Что ФГОС пришедшие мне уготовили?
«Всё новое — это хорошо забытое старое»
портниха Марии-Антуанетты Роза Бертэн.
I. Предпосылки ФГОС.
2.ФГОС нового поколения
3..Основная цель ФГОС
4.Отличия прежних образовательных стандартов от ФГОС нового поколения
5. Роль учителя в свете новых ФГОС.
6. Место метода учебных проектов в новой системе обучения..
Прошлый век- век индустриальный стремительно перешел в век информационный. Постиндустриа́льное о́бщество — общество, в экономике которого преобладает инновационный сектор экономики с высокопроизводительной промышленностью, индустрией знаний, с высокой долей в ВВП высококачественных и инновационных услуг, с конкуренцией во всех видах экономической и иной деятельности, а также более высокой долей населения, занятого в сфере услуг, нежели в промышленном производстве.
В постиндустриальном обществе эффективная инновационная промышленность насыщает потребности всех экономических агентов, потребителей и населения, постепенно снижая темпы своего роста и наращивая качественные, инновационные изменения.
Научные разработки становятся главной движущей силой экономики — базой индустрии знаний. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и творческий подход работника.
Главным интенсивным фактором развития постиндустриального общества является человеческий капитал — профессионалы, высокообразованные люди, наука и знания во всех видах экономической инновационной деятельности.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности, обеспечения развивающего потенциала новых образовательных стандартов.
Образование, воспитание , которое получают дети, должны стать таковыми, чтобы молодой человек, вышедший из стен школы легко ориентировался в окружающей действительности и в дальнем профессионально состоялся, стал полезным для себя , семьи и общества, человечества.
Сегодня мы нацелены на происходящие изменения, потому как поняли, что мир вокруг нас стремительно меняется. Уровень жизни благодаря научно-техническому прогрессу растет, это в свою очередь, порождает спрос на информацию, образование, культуру. Все большее число людей участвуют не столько в производительном труде, сколько в сфере услуг. В их деятельности все в большей степени лежит решение информационных проблем. Человеку просто необходимо научиться грамотно вести целенаправленный поиск и отбор нужной информации. При этом большое значение имеет:
• способность правильно сформулировать проблему;
• умение отобрать из своего интеллектуального багажа ту информацию, которая пригодится для решения этой проблемы;
• умение определить, какой информации не хватает и где ее искать;
• умение найти недостающую информацию;
• умение оценить, подходит ли данная информация для решения проблемы;
• умение использовать отобранную информацию.
Ученые прогнозируют, что сегодняшним школьникам придется работать по специальностям, которых пока просто нет, о которых мы даже не подозреваем. Поэтому сейчас все хорошо понимают, что ориентировка обучения только на формирование знаний-умений, связанных с освоением учебного предмета, не может привести к серьезным результатам в развитии личности ученика. Необходимо, чтобы в поле зрения учителя постоянно находилась деятельность, которой занимается ребенок, - ее цель, мотив, конкретные учебные действия и операции.
Образование, воспитание , которое получают дети, должны стать таковыми, чтобы молодой человек, вышедший из стен школы легко ориентировался в окружающей действительности и в дальнейшем профессионально состоялся, стал полезным для себя , семьи и общества, человечества.
Введение ФГОС нового поколения в настоящее время направлены на реализацию поставленных целей и задач образования.
Федеральные государственные образовательные стандарты рассчитаны на образовательные учреждения государственной аккредитации. Они представляют собой набор обязательных требований, необходимых для осуществления программ общего образования.
. Главной целью новых ФГОС стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и в послеурочное время. Школа даст ребенку необходимый уровень знаний и умений, позволяющих идти по дороге жизни, не боясь ставить и решать важные профессиональные и жизненные задачи.
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность трех систем требований:
- требований к результату образования,
- требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность),
- требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).
Теперь перед образовательной системой стоит новая непростая задача – формирование и развитие мобильной, самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это, в свою очередь, корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника.
Научить – учиться – лозунг стандартов II поколения.
Новый стандарт отличается реализацией системно – деятельностного подхода в обучении, где позиция ученика – активная, где он выступает в роли инициатора и творца, а не пассивного исполнителя.
Система образования отказалась от традиционного представления результатов обучения в виде ЗУН. Требования сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра стандарта являются УУД.
УУД включают в себя:
- личностные умения – позволяют сделать обучения более осмысленными;
- социальные – способность действовать в социуме с учетом позиции других людей;
- коммуникативные – формирование навыков конструктивного общения со сверстниками и взрослыми.
