Формирование комфортной среды проживания воспитанников ЦСПР. Традиции и инновации.
Сообщение на тему:
Формирование комфортной среды проживания воспитанников ЦСПР. Традиции и инновации.
Подготовили воспитатели:
Авилова И.В.
Петракова Н.В.
Комфортная среда — это та среда, в которой ребенок чувствует себя спокойно, уютно и хорошо. Комфортная среда необходима каждому ребенку для жизни и его развития. В этой среде дети восстанавливают психические и физические силы, отдыхают. В нашем центре проводится кропотливая работа по её созданию.
Ребенку с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) для полноценного развития важно осваивать разные миры: дом, улица, место учебы, дома друзей, общественные места – транспорт, магазин, театр и т.п.
С сентября 2021 года наши воспитанники имеют возможность бесплатно посещать культурные мероприятия благодаря «Пушкинской карте». Среди мероприятий можно выбрать поход в театр, на балет, экскурсию, выставку, мастер-класс и квест.
Дети побывали в музее – усадьбе «Кусково», погуляли по парку, посетили дворец графов Шереметьевых, ездили на аквагрим, в рыжий театр, в галерею Ходынка. Посетили открытый фестиваль студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна».
(02.04.22) Россолимовцы приняли участие в III Всероссийском цирковом фестивале детского и юношеского творчества «Никулинская весна в Кузьминках».
В дальнейшем мы планируем посетить: Губернский театр, театр Вахтангова, театр кошек Куклачёвых, театр Российской армии, Московский детский театр теней, Московский детский сказочный театр, Московский детский театр марионеток, детский театр «А-Я», Московский детский профессиональный театр « Бэмби», театр Терезы Дуровой , музей по сказкам П.П. Бажова, музей декоративно – прикладного и народного искусства «Мастер игры», музей русского десерта, Дарвиновский музей «Зоогеография», музей Дом сказок «Жили-были», выставку –музей моделей из кубиков Лего.
В целях социализации наши воспитанники ходят в магазины в сопровождении взрослых за продуктами для приготовления различных блюд. Им важно понять взаимосвязь между покупкой продуктов в магазине и появлением обеда на столе. Ребятам очень нравится готовить праздничные и повседневные блюда.
Для комфортного пребывания детей необходимо организовать пространство для проживания.
У ребенка с тяжелыми нарушениями мало источников информации и возможностей исследовать мир. Поэтому, думая о бытовых условиях его жизни, мы должны стараться сделать мир вокруг ребенка как можно более понятным и в то же время интересным.
Областью исследования для такого ребенка может быть собственная комната или коробка с игрушками. Ему важно узнать назначение шкафа или стиральной машины, понять, почему летом надевают легкую одежду, а зимой – теплую.
Все помещения в группе, которыми пользуются дети, должны быть доступны для них в течение дня, а не только по расписанию.
Чтобы дети лучше ориентировались, на дверях можно сделать обозначение каждой комнаты в виде картинки или предмета (резиновая игрушка на двери ванной, ложка на двери столовой). Для максимального удобства пользования предметами быта, в нашем центре активно внедряется система визуальных помощников.
Желательно, чтобы функции помещений не менялись часто, так как всякие изменения тяжелы для ребенка с ТМНР.
Если ребенок временно уезжает, ему важно вернуться в свою комнату к своим вещам.
Пространство для сна.
Место, где ребенок спит, должно быть уютным, чтобы переход от бодрствования ко сну и от сна к бодрствованию был спокойным и радостным. Чтобы ребенок получал достаточно сенсорных впечатлений, можно использовать цветное постельное белье, сенсорные коврики на стене около кровати, сенсорный коврик на полу (если ребенок может опустить ноги с кровати). Для развития эмоциональной сферы полезно приучать ребенка брать с собой в кровать мягкую игрушку. Заботясь об игрушке, ребенок формирует важные качества характера. Чтобы ребенок чувствовал себя защищенным, в спальне должны быть непрозрачные занавески. Занавески обозначают границу между светом и темнотой, домом и улицей.
У каждого человека есть потребность в личном пространстве, и мы должны относиться к ней с уважением. Около кровати находится локальный свет и место для личных вещей, которые ребенок сам может достать. Вещи хранятся в тумбочке, в личном шкафу. Можно разместить вещи в рюкзачке, который будет висеть над кроватью, или в ящике под кроватью.
Среди личных вещей может быть то, что нравится ребенку: игрушки, любимые игры, блокнотик, фотографии, камушки, ракушки... Такие мелочи в сознании ребенка бывают связаны с важными воспоминаниями или мечтами.
К вещам ребенка нужно относиться бережно, не выбрасывать и не перекладывать их без разрешения хозяина.
