Статья "«Развитие функциональной грамотности на уроках бурятского языка"

Иванова Алевтина Владимировна

Развитие функциональной грамотности учащихся

на уроках Бурятского языка

 

Иванова Алевтина Владимировна

Магистр филологии, учитель бурятского языка

МАОУ Иволгинская СОШ

 

 

Аннотация

В статье рассматриваются понятия функциональной грамотности, грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении бурятскому языку, приводятся примеры заданий и упражнений на основе работы с текстом, направленных на формирование и развитие функциональной грамотности учащихся.

Ключевые слова: функциональная грамотность, грамотность чтения, работа с текстом.

Бурятский язык как государственный – один из относительно новых предметов в системе подготовки современного школьника в условиях поликультурного и полиязычного общества. Наряду с русским языком, литературным чтением, литературой, иностранными языками он входит в число предметов гуманитарного цикла и формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и формированию основ гуманитарного образования школьников.

Школьный предмет «Бурятский язык», наравне с другими предметами представляет огромные возможности для всестороннего развития личности, формирования гуманистического мировоззрения, терпимости, миролюбия, расширяет лингвистический кругозор учащихся. Общение на бурятском языке - это межкультурное взаимодействие. Специфика изучения бурятского языка отличается именно коммуникативной, диалоговой направленностью, в процессе межнациональной коммуникации формируется уважение и внимание к другим.

Основной задачей обучения бурятскому языку является развитие у учащихся речевых навыков: чтения, письма, монологической и диалогической речи. Работа над развитием у учащихся этих видов речевой деятельности осуществляется на протяжении всего периода обучения.

При обучении бурятскому языку особое внимание уделяется формированию и развитию элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме; развитию личности ребенка, его внимания, мышления, памяти и воображения; приобщению детей к новому социальному опыту: знакомство с культурой бурятского народа, фольклором и детской литературой.

В процессе обучения учителя часто сталкиваются с определенными проблемами и затруднениями учащихся при работе с текстом. Так, учащиеся не знают значений многих слов, не умеют озаглавить текст, не понимают смысла написанного, не могут выделить ключевые слова, не могут сформулировать вопрос.

 В чем же причина подобных проблем и затруднений?  Прежде всего, это связано с плохо развитой функциональной грамотностью учащихся.

Под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (читать газеты и журналы, слушать радио и телевидение, заказать еду в кафе, ресторанах, прочитать рекламные вывески, устроиться на работу) то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Решить эту проблему поможет формирование функциональной грамотности у обучающихся. Содержание функциональной грамотности, формируемой в рамках урока по бурятскому языку, включает:
-  овладение грамотной и выразительной, устной и письменной речью;
- способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации;
-     умение самостоятельно формулировать проблему.

Итак, целью обучения функциональной грамотности на уроках бурятского языка является совершенствование способности и готовности школьников использовать язык для решения коммуникативных задач.

Программа обучения бурятскому языку предполагает на разных ступенях обучения развитие навыков и умений, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач. Подобные навыки и умения включают в себя умение осмысленно читать и воспринимать на слух, а также воспроизводить тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты); умение извлекать информацию из разных источников – газеты, журналы, телевидение, радио, форумы; способность находить и критически оценивать информацию из СМИ и интернета; умение пользоваться источниками и ссылаться на них.

Таким образом, мы видим, что образовательные стандарты ориентируют учителя на развитие функциональной грамотности учащихся.

Ученик, у которого сформированы навыки функциональной грамотности, умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным).

Безусловно, для того, чтобы формировать и развивать функциональную грамотность учащихся, учителю необходимо подобрать либо составить соответствующие задания.

Важно соблюдать некоторые правила отбора текстов к заданиям на функциональное чтение:

1. Текст должен быть ученику интересен и содержать неизвестную ученику информацию.

2. Текст должен развивать кругозор.

3. Текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами.

4. Иллюстрации не отвлекают, а помогают разобраться в содержании текста.

6. Уровень трудности текста должен соответствовать возрасту ученика.

7. Незнакомые слова должны «вычитываться» из текста или быть представлены в словарном «окне».

8. Шрифт должен помогать ученику легко читать текст.

9. В тексте не должно быть ошибок.

Мы в своей работе используем следующие направления формирования функциональной грамотности: читательскую, математическую грамотностьестественнонаучнуюфинансовую грамотность.

Давайте подробнее рассмотрим работу по формированию читательской грамотности на уроках бурятского языка.

  1. Например, работая с текстом о достопримечательностях республики Бурятия, с учащимися 8 класса, мы предлагаем детям следующие задания:

image

Рис.1 Захаамин хотын түүхэhээ

image

Рис.2 Захаамин хотын түүхэhээ

  1. Составьте кластер характеристик «Захаамин хотын түүхэhээ»
  2. Выпишите 3 – 4 наиболее важных словосочетания, на ваш взгляд
  3. Скажите, какие предприятия работали и работают ныне в г. Закаменске?
  4. Запиши информацию, которая показалась тебе интересной, необычной.

