Методическое обьединение педагогов-психологов г. Гуково 30.10.2023
Методическое обьединение педагогов-психологов г. Гуково состоялось в МБУ "Центр сопровождение".
Были освещены темы:
1. Качество ведения отчетной и текущей документации педагогом-психологом в ОУ.
Учет всех форм отчетности. Ответственный Климова Н.М. педагог-психолог МБОУ СШ № 6
2. Качественное написание психологических характеристик и представлений разного типа.
Составление заключений по итогам диагностического обследования. Ответственный Бобровская С.Р. педагог-психолог МБОУ «Лицей № 24»
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №24» г. ГУКОВО
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ
«Качественное написание
психологических характеристик
и представлений разного типа.
Составление заключений. Протоколы бесед»
Подготовила педагог-психолог
Бобровская С.Р.
октябрь 2023 г.
Качественное написание психологических характеристик
и представлений разного типа.
Составление заключений по итогам диагностического обследования.
Протоколы бесед.
Психологическая характеристика отражает основные аспекты психического развития и позволяет при ознакомлении составить психологический портрет ученика либо класса в целом.
При написании психологической характеристики нужно учитывать следующие требования:
- Сведения о ребенке должны быть точными, достоверными и объективными;
- Нужно четко знать, куда пишется характеристика (в органы суда, в органы соц. защиты, на ПМПК и т.д.), т.е. цели, задачи использования характеристики, и учитывать это при выборе структуры и содержания;
- К написанию характеристики можно приступать только после проведения психологического обследования, длительного наблюдения за ребенком;
- Характеристика должна быть краткой, понятной, содержательной и отражать основные психологические аспекты состояния ребенка;
- Нужно давать описание как положительных, так и отрицательных черт личности ребёнка;
- В конце характеристики должны быть обязательно указаны: дата написания, авторы, их должности и личные подписи;
- Характеристика должна быть заверена печатью и подписью руководителя ОУ.
Разделы:
Общие сведения. В этом разделе отражены личные данные ребенка, а также информация о его семье: родителях, братьях, сестрах, бабушках и дедушках, если они живут вместе. Также здесь указывается, сколько времени ребенок обучается в данной школе. Довольно часто в этом разделе упоминаются жилищные условия ребенка, если они не являются типовыми: есть ли у ребенка, к примеру, личное место для выполнения домашнего задания.
Характеристика успеваемости. В этом разделе содержится информация не только об оценках ученика, но и также о том, насколько легко ему дается обучение: интересно ли ему учиться, отвлекается ли он, легко ли ему запоминать материал и т.д. Здесь также могут быть описаны склонности к предметам определенного цикла, например, если ребенок имеет выдающиеся способности к математике, но плохо справляется с предметами гуманитарного цикла.
Индивидуальные психологические особенности ребенка. К ним относятся развитие познавательной, личностной, коммуникативной, эмоционально-волевой сферы, интересы и склонности, особенности реакции на успехи и неудачи, похвалу и замечания, отношение к просьбам и поручениям, отношения со сверстниками и учителями.
Характеристика поведения ребенка: насколько он умеет себя вести в коллективе, имеет ли какие-то вредные привычки, есть ли склонности к противоправному поведению и т.д. Если ребенок состоит на внутришкольном учете, это будет отражено в характеристике.
Отношения в семье: благополучная ли семья, насколько качественно родители заботятся о ребенке, помогают ли ему в обучении и налаживании контакта со сверстниками. Факт неполной семьи отражается в первом пункте, а здесь важны именно отношения, психологический комфорт и защищенность ребенка в семье.
Выводы и рекомендации. Выводы пишем в зависимости от цели заключения и адресата. Обобщите информацию и определите, соответствует ли развитие ученика его возрастным нормам, какие условия положительно влияют, а какие негативно. Причины имеющихся проблем в поведении, учебе или отношениях. Укажите конкретные пути преодоления трудностей. Рекомендации могут быть следующие: консультация специалистов в связи с нарушением поведения и/или не усвоением программы обучения; повторный год обучения; рекомендации по дальнейшей работе с ребенком.
Схема психологической характеристики зависит от адресата и отличается более подробным описанием некоторых разделов. Например, при представлении ребенка в КДН и ЗП делается акцент на особенностях воспитания (гипоопека и безнадзорность, гиперопека), отношениях с родителями, нарушениях поведения (противоправное поведение, уходы и бродяжничество, алкоголизация и курение, наркотики) и т.д.
Форма характеристики для представления на ПМПК регламентируется в приложении №2 к приказу отдела образования от 11.01.2021 г. №1.
Психологическое заключение
Психологическое заключение является одним из основных рабочих документов психолога. В заключении резюмируются наиболее важные сведения, полученные при исследовании. Здесь содержатся данные, имеющие диагностическое значение, описывающие обобщенными словами совокупный комплекс основных, выступающих на первый план особенностей развития высших психических функций ребенка и его эмоционально-личностных особенностей. Отмечаются соответствие уровня актуального развития возрастным нормам, степень готовности к обучению. С учетом анамнестических и социокультурных данных анализируются причины тех или иных особенностей развития.
Единой стандартной формы и общих правил написания психодиагностического заключения не существует. Содержание заключения определяется, главным образом, целями и задачами исследования. Стиль изложения результатов обследования выбирается с учетом специфических особенностей адресата заключения.
Условно в структуре заключения можно выделить 4 блока.
- 1-й блок включает в себя: описание целей, условий в которых проводилось конкретное исследование (групповое или индивидуальное, дата и т.д.).
- 2-й блок - описание методов исследования.
- 3-й блок - интерпретация полученных данных.
Здесь приводятся данные психологического анамнеза, результаты наблюдения за внешним видом и деятельностью ребенка, результаты объективного обследования. В этой части заключения анализируется организационная и исполнительная (операционная) сторона психической деятельности ребенка, а также формулируются выводы, иллюстрируемые данными, полученными в процессе объективного обследования.
- 4-й блок - выводы и рекомендации психолога.
В этом блоке даются рекомендации по организационным формам коррекционно-развивающей работы с ребенком, о необходимых дополнительных специалистах, которые должны быть задействованы в коррекционно-образовательном процессе. Кроме того, в рекомендациях должны быть четко и ясно сформулированы необходимые для оптимального развития ребенка требования к режиму, нагрузкам, типу программы обучения и необходимой степени ее индивидуализации, к типу и форме учебного учреждения (образовательный маршрут). Даются рекомендации по оптимизации взаимодействия в окружении ребенка (семья, учителя, воспитатели, детский коллектив). В данном разделе обязательно должны быть сформулированы рекомендации педагогам, работающим с ребенком, по организации учебного процесса с учетом его темповых характеристик, особенностей работоспособности, развития мотивационно-волевой сферы, возможный (или необходимый) уровень индивидуализации процесса обучения.
Протоколы бесед.
Протокол индивидуальной беседы оформляется в свободной форме.
В протоколе отражают информацию о:
- вопросах, которые обсуждались;
- рекомендациях;
- выработанных решениях.
Строгой формы законодательно не установлено.
«Шапка» включает информацию о:
- наименовании учебной организации;
- наименовании мероприятия;
- дате;
- ФИО участников (педагог-психолог, ребенок и/или родитель).
Раздел «Содержание беседы» включает сведения о вопросах, обсуждаемых на встрече, и выработанных предложениях. Сюда же включается информация о запланированных шагах.
Заключительная часть состоит из:
подписей участников мероприятия;
информации о лице, записавшем ход процедуры.