Практика внедрения в учебно-образовательный процесс проектной деятельности
«В процессе … освоения основной образовательной программы начального общего образования должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.)» (ФГОС НОО, п. 19.9)
«Программа развития универсальных учебных действий должна быть направлена на: <… > формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы» (ФГОС ООО, п. 18.2.1)
«Программа развития универсальных учебных действий на ступени среднего (полного) общего образования … должна быть направлена на <…> формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебноисследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования (ФГОС СОО, п. 18.2.1)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Практика внедрения в учебно-образовательный процесс проектной деятельности | 14 КБ |
Предварительный просмотр:
Практика внедрения в учебно-образовательный процесс проектной деятельности вызвала целый ряд проблем, которые существенно снижают заложенный в ней потенциал. К ним относятся: отсутствие внутренней мотивации у обучающихся к выполнению проектов, практически полное отсутствие успешного опыта выполнения проектов учителями школ, противоречие между принятыми формами итоговой аттестации (ЕГЭ, ОГЭ) и требованиям к проектам. Но не стоит забывать, что проектно-исследовательская деятельность обучающихся требует методической грамотности учителя, владения набором приёмов, методов, технологий, необходимых для организации такой работы. Проще говоря, никто не учил учеников проектированию и многие учителя не имеют четкого представления о нем. В большинстве случаев проектная деятельность обучающихся не вполне самостоятельна (либо пишет учитель за ученика, либо это работа из глобальной сети интернет). Почему так происходит? Зачастую, многие обучающиеся просто не умеют самостоятельно выдвигать и обосновывать гипотезу, планировать свою деятельности и формулировать цели, не могут успешно искать информацию, испытывают проблемы с ее анализом, предоставлением результатов исследования, осуществлением рефлексии. В 2020/21 учебном году во всех школах страны появился обязательный курс, предусмотренный ФГОС среднего общего образования, — индивидуальный проект (учебное пособие авторов Половкова М., Носова А., Половкова Т., Майсак М., редакция «Просвещение»). К сожалению, данный курс предназначен для тех, кто уже имеет определенные навыки проектирования, а их попросту нет. И это только одна из проблем. Еще более серьезным препятствием, я считаю, является то, что в школах не хватает кадров. Мы сами не умеем проектировать, но хотим этому учить. Для решения этой проблемы, конечно, можно привлекать «нешкольных» специалистов по проектированию, но нужно ли это? Нет. Каждый учитель должен уметь правильно оценивать качество проектов, выполняемых в рамках его предмета. Иначе формального подхода к проектированию нам не избежать.
Педагогическое проектирование - одно из наиболее актуальных направлений внедрения инноваций сегодня.
- Мне нравится (4)