100 % ФГОС

Доброхотова Ирина Александровна

   "100% ФГОС на примере 5х и 11х классов по иностранному языку."

   Переход современной школы  на государственные образовательные стандарты второго поколения возложило на учителей новые требования для достижения не только образа успешного выпускника с набором знаний, умений и навыков, но и всесторонне-развитой личности. В данном аспекте претерпела изменения и методика преподавания иностранного языка, где мы следуем развитию и воспитанию компетентной, гармоничной и творческой личности.

  Стандарты второго поколения предполагают не только результат обучения в предметных,  личностных, метапредметных результатах, но и предусматривают также социализацию, развитие в познавательной сфере, формирование толерантности, дружелюбное отношение к людям разных национальностей, а также расширение в лингвистической сфере для овладения языком в устной сфере. Развивать все эти навыки необходимо не только в урочной, но и  во внеурочной сфере. На уроке иностранного языка реализация становится несколько труднее, т.к. мы работаем не в языковой среде, а язык учим в условиях  своей страны. При этом необходимо выходить на международный уровень.

Нынешние выпускники 11 класса - это первые ребята, которые пришли в 5 класс, работая в стандартах ФГОС. Уже сегодня мы можем сделать для себя первые выводы, о том как данная работа реализовалась с 1-11 класс.

Именно этих детей мы между собой иногда называем 100% ФГОС, потому что именно эти ребята начинали учиться уже по новым стандартам, и все, что они делали на уроках, было продиктовано новыми образовательными стандартами. Предполагалось, что каждый ученик получил все необходимые знания и умения при переходе с одного этапа обучения на другой заранее и чувствовал себя в средней школе уверенней. Проговаривая с учащимися цели и задачи, этапы, на каждом занятии, конечно, учителя старались делать уроки для ребят универсальными.  Ребята были уверены, что вне зависимости от предмета, они справятся с поставленной задачей, знали, чего ожидать на уроке, им было комфортно.

  Уже изначально можно было  видеть, что пятиклассники, пришедшие к нам в среднее звено, были несколько иные. Ребята отличались самостоятельностью, раскрепощённостью на уроках. Они не боялись отвечать, не боялись ошибиться. Любознательность и умение владеть информацией уже изначально шли  в тесной связке. В своей работе мы конкретизировали требования к учащимся на уроках, ребята понимали, что именно от них хотят, а планируя результаты, видели, к чему в итоге нужно стремиться. Мы знаем, что зачастую на уроке иностранного языка у ребят возникает «языковой барьер», когда страх неправильно прочитать или сказать фразу берет верх.  Можем сказать, что ребята пришли, уже давно преодолев данный рубеж и даже не предполагали  такого комплекса. Фиксируя контрольные точки на уроках с конкретными результатами учеников (например, при обучении письму, конкретизируя объем письма в размере 100-120 слов) мы способствовали формированию уверенности и четкого понимания собственных действий, тем самым снималось напряжение от возможного двоякого толкования задания.

  Нынешние выпускники не утратили все качества. Умеют быть на шаг впереди. Увлечены получением новой информации, желая дойти во всём до самой сути. Не боятся спорить, рассматривая объект дискуссии с разных сторон.

 

  В нашем лицее было организовано взаимопосещение уроков внутри каждого методического отделения с целью анализа соответствия методики   стандартам второго поколения. Каждый учитель активно работал и окунался в свой тип урока, где видел все «подводные камни» в своём вопросе. В своё время были посещены уроки в 5 классе, а теперь у этих же ребят в 11. Нам необходимо было разобраться с методическими особенностями и оформлением  технологической карты урока развивающего контроля. Для построения урока по ФГОС прежде всего надо понимать, каким будет результат конечного продукта. А в рамках урока развивающего контроля мы должны это видеть в успешном написании учащимися контрольного теста. И ученик должен заранее знать критерии своей оценки. В данном уроке должна быть прежде всего мощная мотивация к контрольно-коррекционной деятельности. Для реализации данного вопроса ученик умеет поставить себе цель как критерий успеха конечного продукта. Ребёнок должен верить в себя и свои силы. На примере тех  пятых классов хочется сказать, что нет неуспешных детей, все они настроены на результат. И тоже самое ребята подтверждают на выпуске. Огромная благодарность как учителю начальной школы, давшей яркий старт, так и всем учителям, поддерживающим данный амбициозный проект на протяжении всего этого учебного времени. Умение ставить успешную цель - это не результат одного-двух уроков, а система кропотливой ежедневной работы.

  Роль контроля важна для выявления пробелов в знаниях, выявления психологических особенностей школьников, развивающий контроль позволяет индивидуализировать процесс обучения, а также реализуется обратная связь, являющаяся непременным условием в формировании речевых умений на уроках иностранного языка.