Если в комнате живет несколько детей, желательно, чтобы их спальные места не выглядели однотипно. Очень хорошо дать ребенку самому выбрать для себя покрывало, светильник, постельные вещи, повесить на стену фотографии самого ребенка и его близких или картину, которая ему нравится.
Проснувшись, ребенок должен иметь возможность переместиться из кровати в другое пространство, где он сможет играть, общаться или учиться.
Пространство для игры.
В игровой должно быть не очень много игрушек, но важно иметь их запас, чтобы периодически менять.
Ребенку с ТМНР нужно много сенсорных игрушек – цветных, интересных на ощупь и с разными звучащими наполнителями. Для наших воспитанников подойдет сенсорный коврик, к которому привязаны предметы с разной фактурой.
Несмотря на то, что ребенок с ТМНР отстает в развитии от сверстников, у него должны быть соответствующие возрасту игрушки.
Детям с нарушением зрения может быть дискомфортно в большом пространстве. В таком случае средой, способствующей развитию ориентировки и мобильности, может быть «сенсорная комната», в которой ребенок может легко достать до каждой стены и до потолка руками и ногами, где стенки имеют фактурные поверхности, а с потолка свисают небольшие интересные для обследования предметы. При этом рядом находится взрослый и комментирует то, что вызывает интерес ребенка, а также помогает ребенку поменять позу или выбраться наружу.
Для двигательной активности пригодятся кресло-качалка, батут, гамак, качели, труба, большой мяч. Эти вещи могут находиться в комнате, где живет ребенок, или в другом помещении, куда ребенок может свободно входить несколько раз в день.
Детям необходимы игрушки для сюжетных игр, таких как дочки-матери, игра в больницу или в путешествие на поезде. Для этого в игровой должны быть куклы, мягкие игрушки, машинки, кубики, игрушечная посуда.
Даже если ребенок не может взять рукой эти предметы, он может участвовать в сюжетной игре вместе со взрослым или другими детьми.
Для строительства и конструирования может пригодиться мягкий конструктор на липучках, мягкие модули.
Детям может понравиться сенсорное лото или домино. Такие игрушки дают возможность участвовать в играх с правилами.
Пространство для занятий.
Место для занятий отличается от игровой зоны. Здесь у ребенка меньше выбора, меньше свободы, потому что на занятиях задания выбирает педагог.
Поза для занятий подбирается каждому ребенку индивидуально с учетом его двигательных и зрительных возможностей, поэтому занятия могут проходить как за столом, так и на полу.
Учебное пространство должно быть четко структурированно – здесь у каждого предмета есть свое место.
Важно, чтобы ребенок мог сосредоточиться, чтобы его не отвлекали лишние предметы, игрушки, посторонние звуки и другие дети.
Пространство для еды.
Очень полезно, чтобы ребенок видел, как готовится еда, как накрывают на стол, и по возможности принимал в этом участие. Это расширяет его представления о мире и помогает формированию причинно-следственных связей.
Важно учить детей благодарить за еду, делиться, раздавать всем угощение или передавать блюдо соседу.
Еда, которую дают детям, должна красиво выглядеть и быть разнообразной не только по вкусу, но также по цвету и по консистенции. Это важная часть сенсорного развития ребенка.
Посуда, из которой ребенок ест, должна быть удобной и красивой. Некоторым детям необходима специальная посуда. Хорошо учить ребенка есть, как взрослые, пользоваться столовым ножом и вилкой.
Если ребенок пока не может сам есть ложкой, ему можно дать в руку кусочек хлеба, моркови или яблока, чтобы еда не была чисто пассивным занятием.
Ребенок может учиться самостоятельно чистить мандарины, бананы, яйца.
Пространство для хранения вещей.
Одежда ребенка должна храниться в его комнате, чтобы он мог выбрать, что надевать. Ребенок может помогать раскладывать вещи в шкафу после стирки.
Место для умывания.
Умывальник, мыло и зубная щетка должны быть расположены так, чтобы ребенок мог дотянуться до них рукой. Очень хорошо, если ребенок во время умывания видит себя в зеркале.
Ванная комната.
Чтобы ребенку было приятно купаться, в ванной должны быть штора с картинками, мягкие полотенца и коврики.
Таким образом, в процессе планомерной работы зона комфорта у ребенка увеличивается за счет непрерывного накопления положительного навыка в развивающей среде, а количество случаев, создающих стрессовую ситуацию, уменьшается.
Традиции и инновации.
Особое место в повседневной жизни воспитанников нашего Центра занимает организация праздников. Дети активно участвуют в украшении помещений группы, сервируют столы, готовят подарки. День рождения дарит каждому имениннику незабываемый набор радостных эмоций.
