Положительные и негативные стили отношений в семье

Отношения между родителями и ребенком во многом влияют на детское развитие. То, как родители будут относиться к ребенку, а именно, какое родительское отношение выберут для себя приоритетным, напрямую повлияет на удовлетворение основных потребностей ребенка. Кроме того, именно родители оказывают влияние на формирование позитивных моделей поведения и коррекцию негативных.

Все знают, что отношения могут быть как положительными, так и отрицательными. Иногда оба родителя придерживаются одинакового стиля отношений. А порой присутствуют различия в отношении отдельных членов семьи к одному и тому же ребенку. В любом случае важно осознавать влияние родительских отношений на будущее наших детей.

Первые способны оказать положительное влияние на детскую самооценку, успеваемость в школе, развитие познавательных навыков и поведение. Дети, которые живут в доброй домашней атмосфере, полной взаимного уважения и любви, переносят полученные навыки на отношения с другими людьми, умеют выражать свои чувства, проявлять эмпатию и готовы к взаимодействию, лояльности и солидарности.

К положительным отношениям относятся*:

  1. принятие ребенка - таким, какой он есть, как в плане внешности, так и в плане характера, природных возможностей и ограничений в сфере интеллектуального развития. Родители, принимающие своего ребенка, в состоянии увидеть и определить его недостойное (плохое) поведение, объяснить свою точку зрения, не критикуя при этом ребенка, а только лишь его нехорошие поступки.
  2. взаимодействие с ребенком, а именно: одобряющее участие и заинтересованность как его занятиями, так и его развлечениями. Взрослые в данном случае являются активной стороной в установлении взаимных контактов, готовы объяснять детям окружающий мир, помогают его понять и действовать в нем с интересом и чувством внутреннего удовлетворения.
  3. предоставление ребенку разумной свободы в соответствии с его возрастом. Это способность (для многих родителей тяжелая и болезненная) по мере взросления предоставить своему ребенку все более и более широкий диапазон свободы, и проявлять растущее к нему доверие. Важно при этом поддерживать свой авторитет, который не станет уменьшаться в результате расширения свободы ребенка. Предоставляя свободу, родитель, тем не менее, должен находиться рядом, чтобы вовремя распознавать те моменты, когда сын (дочь) находится в реальной опасности, требующей помощи или вмешательства.
  4. признание равноправия ребенка в семье, не переоценивая, но и не недооценивая его роль. Родитель позволяет ему брать на себя ответственность за собственные решения и действия, и выражает ребенку свою надежду увидеть в нем проявление зрелого поведения. Не навязывает и не принуждает к выполнению своей воли, не управляет (и не манипулирует) ребенком. Дисциплина при этом базируется на взаимной договоренности и согласии. Используются предложения, объяснение и разъяснение, а ожидания в отношении ребенка являются четкими, ясными и учитывают его возрастные возможности.

Вторые могут привести к глубокому разочарованию и возможно даже к различным патологиям и расстройству личности. Они влекут за собой задержку развития высших эмоций (любви, милосердия, сострадания), асоциальное или антисоциальное поведение, а также различные пищевые расстройства у детей (ожирение, анорексию, булимию). К тому же отношение чрезмерного оберегания, например, порождает задержку формирования эмоциональной и социальной зрелости (инфантилизм), а чрезмерно требовательное отношение вызывает отсутствие веры в собственные силы.

К негативным отношениям относятся:

  1. отчужденность - проявляется в восприятии ребенка, как обузы и порождает антипатию, неприязнь, обиды, а также разочарование. Родитель не выражает положительных чувств, но явно проявляет отрицательные, критикует, является деспотом и тираном, применяя строгие виды наказания, запугивание или даже насилие; совершенно не видит достоинств ребенка, лишь одни недостатки.
  2. избегание - характеризуется эмоциональным безразличием по отношению к своему малышу. Родитель не испытывает удовольствия от общения с ребенком, заменяет его многочисленными подарками, огромной свободой и широко понимаемой либеральностью отношений. Он не чувствует ответственности за ребенка, игнорирует его, проявляет пассивность, пускает воспитание на самотек. Родитель устанавливает правила, но не соблюдает их; не вовлекается в дела ребенка и не интересуется его жизнью.
  3. чрезмерное оберегание - характеризуется недостаточностью критического подхода к ребенку, неумеренной опекой и снисхождением. Для таких родителей ребенок - образец всех добродетелей, идеал, поэтому они стараются решать вместо него его проблемы, а также всячески ограждать его от неудач. Присутствует чрезмерная обеспокоенность его здоровьем, снисходительность и часто попустительство, удовлетворение всех желаний ребенка, терпя его всевозможные капризы. Зачастую позволяются ситуации, в которой ребенок управляет всем домом и становится маленьким тираном.
  4. чрезмерные требования - желание «подогнать» ребенка под воображаемый образ, составленный его родителями, пренебрежение его подлинными качествами и возможностями личности. Родитель задает жесткие правила, критикует, оценивает, возводит себя на пьедестал, создает в своем лице единственный и непогрешимый авторитет. Ребенок живет под давлением, не имея прав, а лишь обязанности, должен придерживаться принятых правил и «отказаться» от своей личности.

Можно указать и другие виды родительского отношения или дать им другие названия, однако не терминология или классификация являются сутью моей статьи. Моя цель - напомнить о том, что существует разное отношение взрослых к детям – как положительное, так и негативное. А также помочь разобраться в том, каким отношением мы сами и другие взрослые члены нашей семьи руководствуемся в отношении своих детей. И если это отношение из разряда положительных, то единственное, что необходимо делать - углублять все его составляющие. А если отношение негативное, то осознавая его вред, сделать все возможное, чтобы изменить его.

Хотелось бы пожелать всем нынешним и будущим родителям, чтобы они относились к своим детям с любовью и уважением. Чтобы принимали своих детей, умели взаимодействовать с ними, предоставляли адекватную степень свободы и признавали их равные права в семье, не переоценивая и не недооценивая их роль.

*Статья основана на классификации, предложенной М.Земцовой.