Что такое даймонд?
Прием Даймонда способствует развитию критического мышления и творческих способностей обучающихся при изучении художественных произведений.
Что такое даймонд? При характеристике, сравнении двух противоположных понятий используется приём «Даймонд». Это небольшое стихотворение из семи строк. Важный момент в задании: встреча, столкновение, соприкосновение двух противоположных явлений.
5 Правила написания даймонд:
Первая строка - одно слово, существительное.
Седьмая - одно существительное - антоним.
Вторая - два слова: прилагательное или причастие, относящиеся к существительному в первой строчке.
Третья строка - три глагола, которые тоже относятся к первому существительному.
Четвертая - два нераспространенных предложения противоположных по смыслу. В качестве подлежащих выступают слова из первой и последней строчки.
Пятая и шестая строчки - зеркально повторяют вторую и третью, только относятся они уже к последнему существительному из седьмой строчки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_master-klass.docx | 21.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Маленькие секреты большого урока
« Даймонд как приём технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы »
( мастер - класс учителя русского языка и литературы
Мадины Закарьяевны Алигаджиевой)ОБ---1РЫЙ ОБЫ
- Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада видеть вас на мастер-классе. Надеюсь, он будет интересным и вы получите массу позитивных эмоций. Мне хочется поделиться своим опытом и провести мастер-класс по теме « Даймонд как приём технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы »
(2 слайд) Как говорил Василий Александрович Сухомлинский « Чтение -это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. А чтобы научить ребенка понимать и находить для себя нужную информацию, каждый учитель на своих уроках ищет наиболее эффективные методы и приемы обучения, которые бы давали стабильный результат в освоении предмета, стимулировали учащихся к познавательной и творческой активности. На мой взгляд, одним из эффективных и не побитых приемов развития критического мышления является Даймонд
Прием Даймонда способствует развитию критического мышления и творческих способностей обучающихся при изучении художественных произведений.
Что такое даймонд? При характеристике, сравнении двух противоположных понятий используется приём «Даймонд». Это небольшое стихотворение из семи строк. Важный момент в задании: встреча, столкновение, соприкосновение двух противоположных явлений.
4 Английское (Diamond) от греческого «алмаз, бриллиант»
5 Правила написания даймонд:
Первая строка - одно слово, существительное.
Седьмая - одно существительное - антоним.
Вторая - два слова: прилагательное или причастие, относящиеся к существительному в первой строчке.
Третья строка - три глагола, которые тоже относятся к первому существительному.
Четвертая - два нераспространенных предложения противоположных по смыслу. В качестве подлежащих выступают слова из первой и последней строчки.
Пятая и шестая строчки - зеркально повторяют вторую и третью, только относятся они уже к последнему существительному из седьмой строчки.
Например, « День и ночь» (7Сайд)
-Я использую Даймонд сравнительно недавно. Например, в 9 классе составляли даймонд « Онегин и Ленский », « Татьяна и Ольга» по роману А.С.Пушкина, в 8 кл –« Гринев и Швабрин».Также этот прием можно применить на уроках русского языка, можно начать с элементарного,
например « Звуки и буквы»
6 Примеры даймонд
Любовь
Нахлынувшая, внезапная
Будоражит, волнует, окрыляет.
Любовь в настоящем. Ненависть в прошлом.
Разбивает, опустошает, низвергает
Испепеляющая, убивающая
Ненависть.
7 Цели использования приема «Даймонд» на уроке:
1. Умение написать это короткое литературное произведение развивает речь детей, обогащает словарный запас.
2. Составление даймонд требует от ученика умения находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать всё это в кратких заключениях, то есть подготавливает их к краткому пересказу.
3. Автор даймонд должен обладать глубоким знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказывать его по определённым правилам, таким образом учит формулировать идею(ключевую фразу).
4. Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.
8 Можно написать даймонд самостоятельно на уроке или дома; индивидуально;
в паре;
в группе.
А теперь давайте попробуем составить даймонд вместе. Предлагаю начать с самого известного произведения Николая Васильевича Гоголя « Тарас Бульба». Думаю, на сегодняшний день нет такого человека , который бы не читал это произведение. Уж фильм точно видели все. Попробуем? « Остап и Андрий»
10 Смысл противопоставления Остапа и Андрия в том, чтобы показать резкую разницу между двумя воинами, смелыми и отважными. Андрий поддался чувствам, Остап-разуму. Использование приема «Даймонд» при создании характеристики героев повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
11 Прием «Сводная таблица» Общее и различное в сыновьях Бульбы Остап Андрий Внешний облик героев. Убеждения. Характеристика автора в годы учения. Судьба сыновей.
Смысл противопоставления Остапа и Андрия
Остап
Мужественный, суровый
Сражается, защищает, погибает.
Остап- герой, Андрий- отступник.
Воюет, влюбляется, предает
Красивый, страстный
Андрий.
13 Смысл противопоставления Остапа и Андрия
Остап
Бесстрашный, целеустремленный
Сражается, мучается, погибает.
Остап-патриот, Андрий-предатель.
Храбрится, влюбляется, предаёт
Впечатлительный и слабый
Андрий.
14 Итог мастер-класса - Что нового Вы узнали? - Чему научились? - Было ли Вам интересно?
Уважаемые Коллеги, давайте подведем итог урока и продолжим предложения « Мы с вами сегодня…»
Слайд)
15 Спасибо за внимание!