В дни летних и зимних каникул, дети отдыхают в санаториях и на базах отдыха.
Ребята принимают участие в городских, республиканских конкурсах, международных соревнованиях, акциях, проектах, фестивалях.
В воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии очень важны гибкие инновационные технологии.
Необходимость комплексного воздействия на ребенка с ограниченными возможностями, побудила нас к поиску путей повышения эффективности воспитательно-образовательной работы, технологий, которые могли бы максимальным образом стимулировать развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями, способствовать улучшению эмоционально-волевой сферы, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое и физическое состояние детей, создать благоприятные условия, для включения проблемного ребенка в активный познавательный процесс, позволяющие привлечь и удержать внимание детей, создать положительный эмоциональный настрой, вызвать живой интерес к себе и происходящему.
В своей профессиональной деятельности мы используем следующие виды технологий: технология проектов, технология дифференцированного подхода, информационно-коммуникативные технологии, здоровье-сберегающие технологии, современные сенсорные технологии и технология sand-play.
В этом году мы продолжаем реализовывать проект «Могу, умею, делаю», главной целью которого является социализация воспитанников. Так же мы участвуем в проекте «Формула Роста».
Технология дифференцированного подхода позволяет обеспечить каждому воспитаннику условия для максимального развития его способностей. Мы создаём дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов развития.
Использование информационных технологий в работе позволяет
-разнообразить формы подачи материала;
-разнообразить содержание материала;
-повысить наглядность материала.
В своей практике в здоровье-сберегающее обучение включаем: проведение тематических физкультминуток на каждом занятии, динамических пауз, проведение дыхательной гимнастики, зрительной и пальчиковой гимнастики.
Совместно с пальчиковой и дыхательной гимнастиками при проведении занятий используем различные виды массажа, например:
-игровой массаж «Погреем ручки» (массаж указательным пальцем вверх- вниз по переносице) при многократном повторении движений. Если дети начинают воспроизводить самостоятельно, значит, пошло восприятие упражнения и интерес.
- су-джок терапию,
- «Коврик – травку»,
- мячи различного размера и текстуры используем для массажа всей ладони и кончиков пальцев. Использование такого массажа способствует повышению физической и умственной работоспособности. Даёт возможность перехода на другой уровень двигательной активности. Упражнения этого комплекса выполняются на занятии, подходят для физкультминуток, динамических пауз.
Прищепковая терапия, тоже достаточно распространённая методика, которая благоприятно воспринимается детьми за счёт яркости цветов прищепок и речевого сопровождения. В такой игре у детей развиваются ощущения и мелкая моторика, а полученные знания, умения и навыки, помогут детям ориентироваться в окружающем мире.
Так же в работе с детьми для развития мелкой моторики, познавательной сферы и тактильных ощущений используем орехи, шишки и различные крупы, камешки Марблс.
Марблс — это потомки глиняных шариков, которыми играли древние люди многие тысячи лет назад. Марблс — в переводе означает «мраморный». Это небольшая сферическая игрушка, обычно — разноцветный шарик, изготовленный из стекла, глины, стали или агата.
Главная цель при использовании этих камешков — это развитие общей и мелкой моторики рук. В основном цели ставятся коррекционные:
1. Формирование правильного захвата шарика кистью руки;
2. Развитие сложно координированного движения пальцев и кистей рук;
3. Развитие мышления;
4. Развитие ориентировки на плоскости;
5. Работа над запоминанием цвета;
6. Обогащение словарного запаса;
7. Развитие внимания и памяти;
Так же, разноцветные шарики и камешки успешно применяются для создания сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения. Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний.
Проводим игры с водой, с сухим бассейном. Для сухого бассейна используем крупу, пуговицы, бумагу, цветные шарики и т.д. Данная серия игр направлена на творческое самовыражение ребенка, ослабления негативных эмоций.
Особое место занимает специальная техника – sand-play (песочная терапия). Она помогает детям без слов выразить свои чувства, эмоции, переживания - то есть то, что для них выразить бывает сложно.
Инновационные технологии в работе с детьми позволяют самостоятельно проектировать подачу материала, строить структуру занятий с учётом новых технологий, возможностей и психологических особенностей детей.
Успешное комбинирование накопленного опыта, традиций и современных технологий позволяет наиболее успешно добиваться поставленных целей, позволяет педагогам и детям лучше понять друг друга, сблизиться и находить правильные пути для достижения задач и поставленных целей воспитания, дающих положительный результат.
Комментарии
Как грамотно всё организован!
Как грамотно всё организован! За деток рада! С такими педагогами всё будет отлично.