Рассуждения о воспитании (мысли вслух)

О воспитании говорилось всегда, и всегда говорилось много. И не только педагогами. Стоит лишь открыть интернет – и увидишь массу ссылок на эту тему. Стоит встретиться двум людям (родители, соседи, просто знакомые) – и тоже обязательно затронут этот вопрос. Даже определений данного процесса существует несколько.

Взять хотя бы учебник по педагогике. Даже там есть определение «узкое» (направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни) и «широкое» (целенаправленный и организованный процесс формирования личности, заключающийся в передаче накопленного опыта от старшего поколения к младшему). В очередной раз их перечитывая (требовалось для написания доклада), вдруг поняла, что кое-что в этих определениях меня «царапает».

Итак, в обоих определениях есть слово «направленный». С одной стороны, действительно: мы, педагоги, направленно воздействуем на своих подопечных, мечтая вырастить из них Людей. Так же направленно действует и государство, с помощью СМИ и соцсетей формируя сознание Граждан. И родители свои усилия направляют на воспитание достойного Преемника. Кажется, все сходится – процесс действительно направленный. С другой стороны, сосед - алкоголик/наркоман/бандит (нужное подчеркнуть) вовсе не собирается направлять свои усилия на воспитание какого-нибудь ребенка, и тем не менее, все равно влияет на его формирование как личности.

Вот и возник первый вопрос: значит, воспитание  - процесс не только направленный и организованный, но и опосредованный и даже в чем-то хаотичный?

Идем дальше. Из определения вытекает, что воспитание формирует личность. А личность – это: 1) человек с момента его рождения; 2) человек как носитель социально значимых черт, характеризующих его как члена общества; 3) системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения.

Вот и второй вопрос: 1) значит, человек уже рождается воспитанным? И дальше уже не воспитываем, а лишь корректируем то, что дано с рождения?  2) если человек – не член общества, то он и не личность? 3) личность формирует не воспитание, а предметная деятельность и общение?

Далее, насчет передачи опыта. Все знают фразу «С кем поведешься, от того и наберешься». Замечали, что педагоги, работающие с малышами, зачастую дольше других сохраняют молодость души? И это вовсе не значит, что они впадают в детство. А как порой меняется человек, ставший родителем? Как он вместе с подопечным заново проходит все этапы взросления? И совсем не потому, что спускается до уровня развития ребенка. Просто иногда взрослый человек выносит для себя полезные уроки, даже глядя на маленьких детей.

Вот и третий нюанс: значит, не только мы, старшее поколение, передаем им опыт? Выходит, они тоже «воспитывают» нас?

А вы во всем согласны с классическим определением процесса воспитания? Или вас тоже что-то «царапает»? Жду ваших комментариев. smiley