Используя такие задания, мы формируем у учащихся не только языковые знания и умения, но и развиваем мышление, память, внимание, воображение; воспитываем уважение к общечеловеческим ценностям, культуре и обычаям своей страны.

2. На примере следующего текста мы развиваем и читательскую и математическую грамотность.

Изучение ситуативных текстов в 3 классе

Зүб гү али буруу гү?

А. Долоонhоо гурбые хорооходо – таба

Б. Юhэнhөө табые хорооходо – дүрбэ

В. Найманhаа зургаае хорооходо – хоёр

Г. Хоёр дээрэ табые нэмэхэдэ – долоо

Д. Нэгэн дээрэ долоое нэмэхэдэ – арба

Е. Зургаан дээрэ нэгые нэмэхэдэ - долоо

Следующие примеры показывают нашу работу по формированию финансовой грамотности у обучающихся.

Финансовая грамотность – это умение зарабатывать и управлять деньгами. Знания о деньгах очень важны, так как люди пользуются деньгами каждый день, рассчитываются ими за покупки и услуги, с их помощью стремятся реализовать свои мечты. С элементами обучения детей финансовой грамотности мы сталкиваемся буквально с первых шагов обучения бурятскому языку. Для достижения этой цели на своих уроках мы ставим перед детьми различные экономические задачи и используем ролевые игры.

В 3 классе при изучении темы «Эдеэн» развиваем лексические навыки по данной теме, учим детей составлять список покупок. Составляя список покупок, дети учатся рационально использовать денежные средства, осуществлять контроль расходов семьи, понимать полезность приобретаемых товаров, рассчитывать расходы.                                        Задание: Составьте список продуктов, которые нужны для приготовления бууз.

Ответ: Мяхан, талхан, үндэгэн, уhан / hүн, дабhан, тоhон.

В 4 классе, изучая тему «Эдеэнэй дэлгүүртэ» («В продуктовом магазине»), мы сталкиваемся с элементами финансовой грамотности. На данном этапе учащиеся знакомятся с денежными единицами, учатся элементарным фразам этикетного диалога по данной теме:

- Сайн байна!

- Сайн! Шамда юун хэрэгтэйб?

- Намда сагаан хилээмэн хэрэгтэй. Тэрэ хэды түхэригтэб?

- 28 түхэригтэ.

- Үгыт даа.

- Энэ аба даа.

- hайн даа! Баяртай!

- Баяртай!                                                                                                                            

Современные методы, такие как синквейн, кластер, словесная паутина расширяют словарный запас, развивают умение кратко и четко формулировать мысли, способствуют развитию творческих способностей учащихся, развивает образное мышление, поэтому мы активно применяем их на своих уроках. Все это помогает развивать функциональную грамотность.

Вот пример синквейна на тему "Эхэ байгаалияа гамная!" («Берегите природу»).

Байгаали                                                                      

Сэбэр, тунгалаг                                                           

Хамгаалха, гамнаха, сахиха

Арад зон, байгаалияа гамнагты!

Эхэ – байгаали!

«Словесную паутину» можно использовать в начале урока для активизации и мотивации учащихся. Например, во 2 классе работая по теме «Би велосипедээр ябадагби», учащимся предлагается заполнить словесную паутину, отвечая на вопрос «На чем ездят люди?». Заполнив словесную паутину, нужно подготовить монологическое высказывание. Эффективнее работать в группе.

Формировать функциональную грамотность помогают также методы проектов, инсценирования сказок, пьес, решение кроссвордов, игры.

Таким образом, нужно отметить, что задания на формирование функциональной грамотности способствуют повышению мотивации учащихся, расширяют их кругозор, развивают творческие способности - всё это необходимо для того, чтобы учащиеся могли ориентироваться в жизненных ситуациях и использовать язык для решения коммуникативных задач.

 

Список использованной литературы

  1. Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителей. Курс для учителей русского языка как родного. - Нарва, 2012
  2. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся основной школы при освоении дисциплин общественно-гуманитарного цикла. Методическое пособие.  - Астана, 2013
  3. УМК «Амар мэндэ - э»: Начальный курс бурятского языка для детей младшего школьного возраста. 1-й год обучения. – У – Удэ, 2014                   
  4. УМК «Амар мэндэ-э». Начальный курс бурятского языка для детей младшего школьного возраста. 2-й год обучения. – У – Удэ, 2015
  5. УМК «Амар мэндэ-э». Начальный курс бурятского языка для детей младшего школьного возраста. 3-й год обучения. – У – Удэ, 2016