состояний, которые отражают непосредственные переживания человека и воздействуют на его поведение и деятельность. Особая роль здесь отводится эмоциональным состояниям. Эмоциональные состояния, возникают вследствие переживания человеком его отношения к окружающему миру и самому себе.

Аффект - кратковременная, мощная эмоциональная реакция, возникающее вследствие резкого изменения жизненных обстоятельств, важных для человек.  Аффекты негативно влияют на человека, снижают организованность его деятельности. Находясь в состоянии аффекта, человек совершает необдуманные поступки, не может держать себя в руках.

Аффективные состояния могут проявляться в разных формах.

Страх - рефлекторная эмоциональная реакция, который возник как биологически защитный механизм, вызывающий сильный симпатический разряд: крик, бегство, гримасы. Характерные симптомы страха: дрожание мышц тела, сухость во рту, резкое учащение пульса. Причины страха: социально обусловленные - угроза общественного порицания, потеря результатов длительного труда, унижение достоинства.

 У неуравновешенных лиц со слабым типом нервной системы могут встречаться навязчивые, гипертрофированные представления об определенном виде опасности – фобии (боязнь высоты, темноты, замкнутого пространства и т.д.)

 Страх, своего рода пассивно-оборонительная реакция на опасность,  исходящая от более сильного лица. Если же угроза опасности исходит от более слабого лица, то реакция может приобрести агрессивный, наступательный характер - гнев.

Гнев сопровождается угрожающей мимикой, позой нападения, нередко криком. Страх и гнев могут достичь степени аффекта, но, порой, они выражаются в меньшей степени эмоционального напряжения. Наивысшая степень страха, переходит в аффект- ужас. В состоянии ужаса человек может преувеличить опасность.

Думать, что аффект неуправляем неправильно. Справиться с ним может каждый нормальный человек при помощи огромных волевых усилий. Главное, учиться держать себя и свое поведение под контролем, формировать психологическую уравновешенность.

Фрустрация – эмоциональное состояние человека, которое вызывается трудностями возникающими при достижении цели. Частые огорчения, недовольство собой, отрицательные эмоции, неудачи в работе, упрёки близких. Не имея поддержки окружающих человек становится озлобленным, подавленным, агрессивным. Самой частой причиной такого состояния является отрицательная социальная оценка, затрагивающая важные отношения личности.  Устойчивость человека к фрустрирующим факторам определяется степенью его эмоциональной возбудимости и типом темперамента. Фрустрация по своим проявлениям близка к стрессу.

Стресс - это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные и позитивные эмоции. В психологии стресс понимается как состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых экстремальных состояниях. Воздействие одной и той же стрессовой ситуации на разных людей может быть совершенно различным. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность человека. Различаются физиологический и психологический стресс.

 Физиологический стресс вызывается непосредственным действием неблагоприятного стимула на организм (ожог, порез и т.д.)

 Психологический стресс требует обязательного анализа значимости ситуации с включением интеллектуальных процессов и личностных особенностей индивида. Психологический стресс может возникать не в силу объективных характеристик ситуации, а в связи с субъективными особенностями восприятия ее человеком.

Психологический стресс подразделяется на информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в условиях информационной перегрузки человека при выполнении им усложненных управленческих функций с высокой ответственностью за последствия принимаемых решений. Эмоциональный стресс возникает в экстремальных, крайне опасных ситуациях (внезапное нападение, стихийные разрушения, личностно значимые «стратегические» конфликты).

 Психологические признаки, по которым можно определить, что человек находится в состоянии стресса:

Эмоциональные признаки, они проявляются в беспокойстве, сниженном общем фоне настроения, склонности к частым слезам, вялости и апатии, повышенной утомляемости, в безразличии к окружающим и близким.

Депрессии. Её признаки агрессивность, чувство паники, постоянная раздражительность и нервозность по незначащим поводам.

Дезорганизованность. Стресс поглощает внимание и сводит до минимума способность концентрировать свое внимание, теряется контроль над собой и ситуацией, как результат неряшливость, рассеянность или принятие ошибочных решений.

Несамостоятельность. Некоторые люди, оказываясь в стрессовом состоянии, утрачивают способность к выполнению своих функций. Начинается процесс деградации.

