Сакральная география - (о смысле этого термина в русском мире)
Сакральная география -
(о смысле этого термина в русском мире)
XXXVII. | XXXVII. | XXXVIII. |
"Но вот уж близко. Перед ними | Вот, окружен своей дубравой, | Прощай, свидетель падшей славы, |
Сколько чувств, какой сокровенный - иначе сакральный смысл заключен в этих, казалось бы, простых строфах из Евгения Онегина А. С. Пушкина, объединенных одной простой фразой:
Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!"
«Сакральное» - одно из важнейших чувств, заложенное в генетику каждого нормального человека, на подсознательном уровне определяющее его самоидентификацию в принадлежности к конкретному народу.
Однако появление и смысл этого, казалось бы, простого понятия в русскоязычном Интернете представлено достаточно расплывчато.
Зайдя, к примеру, в популярную «Википедию» мы найдем: Сакра́льное (от англ. sacral и лат. sacrum — священное, посвященное Богу и (лат. os sacrum, дословно «священная кость» — часть позвоночника наземных позвоночных, обеспечивающая его соединение с тазом.) и далее, — в широком смысле — всё, имеющее отношение божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающееся от обыденных вещей, понятий, явлений».
Рассмотрим это, казалось бы, полное определение. Начнем с «от англ. sacral” (сэкрэл в произношении). Заметим, что английский, относящийся к западногерманской группе, начал складываться из смеси германо-фризских наречий, с местными Британскими в V-VII веках, и в основном оформился во времена Шекспира в XVI веке, то есть по историческим меркам не так давно и имеет бесчисленное множество заимствований из других языков, в частности французского, греческого и латыни. Поэтому, резонно считать, что «от англ. sacral» само по себе заимствование из латыни.
Несомненно, следующее «лат. sacrum — священное, посвященное Богу», и есть основная сущность этого определения, не вызывающая никаких сомнений, отметим это.
Что же касается «и (лат. os sacrum, дословно «священная кость» — часть позвоночника наземных позвоночных, обеспечивающая его соединение с тазом.)», не будем даже обсуждать это, посчитав это пояснение ничтожным и не имеющей отношения к существу рассматриваемого вопроса…
Не выдерживает критики и «все имеющее отношение к небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому (заметим все имеющее…), - запишем сюда астрономию, астрологию, спиритизм, всякие секты, юродивых, суеверия, ect.
Наконец под определение – «отличающееся от обыденных вещей» подходит вообще Бог знает, что. Для примера этим может быть любое творение художника авангардиста, как-то «картина» Малевича «Черный квадрат», кстати, есть еще и малоизвестный «Белый квадрат», или сборище нелепых достижений из «Книги рекордов Гиннеса» …
И как все это соотносится с «лат. sacrum — священное, посвященное Богу»?
Посмотрим, что на эту тему говорят другие, изначальные бумажные словари. К сожалению, в совокупности, не найдем ничего нового, что не было бы отражено в Википедии.
«Зри в корень», гласит известный афоризм Козьмы Пруткова, попробуем и мы, с позиции здравого смысла, уточнить происхождение и смысл этого, казалось бы, простого понятия - «сакральное» в русском мире.
Заметим, что основные славянские языки, и в том числе русский, имеют древнюю корневую основу неизмеримо более близкую к ностратическим корням, нежели сравнительно молодая латынь, не говоря уже о так называемом «английском» языке.
Напомним, что латынь принадлежит к группе индоарийских, или как сейчас принято говорить, индоевропейских языков, к которым относятся и наречия или говоры древней Руси, из которых и сложился современный Русский язык.
Обратимся к таким простым словам русского языка, как: «сокровенное», «сокровище», «кровь», «сукровица», кров», «кром», «кремль» …
Полагаем, и не специалисту видно, что в основе всех этих слов лежит понятие «крови», присутствующее как бы странно это не казалось и в созвучном им термине «сакральное» ...
Думаю, не услышу особых возражений, что для народов России (и не только для них) понятие «сокровенного», как особо личностного, потаенного, возникло в незапамятные времена из кровных отношений, почитания родителей, своего крова, предков, мест их упокоения, их мощей. Из почитания предков, их оружия, преданий об их жизни и подвигов возник и священный эпос.
Не секрет, что в основе миропонимания наших предков, как и большой части современного человечества, находятся Высшие – Божественные силы, которые либо покровительствуют отдельным личностям и народам, помогая им уцелеть в катаклизмах, даруют победу в сражениях и успех в жизни, либо наказывают их обрекая на беды и поражения. Поэтому так же особо почитаемы - священны – сакральны места битв, в которых через пролитую кровь решались судьбы народов и которые сплетаясь мистическими узами с Высшими силами впоследствии почитались в неразрывном единстве. В таких местах возникали и возникают жертвенники, святилища, храмы или памятники (мемориалы).
Несомненно, и другие места, связанные с проявлением Высших - Божественных сил: обрядовые, намоленные, родовые и общенародные, природные святилища и рукотворные храмы, монастыри и пр. всегда вызывали, и будут вызывать в сознании верующих благоговейный трепет и всегда соотносится к особо почитаемым – сокровенным – сакральным местам.
Сравним далее близкие по звучанию и смыслу «сакральное» и «сокровенное. Для тех, кого смущают некоторые различие в произношении напомним, что в диалектах русского языка звуки «А», «О» или «Е», «п» или «б» и другие, часто подменяют друг друга, приведем для примера имена «Алёна – Олёна - Елена», «Олеша - Алеша», «Вольга - Ольга», «столп - столб» …
Несомненно, изучение греческого и латыни, внедренные в качестве обязательных предметов в учебные заведения России, начиная с «перестройки» Петра I, внесло свою лепту и оказало влияние на русский, способствовав появлению в нем множества иностранных слов, в том числе различных латинизмов, вытеснивших изначальные русские понятия.
Вероятно, что имевшее место ранее чисто русское понятие «сокровенного», как священного – важного – глубоко личностного - потаенного, со временем под этим влиянием передало часть своей смысловой нагрузки новому созвучному слову «сакральное» (не путать с прямым заимствованием), что характерно для русского языка.
Иначе выходит (по Карамзину) что до приглашения ученых «немцев», принесших с собой латынь, народы Руси жили «звериным образом», не имея ни собственной истории, ни письменности, ни своих героев, ни преданий, ни терминологии, и лишь с «приходом латыни», благодаря Шлотцерам и Миллерам, местные туземцы начали свое «приобщение к семье европейских - просвещенных народов».
В наше время современное понятие «сокровенного» характеризуется в основном как нечто - глубоко личностное, потаенное, жертвенное. А «сакральное», не противореча ему, взяло на себя смысловую нагрузку, связанную с кровью, героически или трагически пролитой при защите рода, племени, крова, твердыни рода - крома, Родины.
Возвращаясь к началу статьи заметим, что в целом суть смысла термина «сакрального» (за исключение его латинизированного звучания) не заимствовано из иноземных языков и традиций, а исторически и органично присуще русской культуре и через таинство Смерти, через связь с Высшими Божественными силами, через «кровь» неразрывно связано с такими исконно русскими понятиями как: сокровенное – сокровище – сукровица – кров - кром и соответствует пониманию «сакрального» как «священного – жертвенного – глубоко личностного - потаенного - и одновременно особо почитаемого».
«Сакральное» всегда связано с историей народа, его традициями, эпосом, священными книгами, выдающимися военно-начальниками и политиками, деятелями культуры и науки…, наконец, с родным языком и историей, что все вместе на коллективным сознательном и подсознательном уровнях и связывает население крепкими незримыми нитями превращая его в этнос или суперэтнос.
Глобальный исторический процесс показывает, что «сакральность», как и история с которой она неразрывно связана, носят субъективный характер для разных народов, разных эпох и политических систем, и сакральные объекты, будучи особо почитаемыми у одних народов никак не затрагивают другие, или даже могут вызывать у них противоположные чувства.
Особо отметим, что в извращенной форме, искусственно насаждаемая и несущая ненависть к другим народам «сакрализация» даже в лице либерального национализма приводит к возникновению на его основе крайне агрессивной формы национализма – нацизма или фашизма…
© 2022г. Действительный член
Русского Географического Общества.
С.В. Голубев