Использование современных технических средств на уроках английского языка
Долгие годы основными рабочими инструментами учителя и ученика были доска, мел, учебник, тетрадь, ручка. Доска – это неотъемлемый атрибут любого учебного класса. Доска – это не просто кусок поверхности, на котором может писать ребёнок и учитель, а поле информационного обмена между учителем и учеником. «Доска и мел – наши главные инструменты, но хочется чего-то большего…»
Современный человек должен не только овладеть суммой знаний, но и сформировать «готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме». Работа в этом направлении приводит к необходимости формирования образовательной среды нового типа, обеспечивающей комфорт» (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования).
Жизнь стремительно меняется и нам, педагогам, как, наверное, никому больше, необходимо подстраиваться под эти изменения, идти в ногу со временем. В связи с этим, в последнее время мы много говорим о современных образовательных технологиях и все чаще говорим о информационно-коммуникационных технологиях в частности.
Но речь идет не только о новых формах и методах преподавания, но и о современных технических средствах, при помощи которых достигается та или иная образовательная цель. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.
Использование на уроках современных технических средств имеет в наше время огромное значение и открывает большие возможности в обучении иностранному языку.
Из психологии известно, что зрительные анализаторы обладают значительно более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, ухо – только десятки тысяч. Информация, воспринятая зрительно, по данным психологических исследований, более осмысленна, лучше сохраняется в памяти. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит народная мудрость. Однако в процессе обучения основным источником информации продолжает оставаться речь учителя, воздействующая на слуховые анализаторы. Следовательно, учителю надо расширять арсенал зрительных и зрительно – слуховых средств подачи информации.
В условиях изменения содержания образования ИКТ открывают огромные возможности повышения мотивации учащихся и формирования прочных языковых навыков. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся.
Предлагаю рассмотреть те современные технические средства обучения иностранному языку, которые я использую на своих уроках.
Компьютерные презентации – это самое известное, распространенное и для всех понятное средство визуализации информации. Мы можем использовать компьютерные презентации при объяснении тем, при отработке лексического и грамматического материала, для контроля и проверки знаний учащихся. А также это один их инструментов проектной деятельности обучающихся.
Видеоматериал - Данный ресурс является одним из способов воздействия, который направлен на реализацию личностно-ориентированного подхода. Кроме того, применение видеоресурсов на уроках способствует индивидуализации обучения и развитию мотивации речевой деятельности у учащихся.
engvid.com — это обучающие ролики различной тематики.
Кому подойдет ресурс: начиная с уровня Pre-Intermediate и выше.
Видеоролики делятся на три уровня сложности: Beginner, Intermediate и Advanced. Продолжительность видео — от 8 до 10 минут, к каждому ролику есть субтитры на английском языке. Спикеры — исключительно носители языка — дипломированные преподаватели. Подача материала доступная и увлекательная, педагоги по-настоящему влюблены в свое дело.
Радует разнообразная тематика обучающих материалов. Здесь вы можете найти видео для работы над произношением, для расширения словарного запаса, материалы по грамматике и подготовке к международным экзаменам, а также ролики, поясняющие использование идиом и фразовых глаголов.
Практически после каждого видео вам предлагают проверить, насколько хорошо вы усвоили материал. Пройдите простой тест и посмотрите свои результаты. Мы рекомендуем через некоторое время (2-3 недели) вновь вернуться к тому же тесту и проверить, осталась ли информация в памяти или необходимо освежить знания.
На специализированных сайтах для преподавателей английского, к примеру, Busy Teacher можно найти хорошие подборки видео (песен, отрывков из фильмов, мультиков
.
ESL Video - на этом сайте вы сможете за считанные минуты создать свой он-лайн тест, используя практически любое видео, добавить транскрипт, и встроить созданный видео-тест в свой блог или сайт. А можете посмотреть видео и выполнить задания, созданные другими пользователями сайта, их огромное множество.
LinguaLeo - это обучающий сайт для изучения английского языка. Лингвалео это простой способ найти материал желаемого уровня сложности без длительных копаний в гугле. Просто заходите в «Материалы» и выбираете, что больше нравится.
Раздел “Грамматика” – это грамматический тренажер плюс справочник. Выбираете тему и составляете короткие фразы из слов
YouTube удобно использовать для поиска трейлеров к фильмам, клипов, песен или короткометражных мультиков
Интерактивная доска- ещё один пример успешного вовлечения учащихся в процесс обучения. Электронная сенсорная доска с соответствующим программным обеспечением с успехом заменяет массу дополнительного оборудования – DVD-проигрыватель, аудиомагнитофон, телевизор – и способна превратить любой кабинет иностранного языка в динамичную среду обучения.
- Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет выделять важные области и привлекать внимание к ним, связывать общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать ход размышления.
Пример: Составление устного высказывания по теме “Мои летние каникулы». Привычная для работы ассоциограмма, но яркие цвета делают работу с ней интереснее и живее. Яркие картинки помогают вспомнить лексику.
- Возможность делать записи позволяет добавлять информацию, вопросы к тексту или изображениям на экране. Все примечания можно сохранить, просмотреть или распечатать.
- Возможность перемещения объектов на доске, их группировка по определенным признакам. Позволяет работать с написанным текстом, экономя время.
Пример: Работая с ассоциограммами по теме «Животные», не нужно терять время на написание слова, достаточно «перетянуть» его в нужную группу. Еще варианты применения этого преимущества – задание на подбор подписей к иллюстрациям, на составление связного рассказа из отдельных предложений.
- Возможность использования ярких иллюстраций, которые помогают понять незнакомое слово, сделать работу с материалом урока более яркой.
Пример: работа с лексикой по теме «Комната» на большой иллюстрации комнаты намного интереснее, да и учителю не надо носить с собой бумажные картинки. Метод работы тот же, учащийся «перетаскивает» слово к нужному объекту, произнося слово или предложение (зависит от задания учителя). При такой работе лексика запоминается намного быстрее и лучше, так как задействована и ассоциативная память.
- Возможность вынести ключи решения на доску. Их можно временно спрятать за шторкой на рабочем слайде или поместить на следующий слайд.
Таким образом, используя интерактивную доску, мы можем организовать постоянную работу учащегося в электронном виде. Это значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся, находящихся в классе.
Учителя английского языка, владеющие ИКТ, могут целесообразно, по мере необходимости, сочетать традиционные методы и электронные средства на своих уроках. Мы должны стремиться не к тому, чтобы превратить свои занятия в череду эффектных презентаций и бесконечное мелькание ярких картинок на экранах мониторов. Технологии ни в коем случае не должны заслонять собой то, ради чего они, собственно говоря, и созданы – целенаправленное и плодотворное общение учителя и ученика под грамотным руководством учителя. Сегодня задача учителя английского языка состоит в том, чтобы, с одной стороны, привить учащимся навыки приобретения основательных знаний, а, с другой стороны, научить молодёжь осмысленно овладевать необходимой информацией.
Итак, разумное использование практически безграничных возможностей современных технических средств на уроках английского языка должно способствовать формированию языковых компетенций, развитию творческого мышления и, самое главное, стремлению к постоянному совершенствованию.