Необходимо учить детей ставить цель, составлять план ее достижения, осуществлять поиск решения, рефлексировать результаты своей деятельности, осуществлять самоконтроль и давать самостоятельную оценку своей работы на уроке. В условиях без отметочного обучения учить детей оценивать качество своей работы. Учить обсуждать работу в паре, в группе, корректировать оценку. Если эта работа будет проходить в системе, то на основе системно – деятельностного подхода дети научатся объективнее оценивают свою деятельность.
В новых ФГОСах большое внимание уделено интегрированному подходу в обучении, который предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам.
В своей работе учителю необходимо стремиться к тому, чтобы никогда не давать ученикам знания в готовом виде. Надо учить их сравнивать, обобщать, делать выводы. Очень тщательно продумывать систему заданий.
Изучая новый стандарт, невольно обнаруживаешь его явную особенность – акцент делается на умение применять знания в жизни, на развитие личности, ее социализацию, т.е. современное образование должно обеспечить способность жить в современном обществе.
Таким образом, нужно, прежде всего усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни.
Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
Высший пилотаж в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором деятельность детей организована так, что учитель лишь направляет и дает рекомендации, заставляя детей мыслить, выдвигать свои гипотезы и аргументировать их. Это сложно, но очень важно для гармоничного развития личности.
Каковы же согласно новым ФГОСам основные результаты образования?
• инициативный ;
• искренний, доброжелательно настроенный к миру, к людям ;
• умеет использовать свои знания и умения в реальных жизненных ситуациях ;
• желает активно высказывать свою точку зрения, аргументировать ее ;
• любознательный;
• умеет организовывать свои дела, решая различные проблемы ;
• умеет результативно мыслить, добывать информацию и работать с ней ;
• может оценивать свои и чужие поступки, занимать свою позицию ;
• умеет общаться с разными людьми, договариваться с ними, делая что-то сообща .
.Невозможно представить себе современного учителя, который без изучения дополнительной педагогической и методической литературы смог бы обеспечить соответствующий уровень образования для каждого ученика на новом этапе.
В традиционном обучении взаимоотношения учитель - ученик – это взаимоотношения активной и пассивной сторон, в которой учитель «старается «напичкать» учащихся стандартным набором готовых знаний», применяя зачастую самый распространённый объяснительно - иллюстративный метод, требующий лишь запоминать и воспроизводить знания.
Новые цели современного образования (научить добывать, приобретать знания и применять их в любой ситуации) определили вектор поисков творческих учителей, которые для актуализации внимания учеников и мотивирования их на самостоятельное приобретение знаний стали включать проблемные, игровые ситуации, уровневую дифференциацию и убедились в том, что нужны «деятельностные», рефлексивные методы обучения. Хотя эти средства лишь отчасти улучшают существующую систему обучения, уже при их применении (даже фрагментарном) учителю приходится перестраивать своё видение учебного процесса в целом и роли учителя в нём. Учитель в первую очередь освобождает учащихся от «гиперопеки», предоставляя больше самостоятельности.
В новой системе обучения метод учебных проектов занимает главенствующее место, а роли учитель-ученик в нём коренным образом отличаются от их ролей в традиционной системе обучения. Проектирование предполагает самостоятельную деятельность детей в организации и в осуществлении проекта. Учитель же из «всезнающего оракула» превращается в организатора, создающего необходимые условия для самостоятельной деятельности учащихся. Меняется и стиль общения с учениками: на смену авторитарности приходит сотрудничество.
Учитель проектного обучения оказывается в непривычной ему роли наблюдателя. Он должен проявлять активность при «втягивании» учащихся в рассмотрение темы и проблемы проекта, при возбуждении рефлексивных действий и при систематизации полученных результатов, а в остальном он должен подключаться только тогда, когда попросят о помощи. Учителю приходится работать «по ситуации», что требует особой научно-методической подготовки: знать психолого-педагогические особенности использования учебного проектирования, методологические особенности проектной деятельности вообще и учебной проектной деятельности в частности. Учителю проектного обучения самому необходимо владеть проектированием и уметь применять его для решения конкретных учебных задач.
Таким образом, чтобы стать учителем проектного обучения необходимо измениться внутренне (пересмотреть своё понимание учительской компетенции), изменить свои взаимоотношения с учениками для участия в учебном проектировании в качестве партнера.
И так – одним из главных критериев успешного внедрения ФГОС является характер педагога, его желание и готовность к изменениям. Если учитель открыт для всего нового и не боится перемен, то его уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОС будут являться хорошим стартом для дальнейшего развития личности современного педагога. Ведь, как говорил Конфуций
«Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, и шагать в ногу со временем, достоин быть учителем».