Математическая грамотность в системе школьного образования.
Математическая грамотность в системе школьного образования.
Современная система школьного образования находится в процессе серьёзных изменений в своей структуре. Изменяются требования общества к выпускникам: нужны всесторонне развитые личности, способные принимать нестандартные решения, умеющие анализировать, делать выводы, творчески использовать полученные знания, умения, навыки.
Понятие функциональной грамотности включает в себя и математическую грамотность, наряду с читательской, финансовой и др. Предполагается умение выявлять проблемы, решаемые посредством применения математических знаний, умений, навыков, решать эти проблемы, обосновывать решения путём математических суждений, анализировать методы решения, интерпретировать полученные результаты.
Сейчас очень остро стоит проблема подготовленности детей к ВПР по математике, к испытаниям ГИА, многие КИМы содержат задачи, решить которые несложно, если ученик обладает определённым уровнем математической грамотности. В наших учебниках большое количество заданий подобрано с учётом основных тем традиционного школьного курса математики. Но в рамках этих тем весьма немного заданий имеющих практическую значимость ( измерение геометрических величин, оценка, проценты, масштаб, интерпретация графиков и диаграмм, вероятность, статистические показатели и др.). Например, учебник математики для 5 класса, УМК Мерзляк, содержит около 20 задач на проценты, отработать навык решения таких задач, используя только учебник весьма сложно.
Приоритетами оценивания функциональной грамотности школьников наряду с математической грамотностью, являются читательская и естественнонаучная грамотность. Для более качественной интерпретации результатов международная шкала PISA разделена на уровни. Что касается математической грамотности, то обучающиеся 5-6 классов могут соответствовать 1-2 уровню. Задания к упражнениям усложняются:
· развивать умение графической культуры, работы со свойствами функции,
диаграммами и графика
ми; умение читать свойства функций по графикам,
формулировать признаки и их чтение;
· развивать умение геометрической грамотности, понимание свойств
геометрических фигур, анализировать данные задач;
· формировать умение пространственного воображения;
· формировать умение работы с таблицами, соотносить данные по тексту;
· формировать умение работы с научно-популярными текстами, находить в
них новую информацию и анализировать ее, умение работать в
группах;
· формировать умение интерпретировать знания, полученные из нескольких
источников, строить свои рассуждения, опираясь на полученные знания.
Одно из ведущих мест в «математической грамотности» отводится учебной задаче. Термин «учебная задача» - в широком понимании -это то, что выдвигается самим учеником для выполнения в процессе обучения в познавательных целях. Учебная задача часто рождается из проблемной ситуации, когда незнание сталкивается с чем-то новым, неизвестным, но решение учебной задачи состоит не в нахождении конкретного выхода, а в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач. Учебная задача решается школьниками путем выполнения определенных действий: знаю –не знаю –хочу узнать.
Задача учителя по формированию новых компетенций при работе с учащимися предполагает работу применения новых знаний, нового способа по выработанному алгоритму. Для этого учитель предлагает подросткам решить ситуационные, практико-ориентированные задания, задачи открытого типа. Это вызывает определённые сложности, что подтверждают результаты ВПР по математике: большое количество детей испытывают серьёзные затруднения при выполнении заданий требующих определённого уровня (среднего и выше) математических знаний.
ЮНЕСКО относит функциональную грамотность к набору практических навыков, необходимых для эффективного функционирования человека в своём сообществе. В разных странах уровень функциональной грамотности оценивается разными методами, отличаются и критерии оценки. Поэтому сравнить показатели разных стран очень сложно. Например, в США функциональная грамотность оценивается с помощью системы Национальной оценки грамотности взрослого населения (NAAL). NAAL составляется Национальным центром статистики образования при Институте педагогических наук Министерства образования. Классификация уровней функциональной грамотности весьма упрощённая:
1) ниже базовой грамотности: чтение и написание слов, цифр в простых документах;
2) базовая грамотность: обладание простыми навыками для понимания несложных текстов и простейшие математические действия (чтение брошюр, использование телегида, сравнение цен в интернет сервисах и т.п.);
3) средняя грамотность: навыки работы со сложными текстами, математическими выражениями (поиск информации в справочниках, краткое изложение объёмных текстов, расчёт стоимости и т.п.)
4) высокая грамотность: навыки творческого и критического мышления, понимание сложных текстов, сложные математические расчёты, работа с формулами.
Согласно этим исследованиям по результатам NAAL в рамках данной классификации в США в 2019 году 87% взрослых не могут работать на уровне профессионалов, т.е. имеют уровень функциональной грамотности средний и ниже среднего. А 14% населения (1 человек из 7) – функционально неграмотен. Известные бизнесмены Билл Гейтс и Стив Джобс в своё время высказывали тревогу по этому поводу, так как экономика 21 века требует высококвалифицированных работников со знаниями в области STEM (наука, технологии, инженерия, математика) – или, что ещё важнее, STEAM (наука, технологии, инженерия, математика, искусство).
Россия принимала участие в исследованиях ЮНЕСКО в 2007 году. Но насколько результаты этого исследования соответствуют действительности судить сложно, так как многие страны с высоким уровнем дохода прекратили собирать статистику по уровню грамотности с 1995 года, и уровень грамотности автоматически устанавливают равным 99%. При сборе данных о грамотности зачастую методика оценки числа грамотных людей определяется странами по-разному. Некоторые страны используют для оценки данные о завершении ступеней образования, но методы измерения посещаемости школ или окончания годового курса обучения могут различаться. Поэтому оценки уровня грамотности должны использоваться с осторожностью. В этом списке Россия на 19 месте. (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD_%D0%BF%D0%BE_%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8E_%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8)
Однако, международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) за 2018 год относит Россию к успешной группе стран. Средний балл России в 2018 году по трем дисциплинам (читательская, естественнонаучная, математическая грамотность) выше среднего. Ведущие места занимают страны, где образование носит практикоориентированный характер считает главный научный сотрудник Института образования ВШЭ, бывший глава Рособрнадзора Виктор Болотов.
«Это исследование, где изучается способность 15-летних школьников решать практические задания, используя школьные знания. В Республике Корея, Тайване и Сингапуре образование как раз ориентируется на применение полученных знаний на практике. Получить образование в этих странах считается престижным, на это работает и семья и школа», — объяснил Болотов.
«ЕГЭ и ОГЭ меняются в сторону практики, но это нужно ускорить, в том числе и потому, что это прописано в поручении президента по вхождению российской системы в десятку лучших в мире», — сказал он.
В связи с этим изменения в структуре школьной программы по математике, в структуре и содержании учебников неизбежны. Предстоит серьёзная работа большого количества педагогов-практиков и теоретиков, методистов, как на уровне школ, так и на уровне управленческих структур. Хотелось бы, чтобы все участники этого процесса прислушивались друг к другу и в результате пришли к единому мнению, которое обеспечило бы выполнение новых образовательных стандартов образования.