   Учитель предъявляет требования к контролю, тем самым помогая ребятам определиться с объемом выполненного в итоге задания. Контроль  несёт прежде всего обучающий характер. Контроль бывает разных видов: предварительный, текущий, периодический, итоговый. Контроль несёт в себе определённые функции. А именно: обучающую, управляющую, диагностическую, корректирующую, оценочную, стимулирующую. На уроке развивающего контроля мы особенно выделяем самоконтроль, когда учитель выводит ответы на доску, взаимопроверка под управлением учителя к правильному результату, а также самооценка, где ребенок оценивает себя по шкале, предлагаемой и оговоренной заранее с учащимися, учителем. Для нас, учителей иностранного языка, это не ново. Разработанные тесты имеют свою шкалу по баллам за каждое упражнение. Данная система работает с самого начала, со второго класса.

  Пятиклассник уже имеет навык анализа собственной работы, умеет видеть и исправлять свои ошибки. Анализ работы проводится уже после проверки учителем контрольных работ. Здесь можно проводить традиционную работу над ошибками, взятую из стандартного урока, а также провести самоанализ работ учащимися, после которого ребята объясняют свои ошибки, а в случае затруднения получить помощь одноклассников. Если ученик не допустил в своей работе ошибки и получил наивысший балл, то он может выступать в качестве помощника учителя, так называемого, консультанта в контрольной работе. Это способствует критическому и логическому мышлению, а также умению вести переговоры. Работа таких учеников высоко ценится и другими учащимися. Ребята не боятся обратиться за помощью сначала к товарищу, и, лишь в случае когда остаются вопросы, к учителю. Хочется особо отметить,  что при работе экспертом, ребята могут привести примеры на изучаемого правило из своего личного учебного опыта. Тем самым показывая умение видеть правило, грамматические и лексические  примеры не только в данной работе.

  При анализе контрольной работы учащиеся строят и реализуют план коррекции своих ошибок. Они делают это прежде всего через умение отвечать на вопросы: «почему так?», «с помощью чего?». Построение предложений в иностранном языке  реализуется через умение грамотно построить и ответить на заданные вопросы.

На уроке иностранного языка очень популярна такая форма контроля как фронтальный контроль. Данный контроль может проводиться несколько раз за один урок. Из достоинств данного контроля можно утверждать, что удобен он для охвата всех участников группы, идет высокая активность работы учащихся, т.к. ребята «подтягиваются»  друг за другом, а отсюда и высокий темп урока. Конечно, данный вид контроля не может глубоко проверить знания, т.к. внимание учителя рассредотачивается на всех участников.

Групповой контроль. Данный контроль предполагает работу не только в микро-группах, но и в парах. Данный контроль максимально оптимален при проверке речевых навыков, умении строить диалоги и прежде всего реагировать на поставленные вопросы. Здесь также может быть работа с текстом, посредством которого ребята пополняют знания о стране изучаемого языка. Хочется отметить, что ученики пятых классов приятно удивили тем, что умели не только строить диалоги, но и при этом моментально разыгрывали мини-сценки. Не переживая, что где-то могут вызвать улыбку. Выпускники, в силу своей «взрослости», разыгрывают миниатюры, вживаясь в роль, как актёры.

  Средства контроля. Это не только тесты, к которым привыкли дети, но так же и карточки, где расписано задание, и информационно-компьютерные технологии (ИКТ), владение которыми у ребят сформировано еще с начальной школы. Здесь используются учебные рисунки, таблицы, специальные учебные программы. Тесты являются наиболее эффективным средством контроля, т.к. отличаются большей эффективностью в сравнении с другими средствами контроля, благодаря использованию заданных таблиц и шкал. Одна из важных функций тестов - это плавное подведение учащихся к тестовой системе в формате ЕГЭ, максимально сняв излишне стрессовую ситуацию.

  Подводя итог, можно сказать, что объектами контроля являются не только грамматические навыки, но и речевые навыки и умения, а также знания и стране изучаемого языка. Основными требованиями к контролю являются объективность, регулярность проведения, дифференцированный характер, ясность и четкость формулировки контрольных заданий.

  Таким образом, основная задача учителя иностранного языка-организовать благоприятные условия для успешных учебных действий на уроке.

  Контроль важен учителю как способ получения информации о результатах работы учащихся в целом, а также отдельного ученика. Для учащихся контроль важен для того, чтобы повысить мотивацию на успех, а также своевременно вносить коррективы.

В этом учебном году первые пятиклассники, заложившие путь работы по новым стандартам, - это уже  выпускники старшей школы. И можно с уверенностью сказать, что современные дети более творческие и активные, стремящиеся к саморазвитию и покорению  новых высот.