Стресс дезорганизует деятельность человека, его поведение, приводит к разнообразным психоэмоциональным нарушениям: тревожность, депрессия, неврозы, эмоциональная неустойчивость, упадок настроения, или, наоборот, перевозбуждение, гнев, нарушения памяти, бессонница, повышенная утомляемость.

         Поведение человека в разных жизненных ситуациях зависит от его эмоциональности, наследственных особенностей, а также приобретённого жизненного опыта. Справиться с психоэмоциональными нарушениями можно, но главное научиться это делать, приложив огромные волевые усилия. Главное, учиться держать себя и свое поведение под контролем, формировать психологическую уравновешенность.

Психологическая уравновешенность - это способность человека управлять своими поступками, адекватно реагировать на различные жизненные обстоятельства, уметь находить единомышленников, жить в согласии с собой и окружающими.

Качества которые необходимо воспитывать для повышения психологической уравновешенности.

Уверенность - это такой тип поведения, когда человек может чётко и доходчиво выражать свои чувства и желания, когда он знает, чего хочет, и имеет собственное мнение.

Уверенность воспитывается с учётом реальных возможностей человека и правильной их оценки. Она достигается познанием окружающего мира и определением своего положения в нём. Уверенность развивается в процессе повседневной жизнедеятельности и достигается умением преодолевать различные трудности.

Запомните: авторитет человека и уверенность в себе в любом возрасте должны утверждаться на почве полезной деятельности для себя и окружающих.

Индивидуальность каждого человека складывается из многих составляющих: возраста, пола, национальности, религиозных убеждений, способностей, увлечений и взаимоотношений с другими. Все эти факторы определяют целостность личности. Уважайте все свои качества, даже те, которые вы изменить не в состоянии.

Постоянная работа по самосовершенствованию.

Самосовершенствование - это осознанное развитие у себя достойных, нужных по жизни и этичных, навыков и качеств.

«Ничто так не содействует собственному благу других людей, как стремление к совершенствованию». Л.Н. Толстой.

В самосовершенствовании человек ориентируется в первую очередь не на внутренние ощущения (хорошо мне или нет), а на требования жизни: «Я справляюсь с вызовами жизни? Я достоин?»

Необходимо строить свою жизнь так, чтобы в ней не было «пустого» места, когда не знаешь, чем же тебе заняться. Для этого необходимо ставить перед собой цель, которая будет сильно вдохновлять и казаться чуточку невыполнимой. Необходима постоянная работа над собой, только тогда вы сможете приближаться к её реализации.

В работе над собой первостепенная роль должна отводиться развитию и укреплению жизнерадостности, вере в людей, уверенности в успехе дела, за которое взялся. Строя взаимоотношения с окружающими людьми, необходимо начинать с оценки их положительных качеств, перестав думать о собственных достижениях и желаниях, подчёркивая их важность. Во взаимоотношениях с людьми нужно стараться дать им то, что вы хотели бы получить от них.

Умение преодолевать стресс. Учитесь находить оптимальное решение в различных экстремальных ситуациях. Оценивайте своё эмоциональное состояние и поведение, адекватно реагируйте на события, приспосабливайтесь к постоянно меняющейся обстановке и регулируйте в соответствии с ней свое поведение. Каждый день ставит перед человеком проблемы, которые необходимо решать, поэтому учитесь позитивному мышлению и освобождайтесь от отрицательных эмоций, не драматизируйте неудачи. Больше смейтесь и занимайтесь физическими упражнениями. Будьте благодарны жизни за то, что имеете. Помните, эмоционально устойчивые люди спокойно воспринимают большинство изменений, происходящих с ними.

 

Список литературы:

1. Глуханюк Н. С., Е. В. Дьяченко, С.Л. Семенова. Практикум по общей психологии: Учеб. Пособие-3-е изд. –М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006.- 224 с.-(Серия «Библиотека психолога»).

2. Немов Р.С. Психология: Учебник. - М.: Высшее образование, 2007. - 639с.- (Основы наук).

3. Сайко.Э.В. Субъект: созидатель и носитель социального. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. - 424 с.

4. Станкин М.И. Психология общения: курс лекций. -2-е изд., испр.- М.:МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. – 336 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon emotsionalnye_sostoyaniya_cheloveka.pdf1.8 МБ

Предварительный просмотр: