Как выбрать направление дополнительного образования?
Определив, что дополнительное образование – необходимый компонент развития ребёнка, родители сталкиваются с новой проблемой: как выбрать именно те занятия, на которые ребенок будет ходить с радостью?
Первое с чего нужно начать, это проанализировать способности, интересы и склонности ребенка. Но бывает нелегко правильно определить способности детей, так как не всегда есть возможность для их проявления. Чтобы максимально объективно оценить способности ребенка, ответьте на вопросы:
- Что делает ваш ребенок, когда находится один?
- Что больше всего его привлекает в окружающем мире?
- Какие действия он повторяет за взрослыми?
- Какими качествами наделила его природа: активность, общительность, гибкость, быстрота, пластичность, художественные способности и т.д.
Сопоставив все ответы, вы сможете определить направление развития для ребенка.
Поговорите со своим ребенком, расспросите его, возможно, он уже знает в какое творческое объединение или секцию хотел бы ходить. Однако, интересуясь мнением ребенка о том, чем он хочет заниматься, имейте ввиду, что ваш ребенок просто может не знать, какие секции и объединения существуют, что там делают и вообще – зачем ему это нужно. Придется провести разъяснительную работу или сходить на дни открытых дверей, чтобы ребенок своими глазами все увидел. А возможно, даже и вам придётся сначала подробнее познакомиться с каким-то видом деятельности, чтобы иметь представление, как лучше познакомить с ним своего ребёнка.
Бывает так, что у ребенка есть желание заниматься тем видом деятельности, к которому у него нет способностей. Если он хочет танцевать — пусть танцует, даже если ему не хватает пластики. В действительности он, возможно, не станет знаменитым танцором, но, по крайней мере, будет счастлив – а это гораздо важнее! Случается, что именно положительные эмоции, полученные на, казалось бы, второстепенных занятиях, позволяют раскрыть в ребёнке скрытые способности, поощряют развитие личностных качеств и стремление к лучшему.
Следует помнить, что секции и творческие объединения – это не только обучение, это общение, социализация, умение работать в коллективе, умение принимать оценку окружающих, выигрывать и проигрывать.
Не стоит записывать ребенка в объединение или секцию, не посоветовавшись с ним. И водить его туда против его воли не стоит. Нередко бывает так, что родители отдают ребенка в конкретную секцию только потому, что хотят гордиться его достижениями и хвастать перед друзьями. Для ребенка такой вариант будет пыткой, и не доставит удовольствия вам. Да, всем известны многие истории, когда большие результаты были достигнуты благодаря настойчивости родителей. Однако, при выборе секции, кружка, любимого занятия избыток давления со стороны взрослых может идти во вред ребёнку. Наконец, выбор деятельности, где хотел бы реализовать свои желания взрослый, часто приводит к потере времени, нарушению контакта, избыточной напряжённости во взаимодействии с окружением.
Займитесь сбором информации о длительности, расписании тех или иных занятий. Обязательно организуйте время вашего ребенка и своё. В какие дни он сможет ходить на свои занятия, в какое время. Сможете ли вы отводить его туда регулярно? Уточните, какие расходы придется учитывать. Может оказаться, что нужно будет приобретать дорогую экипировку. Взвесьте свои силы и возможности. Стоит подумать о близости секции или творческого объединения к дому, школе. Сколько времени будет занимать дорога? Не утомительна ли она будет для вас и вашего ребенка?
Если вы родитель дошкольника, помните, что в раннем возрасте интересы ребенка только начинают зарождаться, поэтому вопрос, что ему нравится, а что нет, не решит проблемы. Большинству детей нравится заниматься самыми разными делами. Более явная склонность к какому-либо направлению проявляется только в подростковом возрасте. До этого правильным будет такой подход: старайтесь развивать своего ребенка в нескольких направлениях. Возможно, придётся дать ему попробовать себя во многих кружках, с разными педагогами.
Иногда спрашивают – а сколько творческих объединений может посещать ребенок? Ответ простой – столько сколько сможет. Главное, чтобы ребёнку это было интересно и ходил он туда с радостью. Пусть он попробует и рисование, и шитьё, и танцы, и какой-либо вид спорта, и робототехнику, но суть в том, чтобы процесс поиска не был бесконечным.
И да, будьте готовы к тому, что из-за недостатка времени или возможностей, придётся отказаться от нескольких, даже любимых занятий, в пользу одного. И конечно, это будет непросто. Вполне может статься, что именно процесс поиска, выбора, принятия решений, расстановка приоритетов родителями и станет для ребёнка самым важным, самым ключевым для развития его как личности и становления его во взрослой жизни.
И последнее. Часто можно слышать, что избыток занятий лишает детства. Это не так, или, скажем, не совсем так. У ребенка врожденная жажда познания и развития. Ему интересно учиться, узнавать новое, делать открытия, строить гипотезы и искать им подтверждение. Чем больше умений в детской руке, тем больше возможностей у взрослого. Это и есть развитие. Это и есть детство. Освободить его от любой заботы, предоставить самому себе - это не значит подарить самое лучшее детство.
- Мне нравится (2)
Комментарии
Не лишайте своего ребенка
Не лишайте своего ребенка возможностей – помогите ему найти тех, с кем он сможет совершать открытия, учиться и узнавать новое с большей эффективностью и отдачей.